Крыса

Я никогда не видела крыс и даже не думала, что мне придется с ними повстречаться. Вот как произошло наше знакомство.
Началось все с того, что я увидела дырку в мешке с мукой. Мешок лежал в таком месте, что детям до него было не добраться. Я не знала, что подумать. Наконец я решила, что дырка была всегда. Просто я ее не замечала. Я пересыпала муку и успокоилась. Но это было только начало. Каждое утро я обнаруживала что-нибудь новое. То дырка появится, то продукты исчезнут. Я решила рассказать мужу об этом.
– Саша, – сказала я, – не пойму, кто делает дырки в разных хороших вещах, таскает продукты, рассыпает сахар и муку по полу?
– Знаешь, наверно, это крыса, – ответил он.
Я решила обследовать все потайные места в доме. И вот в дальнем углу кухни я обнаружила небольшое полукруглое отверстие.
– Это ее нора, – сказал муж.
Если есть нора, значит, есть и крыса. Теперь мы уже не сомневались в этом. Я спрятала все продукты в недоступные для крысы места. Что ж, теперь можешь выходить! Все равно у тебя, крыса, ничего не получится!
Ночью нас разбудил страшный грохот. Мы выскочили в кухню. На полу валялись крышки от кастрюль, ковш для воды, две или три кружки, осколки разбитой тарелки. Крыса разбушевалась, не найдя продуктов, и устроила погром. Что ж, пусть злится, пусть бушует, поделом ей! Не надо было воровать.
Вдруг я заметила на полу тоненькую извилистую дорожку из гречневой крупы. Что же это такое?! Я бросилась к шкафу, куда вчера спрятала всю крупу. Так и есть! Дверцы слегка приоткрыты, все мешочки перевернуты. Крыса не просто схватила первый попавшийся мешочек, она выбрала себе крупу получше! Ну и ну! Мало того, что крупу утащила, еще и погром устроила.
Весь день я пересыпала крупу, сахар, муку в банки с плотными крышками. Я давно собиралась это сделать, но все руки не доходили. Благодаря крысе я навела порядок. Вечером, когда Саша пришел с работы, я сказала ему:
– Теперь мы можем спать спокойно. Я думаю, банку крыса не сможет утащить в свою нору.
Но Саше показалось этого не достаточно, и он тщательно заделал вход в крысиное логово. Весь вечер мы смеялись над глупой крысой и радовались, что так ее провели. Спать легли счастливые и довольные собой.
Ночью все было тихо. Утром я вышла на кухню. Вышла и замерла от изумления и возмущения. Вечером мы радовались и смеялись над крысой, а про мешок с картошкой, который стоял в углу, совсем забыли. Ночью крыса вышла на промыслы и разгрызла мешок. Картошка валялась на полу, мешок был наполовину пустой.
– Как же она выбралась? – удивился Саша. – Я так хорошо заделал дырку!
Мы попробовали найти второй выход. Искали долго, но не смогли ничего обнаружить.
Ночью крыса погрызла коробки с детским питанием, до которых, по-нашему мнению, она никак не могла добраться. Вдобавок она устроила грандиозный погром.
Саша поставил мышеловки во всех углах, везде насыпал крысиной отравы, но это оказалось бесполезным. Приманка из мышеловок исчезала, а крыса оставалась на свободе, живая и здоровая.
Однажды крыса залезла в арбуз и выела всю середину, оставив нам лишь зеленую корку.
Выходила она не только ночью, но и днем, когда дома никого не было. Стоило оставить что-нибудь съедобное, как через пятнадцать-двадцать минут оно исчезало бесследно.
Вечерами мы подолгу сидели, не шевелясь, и караулили крысу. Крыса, вероятно, тоже сидела где-то, не шевелясь, и ждала. В конце концов, мы не выдерживали и ложились спать. Тогда выходила крыса и начинала свою грязную работу.
Как-то ночью, услышав шум, я вышла в кухню, включила свет и, наконец-то, увидела ее. Крыса сидела на лавке рядом с баком для воды. Она была черная, вернее, темно-коричневая и очень большая, почти с кошку величиной. Когда я включила свет, крыса не испугалась и не попыталась убежать. Она смотрела на меня своими черненькими глазками-бусинками, не мигая. От ее пристального взгляда мне стало как-то не по себе. Крыса меня не боялась, я это чувствовала. А вот я боялась ее, и крыса это поняла. Сколько времени мы смотрели друг на друга, я не знаю. Вдруг где-то под полом раздался громкий писк, стало слышно, как кто-то возится. Крыса встрепенулась, забеспокоилась, спрыгнула с лавки и исчезла в углу кухни.
Утром мы нашли второй выход. Он был в самом углу и не в стене дома, как первый, а в полу. Прислонившись ухом к полу, можно было услышать возню и писк. Крыса была не одна и, судя по всему, пищали и возились под полом не взрослые крысы, а маленькие крысята, ее детеныши.
После нашего знакомства крыса совсем перестала меня бояться. Она поняла, что я не представляю для нее никакой опасности. Лишь только Саша уходил на работу, и я оставалась одна с детьми, выходила крыса. Ей доставляло удовольствие доводить меня. Крыса садилась спокойненько на самом виду и сверлила меня своими глазками. У меня все валилось из рук под ее пристальным взглядом. Иногда она залезала на крышку бака с водой, и я не могла набрать воды, чтобы сварить обед. Я уговаривала ее, взывала к ее совести, кидала  в нее, чем попало, но крыса не уходила. Прямо у меня из-под рук она тащила куски хлеба. Как-то раз я оставила приоткрытой кастрюлю с супом и вышла на несколько минут. Когда я вернулась, крышка лежала на полу, а в супе уже не было мяса. Суп пришлось отдать собакам.
Сначала крыса остерегалась выходить по вечерам, когда Саша был дома. Но потом осмелела. Она садилась на самом видном месте и разглядывала нас. Саша сделал острую пику и вышел на тропу войны. Не шевелясь, почти не дыша, сидел он с пикой в руке и ждал появления крысы. Крыса появлялась всегда неожиданно и непременно оказывалась за Сашиной спиной. Приготовив острое оружие, Саша напряженно вглядывался, ожидая ее прихода, а крыса преспокойно разглядывала его спину.
На наших котят надеяться было нечего. Они боялись крысу до полусмерти. И не странно. Крыса была больше и сильнее их.
Однажды вечером мы наблюдали за крысой, а она за нами. Под полом раздался писк и взволнованная, встревоженная крыса мгновенно исчезла.
– Саша, – внезапно сказала я, – у нее ведь детишки! Давай не будем ее больше ловить и травить. Она – мама! Крысиная мама. Посмотри, как она заботится о своих малышах.
– Да, – согласился Саша. – Давай оставим ее в покое. Но оставит ли она нас?
Я решила договориться с крысой, заключить с ней мир. Вечером я положила около входа в нору продукты, которые больше всего ей нравились. Ей или ее малышам. Я уже хорошо знала вкусы нашей крысы, поэтому не ошиблась. Ночью все было тихо и спокойно. Утром следов погрома не было. Продукты, лежавшие возле норки, исчезли. Я снова положила еду. Крыса не стала долго ждать. Вышла и прямо у меня на глазах забрала дань.
Крыса перестала доводить меня. Она выходила из норы, забирала еду и исчезала. Иногда крыса подолгу сидела и смотрела на меня, но уже другим, каким-то любопытным взглядом. Она не пыталась мне мешать или делать гадости. Но стоило мне забыть и задержаться с выдачей продуктов, крыса начинала возмущаться. В такие моменты она скидывала на пол все, что могла, металась из стороны в сторону и пищала при этом громко и злобно. Потом затихала, садилась и ждала, когда я положу что-нибудь. Постепенно крыса приучила меня не забывать о ней. Прежде чем покормить детей, я кормила свою крысу.
Война закончилась. Наступил мир. Крыса победила. Мы, побежденные, платили ей дань каждый день.
А под полом громко и весело пищали сытые крысиные малыши.


Рецензии
Уважаемая Ольга, я бы лучше написала - дорогая. Такого удовольствия от рассказа о животных, об отношении человека и зверя, я давно не читала. Это взгляд не просто доброго, но умного человека (да еще и с юмором). В разумной борьбе с природой мы бессильны, но побеждать ее любой ценой - бессмысленно и жестоко. Я понимаю, что это всего лишь начало отношений с этой крысой, но Ваша деликатность остановили вас в нужной стадии. Я склоняю голову перед вашим благородством и вкусом в изложении истории отношений. Если бы можно было добавить еще в степень оценки этого рассказа, я бы добавила. Галина.

Кенга   07.06.2014 13:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Так неожиданно и так приятно! Этот рассказ мне особенно дорог, и потому мне дорого каждое теплое слово, сказанное моей Крысе.)))
Однажды я решила напечатать этот рассказ в нашей читинской литературной газете. Редактор газеты сделала "правку" и... от моей Крысы не осталось даже следа. Когда я прочитала уже напечатанный рассказ, я сначала сидела оглушенная, а потом заплакала. Из доброго и искреннего он превратился во что-то похожее на фильмы о маньяках. Ужасно! Прошло время, и я посмеялась над тем, как из героини рассказа сделали женщину-маньяка, убивавшую крысу всеми доступными и недоступными способами. Но горечь осталась. Я даже боялась выкладывать рассказ здесь, на Прозе.
Спасибо Вам огромное! И от меня, и от Крысы!!!

Ольга Соловьева Рахманова   07.06.2014 16:16   Заявить о нарушении
Знаете, Ольга, у меня Ваш рассказ лег как раз на одну рецензию, где мне рассказали "веселую" историю, как ловили одинокого крота, изрывшего грядки салата, капусты и еще чего то. И, таки поймали... Я два дня ходила под впечатлением тоски от этого веселья.
Вот такая и вам попалась редакторша... Есть люди, не чувствующие границы обороны, ее цены и осадка послевкусья.
Но ведь жизнь иногда вынуждает принимать меры, но тогда надо находить способ деликатно совершать это бесчестье человека.

Кенга   07.06.2014 19:03   Заявить о нарушении
Вы правы, Галина. Не все люди понимают и чувствуют. Если бы все люди могли чувствовать чужую боль, то мир стал бы добрее и чище...

Ольга Соловьева Рахманова   08.06.2014 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.