Последний бой...

…Занялся спортом, да беда -
Боксёр не вышел из меня,
А так во мне он и остался,
И там, внутри, со мною дрался…

На ринг я попал из-за ушей, или уши привели меня на бокс. Большие уши мои были предметом, нет, не зависти, а насмешек моих одноклассников. Я подумал - ну, вы у меня посмеётесь, и в шестом классе пришёл в боксёрскую секцию к тренеру Леониду  Емельяновичу  Данченко.   

Из-за  простоты его в общении  - он был по жизни вечно молодым, все, кто знал его, уважительно величали его просто - Лёха. Он не имел специального образования, был  мастером спорта по боксу, а ученикам своим говорил: "Я не ставлю своей целью вырастить из вас чемпионов  мира, Союза, России и т.д. Вернее, это не главная моя цель!  Я хочу с вас сделать Мужиков, чтобы вы никогда и никого не боялись, и всегда могли постоять за себя и свои принципы по жизни!" 

Новичков собралось человек  тридцать.  Тренер  построил нас и разделил, примерно по росту и весу, на две группы, каждой половине  дал по одному напарнику и устроил "проверку на вшивость" на ринге.
 
Опытный партнёр просто бил каждого из нас две - три минуты, нам они казались вечностью, бил не жёстко, не вырубал, просто, шутя, забивал, а ты, одевши огромные перчатки в первый раз, ничего с ним поделать не мог. На следующую тренировку из тридцати явились восемь.

"Вот с вами и будем работать, нечего порожняки гонять!" - сообщил пришедшим тренер.   Я, разумеется, был в их числе. "Не успокоюсь, пока не научусь бить так же, как вчерашний зверь ", - решил я для себя.

А "зверем" был Витя Михайленко, лучший в крае в своём весе, впоследствии выигрывавший ЦС по юношам (первенство СССР по спортивному обществу "Труд"), но на России и Союзе ему в финалах попадался какой-нибудь неоднократный чемпион, и Витя оставался вторым.

Я занимался спортом с детства - плавание, стрельба, футбол, но бокс увлёк меня больше всего. Не потому, что одноклассники довольно скоро забыли про мои уши. Просто это была, как  вторая, жизнь. Первая - школа, отчий дом, двор, но, приходя на тренировки, я забывал про всё.

Тренер Лёха был, как второй отец, а пацаны  с секции были и семьёй и школой и двором. Ежедневные тренировки  сближали нас, а поездки на соревнования в Краснодар были просто праздником. Выиграл ты или проиграл, всё равно - праздник! Тренер злился, только если не видел в бою  воли к победе: " За отступление - выгоню с секции!" 

Свою первую грамоту "За волю к победе" я получил из рук Артёма Лаврова, который впоследствии был главным тренером сборной СССР. Тогда, с разбитым носом, я все три раунда гонялся за парнем из Сухуми, но попадал в меня он, и победу дали ему. Но тренеру моему бой понравился.

Мама моя была, конечно, против этого  увлечения, из-за которого я забросил, не окончив, музыкальную школу: "Что это за спорт, где по голове бьют!"  Отец же был "за", хотя и считал лучшим видом спорта спортивную гимнастику, но любил повторять видоизменённое выражение В. Маяковского "Бокс не для того, чтобы сворачивать скулы в бок, а чтобы без штыка и пуль обезоружить целый патруль!"

Я начал выступать на соревнованиях с планки до 42 кг, вес увеличивался с возрастом и ростом и дошёл до  48 кг спортивного веса, но выше не поднялся, даже когда весил 57 кг. "Выходя на ринг первой парой, ты приносишь удачу команде!" - решил почему-то мой тренер, и я гонял вес до 48-ми перед каждыми соревнованиями.
Понятно, что для здоровья - это вредно, но для крепости духа - в самый раз!
Укреплял он мой дух, и ставя в пару со мной ребят значительно больше весом и опытом.

Как - то пришёл размяться на тренировку к нам Саша, бывший тогда уже чемпионом юга России по юношам, все свои бои заканчивавший досрочно. Добиться большего ему не давала врождённая болезнь кожи…. Да и в городе, если случалось, он бил только раз, причём удара никто не видел, а парень в отрубе.

Тренер дал ему в напарники меня, предупредив его, чтобы был со мной по осторожнее, что я - "парень молодой". Это чтобы он не убил меня сразу. Я подумал тогда: "Картина Репина - "Приплыли"! Привет семье и ласты кверху!!" Но всё обошлось. Саша только корректировал мою технику, и так отрехтовал за одну тренировку, что у меня появился, ни откуда вдруг, жёсткий удар.

Другой раз приехал в зал свежеиспечённый чемпион СССР среди взрослых Витя Литвинов. Принять поздравления и поблагодарить за великую победу своего первого тренера Лёху.

Витя тогда в один год, после операции по удалению аппендицита, выиграл ЦС, затем Россию и, наконец,  чемпионат СССР. 1973 год был для него счастливым. Перед первым чемпионатом мира среди любителей состоялся турнир СССР - Куба в Гаване. Так Витя проиграл там со счётом 3 -2 (равный бой) легендарному кубинцу Дугласу Родригесу. Мне попался потом кубинский журнал с фото  "Родригес - Литвинов - лучший бой турнира". И на первый чемпионат мира среди любителей 1974 г. он не попал, а чемпионом тогда в его весе стал  Д. Родригес.

Так Витя и говорит тренеру: "Дай кого-нибудь для разминки", и выбрал в пару меня. На ринге принялся отрабатывать мой правый встречный. "Не заваливайся с ударом, просто коротко втыкай" - говорит, и так увлёкся, что получил мой встречный прямо по своему носу с горбинкой. В ту же секунду прилетел мне его знаменитый "левый сбоку", не специально, "автомат сработал". Меня спасла перчатка, и что не завалился я с ударом. "Витя! Парень молодой, не пробитый ещё!" - воскликнул  тренер. Да, чуть-чуть не стал я пробитым (побывавшим в нокауте)!

Побывал я и на всесоюзном турнире в Краснодаре на приз дважды Героя СССР космонавта Виктора Васильевича Горбатко.  Там вообще вышла хохма. "Его, такого заросшего, точно на ринг не выпустят! Турнир - то всесоюзный!" - сообщил Лёхе спартаковский тренер из нашего города. А тренер разрешал мне "ненормативную" причёску: "Нравится, пусть ходит, лишь бы волос в глаза не лез, чтобы бровь не рассекли!"

А в то время не надо было одевать на соревнованиях эти "дурацкие" шлемы, как сейчас, лишающие спортсменов бокового зрения и портящие всю красоту бокса. Я пару раз надевал шлем на тренировках - ощущение, как в скафандре космическом! Фигурное катание какое - то, а не бокс!
- А где же ему подстричься? Бои вот-вот начнутся, а он - первой парой! - озадачился тренер Лёха.
- А я его подстригу на скорую руку,  лучшим парикмахером в армии считался!" - заявил спартаковец, взял ножницы и подстриг. У меня от бессильной злобы чуть не слёзы на глазах: "Как я в школу теперь пойду, весь клочьями, как покажусь любимой однокласснице!"   

К рингу секундантом мой тренер не пошёл, "доверил спартаковцу". А тот и говорит: "Ну, иди, бей за свои волосы!" Я и кинулся, как в воду, не разбирая броду, на низенького, но плечистого противника из Ростова-на-Дону. И после второго, пропущенного мной, встречного снизу, бой был остановлен ввиду явного преимущества, разумеется, не моего, а ростовчанина! Это было потрясение! Мало того, что остригли, как барана, так ещё и явным преимуществом проиграть первый раз в жизни!

Так и шли, год за годом, спортивные будни…. Но ближе к окончанию школы на меня стало нападать "хладнокровие к спорту". Собирался ехать в Москву, поступать в институт.

Для этого с другом собирали монету, перепродавая купленные у "фирмы" американские сигареты (начал потихоньку их курить). А где деньги, там и рестораны да бары пошли (нет-нет, да и выпьешь), ну и девушки, конечно, как раз напала на мир свобода любви, зацепившая краем и Советский Союз, в котором тогда "секса не было вообще". В общем, подумал я, сигареты с вином и спорт по четыре часа в день - вещи для "мотора" несовместимые  и, воспользовавшись простудным заболеванием, перестал ходить на тренировки.

А тут приезжает к нам команда из подмосковного города Электросталь, я не мог не прийти, поболеть за своих друзей.
- А я думал, кого первой парой поставить?!" - обрадовался тренер.
- Леонид Емельянович, я же болел! - попытался откосить я.
- Я лучше знаю, когда ты больной, когда здоровый!
- Так я почти месяц не ходил на тренировки!
- Это будет тебе уроком! Будешь знать, как пропускать!
- Так я и форму не взял!
- Форму найдем у ребят! - тренер привёл меня в свой "кабинет" и показал последний аргумент - замшевые, новенькие, голубенькие боксёрки "Adidas".
- Выиграешь бой, твои!

Подобные боксёрки были тогда мечтой каждого из нас, не только из-за своего шикарного внешнего вида - они не скользили по рингу, как наши в большинстве своём. Это не как сейчас, пошёл в спортивный магазин, да и купил всё, что душе угодно, а в то время это было почти невозможно. Не иностранцам же, как сигареты, их заказывать, или нашим морякам, чтоб привезли из-за кордона.

В общем, пошёл я разминаться перед боем. Тут в зал начали выходить переодевшиеся в форму гости. "Валера, твой, наверное!" - показал я на парня моего роста, но довольно плотного, в отличие от моего худощавого, телосложения.

Валера Холод, по прозвищу "Холодильник", очень талантливый парень спортивным весом до 60-ти кг, равнодушно ответил: " Мой, так мой, туда ему и дорога!"

Но забравшись первой парой на ринг, я обнаружил, что парень этот - как раз мой! Тренер, наверное, "подсобил"!  Встреча была товарищеской, неофициальной, и судьёй на ринг вышел тренер мой Лёха, а секундантом  оказался Г.Г. Лейфер.

Геннадий Григорьевич Лейфер  уже тогда был заслуженным тренером РСФСР, он был известен по всей России и имел много своих учеников - чемпионов. В Новороссийске он был главным тренером по основному спортобществу "Труд" и авторитет имел непререкаемый. Он считал, что главное на ринге - это голова, затем - ноги, а уже потом - кулаки.

В общем, вывел он меня на ринг и говорит: "Парень явно не твоего веса. Первый раунд - разведка, и действуй по обстановке! В драку не лезь!"
Судья на ринге (мой тренер), когда я подошёл к нему ощупать перчатки, тихо сказал мне: "Помни о боксёрках. Убрать его в первом же раунде!"
Противник удивлённо смотрел на меня: " Где этого "дистрофана" взяли?"

В общем, с ударом гонга, мы сошлись на середине ринга и больше оттуда не отходили.   Он думал поскорее убрать этого скелета, т.е. меня, а я помнил о боксёрках. И о наказе тренера.

После 1-го раунда Геннадий Григорьевич был очень зол: "Что ты делаешь? Ты же не дурак! Он же прибьёт тебя! В общем - делай одно, выдёргивай его левой, и тут же встречай! Он кидается на тебя сразу! Только выдёргивай и тут же бей встречный, дальше - кружи по рингу и повторяй! И бой твой!"
Зато тренер мой, Лёха, показал втихаря большой палец: "Молодец, мол, так и держать!"

Второй раунд я провёл, как советовал Лейфер, кружил его по рингу, выдёргивал и тут же правым встречал. Попал в него точно и жёстко раза четыре, он по мне - почти ни разу. Раунд был мой!  "Это другое дело! Так и продолжай!" - похвалил меня Лейфер. Но Лёха из своего угла показал мне кулак!

Третий раунд прошёл, как и первый, в непрерывной рубке посреди ринга…. Ни шагу назад!
Лейфер в сердцах махнул после боя рукой, Лёха, мой тренер, улыбался и был доволен.
Судьи долго совещались и, наконец, вынесли вердикт: "Так как встреча товарищеская, в этом бою объявляется "боевая ничья"! Пролетели мимо мои боксёрки!

Встретились мы с противником у зеркала, я с "фонарём", он с покарябанной щекой, шнуровкой перчатки я его протёр, наверное…. Думаем, и за что мы так друг друга "лупцевали"?

Вечером, приехав домой после всех боёв, смазал "бодягой" я левый глаз, и на всякий случай, и правый. Утром проснулся - два "фонаря" почему-то оказалось! В школе все при встрече - глазами улыбались: "Спортсмен ты наш! Где тебя так угораздило?"

Так и прошёл мой последний бой на ринге….

Но остались в памяти навсегда и бои, и наше спортивное братство, и принцип: "Никого и никогда не бойся, но действуй - по обстановке!"

И Геннадий Григорьевич Лейфер, учивший думать на ринге, и, конечно же, Леонид Емельянович Данченко, наш  Лёха, учивший всегда оставаться верным себе…. 

"Я сегодня до зари встану, по широкому пройдусь рингу, что-то с памятью моей стало…."

На фото чемпион СССР В.Литвинов и его первый тренер Л.Е.Данченко


Рецензии
Всем здравствуйте! Прочёл этот замечательный рассказ и был тронут!) Дело в том что Ваш последний бой был с будущим чемпионом союза среди юниоров Холод Валерием, ещё он на союзе в финале выйграл с счетом 5-0,на тот момент мало известного казахстанского боксера Конагбаева Серика,будущего призёра олимпийских игр! Спасибо Владимиру Смолокурову за интересный рассказ из жизни и моего отца! С уважением Холод Геннадий Валерьевич!)

Геннадий Холод 1   16.03.2022 14:29     Заявить о нарушении
Геннадий! Так Вы сын Валеры Холода? Про его победы на ринге я знаю,талантище был, но он был другом моим по секции, а бой мой последний был с парнем из Электростали, я Валере тогда сказал:"Твой, наверное?".(Просто противник был его комплекции и веса).А видел я его последний раз лет где-то 6-7 назад....
С уважением, Владимир Смолокуров.

Владимир Смолокуров   18.04.2022 13:48   Заявить о нарушении