Засуха на Ставрополье. Весна 1945 года

Весна 1945 года на Северном Кавказе, в том числе в Ставропольском крае, выдалась засушливой, урожая озимых и яровых культур не предвиделось, назревал голод.

Бюро Ставропольского крайкома ВКП(б) 4 июня 1945 года приняло постановление «О неотложных мероприятиях в связи с создавшейся в крае угрозой засухи».

Были намечены экстренные меры по борьбе с засухой: массовое боронование поздних посевов яровых, прополка сорняков, борьба с вредителями, дополнительный посев засухоустойчивых культур, использование водных ресурсов для полива.

Для оказания практической помощи и проведения разъяснительной работы среди населения, в районы отправились члены бюро крайкома ВКП(б) и краевого совета депутатов трудящихся. [2]

***

Работники управления НКГБ по  Ставропольскому краю тщательно отслеживали настроение населения в связи с засухой.

11 июня 1945 года начальник управления комиссар госбезопасности Мещанов докладывал секретарю крайкома ВКП(б) А.Л. Орлову о проделанной работе.

За апрель – июнь военной цензурой по отдельным районам, из большого количества перлюстрированной почты, отмечено 131 письмо, характеризующее отрицательное настроение людей в связи с неблагоприятными природными условиями.

Благодарненский район, с. Алексеевка: «29.05.45 г. Хлеба хватит только до конца мая, а дальше неизвестно, как жить, так как погода не радует, дуют сильные, горячие ветры. Все говорят, что такая точно погода была в 1921 году, вы, конечно, помните. Теперь мы очень боимся голода, потому что продавать нечего, все продали еще в 1944 году и были голодны. В Серафимовке был град и выбил весь хлеб».

Дмитриевский район, с. Дмитриевка, колхоз «Комсомол»: «03.06.45 г. Ничего не радует, потому что сильная засуха. В мае месяце ни одного дождика не было... Сильные ветры, все на огороде и на поле высыхает. Старые люди говорят, что такая засуха была в 21-м году... Народ оробел, оробел сердцем за эту войну, а теперь тем более... Ожидать нечего...»

Дмитриевский район, с. Тахта: «04.06.45 г. …Какая нам печаль, хлеб яровой выгорел, стебель в четверть, а выкидывает колос. Так что, можно сказать, будем голодовать... Выручайте нас из такой гибели, никак не переживем такого несчастья...»

Апанасенковский район, с. Дербетовка: «04.06.45 г. …У нас ввиду засухи в огороде все повысохло, в поле нет ни травы, ни хлеба, корма для коров, овечек и прочего скота нет. Сами климатические условия говорят о прекращении жизни нашей... Хлеба такие, что косить не придется, год показывает себя катастрофическим».

Шпаковский район, с. Кугульта: «04.06.45 г. …Трава посохла, хлеб посох, хоть коси. Предвидится неизбежный голод и смерть... Жалею, что не поехала с вами. Мы сейчас голые и голодные, и нам первым погибать».

Шпаковский район, с. Кугульта: «04.06.45 г. ...Хлеб подорожал. Все горит, нет дождя, все пропадает... Хотя бы кукуруза была... Ожидает нас полный голод, как надоело нам голодать. Не будет дождя, хоть сейчас ложись и умирай...»

Ипатовский район, с. Ипатово: «05.06.45 г. …У нас сильная засуха, все повысохло в огородах и в степи - пшеница, также посохла трава, скот голодный... Как нам до вас пробраться, а то у нас из-за голода погибнем».

Ипатовский район, с. Ипатово: «05.06.45 г. Сильная засуха, озимое пропало, огороды пропали... Куда идти, война кончилась, а мы подохнем, потому что будет голод».

Ипатовский район, с. Книгино: «05.06.45 г. …Весь хлеб и огороды – все пропало, и не знаем, что делать. Урожая, как видно, никакого не будет, придется ехать куда-то».

Спицевский район, с. Спицевка: «05.06.45 г. В степи и на огородах все погибло, потому что ветры ужасные и жара невыносимая. Если будет продолжаться такая погода, то надо ехать на Украину или в другой район, где такой обстановки нет. Если с неделю не будет дождя, все пропало... Умирать на месте, бездействовать, это очень глупо».

Петровский район, с. Петровское: «05.06.45 г. Люди все упали духом - такая весна! Цены бешено растут, сейчас единственный спрос только на пшеницу, муку, кукурузу. Никому ничего не нужно. Так страшно думать... Труды затрачены, а плоды слишком горькие».

Бурлацкий район, с. Спасское: «…У нас весна очень плохая, дождя нет, сильная засуха, что делать - не знаем. Или куда убежать, пока не поздно, только куда? Подумаешь, так сердце холодеет. В прошлом году хлеб был, да и то ничего не дали, а теперь что будет...»  [1]

***

Такая вот суровая и безжалостная первая послевоенная весна…
За что такие испытания народу, исстрадавшемуся за годы войны?

ИСТОЧНИКИ:
1. Голоса из провинции: жители Ставрополья в 1941-1964 годах. Сборник документов. Комитет Ставропольскогокрая по делам архивов. Ставрополь, 2011. ГАНИСК. Ф. 1. Оп.2. Д. 1 298. Л. 1 7-13об. Подлинник. Машинопись.
2. ГАНИСК. Ф. 1. Оп.2. Д. 1298. Л. 1 -1 об.

5 мая 2012 г.                г. Благодарный


Рецензии
Ужаснее всего была засуха и голод 1946 - 1947 гг., и не по себе становится: и так натерпелись за годы войны, в сёлах жили с приусадебных участков., и после войны жить легче не стало фактически до 19499 года - везде в СССР, и в Буджаке, а не только на Ставрополье. Кстати, читал у вас и про вашего архиепископа Антония : церковь тогда про голод молчала - боялась, думаю... Бог богом, а земная жизнь у всех одна и всем дороже: и верующим, и высоконравственным людям.
Не знаю, почему, но в грузии голода не было ни в 1947 году, да и в войну не голодали.

Карагачин   08.05.2012 11:40     Заявить о нарушении
Спасибо!
Народ голодал, а в церковь нес последнее...

Владимир Пузиков   08.05.2012 11:27   Заявить о нарушении
Тоже верно. И в церкви брали. и это последнее, хотя и знали, что последнее. Почти все люди в войну и в голодающий год были дистрофики на вид и ходячие скелеты.

Карагачин   08.05.2012 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.