Продолжение Ельцовка

 Все песни,  стихи - в основном  про любовь... Мой рассказ про Ельцовку - это сама любовь! Мы с ней в печальной разлуке, разлуке - навсегда, потому что я не вернусь в Ельцовку, и я это прекрасно понимаю; "никогда не возвращайтесь туда, где вам было хорошо" - и это правда, и даже проверено мною на собственном опыте.

   Ельцовка - это не только  безрадостное детство моё и часть жизни, это причал, с которого многое начиналось...  Ельцовка - это моя жизненная философия и рубеж одновременно. Всякий жизненный удар помогает людям по-новому оценить себя. Я бы, наверное, сошла с ума, если бы много лет назад уехав из Ельцовки  не по своей воле, не имела бы возможности хоть изредка бывать там. Однако, всякий раз я  болезненно  ощущала всё возрастающий мой разрыв с Ельцовкой. Я думала, она меня будет помнить, а она - увы!  Живёт своей собственной жизнью...

  Где тот клуб с куполообразной крышей, переоборудованный когда-то из церкви?

   Где дороги, покрытые щебёнкой? Где та  школа, которая от постоянного подстраивания имела форму буквы "Д"?

   Новые современные здания, тротуары - дань цивилизации, но они не помогли удержать молодёжь, покинувшую как и я когда-то, Ельцовку. И на что  она теперь стала похожа?! Ни то ни сё. Ни село ни город.  А ведь было так здорово! 

  Были хоровые пения с Августой Ивановной Железковой  в майские дни на улице во дворе старой школы - я помню эти песни: "Орлёнок",  про голубей и школьные годы и много-много  других; я помню руки Августы Ивановны, её увлечённое музыкой лицо...

  Но на районных конкурсах мы почему-то неизменно занимали второе место и получали приз "баян", тогда как все мечтали о новом пианино... 
 
   На баяне замечательно аккомпанировал наш же школьник - старшеклассник талантливейший Толя Гудков. Запевалой в хоре была моя одноклассница - Тамара, которую старшие ребята из-за этого, также прекрасные солисты - Тугожаров, Кожемякин - звали "орлёнком".

   У нас был свой Робертино Лоретти, на звук голоса которого во время репетиций  сбегалась вся школа...

   Однажды зимой в метель, в буран - это обычная погода для Ельцовки - в старом тогда клубе, битком набитом зрителями, проходил то ли смотр, то ли концерт. Я ещё с улицы услышала исполнение песни "Морзянка", это пение "уносило" меня куда-то в космос, в будущее, которое тогда не казалось таким прозаичным; потом на сцене  пела взрослая женщина с маленькой девочкой, лет 6-ти, стоявшей из-за малого роста на стуле, они исполняли песню "Ой мороз-мороз", при этом маленькая девчушка  легко и верно вытягивала первую партию, совсем как взрослая...

   Ельцовка была многонациональна: рядом жили эстонцы, немцы, русские, латыши, казахи... Вспоминают ли они её теперь, проживая в Германии, Прибалтике, Казахстане?

   Русанов Анатолий, который живёт теперь в Красноярске,  сетующий на  "медвепутов" и перестройку, начавшуюся с меченого "Горби",  тем не менее  очень здорово вспоминал о жизни на малой своей родине - в Ельцовке. Он вспоминал, как шустро ловил "кузнечиков" в Чарыше  Серёга Квасов, специально изобретший  жестяную ручку, которой слегка похлопывал, и пока они, Толя с друзьями,  штук 10 поймают, у Серёги с этой жестянкой - целый коробок рыбы...

    А дед Мышанский, как рассказывает Толя,  ловить рыбу ходил строго со своими внучками... И шуму от них было!.. А как этот дед тоже "кузнечиков" ловил: "Ходышь, ходышь за нэю, а вона як стрэбнэ на двисти метров! Та е...сь  та рыбалка!.."

    Да,  рыбы было валом: и чебаки, и пескари, и ерши, щуки - только не ленись,  лови;  нужно, конечно,  было знать  время и место, где и когда ловить. Попадались хариусы, реже - таймень.
    Тот же Серёга Квасов (по кличке "копчёный") ловил простой удочкой больше рыбы, чем другие за то же время бреднем. А потом ребята возили продавать рыбу в соседнее село - Комариху. А в этой Комарихе народ был своеобразный, происхождение из Комарихи всегда можно было определить по специфическому "акценту". Они говорили примерно так: "Анькя, поглянь-кя, пузырь-та лятить!.."

   В Ельцовской библиотеке, как рассказывают земляки,  имелась книга по краеведению, а в ней - карта времён постройки первых демидовских заводов. Так,  на месте села Ельцовки,  напротив устья реки Локтёвки, согласно карте,  была расположена демидовская деревня №.., т.е. поселения русских  на месте Ельцовки существовали  ещё до 1749года.

  В 2009году Ельцовка отмечала 260-летие. Ельцовка была первым поселением на территории Шипуновского района; она находилась на пути следования обозов со Змеиногорских рудников и Колыванской шлифовальной фабрики - до Барнаула.

   Названо село Ельцовкой, возможно, потому, как считают многие старожилы,  что много в то время водилось в речке Ельцов. Речушка, протекающая непосредственно вдоль села,  теперь тоже называется Ельцовкой. А вот  название реки Чарыш, согласно  исследованиям жителя с.Ельцовка  А. Русанова, возможно произошло от названия  племени "чарос", либо от русского слова "чары" - обольстительные, притягательные, колдовские способности.

   На карте Ремезова, конца 17-го века, река Чарыш значится как Шарыши; и фонетически, как считает А.Русанов,  это слово близко к "шаращи", которое сохранилось в лакском языке Дагестана в значении "ключ", источник, ручей. 

  Действительно, вода в Чарыше всегда холодная, ключевая. Ну, поскольку о действии колдовских чар в селе нет расхожих сведений, либо старинных легенд, всё-таки эта вторая версия, похоже, более  достоверна, а о существовании других пока неизвестно.

   В начале коллективизации в селе было 2 колхоза, но ещё  до образования совхоза "Октябрьский"  - была Папанинская МТС, и на въезде в село стояла деревянная арка с этим названием. Возможно МТС так было названо в честь героев - полярников. При существовании совхоза "Октябрьский" деревянная арка  сохранялась и находилась также на въезде в село, но уже с названием "совхоз Октябрьский".

   История села - история всей страны. Таких "Октябрьских" в каждой области и почти в каждом районе  на территории СССР было множество.

   Село пережило перестройку, а после 90-х годов стали уезжать из Ельцовки, других окрестных сёл выходцы из Германии, Эстонии, Латвии; почти всё население соседнего села Озёрки - переехало в Кахзахстан, все они  возвращались на свою исконную родину.
   
   Вместо уехавших в селе - много новых семей, но молодёжи, конечно, значительно поубавилось, а значит, постепенно уменьшилось общее количество населения села.  В основном дети, чьи родители проживают в Ельцовке, уезжают  в краевой  центр - Барнаул - город с западно-американским лицом.
 
   Но Ельцовка жива, любима теми, кому она когда-то дала путёвку в большую жизнь.

   По ней скучают.  Ею бредят.

   Значит, не зря о чарах существует одна из версий названия реки, на берегу которой расположена Ельцовка. Нет, не зря... Чары Ельцовки и  Чарыша действуют!
 
    Я тебя тоже помню и люблю, Ельцовка!


Рецензии