Правдивая история о Святополке. Эпизод 21. часть18

-Вот, к примеру, Византийский Император Василий II сын императора Романа II и преемник Иоанна Цимисхия своей беспощадностью заслужил прозвище Болгаробойцы в 1001 г. он начал очередное планомерное наступление, ослепляя захваченных в плен болгар В 1014 году в кровопролитном сражении при Беласице (Стримоне) Василий разбил болгарскую армию, и, взяв в плен 15 000 болгар, приказал всех их ослепить и затем отпустил на свободу, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним глазом. Следует отметить, что согласно военной этике той эпохи, православные болгары не рассматривались как военный противник, а были бунтовщиками, и что такое наказание полагалось бунтовщикам. Эта и иные победы, заслужившие ему прозвание Болгаробойцы, помогли ему покорить Болгарию до самого Дуная после борьбы, тянувшейся с 981 по 1018 годы. Бойца православных болгар пусть и по законам военного времени не мешало ему стать православным святым.

Олаф II Святой— король Норвегии с 1015 года по 1028 год, представитель династии Хорфагеров, сын Харальда Гренландца, креститель и просветитель норвежцев - проводил насильственную христианизацию, «жег живьем язычников». «Конунг направился на юг вдоль побережья, останавливаясь в каждом фюльке и созывая бондов на тинг. На каждом тинге он велел читать христианские законы и заповеди. Он запрещал дурные обычаи и языческие обряды, потому что ярлы жили по старым законам и никому не рассказывали о христианских законах. В то время повсюду на побережье люди были крещены, но большинству христианские законы оставались неизвестны. В горных долинах и горах все подавно оставались язычниками, так как, когда люди предоставлены самим себе, они крепко помнят веру, которой их научили в детстве. Тех, кого Олаф не мог уговорить принять христианство, он принуждал к этому силой и не смотрел на то, кто перед ним, могущественный человек или нет"».

А на последних словах Саги следует остановиться отдельно- мне понравился один комментарий:

Считается весьма многими, что во всех абсолютно случаях применение силы при христианизации народов является негативным явлением. Упрек в этом отношении делается даже св. князю Владимиру. Упускается из виду, что в Скандинавии (а следовательно, отчасти в Киевской Руси) сила являлась доказательством благоволения Божия к тому, кто ее применяет. Поклонение силе было заложено в основе психологии и верований и даже в образе жизни древних скандинавов. Поэтому применение силы со стороны св. Олафа для многих в народе служило доказательством, что на его стороне правда. Аналогичный психологический эффект наблюдался и при крещении Руси св. князем Владимиром. Почему Русь почти без сопротивления приняла новую религию? Только ли потому, что и прежде к этому прилагали усилия св. равноапостольная великая княгиня Ольга и другие христиане, жившие уже на территории Руси? Нет, пожалуй, главным фактором было то, что в Киевской Руси великий князь считался главным жрецом, что сказал главный жрец по религиозным вопросам, то и истина. Так, повторяем, Бог обращает на службу Истине даже заблуждения язычников. http://ricolor.org/europe/norvegia/mp/2/Жизнеописание св. мученика Олафа, "вечного короля и покровителя Норвегии"

Безупречная логика-резюмировал Лесь-даже если вырвать слова из этого контекста- тенденциозность написания очевидна- «сила являлась доказательством благоволения Божия к тому, кто ее применяет». Все эти утверждения, что подчинение грубой силе в результате кровопролития есть психологический защитный механизм для слабых и угнетенных- и есть Благо для них. И принятие новой  веры неужели можно расценивать как результат «стокгольмского синдрома»-некуда теперь деваться- надо принимать и адаптироваться. Механизм психологической защиты основан на надежде жертвы, что агрессор проявит снисхождение при условии безоговорочного выполнения всех его требований. Поэтому пленник старается продемонстрировать послушание, логически оправдать действия бесцеремнного захватчика, вызвать его одобрение и покровительство.

"Насильственное крещение продолжалось и в последующие века. Так, в XVII веке в Сибири огнём и мечом действовал митрополит Филофей Лещинский. Он разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни. Принудительное крещение нерусских народов продолжалось даже в XIX веке.

Государственная православная Церковь расправлялась не только с язычниками, но и с еретиками (т.е. инакомыслящими). Согласно соборному уложению 1649 г. критика Церкви и её догматов каралась сожжением на костре. Особенно настаивал на этом Иосиф Волоцкий, причисленный РПЦ к лику святых. В 1689 г. в срубе на Красной площади был сожжен протестантский пастор Квирин Кульман. 29 октября 1714 г. церковный суд в Москве приговорил к казни члена лютеранского кружка Фому Иванова, который был сожжен в срубе на той же Красной площади. Для того, чтобы грешник лучше осознал свою неправоту, его сжигали на медленном огне! Сожжения еретиков проводились на Руси по 1743 г, хоть и редко, но достаточно регулярно! Так же карался и переход в другую веру. Инакомыслящие и перешедшие в другую веру (чаще - вернувшиеся в свою прежнюю веру) считались врагами Церкви. Этих врагов Церкви сажали на кол, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землёй. И. Риммер пишет, что «из православной России никогда не исходил… дух религиозной неприязни …». На самом же деле РПЦ жестоко расправлялась с инакомыслящими в самой Церкви. После никоновских реформ были начаты страшные гонения на старообрядцев. Именно РПЦ была инициатором издания в годы правления царевны Софьи “12 статей о раскольниках” (1685 г.), в которых было сказано, что даже если некоторые “особо опасные” старообрядцы и присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то всё равно их надо “казнить смертию без всякого милосердия”. Причём казнить через сожжение. Автором этого документа был патриарх Иоаким. По настоянию духовных властей уничтожались деревни и сёла, где жили раскольники, их скиты и монастыри. По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 г. патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 “церковных противников”. В 1720 г. один из руководителей раскольников Александр Дьякон явился в Петербург и подал Петру I прошение, в котором полностью раскаивался в своём инакомыслии и следовании старому обряду. Но «милосердная» Церковь не приняла его раскаяние – он был обезглавлен, а тело его было сожжено. http://www.evangelie.ru/forum/t87591.html, Михаил Богословский
http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000215 "Не наступать на старые грабли")


Отдельным эпизодом иллюстрации ситуации служит участь раскольников.  В 1666 году соратников протопопа Аввакума казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске. Этого противника богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века старообрядцы почитают священномучеником и исповедником.


Рецензии