Каспийский Монстр возвращается

Первые космические корабли выходят на орбиту Земли. Нет еще не сети спутников вокруг планеты, ни мобильной связи, ни Навигаторов, ни Стелсов, ни всеобщей компьютеризации и Интернета, ни цифрового телевидения. Человеческая цивилизация только выходит из цейтнота опустошительной войны 1941-1945 года, набираясь сил для технологического рывка в будущее.

18 октября 1966 года. Глядя на снимки аэрофотосъемки (первая любительская аналоговая видеокамера была создана только в 1980 году) акватории Каспийского моря, сделанные  в этот день, американские военные, фигурально выражаясь, просто попадали со своих стульев, НАТОвцы были в шоке. И было от чего: над Каспием несется нечто невообразимое: не самолет, не ракета, не морской корабль, как писал Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане» – «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка» – с буквами «КМ» на борту. Эта «зверушка» была новым видом транспорта – Экранонопланом.  «КМ» – судно длиной около ста метров, с размахом крыльев 37,6 метра и максимальной взлетной массой 544 тонны. Американцы окрестили данное чудо техники «Каспийским Монстром», название прижилось. На самом деле «КМ» было аббревиатурой названия «Корабль-Макет».

Из воспоминаний очевидца:
«Многим из инженеров, механиков и летчиков, военных моряков и специалистов различных институтов ВМФ, работавших с «Каспийским монстром» снится один и тот же сон: залитые солнцем волны Каспийского моря, далекий гул тысяче сильных моторов, черная точка на горизонте, стремительно приближающаяся к берегу, которая через мгновенье превращается в «монстра», серую гигантскую птицу с распластанными крыльями, величаво пролетающую мимо людей. В этот момент природа и люди молчат!».

В 1960-х годах ЦКБ «Алексеева» базировавшееся в Нижнем Новгороде создало и испытало на Каспийском море первый экспериментальный экраноплан. В течение пятнадцати лет было разработано и испытано несколько видов моделей. В 1980 году при испытании корабля, он потерпел аварию и затонул, после чего проект был закрыт.

«Причиной  катастрофы «Каспийского монстра» стала ошибка пилота, который при взлете слишком высоко поднял нос экраноплана, в результате чего машина почти вертикально пошла вверх. Для исправления ситуации летчик снизил тягу двигателей и ошибочно сработал рулем высоты, в результате чего «КМ» завалился на левое крыло и ударился о воду. По утверждению конструкторов и испытателей, «Каспийский монстр» был очень живучим, нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его. Экранопланы намного опередили свое время и оказались сложными в эксплуатации, ибо для управления ими обязательно нужна автоматическая система поддержания устойчивости, ведь полет проходит близко к поверхности, а при волнении или в шторм, пилоту не под силу учесть быстро меняющиеся условия, что и явилось причиной аварий» – это мнение специалистов.
Невероятно, но после аварии один из «Каспийских монстров» с оторванной хвостовой частью, потеряв маршевый двигатель, своим ходом добрался до базы. При такой аварии любой самолет разобьется вдребезги, а морской корабль, лишившийся части корпуса, пойдет ко дну.

Генеральный конструктор и идейный вдохновитель проекта «Каспийских монстров» – Алексеев Ростислав Евгеньевич.

А.Р. Алексеев – талантливый русский инженер, основатель Центрального Конструкторского Бюро по проектированию судов на подводных крыльях и экранопланов в г. Горьком (Нижнем Новгороде), доктор технических наук, лауреат Ленинской премии и других Государственных премий.
В Советском Союзе производство экранопланов началось в 1957 году и прекратилось в начале 1990-х годов при развале страны. За это время для Министерства обороны было построено около 30 судов. Наиболее известные из них – экранолеты типа «Орленок» и экраноплан-ракетоносец «Лунь», который был построен в единичном экземпляре и находился в составе Черноморского флота.   
«Орленок», разработанный в ЦКБ «Алексеева» в 1970-х годах, был способен развивать скорость до 500 километров в час и перевозить десант и грузы на расстояние полутора тысяч километров. Он предназначался для транспортировки двухсот военных и двух бронемашин. «Орленок» был способен летать в «экранном» и самолетном режимах, а также производить посадку на воду и на сушу, что упрощало проведение десантных операций.

Серьезным ограничением применения экранопланов типа КМ была возможность их использования только с волнением на море до трех баллов, с высотой  волны до 0,6 метра. С созданием нового судна типа «Лунь», который мог передвигаться на «экране» при волнении моря до шести баллов, при высоте волны до шести метров, ситуация изменилась.

«Лунь» был способен перемещаться со скорость до 500 километров в час на расстояние до двух тысяч километров. Он был вооружен шестью гиперзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами ЗМ-80 «Москит», которые запускались на расстоянии многих сотен километров от авианосца, со скоростью полета на минимальных высотах более 3000 км/час. Каждая из этих ракет способна была уничтожить самый большой авианосец США. К тому же стоимость была «Луня» несоизмеримо меньше, чем стоимость авианосца.

Первые идеи по использованию экранного эффекта приходят к Алексееву в конце пятидесятых годов, что дает резкое увеличение скорости судна. Уже в 1961 году первая пилотируемая модель вышла на лед Троицы. Всего за пятнадцать лет было создано и испытано более двухсот пятидесяти различных моделей экранопланов.
Экраноплан – относится к классу морских судов, поскольку может передвигаться в непосредственной близости от поверхности воды, на высоте до двух-трех десятков метров (эта величина во многом зависит от размеров корабля). Такой аппарат способен скользить над водной или земной поверхностью, используя экранный эффект, при котором подъемная сила обеспечивается встречным потоком воздуха, нагнетающим давление под днищем корабля. Лучше всего экранопланы использовать над водной поверхностью, поскольку в отличие от земного ландшафта, она более ровная.

Экранолет – является отдельным видом экранопланов, имеет более удлиненные крылья, благодаря которым может «отрываться» от поверхности, создающей эффект «экрана» и переходить в обычный самолетный режим, поднимаясь на высоту до шести тысяч метров.

Экранопланы способны развивать скорость до 250 узлов (460 километров в час). Ареал их использования практически не ограничен – это морские и океанские просторы, реки, болота, снежные равнины и ледяные тросы Заполярья, низко холмистая местность: все они способны создавать «эффект экрана». В отличие от самолетов и вертолетов, экранопланы обладают большей грузоподъемностью и живучестью, не нуждаются в береговой инфраструктуре, так как могут сесть на любом пятачке суши.

Из воспоминаний очевидцев:

«18 октября 1966 года КМ совершил первый выход в море на летные заводские испытания».  Погода была ясная, волнение 0,5 - 0,7 м., ветер 2 м/сек., видимость хорошая, примерно 10-20 км. В 12.00 запустили все двигатели, и КМ начал движение. Выполнив разбег, вышли на режим глиссирования при скорости 200 км/час. Нас сопровождал при этом самолет Як-12. Машина вела себя устойчиво. Главный хотел было сделать подлет, но я решил, что для первого раза достаточно, и дал команду сбросить газ. На обратном курсе также сделал разбег. Поначалу все шло хорошо, потом А. Митусов, сопровождавший КМ на Як-12, передал по радио: «Командир! Что-то за тобой отлетает с плоскости». Экспериментаторы посмотрели в иллюминаторы и обнаружили разрушение 2-й секции закрылка на левом крыле. Сбросили газ, осмотрели место разрушение. Оно было небольшим и не помешало КМ благополучно дойти до места стоянки около острова Чечень. Поврежденная секция закрылка была зафиксирована. На следующий день, 19 октября 1966 года, мы выполнили повторный выход, достигнув скорости 200-210 км/час. На этот раз все прошло хорошо и без поломок».

А 14 августа 1967 года впервые в истории гигантский летательный аппарат КМ управляемый Логиновым и Алексеевым начав движение, не поднялся в воздух, а продолжил полет на высоте четыре метра. Как писали газеты: «Можно без ложной скромности сказать, что в этот день Советский Союз поставил строго засекреченный рекорд мира по взлетной массе летательного аппарата, поднявшегося в воздух».

Проект экраноплана «Корабль-макет» по значению был спорным и даже авантюрным. Он реализовался только благодаря настойчивости и целеустремленности Алексеева – Конструктора и Мечтателя, благодаря его несгибаемой воле и огромному желанию воплотить свою мечту в реальность, что позволило смести все препятствия с пути. Только такие титаны мысли и дела, как Р.Е. Алексеев, А.П. Королев, Г.Е. Лозино-Лозинский в своей огненной устремленности двигают эволюцию человечества, разрабатывая и внедряя свои разработки, создавая новые, доселе невиданные машины.

При создании новой техники, которой нет аналогов в мире, возможны просчеты, ошибки, разочарования, тупиковые проекты. Но невозможно создать что-то новое не разрабатывая, не экспериментируя, не вкладывая финансы.  Только страны с мощным экономическим потенциалом могут себе позволить делать дорогостоящие ошибки. Это плата за прогресс. У СССР в те годы был потенциал не только экономический, финансовый, но и интеллектуальный. Сейчас мало и того, и другого. Нет главного, людей способных совершить прорыв в Неизведанное, сталкеров и первопроходцев. Огонь познания, зажженный Прометеем, если не угас, то значительно потускнел. Стал непривлекательным для человечества, погрязшего в болоте мещанства и эгоизма. Старые инженеры и проектировщики уходят с арены, а молодежь отдает предпочтение банковской, адвокатской, менеджерской деятельности, инженерная и мыслительная работа ныне не в почете.

Первый экраноплан оказался не слишком экономичным. При своих огромных размерах КМ брал на борт всего тридцать пять человек испытателей и 5-7 тонн аппаратуры. Таким образом, грузоподъемность 400-тонного воздушного судна не превышала пятнадцати тонн. В то время как в 1965 году уже проходил летные испытания самолет О.К. Антонова Ан-22 «Антей». Он превосходил КМ по полезной нагрузке в пять раз, по скорости – в полтора раза, по дальности полета в три раза. Таким образом, по всем этим характеристикам первый КМ уступал самолетам. К тому же, он не мог еще сам выходить на берег и не имел вооружения. Для него не было разработано средств для подъема из воды, кроме слипа на заводе в Каспийске. Авария показала, что не было надежных методов расчета конструкций на прочность и устойчивость. Но руководство страны и военные понимали, что разрабатывать экранопланы имело смысл, потому что они были эффективны при использовании их как противолодочное, десантное, грузовое и ракетное противокорабельное средство, как истребители авианосцев противника. В стране в то время не было достаточно вооружения и подводных лодок для противодействия мощности авианесущего и подводного флота НАТО. Экранопланы же обладают мобильностью, скрытностью при движении, возможностью летать над мелководьем и минными полями, им не страшны торпедные атаки, они экономичны в режиме крейсерского полета, а при полете на малой высоте не обнаруживаются радарами.

«Каспийский монстр», аналогов которому в мире не существовало, дал импульс развития уникальнейшему конструкторскому бюро в СССР и в результате – перспективным новым видам транспорта, явился заделом новейших технологий для будущего. В серию проект не пошел из-за финансирования, так как военные структуры не могли определиться, куда его отнести: к флоту или к авиации. КМ до сих пор остается самым большим из всех созданных экранопланов.

Конгресс США, проанализировав перспективность экранопланов и придя к выводу о значительном отставании от СССР, создал комиссию, которая должна была разработать план действия по ликвидации «русского прорыва». Не сильно заморачиваясь, они обратились … к русским с просьбой о помощи.
И мы, конечно, не отказали своим «друзьям». С разрешения Госкомоборонпрома и Министерства Обороны «российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орлёнок». После этого визита, американцы, сэкономив несколько миллиардов долларов, начали разработку своих экранопланов. А русские работы в этой области были резко закрыты... Это были 90-е годы». Воспользовался советскими наработками и Китай, который сейчас успешно строит и продает экранопланы различного назначения.

«Каспийский монстр» закончил свою жизнь осенью 1980 г., ненадолго пережив своего создателя. До сих пор многие из инженеров старой закалки ЦКБ по СПК главным итогом своей жизни считают участие в создании и испытании этого летающего гиганта. Экраноплан такого большого размера был разработан и создан для подтверждения на практике теоретических выкладок, утверждающих, что эффект экрана увеличивается с увеличением размеров крыла и аппарата в целом, что дает возможность получать более высокую скорость без потери качества экранного полета. КМ поразительная, потрясающая воображение машина.

Возрождение экранопланостроения для России сегодня является вопросом утраченного престижа. СССР был единственным в мире государством, придумавшим, разработавшим и построившим экранопланы. Современная Россия пока еще занимает не последнее место по объему наработок в проектировании  кораблей использующих эффект экрана, особенно – крупнотоннажных судов. Кое-что в этой области делается. Например, проект Бе-2500 «Нептун» Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева по созданию сверхтяжелого гидросамолета-экранолета грузоподъемностью до одной тысячи тонн. Размах крыла судна сто двадцать пять метров, а длина фюзеляжа сто пятнадцать метров. В экранном режиме он сможет развивать скорость до 450 километров в час, а в самолетном – до 750 километров в час. Дальность полета аппарата составит около шестнадцати тысяч километров.

Помимо военного применения, экранопланы весьма полезны для использования в гражданской области: международные перевозки грузов и пассажиров такими аппаратами будут значительно эффективнее как по времени, так и по количеству доставляемых грузов, чем использование железнодорожного, колесного или водного транспорта. Экранопланы можно использовать при проведении спасательных операций: им не нужны аэродромы, они вместительны, обладают высокой скоростью полета. Особенно они пригодятся в северных широтах, в тундре, в труднопроходимых местах.

Не так давно Международная  морская организация (IMO)утвердила «Кодекс безопасности для экранопланов», теперь они сертифицируются международным морским регистром.

В середине 70-х годов, когда Р. Е. Алексеев был отстранен от работы по доводке уже созданных образцов экранопланов, он в период с 1975 по 1980 г. разрабатывает совершенно новые схемы этих аппаратов, «имевшие неоспоримые преимущества перед ранее созданными образцами типа КМ. Это семейство пассажирских экранопланов «Волга-2», «Ракета-2», «Вихрь-2».

Первый экраноплан нового типа «Волга-2» уже выпускается Нижегородским авиастроительным заводом «Сокол». Этот скоростной всесезонный транспорт-амфибия просто необходим нашей стране с ее огромными северными просторами.

Долгое время почти все разработки в России по экранопланам и их строительство были законсервированы. Но интерес к экранопланам повсеместно растет. Они становятся все более востребованными, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящее время экранопланами активно занимаются в Америке, Германии, Южной Корее, Индии. Сейчас, во времена экономического кризиса, выход из которого видится только в разработке и активном внедрении инновационных технологий, нужно  вспомнить прорывные разработки, сделанные в советское время, а таких немало: проекты «Спираль», «Буран», подводная лодка «Золотая рыбка», ракета «Синева»,  экранопланы и провести переоценку ценностей.

Экранопланы в полтора раза меньше расходуют топлива при полете, чем самолеты, способны перевозить большое количество пассажиров и грузы массой несколько сотен тонн со скоростью 500 км/час на расстояние в тысячи километров. Им не требуются аэродромы и развитая сеть терминального и сервисного обслуживания. Они садятся прямо на воду, могут выходить из воды для посадки на сушу. Вновь проявляется интерес к экранопланам со стороны Военно-морского флота. У каждого транспортного средства есть своя ниша для обслуживания народного хозяйства и безопасности страны, найдется она и для экраноплана.

Пока еще живы проектировщики этого вида транспорта, нужно успеть перенять у них опыт молодым кадрам, иначе придется «придумывать велосипед», а это потеря времени, которого у России нет, и огромных финансовых средств. Мир сейчас движется слишком быстро, и нам нужно быть в форватере.
Уникальные свойства экраноплана: большая грузоподъемность, экономичный полет в крейсерском режиме, высокая скорость движения позволяют проектировать на его базе большие десантные корабли. А в будущем, возможно, создавать космопланы для разгона и запуска в космос с экваториальных широт космических кораблей межпланетных экспедиций.

Недавно правительство РФ поручило российскому ЦКБ имени Алексеева в ближайшие несколько лет возобновить производство экранопланов, которое прекратилось в начале 1990-х годов. Проектные и опытно-конструкторские работы будут проходить в два этапа, последний этап начнется в 2012 году. Планируется использовать экранопланы МЧС и военными, например, для переброски спецназа, а также для решения гражданских задач. 

Какую сумму правительство намерено инвестировать в возрождение отрасли экранопланостроения, пока неизвестно. Радует, что Россия решила вернуться к разработке и внедрению в производство судов данного типа, незаслуженно заброшенных и забытых.  Будем надеяться, что это только начало, и мы когда-нибудь увидим  не только усовершенствованные экранопланы, мчащиеся на ракетной тяге, но и полеты возрожденных «Буранов».

PS
В статье использован материал из Интернета. 
Авторы: В. Сычев, А. Мозговой, В. Морозов – гл. конструктор самолета на воздушной подушке «Динго», Г.В. Анцев – кандидат технических наук, доцент.


Рецензии
Классный самолёт!

Григорий Аванесов   25.01.2022 20:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.