Литература без героев
эссе
Задавая вопрос, любите ли того или иного писателя, можно услышать много вариантов ответа. Да, нет, не очень, в какой-то мере… А если спросить, любите ли вы его героев… Иной раз люди, утверждающие, что не являются поклонниками Льва Толстого, начинают называть имена его персонажей – Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, княжны Марьи, Элен Курагиной и пр. Эти герои живут самостоятельной жизнью, воспринимаются не как порождение фантазии автора… А что может быть важнее для писателя?
Бывает и такое: писатель в целом очень нравится, его читаешь запоем – все произведения подряд, и вместе с тем ответить на вопрос, а есть ли в его творчестве Герой (именно так – с большой буквы), ты затрудняешься… Есть среднестатистические васи, пети, лены, ани с набором среднестатистических проблем, но ни один из них не тянет на роль Героя. Можно талантливо написать об обычных людях, даже гениально. Не у каждого писателя обязательно должно возникать желание создать образ Героя. Но я отношусь к разряду тех читателей, которые предпочитают литературу Героев.
Может быть, целые эпохи в искусстве характеризуются как «не героические»? В творчестве автора находишь все что угодно – языковые красоты, точность в обрисовке настоящего исторического момента, остроумие… но не героя. Есть масса журналов «о жизни», в которых рассказываются подлинные истории. (В советские времена – «Работница», «Крестьянка», сейчас – глянцевые.) Можно их собирать, коллекционировать, воссоздавать, но все же пытаться достичь некого художественного обобщения. Чтобы это были Собирательные Образы, запоминающиеся, яркие, мощные.
Поясню свою мысль. Герой – это не обязательно тот, кто совершает подвиг. И уж точно – не обязательно положительный персонаж. У гения даже второстепенные линии несут в себе некое зерно художественного обобщения, вырастают до значения литературной Героики. Может быть, Соня не так важна для повествования, как Пьер Безухов, но и она является предметом споров, дискуссий… Это все-таки Героиня. А не просто некий безликий среднестатистический персонаж.
Это может быть персонаж, описанный с убийственной иронией автора, как Оленька из рассказа Чехова «Попрыгунья». Но ее не забудешь! Таких оленек – тьма, писателю удалось обобщить, сделать так, что имя героини может стать нарицательным. Ей можно посвятить тома литературных сочинений школьников и литературоведческих статей.
Почему же у иных очень талантливых авторов ни одного такого Героя не найдется? Они не ставят себе подобную художественную задачу? Возможно… Попытка создать Героя не всегда бывает удачной. Анатолий Рыбаков в романе «Дети Арбата» пытался сделать из Саши Панкратова положительного героя, но получилось ли? В случае с Варей из того же романа, как мне кажется, ему удалось создать живой настоящий, вызывающий горячий отклик, персонаж, но Саша – это скорее некая писательская идея, попытка, не увенчавшаяся успехом… А почему? Конечно, это вопрос во многом – субъективного восприятия. Личностных ощущений. Варя живет в моем воображении, Саша – нет. Я почему-то представляю себе, как автор его придумывает, описывает, но он в результате просто не вызывает эмоций. Думаешь: произведению нужен положительный герой? Нужен. И – вот он… но ничего к нему не испытываешь. Есть в этом некоторая искусственность.
Если, вспоминая о писателях, вы, прежде всего, думаете о его персонажах, в вашей памяти всплывают эпизоды, посвященные любимым героям, - значит, литературная Героика этим авторам удается. Это тот аспект, который, как мне кажется, утрачен в обсуждении современной литературы.
И мы живем в мире Героев других эпох: Гамлета, Отелло, Фауста, Мефистофеля, князя Мышкина, Родиона Раскольникова… Близких и понятных читательской аудитории всех поколений людей. Это не персонажи «на злобу дня». Они вечны.
В детективном жанре сколь многое зависит от умения автора создать образ героя! Полюбившегося читателям. Если это получилось, многие закрывают глаза на нестыковки сюжета. Ради любви к Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро читатели готовы воспринимать и не самые удачные произведения Конан Дойла и Агаты Кристи. И детективная литература – это, оказывается, тоже литература Героев. Масса искусственных попыток такие образы создать, но мало подлинных творческих удач.
Продолжать рассуждать на эту тему можно бесконечно, стоит только начать…
Свидетельство о публикации №212050500960
Денис Маркелов 29.05.2013 23:01 Заявить о нарушении
Наталия Май 29.05.2013 23:05 Заявить о нарушении