Дошли!

Это фото моего двоюродного деда – родного дяди моей мамы Любезного Николая Фёдоровича.
Далее цитирую:
Всем хорошо знаком плакат: молодой боец с автоматом за спиной крупно выводит на стене поверженного рейхстага: «Дошли!»…. Но мало кто знает, что изображенный на фотографии воин — Герой Советского Союза Н. Ф. Любезный.
Из воспоминаний:
…З0 апреля вместе с пехотой полковника Ф. Зинченко пошли в атаку и артиллеристы Н. Любезного. Его группа попала в подвал рейхстага. Взору открылся кольцевой коридор, далее в полутьме — еще дверь, ведущая, видимо, в залы. Завязался ожесточенный бой. Стреляли со всех сторон. Казалось, спасения прорвавшейся группе нет. Но вот отбита еще одна комната. Тогда гитлеровцы подожгли бумаги, мебель, все, что могло гореть. Капитан Любезный в эти ответственные минуты принял решение — вызвать «на себя» огонь наших батарей. В кинофильме «Освобождение» этот эпизод из фронтовой биографии Любезного отображен в заключительной части «Последний штурм», когда капитан в кожаной куртке вызывает по рации из рейхстага огонь на себя. А утром 2 мая наступила необычная тишина. Берлинский гарнизон капитулировал. В это майское утро капитан Любезный и написал на колонне рейхстага победное слово «Дошли!», как бы подведя итог четырехлетних сражений.

Мой родной дедушка (по маме), Зимаков Максим Николаевич воевал и был ранен ма Марухском перевале (Кавказский хребет). Тогда немецкие егеря, альпийские стрелки из 1-й горной дивизии “Эдельвейс” не прошли.
Помните, у Высоцкого: «..А внизу дивизия Эдельвейс…». И ещё: «Горел закат, как сталь клинка, свою добычу смерть считала. Бой будет завтра, а пока взвод забирался в облака и уходил по перевалу».
Из книги «Тайна Марухского ледника»:
«…Стрельба то затихала, то усиливалась, курилась легким, летучим снегом вершина Кара-Кая. Через час полк, вернее то, что от него осталось, ободренный призывом заместителя командира корпуса Л. И. Буинцева, пошел в новую атаку. И она оказалась последней. Противник не выдержал удара и начал пятиться к перевалу. В этом бою особо отличился передовой отряд лейтенанта Мельника. Он положил начало разгрому прорвавшейся группировка противника в Марухское ущелье. Затем успех отряда был развит и закреплен главными силами полка. Защитники перевала заняли непреодолимую для врага оборону. Путь немцам в Марухское ущелье был закрыт навсегда».

Моего отца, Лабутина Дмитрия Николаевича, вывезли по Ладоге – Дороге Жизни из осаждённого Ленинграда дистрофиком 2-й степени. Ему повезло. Но почти до конца жизни его – научного работника, доцента, в укромном месте стояли пара мешков – гречка и мука, и упаковки спичек. От этого он не мог никуда деться.

Мне повезло. Если бы погиб дед, не было бы и меня.


Рецензии
Не знал. Очень интересно! С уважением,

Виктор Некрасов   09.02.2013 01:13     Заявить о нарушении