4. Нью Брансуик
Это был первый вопрос, который задал мне новый клиент. Много лет назад он попал в аварию и лишился возможности ходить. Но не только этого: он потерял память. Помнил то, что было до аварии, но не то, что после. Мое имя он так и не запомнил за те два года, что я работала с ним.
Каждое утро я составляла для него список: какие лекарства и когда принять, куда съездить (а в Канаде тем, кто не может ходить самостоятельно, бесплатно дают скутер), кому позвонить. А следующим утром Мэтт виновато искал вчерашний список: «Я положил его на самое видное место... Где же он?»
Удивительна человеческая память.
Однажды я увидела на кухне початую бутылку виски. «Мэтт! Что это? – возмутилась я. – Тебе же нельзя!» И Мэтт, который никогда не повышал голос, неожиданно громко сказал: «Поставь на место. Это смерть». И рассказал, что в день, когда рухнули его мечты, он выпил виски и сел за руль. А потом полгода в больнице, потеря ног и памяти. Я поставила бутылку на место, и так она и стояла до того дня, когда пришло время перебираться Мэтту в специальный пансионат.
«Ты знаешь, где живут самые большие лобстеры?» – спрашивал он каждый день. И я серьезно отвечала: «Нет. А где?» «В Нью Брансуике!»
Как-то я не застала его дома. Знала, что он ездит в «Тим Хортонс» неподалеку, и отправилась его искать. Открыла дверь в кафе и услышала: «Вот ее спросите! Она точно знает, где живут самые большие лобстеры! Спросите, если мне не верите!» «В Нью Брансуике», - ответила я, и счастливый Мэтт засобирался домой.
Когда-то, когда он был здоров, они с подругой ездили во Фредериктон – столицу провинции Нью Брансуик, и то счастливое время запомнилось ему самыми большими лобстерами.
Я видела эту подругу. Милая женщина; она навещала Мэтта на Рождество и в день его рождения. Он не помнил ее имени, но каждый раз спрашивал, не бывала ли она в Нью Брансуике – там, где живут самые большие лобстеры?
С Мэттом у меня связан один странный случай. Он жил один в специально приспособленной для инвалида квартире. Я проверяла, есть ли у него еда, и когда было нужно, шла в магазин. Свою сумку оставляла у него: магазин был совсем рядом.
И вот однажды я уже подошла к двери и вдруг услышала тихое и отчетливое: «Возьми свою сумку». Я вернулась и объяснила удивленному Мэтту, что мне нужно купить кое-что для себя. А когда минут через двадцать вернулась, растерянный Мэтт сказал, что его ограбили. Кто-то постучал, он открыл. Я вызвала полици, они просмотрели записи у входной двери и быстро нашли вора.
В тот день я ехала домой, вспоминала это непонятное предупреждение и вдруг похолодела: у меня ведь была с собой рабочая книжка с адресами клиентов и ключи от их домов и квартир.. Вот рад был бы вор!
Но кто же меня предупредил?
Не знаю. Знаю только, что очень благодарна за то, что услышала - и послушалась.
***
Так где же живут самые большие лобстеры? Ну, конечно, в Провинции Нью Брансуик: одной из трех Атлантических Провинций Канады.
Ах, эти Атлантические провинции! О вас нужно слагать стихи – только я не умею; восхищаться удивительной природой – но не найти мне таких красивых слов.
Весь путь из Торонто на остров Кэйп Бретон – «Богом забытую землю», как сказала моя клиентка, нас сопровождали флаги: сначала – Канады и Онтарио, потом – Канады и Квебека, а теперь - Канады, провинции Нью Брансуик и Акадии.
В самом начале 17 века в эти места приплыли изгнанные из Франции гугеноты, создали колонию – Акадию, подружились с индейцами. Но через десять лет приплыли шотландцы, которым тоже пришлась по душе эта благословенная земля, и 75 лет с перерывами продолжалась война, в которой акадийцы потерпели поражение. И начались гонения на французов.
Далеко в прошлом эта война, но до сих пор местные жители считают себя акадийцами: потомками тех, кого убивали, выгоняли из домов, и только в этой Провинции признаны официальными языками оба: и английский, и французский, и полощутся на ветру Акадийские флаги.
Столица Нью Брансуика – Фредериктон. Небольшой город, всего под шестьдесят тысяч жителей, и два Университета! В состав одного из них входит знаменитый Институт биоинженерии, где создают удивительные протезы для раненых американских и канадских солдат.
Когда-то во Фредериктоне провел свою юность лорд Бивербрук: министр авиационной промышленности Великобритании, личный представитель Уинстона Черчилля и большой патриот Фредериктона. На его деньги построили Картинную Галерею, и самое большое полотно Сальвадора Дали – «Сантьяго эль Гранде» - висит в этой Галерее; на его деньги построены гимназия, театр, каток. Стоит в центре города памятник лорду Бивербруку – человеку, не забывшему город своей молодости. А рядом еще один памятник.
«Пробираясь до калитки
Полем вдоль межи,
Дженни вымокла до нитки
Вечером во ржи»...
Отгремели войны, забылись гонения, и поставили потомки акадийцев на Центральной площади памятник шотландскому поэту.
***
Вы слышали о Заливе Фанди? О Шоколадной реке?
Недалеко от города Монктон есть Национальный Парк Hopewell Rocks, а в нем – скалы удивительной формы: «Медведь», «Слон», «Арка любви»... Дважды в сутки во время отлива вОды Залива уходят в Океан, и можно ходить по песчаному дну, а во время прилива, когда уровень воды повышается на 15 – 18 метров и скалы оказываются почти скрытыми водой - кататься на лодке.
А по городу Монктон течет река Птикодиак, и течет она не в одну и ту же сторону, как все нормальные реки, а четыре раза в сутки меняет свое направление. Когда в Заливе отлив, Птикодиак течет в Залив, а когда вода прибывает, и деться ей из Залива некуда – река грохочет и течет вспять. Мало кто называет реку Птикодиак – все больше Шоколадной, потому что вода в ней темно-коричневого цвета: слишком много железа.
И еще одна достопримечательность Нью Брансуика – самый длинный в мире (как любят канадцы, когда у них есть что-то «самое-самое»!) крытый мост Hartland Bridge. Это деревянный мост, довольно узкий: двум машинам не проехать. И есть поверье: нужно дойти до середины моста ( а его длина – 391 метр) и поцеловаться с тем, кого любишь. И будете жить долго и счастливо! Так и ходят по мосту пары уже почти 100 лет.
***
Порой сбываются самые, казалось бы, невероятные мечты.
Когда-то, рассказывая студентам о жизни Николы Теслы, я говорила, что в мире есть два одинаковых памятника этому удивительному ученому: в Югославии и США. Наверное, мне очень хотелось их увидеть – потому что та мечта сбылась.
И вот теперь, через много лет, мы едем на остров Кэйп Бретон: туда, где ждет меня еще одна мечта.
(Продолжение следует)
http://www.proza.ru/2012/05/08/1154
Свидетельство о публикации №212050700238
Борис Савич 26.11.2017 11:45 Заявить о нарушении
И если даже что-то преувеличено - всё равно читать это так приятно!
Спасибо, Борис.
Евгения Серенко 26.11.2017 14:37 Заявить о нарушении
