Обращение архиепископа Антония. 1946 год

НА ФОТО: Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский). Фото из интернета.

***

ОБРАЩЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА СТАВРОПОЛЬСКОГО И БАКИНСКОГО АНТОНИЯ К ДУХОВЕНСТВУ СТАВРОПОЛЬСКО-БАКИНСКОЙ ЕПАРХИИ

  5 апреля 1946 года Архиепископ Антоний обратился к священнослужителям Ставропольско-Бакинской Епархии:

«…Пастырей умоляю: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия и, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, дабы, когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец Славы» (I Петр. 5,1-4).

С такими словами некогда обращался св. Апостол Петр к своим пастырям. С этими же словами Апостола обращаюсь и я к вам, возлюбленные о Господе, дорогие мои пастыри и соработники на ниве Христовой.

Из многочисленных жалоб, чуть ли не ежедневно поступающих с мест от верующих на своих священников, убеждаюсь, что большинство из духовенства Богом дарованной мне паствы далеко не оправдывает как служением, так и поведением своим того высокого назначения, какое ему предназначено: быть светильниками Церкви Христовой.

Многие священники, как видно из жалоб, смотрят на пастырское дело чисто формально, не как на дело Божие, которое нужно творить с должным вниманием и глубоким благоговением, а как на дело мирское, как на статью доходную, из которой можно извлечь ту или иную материальную выгоду, прикрываясь священнической одеждой.

Такой взгляд обусловливается, конечно, отсутствием в душе таких пастырей веры и страха Божия. Отсюда становится понятной та поспешность и крайняя небрежность, с которой священники совершают богослужение и отправляют требы, а местами проявляют грубо-кощунственное отношение к святыне.

Понятна и та стыдливость, и то пренебрежение, какое вызывают эти священники к присвоенным духовным лицам и освещенной веками одежде, а также к самому внешнему обличию.

В этом находит свое объяснение и тот разлад семейный, который тоже наблюдается среди духовенства на почве измены, а также крайне неблаговидное поведение его: совершение богослужения в нетрезвом виде, безчиние и другие компрометирующие духовенство пороки.

Все это не может не отзываться острым чувством боли в моем сердце и не может не вызывать в душе моей чувства горечи. Обидно, что духовенство не оценивает того милостиво-снисходительного отношения к нашей церкви правительства, которое проявилось в предоставлении нам возможности свободно молиться и совершать разного рода требоисправления.

Забывает также духовенство и ту милость Божию, по которой мы имеем сейчас каноническую главу церкви в лице СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА, пребывание которого у кормила церковного управления, казалось бы должно было еще более воодушевить и подвинуть пастырей к ревностному и самоотверженному служению их на пользу церкви.

***

Тяжело также и больно, что духовенство не щадит религиозного чувства верующих, жаждущих видеть в священнике пастыря-молитвенника, а не обмирщенного формалиста, преследующего более свои личные корыстные цели, чем благо общины.

Таким пастырям не должно быть места в церковной ограде, они должны выйти из нее и занять другие места, которые бы отвечали их настроению и не стесняли бы свободы.

Каждый из священников, прочитав настоящее обращение мое, пусть глубоко призадумается над собой, взвесит свои духовные силы и решит: может ли он, без ущерба для дела церковного, продолжать свое служение, или нет.

Если да – Бог в помощь; если нет – пусть сам поспешит вынести о себе суд, где ему лучше применить свои силы, где ему полезнее оставаться, не дожидаясь суда общественного, который неизбежен, раз пастырь идет вразрез с каноническими правилами и церковными установлениями.

Пишу все это не в обличение и осуждение ваше, а для спасения вашего, дабы вы сами осознали весь ужас тех ненормальных явлений, о которых сказано выше и приложили бы все свои силы и старания к искоренению таковых.

Имя пастыря должно быть в чести здесь, на земле у людей, и там, на небе у Бога, дабы через вас не порицалось, а прославлялось имя Божие на всяк день и час до окончания века.

***

Отцы благочинные, ближайшие соратники мои на ниве Христовой!

Вашему попечению вверены целые районы. Умоляю вас – наблюдайте за поведением пастырей, следите за их религиозно-нравственным состоянием, посещайте их приходы, давайте нужные указания, всемерно содействуйте оздоровлению церковно-приходской жизни, всячески устраняя все ненормальности в церковной и бытовой жизни духовенства.

Бог же мира да совершит вы во всяком деле блазе, творя в вас благогодие пред Ним – Иисусом Христом. Ему же Слава во веки веков. Аминь. (Евр. XIII, 20-21).

Смиренный Антоний, архиепископ Ставропольский и Бакинский". [1]

***

СПРАВКА: Архиепископ Антоний (Романовский) управлял Ставропольской и Бакинской Епархией с мая 1945 по 1962 годы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Голоса из провинции: жители Ставрополья в 1941-1964 годах. Сборник документов. Комитет Ставропольского края по делам архивов. Ставрополь, 2011. ГАСК. Ф. Р-51 71. Оп. 1. Д. 1 51. Л. 14-14 об. Подлинник. Машинопись.

6 мая 2012 г.                г. Благодарный


Рецензии
Построим Храм в селе ДИВНОМ
Быть может и в селе КИСТА
Храм построим для БОГА
С ЛЮБОВЬЮ и не спроста
С любовью!!!

Виктор Хажилов   25.09.2012 11:05     Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор!
Спасибо, что обратили внимание!
На ПРОЗе бываю редко...

Владимир Пузиков   25.09.2012 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.