Литература без героев

Литература без героев

эссе

Задавая вопрос, любите ли того или иного писателя, можно услышать много вариантов ответа. Да, нет, не очень, в какой-то мере… А если спросить, любите ли вы его героев… Иной раз люди, утверждающие, что не являются поклонниками Льва Толстого, начинают называть имена его персонажей – Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, княжны Марьи, Элен Курагиной и пр. Эти герои живут самостоятельной жизнью, воспринимаются не как порождение фантазии автора… А что может быть важнее для писателя?

Бывает и такое: писатель в целом очень нравится, его читаешь запоем – все произведения подряд, и вместе с тем ответить на вопрос, а есть ли в его творчестве Герой (именно так – с  большой буквы), ты затрудняешься… Есть среднестатистические васи, пети, лены, ани с набором среднестатистических проблем, но ни один из них не тянет на роль Героя. Можно талантливо написать об обычных людях, даже гениально. Не у каждого писателя обязательно должно возникать желание создать образ Героя. Но я отношусь к разряду тех читателей, которые предпочитают литературу Героев.

Может быть, целые эпохи в искусстве характеризуются как «не героические»?  В творчестве автора находишь все что угодно – языковые красоты, точность в обрисовке настоящего исторического момента, остроумие… но не героя. Есть масса журналов «о жизни», в которых рассказываются подлинные истории. (В советские времена – «Работница», «Крестьянка», сейчас – глянцевые.) Можно их собирать, коллекционировать, воссоздавать, но все же пытаться достичь некого художественного обобщения. Чтобы это были Собирательные Образы, запоминающиеся, яркие, мощные.

Поясню свою мысль. Герой – это не обязательно тот, кто совершает подвиг. И уж точно – не обязательно положительный персонаж. У гения даже второстепенные линии несут в себе некое зерно художественного обобщения, вырастают до значения литературной Героики. Может быть, Соня не так важна для повествования, как Пьер Безухов, но и она является предметом споров, дискуссий… Это все-таки Героиня. А не просто некий безликий среднестатистический персонаж.

Это может быть персонаж, описанный с убийственной иронией автора, как Оленька из рассказа Чехова «Попрыгунья». Но ее не забудешь! Таких оленек – тьма, писателю удалось обобщить, сделать так, что имя героини может стать нарицательным. Ей можно посвятить тома литературных сочинений школьников и литературоведческих статей.

Почему же у иных очень талантливых авторов ни одного такого Героя не найдется? Они не ставят себе подобную художественную задачу? Возможно… Попытка создать Героя не всегда бывает удачной. Анатолий Рыбаков в романе «Дети Арбата» пытался сделать из Саши Панкратова положительного героя, но получилось ли? В случае с Варей из того же романа, как мне кажется, ему удалось создать живой настоящий, вызывающий горячий отклик, персонаж, но Саша – это скорее некая писательская идея, попытка, не увенчавшаяся успехом… А почему? Конечно, это вопрос во многом – субъективного восприятия. Личностных ощущений. Варя живет в моем воображении, Саша – нет. Я почему-то представляю себе, как автор его придумывает, описывает, но он в результате просто не вызывает эмоций. Думаешь: произведению нужен положительный герой? Нужен. И – вот он… но ничего к нему не испытываешь. Есть в этом некоторая искусственность.

Если, вспоминая о писателях, вы, прежде всего, думаете о его персонажах, в вашей памяти всплывают эпизоды, посвященные любимым героям,  -  значит, литературная Героика этим авторам удается. Это тот аспект, который, как мне кажется, утрачен в обсуждении современной литературы.

И мы живем в мире Героев других эпох: Гамлета, Отелло, Фауста, Мефистофеля, князя Мышкина, Родиона Раскольникова… Близких и понятных читательской аудитории всех поколений людей. Это не персонажи «на злобу дня». Они вечны.

В детективном жанре сколь многое зависит от умения автора создать образ героя! Полюбившегося читателям. Если это получилось, многие закрывают глаза на нестыковки сюжета. Ради любви к Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро читатели готовы воспринимать и не самые удачные произведения Конан Дойла и Агаты Кристи. И детективная литература – это, оказывается, тоже литература Героев. Масса искусственных попыток такие образы создать, но мало подлинных творческих удач.

Продолжать рассуждать на эту тему можно бесконечно, стоит только начать…


Рецензии
Герои есть. Ибо если человек пишет историю пусть придуманного им человека - то это уже герой. А вот положительный он или отрицательный или нейтральный - это уже простите зависит от близости героя читателю. Просто раньше старались человека показывать со всех сторон - создавая в литературе иллюзию скульптуры - поэтому так зримы персонажи из повестей и романов писателей XIXвека. Сейчас, особенно в сетевой литературе люди могут недорисовывать своих героев, делая вместо полноценных портретов откровенные шаржи, а порой просто неумелые зарисовки. Главное, чтобы твой герой взывал желание читателя проникнуться его судтьой, не просто скользить взглядом по строчкам.

Денис Маркелов   29.05.2013 23:01     Заявить о нарушении
Сейчас герой часто бывает среднеарифметический человек, не пытаются создать уникальную личность, а тогда пытались.

Наталия Май   29.05.2013 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.