Ем мюсли - следовательно, существую!

   Затянувшийся досуг вернул мысли к декартову когито, и по дилетантскому своему разумению я пришёл к некоторым выводам:
   = сугубо логический, бинарный подход выявляет в тезисе "несомненности сомнения" порочную топологию парадокса, и в самой "лёгкой форме" своей чреватую дурной бесконечностью сомнений-вопрошаний-самоотрицаний, не говоря о тяжёлых некрозах смысла (посмертно кремируемого максимой "верую, ибо абсурдно");
   = даже будучи оздравомыслен (кстати, "здравый смысл" задаётся лишь контекстом условной нормы, здравого же смысла) и т.о. избавлен от обращения в пыль, сей тезис являет слабую опору для констатации бытия сомневающегося сознания - ибо через полноту отрицания (а именно оно суть режущая кромка сомнения) отнюдь не просвечивает знак бытия... возможно, дело в телескопе - мой, в отличие от декартова, такую малость света не улавливает;
   = пусть и приняв сей тезис в качестве краеугольного камня самосознания, самоконстатации, сознание отнюдь не обретает в нём антибиотика от активности духа лжи - не вредного субъекта библейской закваски (строящего козни из оврагов небытия главным образом искушением, "близнецом" сомнения), но агента-посредника, искажённо доставляющего сознанию сведения о мире; современная физика мирится с сим как с данностью (принцип неопределённости Гейзенберга - квантовый акт о капитуляции человека), но, предположу, и во времена Декарта читалась корреляция интенсивности света с информативностью освещаемой картины, к примеру;
   = доказательство бытия Бога, вытекающего из факта существования сознания человека (пусть и с содействующей оному вытеканию помпой "совершенства"), неспособно напитать светом/ароматом веру в Бога - вероятно, такая задача перед рациональным сознанием и не стояла, но тогда неясны НЕОБХОДИМОСТЬ Бога (я уж молчу о Его первичности, альфа-омеговости) и спасительный пафос ЛЮБВИ к Нему (от чего, собственно, спасительный? и как сопрячь несомненность любви с несомненностью сомнения?); рацио прекрасно обходится без высших инстанций, царя в собственной вселенной с перуном сомнения в деснице; в контртезу коронному "я мыслю - следовательно, существую" религиозное сознание без тени сомнения ставит "я верую - следовательно, существую";
   = закономерен вопрос: что же делает тезис Декарта столь сильным?.. мне думается, что именно сочащаяся сквозь него царственность, сверхлегитимная царственность разума во вселенной рацио неодолимо привлекательна для человека; пусть оная царственность актуальна лишь как "точка старта", как потенция, но в ней уже заложен вектор реализации - становление "мерой всех вещей" (а психеи пусть себе обоняют в Аиде).


*фото из интернета


Рецензии