Память снов

      (Гуру – Н.К.Рерих). Прошлое каждого человека интересно тем, что оно наглядно иллюстрирует сновидческую природу его земной жизни. И в самом деле: что-то было, что-то переживалось, были люди, встречи, чувства и мысли и какие-то внешние условия, и все это ушло, и уже нет ничего из того, что было вокруг, и все, что осталось, – это только лишь память о прошлом, только воспоминание. Не странно ли – было – и нет, и уже никогда не вернется. Настоящее – явно, конкретно и ощутимо, даже рукою можно потрогать вещи вокруг. Но прошлое уже не в мерах земных. Так поймем, что сны жизни земной – это только лишь Майя.
   Грани Агни Йоги, 1971 г. 425.


                ПАМЯТЬ СНОВ (2) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Когда человек умирает и начинается решительная, напряженная борьба между высшей и низшей дуадой, низшая собирает все темные накопления человека и орудует ими, стремясь увлечь дух на свою сторону. Приходится в буквальном смысле отдавать отчет за каждую мысль. Мысли, когда-либо продуманные, а главное прочувствованные, выплывают из прошлого и, занимая весь горизонт сознания, требуют от него утверждения или санкцию на то, чтобы пребывать в нем. Если это мысли похоти или вожделения, и они не изжиты, и находят отзвук, и притягиваются к сознанию, и удерживаются им, привлекая с собой другие, им родственные, то сознание, окруженное такими мыслями и побежденное ими, погружается в беспросветное. Если же такая мысль встречается отталкиванием и твердым решением с нею не сочетаться, то ее энергия исчерпывается о твердость решения и дух освобождается от своего порождения. Встреча со своими порождениями неминуема, и очень важно, как относится к ним их породитель. Эта борьба со своими порождениями очень драматична, ибо часто заканчивается поражением, затягивая сознание в воронки астральных вихрей. Там все обострено, все углублено, все усилено, и выдержать борьбу нелегко.

      По закону цикличности и спирали каждая мысль еще и при жизни в физическом теле рано или поздно возвращается к своему породителю для оценки. Если человек поднялся и перерос свое порождение, то при новой встрече он не реагирует на ее воздействие и как бы тушит ее энергии своим новым отношением к тому, что его прежде волновало и прельщало. И такая мысль, с печатью непризнания на себе, уже более не опасна. Она нейтрализована и потушена сознанием. А так как память постоянно преподносит из прошлого подобные мысли, то процесс очищения или отемнения и отягощения духа идет непрестанно. Таким образом, на каждую мысль и выражение можно наложить печать утверждения или отрицания, признания и приемлемости или непризнания и неприемлемости и тем либо освободиться от нее на будущее, либо усилить ее вновь и привязать к своему микрокосму. Если освобождение это вести сознательно и постоянно, то после перехода великих границ борьба с низшей дуадой будет легка и победа быстро достижима, если же прошлые низкие мысли всякий раз при своем возвращении и появлении в поле сознания будут получать одобрение, утверждение и усиливаться этим, то борьба между дуадами будет тяжелой необычайно и может закончиться поражением высшей. Тогда пятый принцип, объединившись с двумя низшими, уходит во тьму. Потому каждый раз, когда какой-либо образ прельщения выплывает в сознании из прошлого с сопровождающими его мыслями, печать окончательного решения должна быть поставлена на него незамедлительно и сознательно, иначе он снова погрузится в глубины памяти, усиленный оказанным ему вниманием и признанием с тем, чтобы снова явиться и снова сознаньем владеть. Эти, порою сильно навязчивые, мысли страшны не столько здесь, сколько там, где отделаться от них трудно необычайно, ибо увлекают они сознание к низшим слоям, которые страшно заразительны. Так, утверждение, что человек должен дать отчет за каждую мысль, остается в силе, ибо мыслью своею создает он свое окружение в Надземном, то есть сферу, в которой и пребывает, и сам возвышает себя или же низвергает в бездну.

                Песни  Земли  не  заменят –
                дивную  музыку  сфер,
                дух  где  свободен  в  полётах,
                в  снах  тело  тонкое  –  вверх.

                Отчего  Дома  Обитель  –
                вся,  постиженье  Миров,
                дух  ведь  –  Надземного  житель,
                в плотном же  –  скован он в плоть.

                С снов  –  не дают воспоминаний,
                легче  чтоб  в  лоне  земном,
                ибо  –  разительна  разность,
                песню  –  не  ту  здесь  поём…

                Дух  возрастёт,  будет  больше –
                нам  вспоминаний  со  снов, –
                сон  –  лишь  условно  названье,
                жизнь  в  нём  –  полнее,  любовь…
                Владислав Стадольник 14.1.2002

      Природа повторяет себя как в большом, так и в малом, Манвантара и Пралайя отражаются в цикле кругов человеческих воплощений, жизни и смерти, дня и ночи, бодрствовании и сне. Поэтому день для ночи является миром причин, а сон – миром следствий, и, как и в момент смерти, последние минуты перед засыпанием имеют особое значение для последующего состояния человека. И все дневное поведение, мысли и чувства отразятся на состоянии сна, но последние мгновения решающие. И не то, что хочет увидеть во сне желающий, увидит он, но то отразится во сне, что в течение дня и перед сном было самым ярким и напряженным в сознании, и сферы посетит он, созвучные устремлению. Состояние сна очень искреннее, так как человек во сне являет собою свою истинную сущность. Казалось бы, самые возвышенные мысли проносились днем перед сознанием, а ночью во снах отражается нечто совершенно иначе, и видит себя сновидец порою совсем недостойно. Это показывает, что что-то еще не изжито и гнездится где-то в глубинах и закоулках души. Сон очень справедливое состояние, и впечатления его основаны на законе созвучия. Сон требует к себе очень внимательного отношения, и желание упорядочить его, а главное – стремление удержать в бодрствующем состоянии впечатления о пребывании в Мире Надземном. Обычно эти впечатления очень беспорядочны, и трудно отделить фантасмагорию осколков мышления от действительности Тонкого Мира, но прорывы в эту действительность все же бывают у всех, надо только привести эти просветы в систему.

      На известной ступени состояние сна вступает в период сознательности, и тогда бытие человека обогащается соприкосновением с Тонким Миром при условии той или иной степени сознания. Далее это сознание, «бодрствующее сознание», во время сна может стать непрерываемым и очень деятельным. Первое условие для достижения этой ступени – это очищение всего существа человека от всего, что подлежит скорейшему изживанию. Ибо неочищенное сознание может установить связь с низшими слоями астрала и унести на себе флюиды разложения и заразы. Опасность для неочищенного сердца весьма велика. Потому и не сохраняется память о впечатлениях сна у обычных людей. Медиумы и психисты видят и запоминают больше, но не позавидуем им, ибо, если они недостаточно чисты, тьма овладевает слабовольным и нечистым сознанием. Оттуда же одержание, это бедствие человечества. Вопросу об упорядочении снов и связанных с этим очищением оболочек можно посвятить достаточно времени. С другой стороны, это явится также и подготовкой к послесмертному состоянию, ибо, как гласит восточная мудрость, «сон смерти подобен».

      Очень трудно совмещать шершавые условия жизни с высшими устремлениями духа и следовать этим последним. Об ангеле с опаленными крыльями Говорилось недаром. Как совместить Надземное и земное? Только упорнейшим утверждением Высшего перед лицом тьмы. Высшие понятия выражены в Основах – от них никуда не уйти. Только на них можно чуять твердую опору. Плотное сбрасывается, тонкое остается. Плотное кратко, тонкое длительнее, огненное – навсегда. Если взять все прошлые жизни, не дадут они представления о том, что будет иметь дух, освобожденный от иллюзий плоти. Прошлые жизни прошли, дав опыт и обострив способности и приумножив качества духа. Все это – багаж, с которым вступает человек в будущее. Будущее неотъемлемо. В нем все, что принадлежит человеку. Не в прошлом, не в настоящем, но в будущем – наследие духа. Потому мимо настоящего можно проходить, как мимо не принадлежащего нам. День приходит и день уходит, оставляя по себе только память. Если тянутся вещи, то ведь только на время, ибо ничто не принадлежит нам, кроме опыта, знания и памяти о прошедшем. Но все это – явления уже не материального порядка.

      Где же оно, прочное, неотрицаемое и принадлежащее нам навсегда? Только в нас, ибо вне нас нашего нет ничего. Планета велика, а люди на ней – сироты, не имеющие на ней наследства. Сказано было, что праведные наследуют Землю, но ведь Земля-то временна. Что же наследовать то, что сегодня есть, а со временем быть перестанет. Вечен лишь дух, но временны все его обитатели материального мира. Потому огненное, то есть непреходящее, можно поставить во главу угла и строить только на нем. Построения на преходящем непрочны. Разрушаются все. Сколько великих народов ушло, и разрушилось царств, и воды покрыли когда-то цветущие страны! Но настоящее ценно тем, что является ступенью в будущее. Без него в будущее не пройти. И ступень настоящего обуславливает характер и условия будущего – причина и следствие. И цепь тянется не прерываясь.

      Создатель причин не может не пожинать следствий, ибо причины и следствия – как палка о двух концах. Если есть один, другого не может не быть. Так настоящее есть основание проекции будущего, или поле посева, или упор для ноги, шагающей в будущее. И вечности без настоящего нет, ибо в вечность надо принести опыт и знание всех накоплений прошлого. Иначе чем же будет жить дух в Беспредельности? Беспредельность есть необходимое поле для возможностей творчества духа. А для творчества нужно накопленное воображение и знание законов гармонии. Каждое светлое накопление Чаши – творческая способность, а качества духа – сила творящих огней. Иллюзии очередного воплощения рассеиваются, как дым или сон, но качества остаются, ибо являют собой стойкие формы утвержденных в микрокосме человека огней. Как бы ни было трудно, но жить стоит, ибо каждое страдание, обременение и тяжесть ноши земной порождают огни духа. Страдания, обременение и тягость ноши земной – все пройдет, но кристаллы ими порожденных огней останутся в Чаше вечным приобретением духа. Мудрый радуется обременениям жизнью, ибо знает их цель. Рассудок земной восстает против ноши, но дух в глубинах своих знает неизбежность путей и смысл снов земных, преходящих. И когда вихри жизни внешней шумят, отемняя и отягощая сознание, там, в глубине, разгорается мощное пламя, пламя вечной жизни духа.

       (Гуру – Н.К.Рерих). Надо понять, насколько творения мысли реальны. Это часто ощущается в процессе сочетания с ними. Казалось бы, нет ничего, кроме мыслей и образов, созданных ими, но они могут достигать такой степени кристаллизации, что как бы заменяют собою плотную реальность. По творениям великих писателей видите, как захватывают сознание образы, созданные их гением. Они реальны вполне, но это реальность Тонкого Мира. Кино, которое раньше совершенно правильно называли иллюзионом, дает представление о реальности мысленных образов и сочетаний световых лучей. Ведь, в сущности, кроме них нет ничего, но люди переживают, радуются, плачут, смеются, смотря на экран. Жизнь земная ленте кинофильма подобна: вот только вчера была прокручена часть ее кадров перед сознанием и ушла в прошлое, не оставив ничего, кроме образов, картин и ощущений, запечатленных памятью. Хорошо бы продумать аналогию эту до конца, чтобы лучше понять смысл снов земных, преходящих, именуемых жизнью земной.

      «Урусвати знает память открытую и память закрытую. Многие сетуют – почему нужно иметь память закрытую? Но они не представляют себе весь ужас, если человечество будет всегда помнить о своих прежних существованиях. Поистине получился бы какой-то хор диссонансов, и при таком хоре невозможно было бы продвигаться. Мудр закон, который отсеивает все, что неполезно для совершенствования.
Неопытные люди воображают, что при знании всего прошлого они могут лучше преуспеть, но на самом деле лишь очень немногие сумеют приложить с пользою свои бывшие наблюдения. К тому же, они вовсе не утратили их, и в их «чаше» сохраняются живые накопления, и нередко Голос Молчания напоминает о необходимости вызвать и воспользоваться старым опытом. Так можно благословлять закон сокровенной памяти.
      Послушайте, мог ли бы человек теперь, в век механизации, окунуться в психологию давно прошедших времен? Такое приобщение лишь загромоздило бы путь. Можно изучать культуру древности, можно справедливо оценить решение прежних проблем, но нельзя очутиться в коже прародителей! И вовсе такие ныряния не нужны. Теперь век самых поразительных открытий, и человек должен приспособляться не к прошлому, но к будущему, чтобы применить психическую энергию разумно.
      Мыслитель предуказал: «Будет время, когда люди не только будут летать, но и устремляться к дальним мирам» Учение Живой Этики: Надземное, 643.

___________
* Полностью эссе: ПАМЯТЬ СНОВ размещено на стр. 51 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" –  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

   Цикл о снах: в «Галактическом Ковчеге»: Учение Живой Этики о снах, озарении -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68


Рецензии