О профессиональной гордости великороссов
Итак, приступим. Прежде всего, вообще о гордости великороссов, под которыми я понимаю весь российский народ в целом, несмотря на то, что он состоит из разных национальных, социальных и культурных частей – “поднародов”.
Совершено ясно, что многовековая жизнь в одном государстве, хотя и при переменной его политико-экономической организации, не могла не привести к формированию у этих разных “поднародов” общих мировоззренческих черт и, более того, близкой ментальности. И, при всей противоречивости бытующих ныне мнений, одной из составляющих этой ментальности является, в той или иной степени, гордость за свою страну, за её свершения и победы.
Если проследить историю нашей страны и её роль в мировом историческом процессе, то вряд ли останется незамеченным величие этой роли, выразившееся и в защите Запада своей грудью от монголо-татарского нашествия, и в гигантском эксперименте по строительству социалистического общества, и в уничтожении гитлеризма , и ещё много в чем. И, стало быть, нас всех вполне правомерно называть именно великороссами. А значит, “гордость великороссов” – понятие вполне естественное и обоснованное.
Разумеется, в истории других народов тоже немало великих свершений, и им тоже есть чем гордиться. А потому можно с таким же успехом говорить о гордости великокитайцев, великоитальянцев и т.д. и т.п. Однако мы будем говорить, всё же, только о гордости великороссов, о нашей гордости.
Точно так же, как многогранна наша страна, многогранна и наша гордость. И там и там есть всё. Мы делаем лучшую водку в мире и гордимся тем, что можем (по крайней мере, мы так считаем) выпить её больше всех. Мы уверены, что наши женщины красивее всех на свете, и гордимся этим. Но мы можем строить мосты и машины, делать посуду и шить одежду, и почему-то этим не гордимся. Почему? Разве мы хуже других, у нас другие головы и руки? Почему мы даже песню придумали:
“Англичанин – мудрец ,чтоб рабочим помочь,
Изобрел за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Он к дубине, как к верному средству…”
А ведь у нас были и есть Ползуновы и Черепановы, Туполевы и Королевы, Ландау и Харитоны… Как-то я разговорился с одним профессором-физиком, и он, чуть ли не радостно, произнес такую речь: “А знаете, оказывается атомную бомбу мы просто сперли у американцев. Наша разведка постаралась.” То, что он сказал, меня поразило. Неужели он не понимает, что достать бумаги, ещё не значит освоить технологию. Что довольно значительные разработки у наших атомщиков были и “до того”. Что агентурные данные нам, конечно, помогли, но бомбу, всё же, мы сделали сами. Откуда же такое априорное настроение : всё наиболее существенное, а часто и лучшее, у нас от “них”. А сами мы – простачки-середнячки, способные что-либо производить лишь “более-менее”.
Вопрос этот серьёзный, и в разные времена на него отвечали по-разному. Но сегодня “в общем и целом” на него можно дать один ответ: от недостаточного профессионального самолюбия, профессиональной гордости. От неправильного воспитания и самовоспитания.
Нельзя сказать, что профессиональная гордость, уверенность в том, что “мы не лаптем щи хлебаем”, у нас никогда не воспитывалась. Но как это делалось! Типичный пример – сказ о тульском Левше, который аглицкую блоху подковал. Обскакал англичан! Только почему-то не обращается при этом внимание на то, что блоха-то прыгать перестала. Мы воспитываем профессиональную гордость, но зачастую как-то с перехлестами, по-шапкозакидательски, относясь к этому поверхностно, невъедливо. Между тем, чем бы мы не занимались, профессионализм – это именно въедливость, скрупулезность, дотошность в сочетании с глубокими знаниями о том, что и как надо делать, пониманием целей и задач “делания” и сознанием того, что многое, хотя и не всё, мы умеем. Если же мы чего-то не умеем, то будем разбираться, думать, стараться вникнуть в неведомое, но только без стонов о том, что “вот они, а вот мы…”, что “вот у них, а вот у нас…” И без обвинений в непатриотизме тех, кто прямо говорит о целесообразности восприятия чужого опыта, точно так же, как и без упреков в ретроградстве тех, кто против огульных заимствований из-за рубежа.
Конечно, быть профессионально гордым, соблюдая верный баланс между тем и другим, непросто. Достаточно вспомнить пресловутую борьбу с космополитизмом и анекдотическое выражение “Россия – родина слонов.” Когда закончилась Великая Отечественная война и нужно было восстанавливать народное хозяйство, без активизации профессиональной гордости советского народа обойтись было просто невозможно. И началась борьба с преклонением перед Западом – его техникой, сельским хозяйством, идеологией. В эту борьбу включились ученые и инженеры, политические деятели и даже школьники. Академик П.Л.Капица написал письмо И.В.Сталину с просьбой издать книгу Льва Гумилевского “Русские инженеры”, и она была издана дважды тиражом более 150 тысяч экземпляров. Я хорошо помню (это было в конце 40-х – начале 50-х годов) детскую игру-викторину с именами российских изобретателей и названиями их изобретений. Нужно было запомнить, кто что изобрел, и побеждал тот игрок, который меньше всех ошибался. Помню, что соревновались мы с увлечением, а потом выискивали в детской библиотеке книги о технике и её создателях и мечтали вырасти похожими на этих людей.
К сожалению, “заставь дурака богу молиться, так он и лоб расшибет”. И порасшибали тогда лбов множество. Били за всё: за то, что разрезную шайбу по привычке назвали шайбой Гровера, что закон упругости назвали, как принято во всем мире, законом Гука, за то, что похвалили немецкие дороги и американские расточные станки, и т.д. и т.п. Причем те, что молились, предпочитали бить по лбам других.
В конце 50-х – начале 60-х годов всё, однако, вроде бы, стабилизировалось. Хрущевская политика мирного сосуществования повлекла за собой включение нашей страны в мировой процесс хозяйственного развития. Кибернетика перестала быть буржуазной лженаукой, в Москве появился Институт автоматики и телемеханики (технической кибернетики) АН СССР. Был заключен ряд международных договоров о техническом сотрудничестве. Но это включение совершилось с достоинством и самоуважением. К этому времени у нас уже работал первый в мире завод-автомат (по производству автомобильных поршней), был создан первый в мире серийный металлорежущий станок с программным управлением (он был оснащен изобретенным в СССР шаговым электрогидравлическим приводом и на международной выставке в Брюсселе в 1958 году получил Гран-при). По Северному морскому пути ходил первый в мире атомный ледокол “Ленин”. Сложился в хорошем смысле замкнутый круг: у нас всё больше и больше становилось оснований для реальной профессиональной гордости, а она, в свою очередь, инициировала всё больше и больше изобретений, новых технических решений и разработок. Вспоминая время власти Н.С.Хрущева, обычно говорят об освоении космоса. И это справедливо. Но были ещё и химизация, и развитие радиоэлектроники, и новаторство в технологии строительства. И ещё был Закон об укреплении связи школы с жизнью. Вскоре после моего ухода (это был 1959 год) из Алапаевской школы №12 в ШРМ и на Алапаевский станкостроительный завод, в 12-ой школе был создан “школьный завод”. Это были всего лишь мастерские, но они располагали оборудованием, которое позволяло ребятам изготавливать несложные детали по заказам станкозавода. Выполнив заказ, школьники шли на завод в сборочный цех и смотрели, как их продукция “идёт в дело”. Я помню их радость и гордость. Ещё детскую, но уже профессиональную.
Многие после окончания школы пошли потом на завод, в техникум, в ПТУ, но всеми ими двигала не только материальная заинтересованность, но и желание стать специалистами, труд которых приносит пользу людям. И не просто специалистами, а мастерами своего дела.
В то время, в конце 50-х – начале 60-х годов интерес к работе, к делу воспитывался в нашей стране всемерно. При НТО Машпром и обществе “Знание” в Свердловске был организован Университет новаторов. Со всей области на его семинары периодически съезжались рабочие и мастера и рассказывали о своих рацпредложениях, новых методах обработки, показывали инструмент и приспособления. Их никто не заставлял делать это. Они сами этого хотели, своими разработками гордились и с видимым удовольствием передавали свой опыт другим.
С приходом на должность главы государства Л.И.Брежнева Университет новаторов работать не перестал, однако потихоньку стал хиреть. Люди продолжали приезжать в Свердловск на его семинары, но слушали всё с меньшим и меньшим интересом, а часто и вообще уходили с занятий, чтобы погулять по городу. Причиной этого стало постепенное снижение потребности предприятий в новшествах. Вообще-то они, вроде бы, оставались нужны, но вот внедрять их в производство всё меньше и меньше кому-то хотелось. Всё чаще звучал вопрос: “А что я буду с этого иметь?” Слова о том, что повышение производительности и качества труда нужны стране и живущим в ней людям, удовлетворяли трудовой народ всё меньше и меньше. Уровень профессиональной гордости стал понемногу снижаться. К концу 70-х – началу 80-х годов дело дошло до того, что, например, хороший конструктор или слесарь-лекальщик стали редкостью. Это явилось следствием различных факторов, но, пожалуй, одним из важнейших стал перекос нашей промышленности в сторону импортной техники. Многие наши технические изделия при эксплуатации действительно оказывались хуже иностранных. Но вместо того, чтобы их совершенствовать, предприятия стали всё больше и больше стремиться взять готовое. Своего такого нет, - значит, чужое. Медики говорят: что у человека не работает, то отмирает. Это касается всех органов, включая голову. И постепенно наши головы и вправду стали отмирать. Во всяком случае, постепенно перестали уметь напрягаться. А зачем напрягаться? Надо – купим у наших зарубежных друзей. Мы попадаем в таком случае в зависимость от них? Но это же друзья! Поразительно! Вся история России не раз демонстрировала хрупкость дружбы с кем бы то ни было. Так было при Петре I и при Николае II, и при Ленине, и при Брежневе. Однажды (где-то в начале 80-х годов) один из советских ракетных заводов заказал в Японии новое оборудование.
Технологический процесс на новое изделие разработали, причем в основу его положили новую японскую технику. Заказ был оформлен через посредника – предприятие мирного профиля, типа “кондитерской фабрики”. Но японцы, всё-таки, всё узнали. И договор на поставку сорвался. Новые ракеты выпущены не были, а это “нашим друзьям” оказалось дешевле, чем, в случае чего, их сбивать.
Снижение профессиональной гордости с каждым годом в нашей стране шло всё быстрее и быстрее. Желание быть настоящими специалистами у наших людей всё больше и больше угасало. “Нам делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем” – лозунг, приобретающий всё большую популярность. Нужно было что-то делать. И пришла горбачевская перестройка. Сегодня на Горбачева обрушивается много чего. Но он заслуживает уважения хотя бы за то, что, имея возможность просто “жить-поживать, добра наживать”, он решился пробудить страну от спячки, вдохнуть в неё жизнь, вернуть ей былую энергию и стремление гордиться новыми достижениями. У него не получилось. Не знаю, кто здесь виноват. Либо он, не имеющий четкой стратегии перестройки. Либо его окружение, не желающее перемен. Либо мы сами, в которых желание иметь готовое, хорошее, но сделанное кем-то другим, зашло слишком далеко. Ясно одно: “процесс пошел”, но не туда, куда предполагалось. И пришел к тому, что сегодня есть. А что же сегодня есть?
То, что мы имеем в жизни нашей страны в настоящее время, в основном, можно охарактеризовать словом “бессистемность”. Определенная система внутри этой бессистемности, всё же, просматривается, но какая? Мы на каждом шагу слышим: инвестиции, инновации, модернизации. Но к чему эти слова относятся? Под инвестициями предполагается, обычно, создание совместных предприятий. То есть, предприятий, принадлежащих одновременно нам и не нам. Кто в них правит бал? Далеко не всегда мы сами.
Заинтересованы владельцы таких предприятий в их самостоятельности и творческом развитии ? Вряд ли. Их интерес состоит, главным образом, в лоббировании разработок какой-нибудь инофирмы и в поддержании исполнительской дисциплины. Спору нет, исполнительская дисциплина у нас везде, кроме оборонки, страдала всегда. Её частным случаем является технологическая дисциплина – неукоснительное соблюдение технологий, разработанных и утвержденных специалистами. Но что нам документы, утвержденные какими-то неведомыми специалистами? У нас законы-то далеко не все исполняются. Мы лучше будем жить “по понятиям”, а не по законам. И что из-за этого получается? На совместных предприятиях нашему трудящемуся доверяется лишь то, что он гарантированно сделает хорошо. Например, поработает отверткой. Как-то однажды один из наших высокопоставленных чиновников гордо заявил: у нас уже восемь новых автозаводов, совместных с зарубежными. А где тут повод для гордости? В отвёрточном производстве? Впрочем, и такое производство мы развиваем фрагментарно. Металлорежущие станки мы везем сплошь из-за границы.
Таблица.
Выпуск станков с ЧПУ в РФ по отношению к 1985 году(%)
1990 - 121,9
1992 - 36,5
1993 - 10,2
1994 - 3,6
1995 - 2,2
1996 - 0,7
1997 - 0,7
1998 - 0,7
1999 - 1,1
2000 - 1,5
Экспорт и импорт металлообрабатывающего оборудования РФ
в 2006-2010гг (млн.долл.)
Год 2006 2007 2008 2009 2010
Экспорт 227,6 263,2 223,4 128 58,3
Импорт 736,8 1127,4 1733,2 1072,7 1119,1
Нам говорят: “Они же суперсовременные, могут делать всё, даже иногда детей рожать!” Но, может быть, с деторождением мы справимся и без них? А если серьёзно, то вот что. Нам продают станки действительно с широчайшими технологическими возможностями. Но реально в промышленности таких станков нужно совсем немного, причем и у нас, и у “них”. Большинство техпроцессов требует станков попроще. В результате то, что мы получаем по астрономическим ценам (а простые и дешевые станки нам не продают), используется по своим возможностям на 25-30 процентов. Отчего же так? От недостаточной квалификации приобретателей, от нежелания производить своё, или (о, крамольная мысль!) от присутствия в нашей жизни такого явления как “откат”?
Сегодня у нас одно из самых популярных понятий – “инновации”. Чуть ли не каждый день мы слышим о Сколково, нанотехнологиях, компьютеризации всего, всех и везде. Появились даже мужские “наноноски”, которые, как рассказывали по телевизору, можно три недели носить, не стирая. Но первостепенная ли задача – развитие нанотехнологий? Может быть, больше внимания стоило бы уделять простым, но наиболее “ходовым” технологиям? Причем своим, а не популярным “где-то”, технологиям производства пищевых продуктов, трусов, штанов и прочего. Обычным технологиям, без всякого “нано”, но продуманным, глубоко разработанным и соблюдаемым.
От слова “модернизация” я всё чаще и чаще испытываю тошноту. Нам каждый день говорят, что мы отсталые и несовременные и нас нужно осовременивать. Вперед к модерну! В промышленности, искусстве и культуре. Зачем нам обычные экзамены в школе? Современно – это ЕГЭ. Мы видим, что с этим ЕГЭ получилось. Примерно тот же эффект мы будем иметь в результате реформы высшего образования. Вместо нормальных инженеров, биологов, филологов и др. мы будем выпускать бакалавров и магистров. Зачем? Не имеет значения.
Главное – современно и как “у них”! А то, что старая система подготовки кадров была не идеальна, но и не столь уж плоха, и выпускников наших вузов ценили во всем мире, ¬¬– плевать!
Бессистемность, непродуманность, отсутствие комплексного подхода к перспективному развитию страны, атрофия чувства реальности – вот суть нашей “модернизации”.
Наша страна больна. Но, к счастью, лекарство от болезни есть. Нужно делом и словом активизировать нашу профессиональную гордость. Вряд ли сегодня приживется идея “личного клейма” рабочего, как это было в советское время. Но ответственность любого трудящегося за качество своего труда повысить можно и по-другому. Наш народ чрезвычайно внушаем. И если всю идеологическую работу сориентировать в направлении престижности и качества всех форм труда, то результат неминуем. Воспитание профессиональной гордости должно вестись всю жизнь человека. В детские годы его нужно учить гордиться тем, что он правильно решил сложную задачу в школе. В подростковые годы – тем, что он научился что-то делать ещё и руками. Его нужно учить гордиться тем, что он стал самостоятельным. Его нужно учить делать свою работу, по крайней мере, не хуже других и получать от этого удовольствие. И, конечно, нужно учить двигаться вперед. В знаниях, умениях и их практических приложениях.
Но как же человека всему этому учить? Ясно, что примером окружающих. Когда ты видишь, как здорово что-то получается у другого, и слышишь от него: “А ты так можешь?”, - будешь стараться от него не отстать. Я уже почти 50 лет работаю в УПИ (теперь это УрФУ – ещё одно уродливое дитя модернизации). И каждый год уже 30 лет провожу научную конференцию, на которой студенты-пятикурсники рассказывают четверокурсникам о своих дипломных работах. Об экспериментальных исследованиях и изобретениях (да, да, изобретениях, защищенных патентами!). о теоретических и опытно-конструкторских работах. Сначала четверокурсники удивляются: как это студенты смогли выполнить такие работы. Но уже к завершению конференции у них появляется желание попробовать и свои силы. Многие из них подходят ко мне с просьбами привлечь и их к нашим перспективным разработкам.
Популяризация успехов молодых – любознательных студентов, квалифицированных рабочих, инженеров – действенное средство пропаганды прогресса, созидания. И хорошо бы его использовать пошире, чем сейчас, в прессе, на радио, на телевидении. Я не призываю заставлять телевидение показывать только фильмы типа “Леон Гаррос ищет друга”. Но существенно увеличить число передач о профессиональных достижениях наших людей за счет передач кровопролитий, наверное, было бы полезно. Разумеется, развитие профессиональной гордости следует и интенсивно поощрять. Награждать орденами и медалями стоило бы почаще не политических деятелей, устраивающих драки в парламенте и стреляющих кур из окна вагона, а тех, кто проявил в своем деле высокий, общественнополезный уровень мастерства.
И ещё. Воспитание профессиональной гордости и, как следствие, рост профессионализма, невозможны без работы человека над собой. Но для этого ещё нужны и соответствующие внешние условия. У человека должна быть работа по специальности и он должен быть на ней сосредоточен. Сегодня же необходимых рабочих мест явно недостаточно. Когда-то кончающих вуз молодых специалистов распределяли на работу по предприятиям, где они должны были отработать три года. Теперь это отменено. Но, может быть, частично к старой системе стоит вернуться? Например, госпредприятия типа заводов, НИИ, больниц, учреждений образования стимулировать на создание новых рабочих мест с помощью налоговых льгот и пр., а специалистов, обучавшихся на бюджетные деньги, командировать на эти предприятия, как раньше. Они и без работы не останутся, и компенсируют потраченные на них средства. Тем же, что учатся платно, можно предоставлять свободный выбор места работы, если они этого хотят сами.
Имея надежную работу, человек может на ней сосредоточиться, углубиться в неё. Но для этого нужно её ещё и достойно оплачивать. Если человек бегает по трем-четырем “точкам”, чтобы заработать побольше, до профессиональной ли ему гордости. Он хватается за всё, старается сделать быстрее, и как получиться, так получиться. Мысли о качестве работы он от себя прогоняет. Именно поэтому и преподаватели вузов, и слесаря-сантехники сегодня такие, как есть. Но если зарплата станет одним из элементов воспитания профессиональной гордости, а не просто оценкой объёма выполненной работы, то повышение уровня профессионализма можно ожидать. А возможности для этого есть. “Делиться надо!” – говорил Лившиц!
Можно ещё найти много рычагов воспитания профессиональной гордости наших людей. Это и повышение общей культуры, и изучение исторического опыта своей страны. И многое, многое другое. И всё это вполне реализуемо. Для этого требуется, как это принято сегодня говорить, “политическая воля”. Что, как я понимаю, подразумевает профессионализм, а не дилетантизм, настоящую заинтересованность в мировой значимости России, а не фанаберию тех, кто стоит у руля нашей страны. Даже не у руля, а у рулей, на всех уровнях управления ею. Создали вертикаль, так пусть она будет не коррупционно-бюрократическая, а активизирующая и стимулирующая наше развитие. И реально помогающая ему, а не имитирующая помощь “а ля Сколково”. И, конечно, нужна воля нас самих, осознание того, что без неё, без нашей собственной инициативности, нам великороссами не быть.
Свидетельство о публикации №212050701046