Intro

    Саше три года.
    У него своя комната, а в комнате - угол. Если вжаться в него спиной, справа окажется окно, а слева - деревянный стеллаж с мешками разноцветных кубиков, треугольников, ромбов, прямоугольников и трапеций.

    Саша складывает из них узоры.

    Его жизнь внешне очень проста: Саша спит, ест, смотрит в окно, иногда выходит на улицу. И выкладывает узоры.
    Короткие. Длинные. Простые. Сложные. Монохромные. Разноцветные.

    Мама, которая проводит дни в одном доме с Сашей, знает, что эти узоры никогда не повторяются.
    Но никто не знает, что они значат.
    В мире Саши нет слов.

 * * *

    Саша родился на два месяца раньше срока - крошечный, беспомощный паучок. 
    Но оказался бойцом.
    Не просто выжил, но и от более благополучных сверстников вскоре почти перестал отличаться.
    Почти.

    Саша терпеть не мог, когда мама и папа ссорились. Как он это определял осталось неизвестным, но если родители начинали предъявлять друг другу какие угодно претензии - даже шёпотом на кухне - Саша принимался нестерпимо орать. И замолкал, только когда внимание обоих взрослых оказывалось безраздельно занято им. Не ссорящиеся родители могли заниматься где угодно чем угодно, вместе или поодиночке.
    Саша очень рано стал отличать родных от чужих. В своей комнате он чужих не выносил принципиально и начинал кричать, стоило гостям переступить порог. В остальных комнатах они могли находиться вполне свободно. Если тихо - громкого шума в доме Саша тоже не терпел.

    Когда прогулки перестали быть временем сна, оказалось, что Саша не любит и гулять.
    Вернее, он очень не любил гулять по людным местам - от детских площадок до магазинов: съёживался, взгляд становился напряжённым, побелевшие пальцы вцеплялись в края коляски. Так он быстро уставал и начинал тихо непрестанно плакать.

    Мама забеспокоилась, но тут выяснилось, что есть по меньшей мере одно место, прогулки в котором Сашу вполне устраивают - большой парк недалеко от дома.
    Там Саша никого не пугался и живо интересовался всем вокруг.
    Маме почему-то запомнилось, как однажды он потянулся к большому кусту у края дорожки и долго, медленно, странно для малыша осторожно перебирал его - листики, ветки. Словно искал что-то. Так утомился, что уснул.

    Саша не пытался рисовать, но охотно играл со всевозможными  пирамидками, кубиками, матрёшками - составлял, складывал, вкладывал.

    Очевидно понимал обращённую к нему речь, выполнял, что просили, но отвечать не спешил. Внимательно смотрел на губы говорившего, беззвучно шевелил своими, лёжа в кроватке мог долго шептать что-то себе. Родители не помнили, чтобы он лепетал вслух, и заговорил Саша сразу словами - даже не выговаривая совершенно всех букв.

    "Тол", "тул", - "с" не давался долго.
    "Аба-а", - собак Саша полюбил с первого взгляда, каждую рассматривал, едва не вываливаясь из коляски, и пытался догонять, едва научившись ходить.

    Поэтому родители резонно посчитали, что ему будет интересно, и однажды почти двухлетнего Сашу привезли к большущей площадке, оборудованной для тренировок и выгула собак.
    День был выходной, всевозможных собак было множество, все они двигались - общались, бегали, играли, занимались с хозяевами и пребывали в прекрасном настроении.

    Саша подошёл как можно ближе к ограждению - и остолбенел.
    Мама ждала, но ничего не менялось, и она решила разрядить обстановку:
    - Видишь, собачки.

    Саша моргнул, поднял голову и, страшно серьёзно, в непонятном напряжении, уточнил:
    - Абака?

   Мама показала на площадку:
    - Ну да, собаки. Много разных собак.

    Саша повернул голову к площадке и снова застыл.

    Папе это совсем не понравилось, он попытался усадить Сашу в прогулочную коляску - тот не сопротивлялся. Сидел и, не обращая ни на что внимания, молча смотрел куда-то вдаль.

    Эта безучастность продлилась до самого ужина. Сашу позвали кушать, и он как очнулся. Вбежал на кухню и схватился за стол:
    - Стол?
    - Стол, - согласилась удивлённо обрадованная до тех пор непослушному звуку мама.

    Что было дальше, родители не поняли, но Саша обежал всю квартиру и, касаясь, поназывал "столом" все, какие смог найти: обеденный, разделочный, старый письменный, журнальный, папин компьютерный, мамин туалетный и разложенную гладильную доску.
    В конце он снова влетел на кухню, огляделся, плюхнулся на пол перед табуреткой, со всей силы треснул по ней схваченной по дороге ложкой  и почти криком заявил:
    - Стол!

    Следивший за демонстрацией папа ошарашенно уточнил:
    - Стол. Там, здесь. И что?

    Саша перевёл на него глаза, всмотрелся с уже знакомым напряжением - и вдруг потух. Как лампочку выключили.

    Это оказалось началом конца.

    Саша перестал говорить.
    Его показали специалистам, но обследование ничего не дало: органических поражений у  Саши не обнаружили, а определить уровень психического развития оказалось невозможно - с чужими теперешний Саша был абсолютно не контактен.
    Единственной пользой стало то, что врачи несколько успокоили родителей: собственно столы, как и собаки, были здесь ни при чём, спусковым крючком могло послужить что угодно, назвать причину наука оказалась бессильна.

    А в общем, посещение докторов всё только ухудшило.

    И до того не слишком ласковый, теперь Саша позволял к себе прикасаться, только если нуждался в помощи. Зато очень быстро научился самостоятельно полностью переодеваться.

    И до того не особенно эмоциональный, Саша стал почти совершенно бесстрастным - неподвижное лицо, отрешённый взгляд. Он не радовался новизне игрушек; да и вообще чем-нибудь, кроме привычных логических тренажёров и кубичной мозаики, играть перестал; не огорчался неудачам и падениям и конструктивно реагировал только на то, что сам соглашался видеть и слышать.
    Гнев остался единственным (но сильным) чувством, которое Саша очевидно испытывал. Принуждение или попытка завладеть его вниманием вызывали у него немедленный и громкий протест. Так же, как выражение любых сколько-нибудь сильных эмоций - в доме нельзя было раздражаться, смеяться, плакать. Однажды мама сильно порезалась, и Саша прибежал на кухню со страшным скандалом. Поскольку успокаивать Сашу было бессмысленно, мама всё же бросилась к бинтам, а когда порез перестал её беспокоить, оказалось, что и Саша вернулся к своему привычному состоянию.

    Большую часть дня он складывал мозаики - в комнате с обязательно закрытой дверью. Вначале мама пыталась отрывать Сашу от этого занятия, чтобы хотя бы покормить, но тогда Саша начинал биться в истерике. Следом истерика начиналась у мамы (и продолжалась у Саши), а какое то время спустя Саша приходил на кухню сам. И прошло немало дней, прежде чем стало понятно: у Саши есть своё представление о том, каким должен быть очередной узор, и творческий процесс нельзя прерывать произвольно.


 * * *

    Сашина жизнь внешне очень проста: он спит, ест и выкладывает неповторяющиеся узоры из разноцветных кубиков, треугольников, ромбов, прямоугольников и трапеций.

    Гуляет Саша, когда ему этого хочется: приносит маме, где бы та ни находилась, её уличную обувь.
    Мама одевается, находит Саше подходящую по погоде одежду, ждёт, пока оденется он, и они идут гулять.
    В первый раз, после общения с врачами долго отказывавшийся выходить из дома, Саша, вдобавок к туфлям, принёс маме найденный когда-то в парке большой сухой лист клёна. Мама поняла, и гулять они ходят исключительно в парк. И только когда этого хочет Саша.
    В парке он может следить за воронами, стайками мелких птиц, игрой белок, трогать кусты и деревья или рассматривать небо, лёжа на траве.
 
    После прогулок Саша складывает особенно большие и сложные мозаики.

    Он всегда молчит.
    Совершенно не терпит в доме чужих, и гостей здесь больше не бывает.
    Кроме того, что ходит с мамой гулять, порой подолгу стоит на балконе или смотрит в окно.
    Иногда сидит, вжавшись в свой угол, и рассматривает какую-то одному ему известную бесконечность. Тогда вечером, когда Саша уснёт, мама тихо плачет, и папа не знает, как её утешать.

    Потому что прогнозы врачей неутешительны: перед медиками Саша в очередной раз предстаёт безмолвной в одну точку глядящей статуей, а его узоров ни один из них никогда не видел.   
    А мама - не робот, и у неё уже нет никаких сил.

    И как-то утром, когда Саша сидит у себя и отрешённо созерцает нечто за стеной, мама решает, что, в конце концов, у неё тоже есть желания. И ей очень нужно отдохнуть.

    Мама включает стереосистему. Садится на диван. Закрывает глаза.
    Комнату наполняет Моцарт.

    От музыки маму отвлекает шорох - в дверях стоит Саша.
    Его взгляд сосредоточен - он вслушивается.
    Наконец, заходит в комнату и решительно залазит на диван.

    Симфония завершается в покое тихого дома.
    Саша какое-то время ещё сидит, раздумывая, потом слазит с дивана и уходит к себе.

    Обедает поздно и очень торопливо, что вообще-то нынешнему Саше не свойственно.

    Когда вечером возвращается папа, Саша спит, а пол в коридоре, Сашиной и большой комнатах устлан кубиками.
    Масштабность и исполнение папу поражают:
    - Что это?
    - Моцарт. Сороковая симфония. Я включила, а он пришёл ко мне слушать. 
    - И они ещё что-то об умственной отсталости говорят. И что - сам пришёл, слушал и не возражал?
    - Пришёл. Внимательный такой. Молча слушал. А потом целый день работал. Я процесс в первый раз увидела, он же не разрешает смотреть. По мешкам рылся, цвета подбирал. Но, по-моему, не закончил - я пришла, а он спит посреди комнаты заплаканный. И не слышал, как я его перенесла и раздела.
    - Когда это он в последний раз плакал?
    - В том-то и дело. Может, от усталости, но по-моему, ему кубиков не хватило. Не закончил.
    Папа вздыхает:
    - Понял. Пошёл за материалом.

    Ночью, уже в постели, папа удивляется:
    - Слушай, выходит, это он так разговаривает?
    - Ну, наверное. Только кто же его поймёт.
    - Но почему - так?.. Чем его слова не устраивают?!
    Вопрос повисает в тишине.

    Утром проснувшийся Саша долго о чём-то думает, лёжа в кровати.
    Потом всё-таки вылезает и идёт в другую комнату. Возле неоконченной мозаики стоят три огромных, почти в Сашин рост, мешка с кубиками.

    Саша нарушает порядок - после завтрака не уходит из кухни, а становится рядом с мамой и молча задирает голову.
    - Ты что-то хочешь?
    Саша молчит и смотрит куда-то мимо мамы.
    - Ну покажи, я же мысли читать не умею.

    Саша идёт в большую комнату и залазит на диван.
    Пришедшая следом мама кивает, и комнату снова наполняет Моцарт.

    Но Саша не остаётся слушать. Он возвращается к началу мозаики, идёт вдоль неё, что-то изменяет, дополняет.

    Концерт повторяется ещё дважды - Саше не удаётся запомнить всю симфонию сразу, а музыкальные темы он переводит в узоры дольше, чем те звучат.

    К концу дня маму привлекает необычный шум - Саша старательно, хотя и безрезультатно, пытается открыть окно, соединяющее балкон с его комнатой.   При этом из шкафов оказывается вытянуто всё, что можно использовать для связывания.
    Мама очень удивляется, но открывает окно и вручает Саше моток бельевой верёвки.
    Верёвка, как выясняется, нужна, чтобы соединить удравшую на балкон голову композиции с оставшимся в Сашиной комнате хвостом.
    Это - последний штрих; Саша отправляется кушать и после - снова засыпает.

    - Ты понимаешь, - удивляется вечером мама, - значит, он понял эту целостность; ему важно было показать, что части связаны.

    Всю первую половину следующего дня Саша ходит вдоль мозаики. Не просит включить музыку, но мама уверена, что он её слышит.

    Наслушавшись, ближе к вечеру Саша разбирает свою симфонию.
    И мама в очередной раз удивляется: в том, как он хранит свои изобразительные средства, есть логика - Саша не сгребает всё в кучу, а разносит кубики по мешкам, явно руководствуясь какими-то критериями, очевидными для него, но неявными наблюдателю.

    На следующий день Саша идёт гулять. 
    И через следующий - тоже.
    И вообще целую неделю каждый день.

    Мама с папой не понимают, как связаны парк и Моцарт, но Саша хорошо ест, крепко спит и совершенно ничем не возмущается. Можно сказать, все довольны.

    Докупленные кубики приходятся очень кстати - Сашины мозаики становятся частично объёмными.

    И после перерыва мама решается продолжить эксперимент.
    На восьмую симфонию Саша тратит даже больше времени, чем на сороковую - мозаика складывается, изменяется, дополняется.
    И после завершения Саша снова много гуляет.

    Но когда он опять приходит на кухню и задирает голову - как птенец, только что клюв закрыт - мама задумывается.
    Впрочем, решение находится быстро: она снимает с полки ноты, открывает пианино, берёт несколько первых аккордов "Восьмой" и спрашивает:
    - Это?

    Саша не слышит. Он осторожно касается белой клавиши. Нажимает - звука нет.
    - Нужно короче. И резче.
    Мама показывает движение, и пианино отвечает высоким светлым звуком.
    Саша повторяет. В ответе струн слышится удар молоточка, но волшебство извлечения звука теперь подвластно и Саше.

    Почти весь день он проводит за инструментом; перебирает клавиши - одной рукой, другой, двумя сразу. Вслушивается в звуки и сочетания. Уходит к себе думать.

    Вечером мама ставит на пианино другие ноты, и комната превращается в "Пещеру горного короля". И пусть исполнение далеко не концертное, Саша слышит и видит, как под мамиными руками фортепиано создаёт образ.
    - А давай ещё раз, - просит сидящий рядом папа.
    Пещера появляется опять, и теперь папа негромко напевает мелодию, сопровождая инструмент.
    Когда она заканчивается, Саша нетерпеливо машет ручкой: "Ещё".
    Родители переглядываются - концерт возобновляется снова и снова, пока Саша сам не пытается спеть.

    Тогда мама останавливается, и, вместе с Сашей, они напевают первые такты пьесы.

    В распорядке Сашиного дня появляются музыкальные занятия - так он захотел. Мама играет совсем простые детские пьески, а Саша напевает мелодии - сначала с аккомпанементом, потом и без. У Саши хороший слух.

    Когда эти занятия становятся для Саши привычными, мама хитрит и однажды поёт, аккомпанируя себе, шуточную народную песню.
    Саша слушает, но молчит.
    Дальше они занимаются, как обычно, но песни со словами мама неизменно поёт каждый день.

    А однажды вечером, уложив Сашу в постель, пытается спеть колыбельную.
    Саша ожесточённо мотает головой и бьет рукой по одеялу: "Нет".
    Мама ждёт, пока он совсем успокоится, и тихо, осторожно спрашивает:
    - Почему?

    Эффект неожиданный: Саша буквально взвивается с кровати, мчится в другую комнату, хватает с полки большой альбом-каталог собачьих пород и шмякает его перед папой:
    - Собака!
    - Да, собаки, - соглашается изумлённый папа.
    Саша снова трясёт головой, открывает альбом и быстро листает страницы, тыкая пальцем в изображения:
    - Собака, собака, собака.
    Захлопывает альбом и разводит руками:
    - Много!

    Папа тоже заводится, переворачивает альбом в начало и открывает сам:
    - Собака колли, собака сенбернар, собака овчарка немецкая, собака овчарка кавказская, собака доберман, собака шнауцер, собака терьер - все собаки. Разные собаки! У каждой своё название, но все - собаки. Потому что собака - это название класса, а не штуки!!!

    Саша смотрит на папу дикими глазами и хватается за стол:
    - Стол.
    Папа, уже понявший, в чём загвоздка, методично ходит с Сашей по дому и перечисляет виды столов.

    Спать все ложатся к полуночи - когда Саша засыпает над альбомом пород, названия которых старательно пытается повторять за папой.

    - Нет, - возмущается засыпающий папа. - Ты понимаешь, он нам два года нервы мотает, потому что у него в голове что-то вовремя не щёлкнуло, а? Его одно слово на всех собак не устраивает! Так он вообще говорить не будет, засранец.


 * * *

    Саша учится в музыкальной школе, бегло читает, умеет писать и пользоваться музыкальным центром.

    Читать Сашу мама учила традиционным способом - и не преуспела: правило превращения двух отдельных слогов в одно целое слово в Сашину голову не укладывалось. Мама сердилась, Саша злился, в конце концов обучение решили отложить.
    За следующие четыре месяца Саша выбросил из головы все слоги, а пришёл к логичному вводу, что слова состоят из букв, но каждая буква в слове сама по себе никакого смысла не имеет, а имеют только все вместе. Поэтому их так и нужно читать.
    Когда Саша стал смотреть на слово и видеть его целиком, он выполнил норматив на скорость чтения для второго класса средней школы и стал читать всё, до чего смог дотянуться.

    Сочинения для маленьких проглотились очень быстро, а в книгах Жюля Верна и Марка Твена было ну очень много неизвестных слов, поэтому Саша стал читать ещё и словари с энциклопедиями. А словарь иностранных слов вообще стал любимой книжкой - обычно он стаскивал его на пол, ложился на живот, открывал на любой странице и читал. Маме объяснил, что так - интересно.

    Когда папа спросил, почему Саша предпочитает рыскать по словарям, а не спрашивать, Саша вдруг густо покраснел, покрылся бисеринками пота и почти неслышно прошептал:
    - А если вы не знаете...
    - Ну не знаем, так тоже посмотрим, что за беда. Нельзя же всё на свете сразу знать. Не знаем - узнаем. В чём проблема?

    Проблема оказалась в Сашином твёрдом убеждении, что не знать чего бы то ни было - стыдно.
    Папа снова хватался за голову и объяснял, что стыдно - не знать и не учиться, или не знать, но делать вид, что знаешь. А не знать, понимать, что не знаешь и узнавать - это нормальное состояние человека.
    И откуда Саша такую глупость взял?

    (Саша этого не помнил, но автор, на правах всеведущего, может пояснить - маленький Саша случайно присутствовал при весьма экспрессивной беседе чужой мамы с её малолетним отпрыском, в которой прозвучала фраза: "Ты такой большой мальчик, а этого не знаешь. Стыдно!" Из которой Саша и сделал далеко идущие выводы.
    Собственно, подросший Саша понял, что всё знать невозможно, и решил, что стыдно именно когда другие узнают, что ты - не знаешь. Поэтому спрашивать у родителей нельзя - вдруг они чего-то не знают, им придётся в этом признаваться, и им будет стыдно. А это был кошмар, допустить которого Саша никак не мог. )

    Правда, отмена кошмара ничего не изменила - привычка.

    Когда подошло время очередного переосвидетельствования, мама предупредила Сашу, что придётся ходить в садик. Саша поинтересовался, что это такое, постоял у сетки игровой площадки и констатировал:
    - Я туда не пойду. Я там не смогу.
    Саша даже в общественном транспорте ездил с трудом - среди большого количества людей он моментально уставал, сникал и окукливался, теряя всякую способность к любым контактам.

    Мама пришла в ужас:
    - Но тебе напишут, что ты - здоров, и что нам тогда делать?
    Саша задумался. Но когда этот вопрос перед самым освидетельствованием снова возник, уверенно заявил:
    - Не напишут.

    Подписанное заключение Сашу вполне устроило. А на допрос родителей он спокойно пожал плечами:
    - Хочу - разговариваю. Не хочу - не разговариваю. С ними разговаривать не хочу.

    Два пропущенных года не прошли даром - Сашина речь осталась простой и маловыразительной.

    Как-то утром выходного мама заканчивала готовить завтрак, а Саша стоял у раскрытого окна, и папа предложил:
    - А расскажи нам, что там происходит?
    Саша послушался:
    - Берёзу ветер наклоняет, листья шелестят. Ворона сидит, синица ветки клюёт, воробей чирикает. Тучи серые и облака белые, солнце слабенькое. Холодно.
    Он немного помолчал и обернулся, очертив руками шар:
    - А как - всё вместе?
    - Всё вместе - что?
    - Сказать. Я всё вместе вижу. И слышу. Много сразу. А говорю - не вместе и не всё.

    - Пф-ф-ф, - надул щёки и длинно выдохнул папа. - Всё вместе сказать не получится.
    - Почему?
    - А принеси мячик, я покажу.
    Саша побежал за мячиком, а папа принёс листок бумаги с карандашом.
    - Смотри. Мячик - это всё, что ты видишь и слышишь. Оно объёмное - как ты "всё вместе" показал. А словами - это вот так, -  папа провёл на листе бумаги не очень ровную, но прямую. - И мячик в линию целиком не укладывается. Только ты учти, что это - не причина снова на два года замолкать.

    Саша уставился на что-то в стороне от папы - в лицо он не смотрел никогда.
    (Значительно более старший Саша объяснил это замечательно просто: "В глаза смотреть - слишком много информации. Как обухом по голове.")

    - Я не буду. Только зачем они нужны, если так мало вмещают.
    - А без слов люди бы совсем друг друга не понимали. А словами хоть плохонько, хоть как-нибудь, но договариваемся.
    - И потому, что всё не вмещают, - вмешалась мама, - и существуют искусства. Музыка, живопись. И они старше - сначала рисунок появился и всевозможные свирели, а слова уже после. Но без слов тоже никак - ты книжки читаешь, тебе нравится - они ведь словами написаны.
 
    Саша понимал, что возражать нечего. Но ощущение ущербности, неполноценности речи осталось с ним навсегда.
 
    Впрочем, когда в учебнике, по которому с ним занималась мама, встретилось задание описать что-то письменно - оказалось, что Саша говорящий, и Саша пишущий - это два совершенно разных человека: ручкой на бумаге Саша строил полные, сложные, со всем частями речи предложения. В Сашином же пересказе немедленно вырождавшиеся в собственные огрызки.
    С пересказом в конце-концов справились - у Саши была хорошая память и он даже чужой текст частично просто цитировал.
    А речь "от себя" так и осталась не до конца разрешённой проблемой.

    Впечатления от детского сада показали, что к школе Сашу нужно готовить заранее. Но сначала нужно было пройти очередную медкомиссию, и с неё Саша вернулся взвинченный и злой:
    - Я к ним больше не пойду.
    - Надеемся, что не придётся, - согласился папа. - А что случилось?
    - Они уроды. Они думают, то если я не такой, как они хотят, так я какая-то тварь, с которой можно что угодно делать.
    - Саш, - вмешалась мама, - но ты не можешь этого знать.
    - Знаю! Я с ними пообщался. Не хочу больше.

    - Саша, - прервал паузу папа, - понимаешь, таких людей в твоей жизни будет много. Люди вообще обычно не любят тех, кто не такие, как они хотят. Ты должен это понимать и научиться защищаться.
    - Если я буду защищаться, им может быть больно.
    - А тебе не кажется, что не защищаться, потому что напавшему на тебя будет больно - это какая-то неправильная логика?
    - Неправильная, - согласился Саша. - Но я ещё подумаю.

    Задача оказалась для Саши неразрешимой, поэтому разговор имел продолжение. Совершенно неправильное с точки зрения педагогики. Но именно оно помогло Саше выжить.
    Разговор продолжился, когда Саша пришёл в гостиную к читавшим маме с папой, уселся в кресло и, чуть не впервые, задал вопрос:
    - А можно защищаться так, чтобы не было больно?

    Папа разговор помнил. И вопросу порадовался. Он, правда, не был уверен, что мама одобрит ответ, но другого всё равно не было:
    - Саша. А помнишь, ты ходил на комиссию перед этой?
    Саша удивлённо поднял брови и уверенно кивнул.
    - А что ты сделал, чтобы тебе написали то, что ты хотел?
    Саша задумался. Ответ он знал, но как его сказать? 
    Папа понял:
    - Давай я тебе помогу. Я назову, а ты ответишь - правильно я знаю, или нет. Ты пришёл к врачам и показал им то, что они хотели увидеть.
    Саша озадаченно посмотрел на папу и, довольный, кивнул.
    - То есть ты - притворился. А ты книжки о животных читаешь, там такое слово - "мимикрия" - есть?
    Саша уставился в бесконечность за окном. Родителей это уже не пугало - бесконечность означала, что Саша размышляет о чём-то сложном или важном для себя. 
    - У меня совсем - не получится.
    Пришла очередь папы поднимать брови:
    - А совсем - и не нужно. Ты когда станешь больше общаться с людьми, ты сам увидишь, где можно остаться собой - нельзя же делать то, что тебе совсем противно, а где нужно немножко притвориться. Чтобы не выглядеть совсем чужим. Тогда на тебя не станут нападать, и тебе не придётся никому делать больно. Так что или ты активно защищаешься, или делаешь так, что на тебя не нападают - других выходов нет.
    Саша внимательно посмотрел на папу и ушёл думать к себе.
    А мама закрыла дверь в гостиную и шёпотом возмутилась:
    - Чему ты учишь ребёнка!
    Папа, уже вернувшийся к книге, поднял голову и спокойно ответил:
    - Лгать и притворяться. До второго он уже сам давно дошёл, и до первого дойдёт - раньше или позже. Можно подумать, хоть один из нас этого не делает. Не надо на меня так смотреть - я вообще всех взрослых имею в виду. Ты же не хочешь, чтобы твой ребёнок стал изгоем?   

    Весной Сашу познакомили с подготовительной группой ближайшего детского сада, и он стал проводить сначала на общей площадке, но с мамой, а потом и самостоятельно в группе всё больше и больше времени.
    И родители убедились, что насчёт давнего "не смогу" Саша был прав - вернувшись из садика домой он сразу ложился спать и заметно похудел за первые недели. Мама только удивлялась:
    - Он там что, без меня - вагоны разгружает?
    Но папины наставления явно действовали: воспитатели не могли нахвалиться - такой взрослый мальчик, самостоятельный, спокойный; во всём разберётся, ни с кем не ссорится, и девочки с ним дружат, и мальчишки не задирают.
    Мама слушала и качала головой - поссориться с практически безэмоциональным, глубоко рассудочным Сашей было практически невозможно, а чужих ссор он с младенчества не терпел.

 * * *

    Саша готовит уроки - в школе оказалось не сложно, но третья четверть длинная, скучная, и он с трудом её доживает.
    Позади него в кроватке начинает хныкать четырёхмесячная сестра.
    - Да что же это такое, - возмущается уставшая мама. - Что случилось? Есть ты хотеть не можешь. Жарко, холодно, животик болит, ну что? 
    - Ничего у неё не болит, - отзывается Саша. - Она общаться хочет.
    Он вылазит из-за стола и садится в кресло:
    - Давай её сюда.
    На руках у Саши малышка перестаёт капризничать и довольно мурлыкает, почти как кот.
    Мама качает головой:
    - Ты бы с нею поговорил, что ли.
    - Зачем? - поднимает голову Саша. - Она меня и так понимает. Она же маленькая ещё.   

 =====

 В.-А. Моцарт

 Симфония № 40 g-moll KV550
 http://classic-online.ru/ru/listen/31641

 Симфония № 8 d-dur KV48
 http://classic-online.ru/ru/listen/1644

 Э.Григ. "В пещере горного короля"
 http://www.youtube.com/watch?v=6UP54kbc8K0


Рецензии
Добрый вечер)
Быть иным сложно, особенно, когда не очень вписываешься и пропускаешь через себя больше, чем можешь вместить. Слова часто служат отражением внутреннего - привычно-удобный способ общения, но не единственный. Мозаика - более зримый и в чем-то более камерный. Выкладывать свое внутреннее, не повторяясь - талант. Чтобы растить такого ребенка нужно чутко прислушиваться к нюансам, обладать эмпатией на уровне предчувствия. Мальчику повезло с родителями, они не пытались его переделать и втиснуть в стандартные рамки.
Мне бы хотелось увидеть мозаичное изображение 40 симфонии)

Прочла А.Т.О. Когда человек носит смерть в мешочке, он умирает снова и снова. Отложенная смерть - изнанка отложенной жизни. И жизнь потихоньку затухает, меняется взгляд. Но душу сложно замуровать, вот молитва и становится успокоением.
Знаете, самое страшное, что война никуда не уходит, когда люди начинают забывать, она возвращается.
Спасибо!

Юлия Газизова   19.07.2021 20:59     Заявить о нарушении
Доброго вечера!

Думаю, переделать Сашу было бы крайне сложно - что можно сделать с человеком, который на тебя не реагирует. Разве что замучить, но это не было задачей родителей.
Вообще, сложно сказать, что именно создавал из своих кубиков Саша, но он не зря, наверное, ходил гулять в парк и перебирал листья.
Наш мир состоит из почти бесконечного числа объектов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из вполне конечного, счётного числа элементов.
Саша из конечного числа стандартных кубиков создал за время молчания очень большое число принципиально разных фигур-узоров.
Он переводил бесконечное многообразие мира, которое ощущал, в крайне ограниченный набор цветов и форм.
Может быть, он подсознатлеьно пытался, в том числе, примирить всё, что может быть названо, с заведомо малым числом кубиков-слов.
И в конце концов, когда он сам соединил звук, цвет и форму - что-то, наконец, щёлкнуло.
Да, согласен - увидеть Моцарта в мозаике было бы крайне любопытно, но Саша, увы, создавал свои узоры только в одном экземпляре, на время - и их никто не фотографировал :).

***

Герой "А.Т.О" родился не предназначенным для войны. Совсем. А война пришла и убила его, причём не один раз. И не потому, что кому-то не хватало земли или ещё каких ресурсов. А потому, что какая-то часть общества и населения решила, что все должны жить только и именно так, как считает нужным она. Несогласных нужно уничтожить.
Это уже много раз было, и это продолжается сейчас, и не знаю, что нужно сделать, чтобы это когда-нибудь закончилось.

Спасибо, Юлия.

Удав Юзик   20.07.2021 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.