Старый Солдат

Афанасий Никифирович поднялся с постели,взял костыли,подошёл к окошку, приподнял занавеску,посмотрел что творится на улице - "опять дождь"-буркнул себе под нос,посмотрел на календарь,с удовольствием оторвал листок,взял очки,стал читать.Надо же День Рождения 8 мая - почти перед праздником Героя Советского Союза.Значит вместе воевали только у меня  1 декабря,а 8 мая я был в Кенисберге,лётчик,а я сапёр.Я тоже мечтал быть лётчиком,только вот не взяли,не прошёл медицинскую комиссию,а на войну забрали,как миленького,вот аказия,хотя всё что Бог не делает ,конечно он знает лучше ,да стоит ли ворошить прошлое ?А так хотелось домой,перед девчонками походить петухом ,покрасоваться,особенно перед Марьей,нашивки на рукаве,шевроны кокарда петлица,ну всё мне хотелось пощупать,потрогать,вообщем покрасоваться.Да и перед отцом с матерью - они бы гордились бы,но не судьба.
Да какая разница - сколько было слёз и радости,когда вернулся с войны,отец плакал,не говоря о матери,ведь я был у них единственный сын,вся надежда,кормилец на старости лет.А что я,вернулся калека,без обеих ног,одним словом обрубок,живой труп,даже не ходячий - труп - словом,хорошо что Марья меня не дождалась,а то горя хлебнули бы вместе,как бы не утонуть тут всем в округе.
Так что невеста  не дождалась.Марья красавица была на весь район,когда мы перед войной  с ней ездили в Углич,так каждый первый парень на неё засматривался,во какая она была эффектная.
17 лет - волосы длинные,русые,глаза огромные - голубые,голубые,а губки пухленькие,брови в разлёт,улыбнётся,так с ума можно было сойти,небольшого роста 1,50,стройная,плотнинькая,ах кровь с молоком,не девка - а умопомрочение.Зубки как жемчуга,на солнце блестели когда смеялась,до сих пор помню.Мне всё время хотелось её обнять,поцеловать,но смелости не хватало,думал стану лётчиком,одену форму и сразу же поцелую и женюсь,но не так судьба повернула ,не так,да и война началась нежданно,не до поцелуев было.Эх какие планы были хорошие.Когда меня 1941-году забрали на войну,многие девчонки с нашей деревни пошли работать на Леспромхоз,мужиков то почти не было ,а там мою красавицу приметил мистер тамощный,у него бронь был так как на войну много древесины нужно было.Туда сюда ,вообщем он её обрюхатил ,а жене его устроила скандал ,чуть говорят до суда дело не дошло,потом он с женой развёлся и женился на моей Марье.На праздник к 9-маю она приедет в деревню поздравить своего брата Мирона. Столько лет прошло 41-ом мне и ей по 18 было а теперь 1965 год.Мирон сказывал что муж Марьи года три как помер,то ли от рака,то ли почки отказали,я так и не понял,мужику 61 сроду было.Марья теперь живёт с дочкой ,поди уже замужем.Сегодня надо костюм погладить,сорочку надо тоже погладить.Сапоги хромовые,почти новые,из сундука достать подарить Мирону,мне они зачем?Всё таки праздник.-"Сынок,садись за стол"- говоря зашла в дом старушка.-А на улице дождь сынок,вся промокла пока туда-сюда.Я тебе парное молоко кувшин принесла у соседки купила,у Просковьи,у них молоко лучше чем у Титовых,садись сынок,садись,вот хлеб у меня на печке,картошка тёплая,пока ты спал я всё успела - это суетливая старушка всю свою любовь отдавала сыну,берегла его как зеницу ока.Часто по ночам плакала,тихо чтобы сын не услышал,хотя он уже давно привык,что мама часто плачет по ночам.Отец Афанасия после войны прожил всего год.Тяжело пережил старик возвращение сына ,что и говорить без обеих ног сын вернулся,но самое главное что живой,живой,конечно  - живой.Афанасий:-"иди сынок садись картошка остынет".Афанасий подошёл к столу -,мама стул подставила чтобы он сел,взяла костыли прижала к груди -"ешь сынок,ешь".В этих словах столько было тепла,что можно было согреть не одну человеческую душу.
Мирона видела давеча,завтра Марья приедет с города,приглашал нас зайти вечером в гости - так что сынок я всё приготовила,костюм тебе погладила и сорочку,только вот твои награды надо завоно крепить ,я не могу руки дрожат застёгивать,не получается ,я сейчас принесу - ты уж сам. Афанасий молча покушал.Он знает,что мама хочет чтобы он женился ,а кто на него на калеку позарится,да и сам не хочу быть обузой кому нибудь.А мама плачет,кто будет за мной ухаживать если я помру ,каждый день одна и таже история.Афанасий сам не рад что живой остался,лучше бы убило насмерть,чем так,эх ты война проклятая,сломала всю мою жизнь перевернула ,иногда во сне чувствую,ищу где мои ноги будьто хирургу говорю что-же ты делаешь гад,как мне жить,я бы тебя удавил бы крыса тыловая,сам бы без ног пожил бы,я посмотрел бы на тебя,скотина,обе ноги отрезал ,хотя мне рассказывали что меня уже в госпиталь доставили без ног,ну где же они тогда?Не помню.Не помню как было,что было,помню только надпись над головой Кенисберг на немецком языке.Всю войну прошёл не царапинки,а тут на тебе подарок от фашистов 8 мая 1945 год.
День когда подорвался на мине до сих пор не могу восстановить,как будто вычеркнуто,не было ничего ,только надпись Кенисберг перед глазами Кенисберг,Кенисберг.Значит мои ноги остались в Кенисберге - навсегда.
Хорошо мама,давай костюм и ордена,медали тоже сюда.Раз завтра 9 мая значит будем не унывать,а будем вечером у Мирона гулять - бодро сказал Афанасий.Да и Марью лет пять не видел,хоть поглазеть на неё,какая она стала.Старушка оживилась от таких слов сына и быстро костюм подала и награды приготовила,Афанасий аккуратно прикрепил все награды.Самая чинная для него была медаль "За отвагу" которую он особенно с трепетом прикрепил к пиджаку.Да,мама скажи Петру Петровичу,чтобы к десяти на повозке подъехал к нам у сельского совета в 11 утра с военкомата приедут представители и будут нас поздравлять ,ну и подарки обещают от колхоза может празничный паёк дадут,тогда к Мирону не с пустыми руками пойдём вечером.Не с пустыми сынок,не с пустыми,я варенья отложила,огурчики из погреба достанем,капусту квашенную возьмём,не с пустыми руками,всё приговаривала старушка.Надо бы водку купить мама ,а то праздник,не хорошо.Так на новый год я же покупала две бутылки одну ты выпил,а вторую я в погреб убрала,так она там и стоит.Нам на зиму дров надо купить,председатель обещал в прошлом году бесплатно,так и в этом году ему доверия нет,они о себе думают,не о нас с тобой.Поэтому нам денюжки поберечь надо.
Афанасий редко  пил - не курил.Любимое дело его было стругать ложки,он всех соседей обеспечивал ложкой деревянной и на ручке ложок всех надпись М сердечко А.Вся деревня и так знала что Афанасий любит Марью.Дети проходя мимо дома Афанасия всегда кричали Марья,Марья,но Афанасий на детей не обижался,наоборот ему былоприятно вспоминать лишний раз Марью,помечтать.Люди понимали,что Марья никогда за него за муж не выйдет,даже после смерти мужа - навряд ли она обратит внимание на калеку.
На следующий день,после праздничных поздравлений Пётр Петрович подвёз Афанасия на повозке обратно домой.Мама Афанасия выбежала на улицу подбежала к сыну взяла сумочку у него и помогла встать на костыли и они вместе не торопясь вошли в дом.Праздник удался,солнце светит аж пар из земли поднимается.Афанасий в хорошем настроение сказал:-"Дайка полежу чуток".Через три дома сосед Мирон фронтовик уже с утра отметивши,в праздничном поздравление на грудь принявши,спал на диване.Жена его хлопотала по хозяйству,к пяти часам вечера приехала Марья с дочкой Еленой. Женщины посмеялись между собой что фронтовик уже отвоевался и стали собирать на стол,чтобы потом его разбудить.
Ровно в семь вечера за столом уже сидел Мирон,немного пришедший в себя,его жена Надежда,сестра Марья,её дочь Елена и Афанасий с мамой.Мирон встал налил Афанасию водку,себе не забыл,а женщины налили себе вино.Все выпили за победу,за Мирона и за Афанасия,за то что они вернулись.И всё это время,Афанасий неотрывно смотрел на Марью и будьто глазами говорил всё решено ,сегодня или никогда.На стол подали горячую картошку,Мирон не забывал свои обязанности,Афанасий пил через раз чтобы Мирона не обидеть,а глаза не мог отвести от Марьи,как бы не старался.Елена ногой толкнула маму - мол смотри дядя Афанасий  ,уж странно уставился на тебя.Марья не могла поднять глаза на Афанасия,потому как кожей чувствовала его взгляд который не давал ей шолохнуться.Афанасий смотрет на Марью и отметил про себя она такая же как и была,длинные русые волосы те же глаза огромные голубые только немножко грустные  - повзрослевшие что ли  - щечки немного спавшие сама похудела — но по прежнему красивая — улыбка та же — умопомрочительная.Афанасию сию же минуту так захотелось как до войны мечтал обнять её,поцеловать и думал хватит ли смелости на этот раз.Смерти не боялся на фронте,а тут пару слов и то не может сказать.Мирон после 4-ой рюмки уснул прямо за столом его аккуратно Надежда с Марьей положили в другую комнату на кровать.Елена пошла на улицу прогуляться.Мама Афанасия всё приглашала Марью зайти в гости — завтра,обещая приготовить блины с вареньем клубничным.Потом извинилась сказала что через час придёт и тогда они с сыном пойдут домой.Надежда просмотрев что за столом кроме Афанасия и Марьи никого нет  - сказала ну хватит ,как малые дети ,наливай Афанасий,Афанасий налил женщинам вина,взял свою стопку налитую водкой и сказал ты права Надежда.
Я вставать не буду,чтобы поменьше хлопот принести ,вообщем Марья выходи за меня замуж,Надежда не думала что Афанасий так прямо,скажет.От неожиданности,Марья уронила рюмку,которая со звоном разбилась.Афанасий выпил,ладонью занюхал,теперь думает что будет будь,что будет всё равно один раз умирать не собой же унести эту любовь.Марья быстро подняла рюмку разбитую и пошла на кухню.В доме воцарилась полная тишина,через некоторое время Марья подошла села рядом с Афанасием.Афанасий медленно положил руку на плечи этой очаровательной женщине она склонила голову на его плечи и тихо стала плакать.Афанасий тоже плакал.Надежда смотрела на них и думала что это?Отчего эти слёзы,слёзы счастья или слёзы горечи.В конце концов и Надежда присоединилась к этой серенаде.
Старый солдат Афанасий только сейчас понял,что не такой уж он старый  - 42 года,если бы у него были ноги он бы Марью до самого Кенисберга на руках  бы донёс.
На следующий день мама провожала афанасия с марьей и Еленой,они уехали в Углич,Елена скоро вышла замуж,уехала жить в Ярославль.Так что 2-х комнатной квартире Афанасий и Марья живут душа в душу.Скоро Афанасия мама приедет,письмо написала.В письме просит у сына внука или внучку.Марья услышав от Афанасия содержание письма — только улыбнулась и сказала:-»Если Бог даст так тому и быть».


Рецензии