Глава 12. Последний барьер

      Решение проплыть под Барьером, вызвало новую волну интереса ламанитов к Олегу и Анте. Чуть ли не круглосуточно с ними пытались связаться с напутствиями, советами, пожеланиями. Многие одобряли решение Анты остаться. Её все любили, и везде она была центром повышенного внимания, как живое воплощение средневековой легенды. В вечерних телевизионных сообщениях неизменно присутствовал репортаж об Анте, и реже, об Олеге, который, несмотря на доброжелательное к нему отношение, всё же оставался чужаком, и потеря его не являлась непереносимой.

С их согласия, за ними неотступно следовали персональные видеокамеры, которые фиксировали каждый их шаг и произнесенное слово – миллионы жителей планеты в любой момент могли переключиться на специальную волну передатчика, чтобы посмотреть на своих любимцев.

Олег и Анта привыкли к висящим рядом телекамерам, и, конечно же, в это время старались особо не афишировать свои чувства. Проявляемое любопытство было вполне понятно и объяснимо. Порой и они, в свою очередь, могли так же бесцеремонно наблюдать за деятельностью наиболее интересных и знаменитых личностей Ламании.

Особым вниманием ламанитов пользовались исполнители земной музыки, мелодии которой были извлечены из памяти Олега и записаны, а местные композиторы постарались воспроизвести, как можно ближе к оригиналу на специально изготовленных инструментах, которые из-за особенностей местной древесины всё же отличались от земных аналогов, делая привычную музыку удивительно выразительной.

Олег, когда выдавалась свободная минута, старался уделять классикам Ламании, музыка которых была весьма непривычной. Приходилось проявлять значительное усилие, чтобы не выключить, не закрыть ладонью уши, и попытаться хоть что-то понять. Через месяц слух адаптировался, и он смог временами, если не получать удовольствие, то находить какое-то конструктивное решение в затруднительной проблеме – музыка помогала думать.

Среди интеллектуальных игр большое распространение получили шахматы и бильярд, а среди спортивных – баскетбол и ватерполо. Со скоростью лесного пожара возникали всё новые и новые клубные команды, которые проводили многочисленные турниры на материках. Появились новые чемпионы.

Олегу не хватало времени отдать должное ламанитским играм. Некоторые из них были весьма забавными, и, несомненно, привьются на Земле, если доставить о них информацию. Чего стоила игра в илот, где маленький радиоуправляемый снаряд условно поражал увертывавшегося игрока на открытой местности. Нужно было обладать незаурядной акробатической подготовкой, чтобы продержаться дольше всех игроков, количество которых не ограничивалось. Проигравший, становился к пульту управления снарядом и, в свою очередь, стремился поразить как можно больше играющих. Анта с удовольствием играла в илот, проявляя, завидную для Олега, сноровку. У неё было очень много поклонников среди игроков в илот.

Все помыслы Олега были направлены на новый эксперимент. Ученые Ламании решили построить Олегу новый чилт, воплотив в нем необходимые современные достижения двух цивилизаций, чтобы полностью исключить неблагоприятный исход путешествия под водой. Олег не пропускал ни одного обсуждения подготовки чилта к предстоящему эксперименту. Казалось, были предусмотрены все нюансы плавания, из которых наиболее неприятным был – потеря связи вследствие перехода чилта в другое время.

Все эти дни Анта старалась держаться неподалеку от Олега. Они всё чаще отключали надоедливые видеокамеры, чтобы не выставлять на всеобщее обозрение свои чувства. Ламаниты с пониманием относились к их желанию остаться наедине. Впереди была разлука, и, возможно, навсегда.

В день отлета Анта крепилась из последних сил. И многие друзья Олега были грустны и немногословны, понимая, что эксперименты с Барьером не проходят бесследно для исполнителя. В полдень все провожающие собрались возле новенького чилта, сверкающего металлическим блеском под яркими лучами местного светила. Прощание затягивалось. Никто не решался первым сказать – прощай.

 Олег вспомнил старинный земной обычай и с улыбкой рассказал ламанитам о нем.
Провожающие восприняли всерьёз, с облегчением опустились на зеленую траву. Помолчали, глядя на тоже присевших Олега и Анту. Наверное, не один из них представил, как на Земле происходит этот прощальный ритуал – сидеть перед дальней дорогой. Олег подумал, вот почему опытные разведчики стараются не влюбляться, чтобы расставание не было так мучительно и непереносимо.

Вдруг Троад вскочил и изумленно закричал:

— Олег, я же забыл предупредить – вчера не успели сообщить – на чилт доставили новый радиомаяк, который оставишь на месте остановки со своим сообщением. Если попадешь в прошлое, то мы легко обнаружим маяк. Странно, почему не додумались до этого раньше, и не поискали радиомаяк до твоего отправления? Правда, тогда бы нарушилась следственно-причинная связь. Удивительно, но сейчас всё на своих местах.

Олег поднялся. За ним встали и остальные. Анта сказала:

— Вероятно, в этом ритуале и заключается мудрость земного обычая. Вдруг вспоминается то, что до этого не приходило на ум, или забылось по какой-то причине.
— Прощайте, друзья! – крикнул Олег и в последний раз обнял Анту, поцеловав в соленые губы.

Он решительно вошел в чилт. Через несколько секунд вход закрылся и чилт взмыл вверх. Считанных минут хватило, чтобы долететь до Барьера и погрузиться в Океан, но  Олег не торопил события, хотел собраться с мыслями и ничего не упустить, что могло бы хоть как-то изменить ход эксперимента. Представлялась возможность ещё раз задуматься и решить, всё ли верно сделал, так ли, не лучше ли вернуться и попробовать сделать то же самое, но другим способом? Жизнь разведчика приучила быть неторопливым, но и не преступно медлительным. Зачастую, один непродуманный поступок тянул за собой цепь необратимых последствий.

Погружение на предельную глубину заняло не менее часа. Всё это время в рубке чилта устойчиво держалось голографическое изображение провожающих, все имели возможность наблюдать за ходом эксперимента. Но уже через несколько минут продвижения в сторону Барьера, голографическое изображение исчезло, а ещё через минуту пропала и радиосвязь. Несмотря на мощную защиту, засбоили измерительные приборы. Но чилт уверенно двигался в заданном направлении, чуть вибрируя от воздействия мощных противоборствующих полей. Ничего неизвестного и необратимого не происходило, и Олег постепенно успокоился. Главное, Барьер преодолевался и под водой. В худшем случае, чилт вынырнет в далеком будущем, где, возможно, знают способ помочь ему вернуться в прошлое на семь тысячелетий назад

Скоро всё выяснится. Пока же от него ничего не зависело, эксперимент шел своим чередом. Олег заскучал в бездействии, бросил рассеянный взгляд на рубку чилта и только сейчас увидел маленький букет ландышей в керамическом горшочке на приборной доске управления. Вернее, это были не сами ландыши, а их ламанитский аналог, очень похожий на земной, вызывающий те же чувства – трепетное удивление перед гармонией природы. Анта помнила его восхищение, когда Олег впервые увидел эти цветы в местном лесу, и решила в последний раз напомнить о себе, украсив рубку чилта.

Показания приборов вошли в норму – Барьер под водой преодолен. Медленное всплытие компенсировалось продвижением к берегу. Эхалот по пути отметил несколько косяков крупных рыб и около десятка картенгов, существование которых было во всех эпохах Ламании.

В трехстах километрах от Южного чилт взмыл в воздух, на несколько секунд взметнув за собой тонну вспененной воды. По всем радиочастотам молчание. Неужели получилось? Чилту заданы координаты нахождения звездолета "Вымпел". Скорость росла – не терпелось увидеть и узнать результат эксперимента.

В Океане ни одного корабля. Изредка пунктиром показывались черные спины могучих картенгов. Воздушное пространство без летательных аппаратов кишело стаями птиц, которые не успевали уклониться от стремительного чилта – клиновидное защитное поле отбрасывало их в разные стороны, кувыркающихся в воздушных завихрениях.

Многообещающее начало. Похоже на возврат в прошлое. Нужно долететь до суши, чтобы убедиться в этом.

И когда чилт понесся над сплошным зеленым массивом джунглей, Олег возликовал. Ни одного города, ни малейшего намека на поселения. Несомненно – это прошлое, почти не отличаемое от первого пребывания на Ламании.

На заданном месте чилт остановился и завис в воздухе. Звездолета не было. Нигде. Олег опустил чилт чуть ли не до верхушек многовековых деревьев и полетел, описывая всё расширяющиеся круги вокруг места посадки, надеясь на счастливую случайность, которая подскажет, где искать звездолет.

 Внизу мелькали десятки разнообразнейших видов животных, но ничего похожего на диких аборигенов. А что, если он забрался в слишком глубокое прошлое?
Вероятно, нужно ещё раз преодолеть Барьер поверху, и тогда выяснится, в какое время он  попал. Олег развернул чилт и полетел к Барьеру, разочарованно думая, что не всё складывается гладко, как ему бы хотелось. Но отчаиваться не стоит. Уже то, что он попал в прошлое, давало определенную надежду.

Чилт молнией пронесся над Барьером и, снизив высоту и скорость, нырнул в облачную гряду в обратный путь к южному материку. Томительные четверть часа ожидания, полные сомнений и тревог. И вновь чилт под ярким солнцем летел к намеченной цели.

Ура! Знакомая, до восторженного крика, картина – звездолет на обожженной площадке среди буйной тропической растительности. От нахлынувшей радости, Олег впервые в жизни прослезился. Благо, никто не видит. Чилт опустился в десяти метрах от звездолета, а Олег всё стоял в нерешительности, словно не веря своим глазам.

Открылась диафрагма выхода из чилта. В нос ударили пряные ароматы чужой планеты и знакомый запах звездолета, излучаемый нагретой поверхностью серебристого металла. Осторожность – первая заповедь разведчика. Кругом всё тихо и спокойно, ни одного зверя поблизости или разумного существа. Левитатор мягко поднял Олега к входу в звездолет на высоту семидесяти метров.

Первая обескураженность – вход не открывался. Выбитый из колеи неожиданной удачей, он забыл о строгой детерминированной программе звездолетного компьютера: вход открывался только после вызова лифта и его протяжки вверх.

 Чужой будет рваться напролом, как только что поступил он, и потерпит поражение.
Пришлось опуститься вниз и вызвать лифт. Нудное, медленное протягивание вверх. Замок клацает, и дверь отходит в сторону. Переходная камера с дезинфицирующим облучением. Три минуты ожидания. Почти дома.

 Олег нетерпеливо прошел во внутрь, по знакомым переходам поднялся в центральную рубку, быстрый взгляд на зеленый огонек кабины биотранслятора – всё нормально, и прямиком к внутреннему календарю звездолета.

Потрясающе! Двенадцатые сутки от последнего пребывания Олега на звездолете! Выходит, он всего лишь десять дней назад впервые пролетел через Барьер! Хотя для него прошло десять месяцев. Жизнь богата удивительными неожиданностями.

 Олег заменил кристалл на своей видеокамере, положил в биотранслятор со своим сообщением на ближайшее будущее, и нажал кнопку запуска. Представил, как много времени понадобится Пепе, чтобы просмотреть всю информацию, и усмехнулся.

Не спеша обошел немногочисленные отсеки было пропавшего звездолета – никаких изменений, или следов непрошеных гостей.

 Всё же удивительно, почему звездолет пропадал, точнее, пропадет? Уж, не для того ли, чтобы он начал скитаться во времени, а потом нашел возможность вернуться назад? Нарушена следственно-причинная связь. А это может грозить непредсказуемыми последствиями.

 Голова распухала от обилия тревожных мыслей, но голод взял своё – заказал земные блюда и с аппетитом пообедал. Заодно продумал послание, которое оставит в радиомаяке после получения посылки с Земли, он решил сделать сюрприз для новых друзей и Анте, будущих жителей этой прекрасной и загадочной планеты Ламании.

Утром Олег увидел в кабине биотранслятора посылку с Земли: золотое кольцо в бриллиантом для Анты и кристалл фианита со специальными записями для Троада и Гергиса. В приложении к посылке, Пепе и Козаревский выражали удовлетворение проделанной работой и соглашались с его планами. Особое письмо от Киры, прочитав которое, Олег подумал, насколько они разные: Анта – дитя природы и своих эмоций, Кира – умнейшая представительница своего времени. И обеих он любил, каждую по-своему. Но Анта в далеком будущем, а Кира, он надеялся, в ближнем. Всё решится в последней экспедиции по Ламании.

Олег спустился в чилт. Заложил посылку в титановый корпус радиомаяка, и нажал на кнопку пуска – снаряд соскользнул в шахту, расположенной в одной из опор чилта, и, соприкоснувшись с почвой, начал зарываться на глубину ста метров, где его не затронут никакие геологические катаклизмы, спокойно пролежит 6550 лет, после чего его найдут и получат посылку вместе с сообщением Олега, с последним – прощай. Последним? Кто знает, жизнь ещё не кончилась, всё впереди.

Сейчас же остался необследованным северный материк, путь на который так затянулся для многих разведчиков, особенно для тех, кто прорывался через Барьер, а надо было, во избежание дополнительных приключений, просто перемахнуть через него. Кто же знал, где необходимо подстелить соломку, чтобы не так было больно падать?

Чилт пролетел через Барьер на высоте сорока километров и пошел на снижение к материку.

Через минуту в динамике послышались позывные ракеты Чернова и Ярченко, которые перемахнули через Барьер, но почему-то застряли на материке, вынудив послать дополнительную экспедицию, тоже чуть было не закончившуюся провалом. Чилт изменил курс и устремился к месту посадки ракеты.

Олег в нетерпении всматривался в экран, на котором проносился девственный материк, ещё не создавший разумных обитателей, но уже кишевший органической жизнью. Разведывательная ракета инородным телом возвышалась среди джунглей на выжженном пятачке довольно странной формы.

Чилт завис рядом с ракетой, не опускаясь. Олег сделал спектральный анализ грунта. Результат неприятный – всё это странное пятно состояло из почвы, пропитанной ракетным горючим. Вот и ответ, почему разведчики не вернулись. Нелепая случайность или небрежность привела к провалу экспедиции.

Олег начал вызывать по радио Чернова и Ярченко. Через несколько секунд в динамике раздалось радостное:

— Олежка, черт! Это ты?! Не мог раньше прилететь?! Мы здесь сорок двое суток загораем. Все глаза проглядели тебя ожидаючи. Ты на чем? Мы в двадцати трех километрах от ракеты в 47 градусах к северу-востоку на правом берегу реки.

У друзей произошла нелепейшая ситуация, которую можно только представить – после неудачной посадки на Северном, произошла разгерметизация бака с горючим. Утечку вовремя не заметили, потому что Леня Ярченко в это время оказывал медицинскую помощь Дмитрию, который проявил непозволительную беспечность, позволив пофамильярничать с гризли, не оценившего оказанного доверия – до кости прокусил ногу, вырвав ощутимый шмат мяса. Пока добирались до ракеты, горючее вытекло, отравив всё живое на пятьсот метров вокруг. Пришлось забрать с ракеты самое необходимое и поселиться на берегу реки в небольшом срубе, и перейти на самообеспечение – охоту и рыбную ловлю. Благо, далеко ходить не надо, зверь прет дуриком, а рыбу ловили руками, так её много. Помощи ждали со дня на день, хотя немного и тревожились, помня о трех пропавших экспедициях, к которым добавились и они сами.

Рана Дмитрия почти зажила, но хромота осталась. Необходимо вмешательство опытного хирурга, то есть, возвращение на Землю, что с появлением Олега на его удивительном аппарате не представляло большой проблемы. Друзья не могли поверить, что чилт — детище аборигенов планеты.

— Но где они?! Мы проутюжили оба материка и не заметили ни малейшего следа цивилизации! А ты не успел появиться на планете, и уже вступил с ними в контакт! – чуть ли не в один голос воскликнули они.

Олег коротко рассказал о своих метаниях по временам, умолчал лишь о некоторых особенностях, не столь существенным для посторонних, но столь значимым для него.

— Не исключено, что Барьер Ламании спроектирован и воплощен представителями суперразвитой цивилизацией. Выяснением этого факта займутся ученые. А нам нужно вернуться на Землю и вместе с руководством института разработать тактику поиска пропавших разведчиков и взаимоотношений с аборигенами разных времен, если начнем пользоваться Барьером. Мы получили удивительную машину времени, грех не воспользоваться в своих целях, может быть, и для раскрытия тайн Вселенной.

                Ставрополь-на-Волге
                25 марта 1994 г.


Рецензии
Признаюсь, лет с 15 не читала фантастики... но вот уже не менее полугода читаю ваше все, а посему дошла и до нее.
И все очень нравится. Какой вы разносторонний, и какая у вас непростая жизнь...
Но это наша жизнь, во всех подробностях и противоречиях, и она замечательна сама по себе, как замечательны детство, юность, ответственная и смелая зрелость, и нечаянно подступившая, она самая, "пiдстаркуватiсть".

Рецензий не писала, улыбалась, какую шутку сыграла с вами фамилия, похожая на отчество, отчего в списке авторов единственный и неповторимый Вячеславов (без номеров) располагается в длинном списке всех, кто имеет нечто схожее в имени, отчестве и фамилии.
Почему не писала рецензий? А потому, наверное, что не считаю таковыми замечания,догадки и вопросы по ходу действия произведений. А в конце книг спешила перейти к следующим, чтобы снова читать и читать. По-моему, это лучшая рецензия.

Мне нравится в вашем случае спокойное и подробное описание всего, что вызывает ответное сопереживание даже больше, чем иногда буря эмоций и яркость событий. Но у кого-то я бы назвала это занудством и излишними подробностями, но почему-то не в вашем случае. Наверное, это и есть мастерство.
Сначала я читала повести, а они сверхсексуальны, и у меня создалось впечатление о главном герое, т.е. авторе, как о человеке, очень владеющем темой или, наоборот, не добравшем на этом поприще.

А потом пошли Нацмены и Дневники, и я с интересом читала вашу жизнь в подробностях, узнавая и песни, и синюю бумагу сахарной упаковки, перевязанной нитками, и промокашки в тетрадках, где изредка попадались по две и т.д.
Впереди еще романы. Но теперь, мне кажется, вы уже должны узнать,что у вас есть такая почитательница, как я.

Валентина Воронина   27.05.2022 11:52     Заявить о нарушении
Вячеслав умер

Галина Леонова   05.08.2022 16:22   Заявить о нарушении
Когда это произошло?

Валентина Воронина   17.08.2022 11:43   Заявить о нарушении
Валентина добрый вечер.
На его страничке посмотрите, пожалуйста.
Осень 2021 года.
Там другие люди написали - сообщили.
С уважением.

Галина Леонова   17.08.2022 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.