Континуитивная философия

       История философии свидетельствует о том, что её категориальный аппарат не стоял на месте, а развивался. В частности, менялись не только интерпретация, но значения основных понятий, таких как единое, многое, универсум, континуум и др. Мало того, с выделением науки из философии и заимствованием ею ряда философских категорий, произошла их операционализация.
         Так, например, в математике (геометрии, математическом анализе, топологии) континуумом (от лат. continuus - непрерывный)   называют непрерывное множество точек (чисел). В физике под континуумом понимается идеализированная модель единого физического пространств и времени. В рамках диалектико-материалистических исследований понятие континуум используется для анализа соотношения части и целого, прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного и др. [1]
         По некоторым данным, существует пять различных точек зрения  на построение и разложение непрерывности. [2] Демокрит, Лукреций, Левкипп строили континуум из неделимых атомов, имеющих определённые размеры. Пифагор и Платон полагали, что континуум слагается из неделимых точек. Аристотель считал, что «непрерывное есть то, что делимо на части, всякий раз делимые снова». Континуум непрерывен, и не может состоять из каких-либо частей делимых или неделимых – так считали Ксенофан, Парменид и Зенон. По Плотину существует некое движение, которое он назвал временным, которое не может прекратиться даже в том случае, если все движения в наблюдаемом мире остановятся. Это движение есть длительность. Понятие длительности в физику ввели Р. Декарт, П. Гассенди и И. Ньютон. Наука из четырёх построений континуума приняла постулат, что непрерывную линию, имеющую определённую длину, можно построить при помощи точек, не имеющих длины. [2] Этой наукой была геометрия. Следует заметить, данное заимствование привело к проблеме превращения дискретного (прерывного) множества в непрерывное множество.
          В философии также существовала проблема множественности миров, решение которой привело к появлению понятия «универсум», обозначающего не совокупность миров, а их единство. При этом единство их происхождения не рассматривалось.
         Так появились два выражения: единое множество (универсум) и непрерывное множество (континуум), требующие разведения понятий «единое» и «непрерывное», «универсум» и «континуум».
         Единое – одно из фундаментальных понятий философии и математики. В математике единое, или единица, служит началом и мерой числа, которое, по определению Евклида, есть «множество, составленное из единиц» и соответственно измеряется единицей. [3]
         Считается, что в античной философии начало обсуждению понятия единого положили пифагорейцы и элеаты. У пифагорейцев понятие единого – монады – служит началом числа. У элеатов понятия единого и сущего употребляются как синонимы. [3]  Аристотель предлагает четыре основных значения единого: 1) непрерывное, 2) целое, 3) общее и 4) единичное. [3] Как можно видеть, у Аристотеля термины «единое» и «непрерывное» синонимы. Поэтому совпадают по смыслу выражения «единое многое» и  «непрерывное многое» - понятия «универсум» и «континуум».
         Платон рассматривал в своём «Пармениде» единое в отношении к одному и многому, целому и части, беспредельному и ограниченному. Среди выводов, сделанных им, есть такой: «существующее единое есть одновременно и единое, и многое, и целое, и части, и ограниченное, и бесконечное». [4] Многое мыслится Платоном как одно единое. То есть это множество не разнородно, а однородно. Здесь имеет место унитарный плюрализм. Об универсальном плюрализме, эклектике речь не ведётся.
         В общем, Платон не исключает единое в значении бесконечного, следовательно, непрерывного. Благодаря этому выражения «единое многое» и  «непрерывное многое» совпадают по смыслу, как и у Аристотеля. Говорить же о полном совпадении смыслов понятий «континуум» и «универсум» у Платона не приходится из-за амбивалентности его высказывания, что «существующее есть одновременно и единое (одно) и многое, и ограниченное и бесконечное», которое позволяет рассматривать единое одновременно с двух противоположных сторон.
         Если, с одной стороны, единое – это нечто одно ограниченное, то, с другой стороны, это - бесконечное множество. Переиначивая, можно данное видение Платона представить уравнением: 1,0 = 0,999… . В этом уравнении одно это 1,0, а многое это 0,999… , которое можно представить как множество дробей: 9/10, 9\100, 9/1000 и т.д. В уравнении прослеживается «кривая логика». Называя равенство 1,0 = 0,999… формулой моноплюрализма, можно говорить, что моноплюрализм основан на кривой логике.
         Формально-логически, 1,0 = 0,999… + 0,000…1. Это уравнение раскрывает ту мысль, что единица отличается от бесконечной дроби 0,999… на бесконечно малую величину 0,000…1. Если этой величиной пренебречь, то справедливо первое уравнение. Но тогда логика сведётся к кривой логике.   
         Допуская справедливость и первого и второго уравнения, мы допускаем в логике мышления, ставшего амбивалентным от этого, и формальную и кривую логику. Вместе же они составляют диалектическую логику. Получается, что диалектический моноплюрализм может быть представлен равенством 1,0 = 0,999…  и  неравенством 1,0  не равна 0,999...    
         Получается, что диалектически две противоположности едины и не едины, равны и неравны по величине. Они находятся в единстве и борьбе. Борьба, стало быть, в данном случае означает неединство; отсутствие единства как непрерывности: наличие скрытого разрыва в логике амбивалентного мышления, использующего диалектическую - формальную и кривую - логику, то есть наличие разорванного мышления.
         В амбивалентном мышлении скрывалось и разорванное мышление, и неразорванное мышление. Владелец такого мышления мог заявить, что мир разорван и цел, состоит из множества разнородных и однородных частиц. Формальная логика позволила выявить скрытую полуразорванность мышления, использующего диалектическую логику.
         Согласно формальной логики, часть не может быть целым, одно – многим и т.п., а в общем, А не есть Б или А есть А. То есть, множество не должно быть разнородным, разнообразным, следовательно, дискретным, квантифицированным.
         Согласно кривой логике, А есть Б, если их различие (отличие) бесконечно мало и им можно пренебречь. Поэтому множество может быть разнородным, разнообразным, следовательно, дискретным, прерывистым: корпускулярным и квантифицированным. Получается, что кривая логика допускает разорванность мышления.
         Соглашаясь с выше изложенным, мы допускаем, что формальная логика с её законом А не есть Б  допуская маленькие погрешности, допускает  разорванное множество, но не даёт способа, как эту концептуальную разорванность, пропасть между А и Б, преодолеть, хотя пытается много веков. Относительно множества понятий, если мыслить А и Б словами, она не предполагает их соединения, то есть предполагает «словесную окрошку». Словесная окрошка – начало распада самих понятий, симптом разрушения мышления, что не желательно.
         По мнению Э.В. Ильенкова, саморазрушение мысли – трагедия рассудка, состоящая в том, что он сам, взятый в целом, имманентно противоречив. Разум, считает И.Кант, это тот же рассудок, только взявшийся за решение специальной задачи – за выяснение абсолютного единства в многообразии. Но, решая указанную задачу, мышление, в точности соблюдающее все без исключения правила и нормы логики (как общей, так и трансцендентальной), все же с трагической неизбежностью приходит к противоречию, к саморазрушению.
         Поэтому, стараясь избежать данного саморазрушения, распада, приходится прибегать к «спасительной» кривой логике, которая, как уже доказано, позволяет приравнять дробное множество 0,999…к целому числу 1,0 - допускает, что А есть Б - и таким образом, то есть путём пренебрежения разрыва, как бы сохраняет целостность мышления.
         Как известно, кривая логика характерна параноикам. Паранойя по другому называется  околоумием. Поэтому мышление, использующее кривую логику, можно назвать паранойяльным – околоумным. Используя кривую (паранойяльную, околоумную) логику, мы устраняем разрывы в мышлении, использующем формальную (нойяльную, умную) логику.
         Итак, считая, что Платон использовал при создании диалога «Парменид» амбивалентное мышление, можно сказать, что тем самым он сформировал предпосылки для появления диалектического метода с его законами.
         Известно, что диалектический метод, предлагающий динамическую модель, мира был противопоставлен метафизическому методу, конструирующему стационарную его модель. Если чистая метафизика для недопущения разорванности мышления могла использовать стереоскопический метод соединения терминов, то диалектика могла соединять термины, используя идею превращения.
         Модель превращения множества в нечто одно разработана К. Марксом и названа обращением товаров. В этой модели масса (множество) товаров превращается в массу (множество) денег и обратно, образуя товарооборот – кругооборот вещей второй природы Т-Д-Т. Процесс обращения непрерывен. Непрерывность предоставляет процессу целостность. В то же время он состоит из множества отдельных актов купли-продажи (обмена), имеющих начало и конец. Это множество актов путём обобщения сведено к одному бесконечно возобновляемому во времени единичному акту. В результате один единичный акт (1,0), повторяясь (перечисляясь) во времени даёт бесконечный ряд простого перечисления его по одному: 1+1+1+… . Одна единичность растягивается во времени, преобразуясь в одно единое.
         Называя «единое» множеством единичного, следует задаться вопросом, а не является ли универсум множеством уникального. Ведь если есть ряд перечисления единичностей одного качества по одному, то почему не быть
ряду перечисления единичностей разного качества – уникалий - по одному.
И если ряд золотых монет одного достоинства предоставит нам пример унитарного ряда, то ряд перечисления по одному товаров разного качества – кофе, чай, сахар, мука и т.д. – даст пример универсального ряда. Оба ряда позволят в упорядоченном, координированном и систематизированном виде представить - описать и измерить - товарную реальность в состоянии подвижного равновесия. 
         В общем можно сказать, что универсум – это множество уникального,  а единое – это множество единичного. Взаимопревращаемость этих двух противоположных или антиномийных множеств позволяет образовать из них один антиномийный континуум. В итоге открывается антиномийный плюраломонизм.
         Когда у множества текстов есть один контекст, перед нами другой пример антиномийного плюраломонизма.
Источники

1. Континуум. Философская энциклопедия.- http://dic.academic.ru - Запрос 02.05.2012
2.  Континуум. Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам.- http://ms- solutions.ru -  Запрос 02.05.2012
3.  Новая философская энциклопедия.- http://iph.ras.ru/elib/1074.html -  Запрос 03.05.2012
4. Диалоги Платона. Парменид. В переводе Н.Н. Томасова.- http://psylib.org.ua/books/plato01/24parme.htm - Запрос 05.05.2012


Рецензии