Три яблока

    В августе 1957 года я находился в Харькове – сдавал вступительные экзамены в политехнический институт. Получил все положительные оценки и собрался возвратиться домой. Но вот проблема – не на что ехать. Зарплата у меня была маленькой, накоплений я не делал, потому что никуда не планировал выезжать. Я только что окончил среднюю школу рабочей молодёжи. А тут вышел указ генсека Хрущёва о приоритетном принятии в ВУЗы рабочей молодёжи. Как не воспользоваться! Поэтому поездка моя получилась спонтанной: я собрал денег чуть-чуть, потратил на дорогу туда, остальное расходовал на питание в период экзаменов (даже не хватило). На обратную дорогу не осталось ни копейки. Абитуриенты, жившие со мной в общежитии института, рассказывали, что можно доехать грузотоварными поездами. Но я впервые в жизни уехал от дома на такое большое расстояние, не знал ни направления движения, ни названий городов (станций) по пути следования. Я боялся, что могу уехать не в ту сторону. Я знал только один поезд «Феодосия – Москва», на котором приехал сюда и «Москва – Феодосия», который должен увезти меня обратно.
    Мой поезд по расписанию подходит в вечернее время, но я пришёл на вокзал заранее, чтобы сориентироваться в обстановке. У перрона стоял поезд «Москва – Симферополь». Я вдруг сообразил, что этот поезд может довести меня до Джанкоя, а там до Феодосии  найду, как добраться. Я подходил к проводникам, рассказывал о своём безвыходном положении, просил пустить в вагон. В награду обещал три яблока. Яблоки я сорвал в частном дворе по дороге на вокзал. Они были очень крупными, идеальной формы, без единого дефекта на поверхности и с красным бочком. Но никто не внял моим просьбам и не позарился на яблоки.
    Поезд тронулся. Я в отчаянии уцепился за поручень вагона, умоляюще глядя на проводницу. Я обратил на неё внимание, когда бегал от одного проводника к другому: все они переговаривались, шутили, а эта стояла почти неподвижно с грустным взглядом.    Женщина не кричала на меня, не пыталась спихнуть с подножки, а посмотрела секунды две, потом налево и направо по перрону и сделала знак рукой, мол, поднимайся. Я вскочил в тамбур. Проводница сказала, чтобы я прошёл в конец вагона и залез на третью полку. Вагон был плацкартный, народу было немного (в конце августа люди стремились не на юг, а с юга). Я утомился от всех передряг и скоро уснул.
    Проснулся я от грубых толчков. Уже стемнело. Внизу стоял мужчина в форме проводника и трудно ворочающимся языком приказывал слезть. Я подчинился. Начались расспросы: кто ты, где билет, как сюда попал. Услышав мою историю, он заматерился (много вас тут таких), грубо взял под руку и поволок к выходу (вот сдам тебя милиции). Поезд как раз останавливался. Проводник хотел меня куда-то тащить, но на перроне я вырвался и убежал.
      Поезд тронулся, и мне ничего не оставалось, как бежать вдогонку. Я вскочил на подножку хвостового вагона. Тамбур оказался запертым. Но проводница услышала крики людей, наблюдавших за моей погоней, и, посмотрев в хвост поезда, увидела повисшего там человека. Пока она прошла через вагон, поезд уже набрал ход. Поэтому она с криками и руганью всё-таки разрешила мне влезть, затем схватила за руку и поволокла, угрожая сдать бригадиру. Когда дошли до следующего вагона, я взмолился:
 -  Тётенька, отпустите меня, я уйду с вашего вагона.
    Тётенька оказалась не кровожадной. Втолкнув меня в следующий вагон, она повернула обратно. Следующим был тот самый вагон, из которого меня выдворил мужчина. «Что же случилось с женщиной, которая раньше впустила меня в этот вагон?» Я прислушался: из  купе проводников раздавались нечленораздельные выкрики того, который вытолкал меня в ночь и голос знакомый женщины: «Господи! Да когда же ты достаточно зальёшь свою глотку?» Я опять залез на третью полку и долго лежал без сна, переваривая пережитое.
    Вдруг хлопнула дверь со стороны головы поезда, послышались мужские голоса. Это был госконтроль. Поговорив с проводницей и узнав, что вагон пуст, они бодрым шагом пошли в следующий. Но один вдруг заметил меня. Я был рослым парнем, и, как ни старался вжаться в полку, мои «костыли» были видны. Последовал приказ слезать, позвали проводницу. Та широко открыла глаза от удивления – она знала, что её напарник меня высадил. После тщательного допроса, узнав мою историю и поняв, что оштрафовать невозможно, они решили сдать меня в милицию. Поезд  подошёл к следующей станции. Когда меня вывели на перрон, я взмолился: «Дяденьки, отпустите меня, пожалуйста. Я дальше поеду на грузовых поездах». И дяденьки сжалились. «Брысь!» - сказали они, и я не заставил повторять приказ.
    На этот раз я прошёл вперёд по ходу поезда и приготовился ухватиться за какой-нибудь поручень. Поезд тронулся. И вдруг я увидел, что моя знакомая проводница не закрыла дверь, и внимательно высматривает кого-то. Я выскочил из укрытия и побежал к вагону. «Тётя!» Её лицо вдруг посветлело. «Быстрей, быстрей!», - она сделала рукой приглашающий жест. Я влетел в вагон и прошмыгнул дальше. В купе проводников опять началась пьяная брань, удары о стенки (по-видимому, между проводником и проводницей была физическая борьба). После некоторого буйства всё стихло, а ещё через некоторое время женщина подошла ко мне и тихо присела рядом. К щеке она прикладывала платочек, а на форменной рубашке отсутствовала одна пуговица. Я спросил:
 -  Кто для вас этот мужчина?
 -  Муж.
    Я пытался выяснить, почему он так ведёт себя, почему она терпит такое отношение. Но женщина не раскрылась, начала вздрагивать всем телом, и я понял, что она беззвучно плачет. Рукой я прислонил её голову к себе, и она разрыдалась. Я успокаивал её, поглаживая рукой по волосам, и приговаривал, как это делала мама: «Поплачь, поплачь. Вместе со слезами вытечет и горе. Ты ещё увидишь солнечный денёк…» Женщина действительно понемногу успокоилась, и мы долго сидели, обнявшись. Она стала засыпать, постепенно наваливаясь на меня. Мне было приятно, что удалось успокоить женщину и дать ей кратковременный отдых. Поезд спокойно катился в ночи, её муж храпел в своём купе (это было слышно). Проснулась она от рывка поезда, поднялась, поцеловала меня в щеку и ушла к себе.
     Мне удалось этим поездом приехать в Джанкой, где наши пути расходились. Выходя из вагона, я спросил:
 -  Как тебя зовут, тётя?
 -  Просто – тётя, - ответила она и улыбнулась первый раз за всю дорогу.
    Уже поезд отходил, когда я вспомнил про яблоки.
 -  Тётя! Там на третьей полке остались три яблока. Я обещал их той, которая довезёт меня до Джанкоя. Они – твои! – прокричал я, мчась по перрону вдогонку.
    Она поняла, засмеялась и долго махала мне рукой.


Рецензии
Очень трогательный рассказ!
Навеял столько воспоминаний о том как мы учились в Мелитополе и шли на столбовую дорогу, повесив 2-4 сумки с продуктами на бамбуковую палку (неизвестно откуда появившуюся у нас дома). Потом добирались до Новопалексеевки попутными машинами. А от Новоалексеевки снова шли до трассы "Симферополь-Москва" и ожидали автобус. Бывало по 5,6 часов ждали, но зато как здорово было ехать 2 часа в большом автобусе. И отдохнуть толком не успевали. Слава Богу, что автобус мимо общежития проходил и останавливался прямо напротив двери. Радость то какая! А продуктов, что так тяжело несли, на неделю еле хватало. Общежитие ведь. Сам никто не ел своё. Делились до последней краюшки хлеба.
Спасибо Вам за душевное повествование!
Пусть судьба дарит Вам счастливую жизнь!
С уважением и теплом.
Евгения.

Евгения Козачок   11.07.2013 21:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.