Правдивая история о Святополке. Эпизод 21. часть19

Историк Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой.-- М.: Правда, 1989 приводил дважды схожие сентенции, упомянутые Владимиром и Ярославом-мстителями за убиенных братьев.  Но важен был и на сам акцент на мщении, а на оговорке, свидетельствующей о желании сохранить себя: «пожалуй, и со мной тоже сделает?»  и «я же пришел на него из страха, чтоб он и меня не убил".» Скупая военная логика-вилка для принятия решений- «кто кого?»-«или я его или он меня».

«Тогда Ярослав собрал войско и пошел на Святополка, призвав бога в свидетели своей правды; он говорил «Не я начал избивать братьев, но Святополк; да будет бог мстителем за  кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй, и со мной тоже сделает?»

 «Когда Владимир пришел к Киеву со множеством войска, то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми своими и с воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами: "Возьми мою сторону; если мне удастся убить брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь; ведь не я начал убивать братьев, а он: я же пришел на него из страха, чтоб он и меня не убил".

«Враждующие братья» (Hostile brothers; Feinde Gebruder) - архетипический мотив, связаный с противоположностями, констегаированными в ситуацию конфликта. Примерами мотива враждующих братьев в мифологии является борьба Гильгамеша и Энкиду в "Эпосе о Гильгамеше" , библейская история о Каине и Авеле, легенда об основании Рима после убийства Ромула Ремом. Психологически этот мотив интерпретируется как перетягивание каната между эго и тенью.

Самым результатом воплощения этого архетипа и послужила кристаллизация образов Ярослава и Святополка- как полярности,  прямой противоположности друг другу-летописи не давали серых персонажей- были только белые и черные –два отчаянно бьющиеся друг против друга лагеря противников, готовых стоять насмерть.

Уязвленные доминантные самцы, когда они еще совсем дети, то ревнуют друг к другу маму и отца, хотят на ручках в одиночку сидеть, доходит до того, что один упал, заплакал, взяла на руки, второй тут же падает и ревет еще громче, чтобы его взяли а не брата, с того момента они становятся  соперниками в быту- это первые звоночки –потом восставшей перед ними вражды- тот конфликт, который теперь будет с ними навсегда? Когда они становятся большими-их игрушки становятся больше-но не перестают быть игрушками-на место кукол «барби» приходят длинноногие топ-модели- кровь-с-молоком- с золотыми волосами, вместо компьютерных стрелялок-окопная правда, вместо стойких оловянных солдатиков «пушечное мясо из плоти и крови»- которых можно возбудить и заразить любой идеей, которая на вес имеет потенциальную ценность- мщение, порабощение, утверждение Веры. А когда брат идет на собственного брата и готов жертвовать его кровью это также заряжает- потому что когда у политика в глазах уже нет «ничего святого»- и когда он готов повернуть орудья против собственной семьи-видать велика его правда, если его это не останавливает. Видать, он действительно прав, что готов этим поступиться и получить прозвание братоубийцы, перетянув канат своего эго, повинуясь инстинкту самосохранения.


Рецензии