О понятиях еврей и иудей

"Путаница в понятиях,в конечном итоге, отражает наше равнодушие,
 или недостаточную заинтересованность, или недостаточную любовь
 к сущности понятия,ибо любовь–это высшая форма   заинтересованности.
 И за это приходится рано или поздно расплачиваться.  И только тогда,щупая  синяки,  мы начинаем  подбирать к сущности точное обозначение.
        (Фазиль Искандер  "Кролики и удавы", Москва,
         ТРИЭН "ЭКСМО-ПРЕСС",  1999, с.275 )
                Нет,  не  евреем  не могу я  быть,
                Еврейство  коль  мое прописано  на  роже.
                А  иудеем,  вот,  могу я  и  не  быть.
                Католиком  и  протестантом  -  тоже
                В любой демократической стране
                Я вправе выбрать веру ту, что мне дороже
                Иль атеизм и веру в доброту,
                Евреем оставаясь все же.
   
Эти, не претендующие на высокохудожественный стиль стишки, возникли у меня задолго до того, как я прочитал статью Юрия Ноткина  "Быть евреем? А зачем?"  (http://elektron2000.com/notkin_0212.html)
Как будто можно быть евреем или не быть по собственному усмотрению.  И все это от откровенного пренебрежения понятиями "еврей" и "иудей", весьма сознательно  смешиваемых иудеями, явно заинтересованными в единстве этих понятий или людьми просто невежественными в толковании этих понятий.
"Евреи,  -  как  поясняется  в Энциклопедическом  словаре, - это   народы в различных  странах  мира,  объединенные  главным  образом  общностью  происхождения  от  древне-еврейской  народности,  жившей  в  Палестине  до  первых  веков  н.э.,  а    для  верующих  евреев  и  религией (иудаизм)"
Обратим внимание на слова: " а  для верующих евреев …".  То – есть, если есть верующие евреи, то есть и не верующие евреи.  А вот иудеями, как оказалось, могут быть и не евреи с подачи, как мы увидим ниже, самих иудеев.
  То-есть,  в  первую  очередь - это  народность,  имеющая  некоторую  особенность,  внешне  определяемую довольно  точно  антисемитами  разного  рода  (овал  лица,  форма  и  длина  носа,  цвет  и  разрез  глаз и  главное,  генетически  закрепленный  страх  в  глазах,  как  бы  останавливающихся  и  направленных  во  внутрь  к  мозгу,  быстро  решающему  в  этот  миг  - какова  должна  быть  реакция).  Века  непрерывных  гонений  и  истреблений  евреев  выработали  специфические  реакции организма  евреев,  решаемые  почти  на  генетическом  уровне,  что  не  может  не  замечаться  окружающими.  Я  говорю  о  массе,  а  не  об  отдельных  личностях,  имевших  возможность  воспитать  в  себе  достаточное  чувство  агрессивности,  по  крайней  мере,  для  того,  чтобы  не  проявлять  этот  страх.
   Различного  рода  погромщики  и  нацисты  убивали  и  старых  и  малых,  совершенно  не  интересуясь,  какую  религию  евреи  исповедуют. Их  уничтожали  за  то,  что  они  были  евреи,  то-есть  народность,  принявшая  религию,  провозгласившую  "избранность"  этого  народа  по  отношению  к  другим.  Это  был  вызов  всем  народам  и  этого  не  могли  простить  ни  тогда,  ни  сейчас,  потому  что  этот  народ    в  своей  гордыне  не  отказался  от  "избранности"  до  настоящего  времени. И я тут же хочу возразить: "это не народ, а лишь та часть его,  что входит в международную религиозную общину, исповедующую иудаизм в разных его ипостасях"
   Справедливости  ради,  надо  сказать,  что  не  все  и  не  всегда  относились  к  евреям  плохо.  И  вавилоняне  и  египтяне  предоставляли  чаще  евреям  такие  льготы,  каких  был  лишен  собственный  народ.  При  этом   верующим  евреям  разрешалось  строить  свои  синагоги.  Это  объясняется  существовавшим  во  многих  религиях постулата  о  привилегиях  малым  народам,  проживающим  среди  большого  народа.  Евреи,  благодаря  Торе  и  приобщения  к  ней  детей  с  раннего  возраста,  учились  грамоте  и  счету.  Как  правило,  были  хорошими  специалистами  и  добросовестными  работниками.  Положение  обязывало.   Много  великих  людей  подарила  Миру  эта  нация,  и  мировое  сообщество  считало  себя  обязанным  принять  во  внимание  желание  евреев  жить  в  своем  государстве,  не  унижая  своего  достоинства.   И  оно  пошло  на  создание  еврейского  государства ( одного или нескольких - согласно решению Лиги наций от 24  июля  1922 года ),  которое,  по  сути  иудаизма,  не  могло  быть  признано  до  прихода  Машиаха. 
 Огромная территория, предназначенная для создания еврейских государств в соответствии с этим решением Лиги Наций, имевшего силу  Международного правового юридического документа и никаким другим международным документом, имеющим  такую же юридическую силу, отменен не был,  была урезана Великобританией с востока до реки Иордан. Но даже и эта, столь малая для  любого государства территория,  согласно решения Организации Объединенных наций (ООН), в нарушение Решения Лиги Наций от 24 июля 1922 года,  предназначалась для создания двух государств: еврейского и еще одного арабского.  Хорошо это или плохо? Это не хорошо и не умно.
    Арабы с самого начала отвергали саму идею создания еврейского государства и не принимают  ее до сих пор, несмотря на более чем 60 –летнее существование государства Израиль, которое они пять раз пытались уничтожить и каждый раз были биты. Это плохо и для Израиля, поскольку с созданием палестинского арабского государства не предусматривался трансфер арабов с территории еврейского государства.
Кроме этого, столь малая территория, выделенная под еврейское государство, насквозь простреливаемая  минами и ракетами малого и среднего радиуса действия, не говоря уже о ракетах дальнего радиуса действия, не обеспечивает безопасности существования ни государству, ни его гражданам.
   Есть и другая немаловажная, а может быть главная причина  осознанной путаницы понятий: "еврей" и "иудей".   Говоря о "еврейских традициях", проповедники иудаизма настойчиво и сознательно возражают против разделения понятий "еврей" и "иудей", доказывая, что это два идентичных понятия  и что, не верящий в иудаизм,  не может считаться евреем.  Глубокое не столь заблуждение, сколь невежество или осознанное мошенничество.
Даже, согласно Торе (см. БЫРЭЙШИТ 15-16-17),  Авраму, заключившему союз с Богом и ставшему первым иудеем, было 99 лет,  то есть спустя 24 года после  прихода на землю Ханаанскую, где его и членов его семьи назвали евреями (от слова: проходящий - ;;;; ), поскольку Аврам со своим семейством были скотоводами и перемещались от пастбища к пастбищу, в поисках сносных кормов и не имели территории, которую можно было бы назвать "своей".  Их присутствие на чужой земле не воспринималось, как посягательство на эту территорию, и сами они воспринимались как проходящие, как временно присутствующие.  Само обозначение их как "евреев" не придавало этому понятию каких либо свойств, характеризующих их как нацию. Перемещаясь от одного  места стоянки к другому, продавая  или обменивая продукты своего производста  на нужные им товары, они постигали язык общения, который объединял эти народы и который впоследствии ученые назвали "семитским". 
Справка из Википедии: На семитских языках в течение тысячелетий говорит население Ближнего Востока.
К семье семитских языков относятся языки:
• финикийский (использовался жителями современного Ливана в II—I тысячелетиях до н. э.)
• ассирийский и вавилонский (оба языка были распространены на территории Ирака в III—I тыс. до н. э.)
• арамейский (был разговорным на территории современной Сирии, Месопотамии в начале I тыс. н. э.)
• арабский
• иврит
• новоассирийский

Будучи очень зависимыми от климатических условий в местах  проживания и наличия пищи для скота, вынужденные,  из-за своего кочевого образа жизни, стойко переносить все невзгоды  от природной стихии, евреи, как и окружающие их народы, поклонялись различным богам, задабривая их молитвами и приношениями даров. То есть были идолопоклонниками, так как каждый бог у разных народов имел определенное  зримое изображение. При этом некоторые народы создавали себе Богов для каждой стихии или благодати, о которой они молили, а некоторые создавали одного главного бога, к которому они обращались за помощью. Но никому их этих народов не приходило в голову отрицать право  на существование других богов своих и чужих.
   Однако, никакие молитвы и приношения Богам не избавило  эти края от засухи  и бескормицы для скота, что вынудило Аврама со своими стадами  "забрести" в Египет в поисках подножного корма. 
Здесь я замечу, что буду ссылаться преимущественно на некоторые религиозные источники и монографию Михаила  Штереншиса "Евреи.  История нации" (изд. Герцлия-Исрадон- 2008). 
    Из материалов последней мы узнаем, что Аврам попал в страну, в  которой более десятка лет пропагандировалась идея единого бога, для поклонения которому были построены храмы,  но  это привело  лишь  к упадку некогда процветающего  в экономическом и культурном  отношении  государства. Стало быть, евреи были не первые, кто признал единого Бога, но это не пошло на пользу государства.
  В Египте  же евреи впервые  увидели  обряд обрезания, ставший впоследствии одним из главных  условий союза  между Богом и Аврамом, хотя, как мы  видим,  по одному лишь этому признаку нельзя однозначно  определить, к какой религии относится человек и не является ли этот обряд   не более религиозным, чем попросту  необходимым требованием гигиены для людей, проживающих в условиях жаркого климата и высоких достижений в области медицинских познаний.
  "Египтологи откопали барельеф в Саккаре, относящийся ко времени Древнего Царства, датируемый примерно 2345г. до н.э., то есть около 450 лет до Авраама, на котором показано, как взрослому человеку делают обрезание. Сейчас же мы знаем, что обрезание позволяет мужчинам  не болеть фимозом и генитальными инфекциями, а у женщин статически достоверно снижает частоту заболевания  раком  шейки матки."
(Михаил  Штереншис "Евреи.  История нации", изд. Герцлия-Исрадон- 2008,  стр. 55). 
   То есть, фактически,  обряд обрезания  не имеет отношения к религии  и вместо свободного выбора человека, был навязан ему как обязательное условие приверженности к религии, избранной главой общины. Но это произойдет позднее.
  Пока же Авраам, как  описывается на  стр.14 Торы, не без помощи Всевышнего,  благополучно покинул  Египет.  "И Аврам  был очень богат скотом, серебром и золотом. ….  И у Лота, который ходил с Аврамом,  тоже был мелкий и крупный скот и  шатры.  И  непоместительна  была земля  для  них, чтобы жить вместе,  ибо имущество их было велико, и они не могли жить  вместе.  И  избрал себе Лот   всю окрестность Ярдэна,  и двинулся Лот к востоку.  И  отделились они друг от друга.  Аврам поселился в земле  Кынаанской" (Ханаанской – в современной редакции).
Пришельцам  пришлось вести  многочисленные войны (Тора, стр.15).
 После одного такого победного сражения  загрустил Авраам,  что богатств у него много, а жена его Сара наследника ему не принесла и все наследство уйдет домоправителю.  И было ему  видение, что Господь Бог  говорил с ним и обещал потомство от Аврама  великое.
"В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав:"… потомству твоему Я отдал землю эту,   от реки Египетской до реки великой, реки Пырат." (Вероятно, в современном прочтении – Ефрат).  …."Я – вот, союз Мой с тобою:  ты будешь отцом множества народов.  И не будешь 
ты больше называться Аврамом, но будет тебе  имя  Авраам,  ибо Я сделаю  тебя отцом множества народов.  … И сказал  Бог  Аврааму:
ты  же соблюди завет мой,  и  ты,  и  потомство  твое  после  тебя  в  роды  их.  Вот завет мой, который Вы должны соблюдать между Мною и вами,  и между потомством твоим после тебя:  обрезан да будет у вас всякий мужчина.
   Обрезывайте  крайнюю плоть вашу: и сие будет знаком союза между Мною и вами.  Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий  мужского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого либо иноплеменника, который из не твоего потомства.  …Необрезанный  же мужчина, который не обрежет крайней плоти своей,  истребиться  душа  та из народа своего: завет мой он нарушил.  …  В тот же самый день обрезаны были Авраам и  Ишмаэйл, сын его.  И все домашние люди,  домородный и купленный за  серебро у иноплеменников,  обрезались вместе с ним.  Авраам же  был  девяноста девяти лет при обрезании края плоти  своей.  А Ишмаэйл, сын его, был тринадцати лет  при обрезании  плоти  его"(Тора, стр.17 – 18). 
Так было положено начало иудейской религии, согласно основного первоисточника.  При этом мы видим, что в иудеи попали не только евреи, но  и  иноплеменники, купленные за серебро, то есть рабы,  согласия  которых,   как и тех, кто может быть не был согласен с этим, никто не спрашивал.   Тем более, ни о каком добровольном согласии не могло быть речи  у новорожденных, судьба которых была уже определена на восьмой день от рождения – день обрезания.  И в  отношении тех, кто еще или уже недееспособен или возражает против перехода в иудаизм – это акт грубого насилия, который совершается  до настоящего времени.
  Этой истории было бы вполне достаточно, чтобы  не путать два понятия  "еврей" и "иудей" и не списывать на евреев грехи иудеев, больше полагающихся на помощь Всемогущего Бога, чем на  достоинства самого народа, народа-труженика, готового, ценой собственной жизни,  защищать свои права на достойную жизнь.  Но сама история существования евреев, разделившихся на два независимых государства (Иудею и Израиль) после смерти царя Соломона, именно из-за нежелания части евреев поклоняться одному еврейскому Богу и связанному с
этим  насилием, совершенно однозначно говорит о  разных понятиях, одно из которых "еврей"  характеризует  родовой признак, тогда как "иудей" характеризует религиозный признак, ничего не говорящий о родовом признаке.  Государство евреев, допускающее и веру в единого бога и многобожие, исключающее наказания  из-за религиозной предпочтительности, проявляет в наибольшей степени демократичность общества и его близость к идее основателей современного Израиля. Здесь уместно вспомнить изречения Теодора  Герцля  о том, каким он хотел видеть это государство.  Вот одно из них:
"Я не считаю еврейский вопрос ни социальным, ни религиозным, даже если он временами принимает ту или иную окраску. Это вопрос сугубо национальный... Мы — народ, единый народ[4]"
Эту идею провозглашает и Декларация независимости еврейского (не иудейского!)  демократического государства, граждане которого непостижимым образом оказались  жертвами иудейского насилия над их свободами (свободой получения гражданства, свободой общения с родственниками, свободой выбора пищи, свободой регистрации брака в своем государстве и захоронения, свободой использования государственного транспорта в выходные дни и самим правом распоряжаться своим выходным днем). 
     Как получилось, что столь ответственные посты в министерствах и ведомствах демократического государства ( Министерство внутренних дел, министерство строительства с Земельным управлением, Министерство религий, ряд руководящих постов в комиссиях Кнессета) занимают члены ортодоксальной партии ШАС, которая до прихода Машиаха (согласно галахическому предписанию) не должна признавать еврейское  государство, а ее молодые призывного возраста избиратели освобождены от службы в Армии обороны Израиля, от трудовой повинности и получают финансовые дотации, на   постижение мудрости Торы, именно от государства, за счет рядовых налогоплательщиков.
   Но это тема другая, хотя и связанная с прямой заинтересованностью смешивать эти понятия: "еврей" и "иудей".
В одном из своих стихотворений автор коснулся и этой темы, и желающие могут найти отрывок из поэмы "Евреи" по адресу:
http://www.stihi.ru/2009/11/21/8120 
Сейчас несомненно более практичный интерес вызывают следующие вопросы:
1. Насколько изменилось бы отношение международного сообщества к государству Израиль, если бы  его политическое руководство было свободно от влияния ортодоксального иудаизма?
2. Насколько сами граждане Израиля могли бы ощущать себя более полноценными гражданами без такого влияния?
3. Насколько более эффективно тратились бы государственные средства  на образование , спорт, развитие жилищной сферы, международные контакты, не будь такого влияния?
4. И не постыдно ли вообще, полагаясь на божью милость,   безответственно размножаться, всю жизнь  прося милостыню у государства или благотворителей?
И,  возвращаясь к теме о самой большой лжи в упомянутой статье Юрия Ноткина,  хочу заметить, что это еще не самая большая ложь.  Самая большая ложь – это сама религия с ее надуманными сюжетами в общение с богами. Но об этом в отдельной статье.


Рецензии