Хлебо-булочная улыбка И. Рядченко. Эссе о стихах

ХЛЕБО-БУЛОЧНАЯ УЛЫБКА
ИВАНА РЯДЧЕНКО. Заметки о стихах.

Как-то раз жена поэта Ивана Ивановича Рядченко Нинель призналась, что её супруг больше всего на свете любит часы, проведённые за письменным столом. И подсчитала, что он  издал 38 сборников своих стихов, добавив при этом, что «сосчитать все написанные им стихи вообще нельзя». Узнав об этом, я с сожалением подумал о том, что количество не может перерасти в качество.
Обратимся к одному из лучших стихотворений. Называется оно – «Улыбка». А начинается оно с того, что автор где-то лежит ночью, видимо, не совсем здоров, дрожа от ощущения холода при лихорадочном состоянии, и снится ему жуткий сон:

Впору бы проснуться от озноба.
Я лежу. Мне снится страшный сон,
будто наши ненависть и злоба
вытесняют воздух и озон.

Непонятно, при чём тут заявленная в названии «Улыбка», если ощущается, что по телу резким ознобом ходит холод, от которого хочется проснуться. К тому же, ещё и нечем дышать: ни озона, ни вообще воздуха нет. Воздух вытеснен ненавистью и злобой. Видимо, злоба, ненависть, как и хамство, и подлость – это болезни, от которых поэт мечтает излечиться, о чём пишет в стихотворении «Когда придумают лекарство...»

Одна тревога постоянно
одолевает мой покой:
где взять таблетки от обмана,
укол от жадности людской!
Когда придумают лекарство –
хоть порошки, хоть просто мазь –
чтобы излечивалось хамство,
смывалась подлость, точно грязь!

Я прочёл эти стихи в 1973 году в сборнике «Все боли века», выпущенном в одесском издательстве «Маяк». Ясно одно: стихотворец серьёзно заболел и, конечно же, желает вылечиться от хвори. И мне тут же захотелось экспромтом написать пародию.

ГДЕ ПРЕПАРАТ ОТ РИФМОПЛЁТСТВА?

Мне сон приснился про убийство.
Опять, наверно, быть беде...
Где порошки от подхалимства?
От воровства таблетки где?

Я захворал. Нужна мне клизма,
чтоб петь не хуже соловья.
Где взять микстуру от цинизма
или примочку от вранья?

Кто выпишет мне мазь от пьянства,
чтоб я не брал хмельного в рот?
Лечиться я хочу от чванства,
рецепт ищу я, стихоплёт.

Где взять пилюли от коварства?
И тупость я лечить готов.
Но где же мне найти лекарство,
чтоб не писать плохих стихов?

Но вернёмся к «Улыбке», вернее, к описанному в ней сновидению. Что же снится поэту или его лирическому герою?

Падают всё чаще самолёты,
Чаще погибают корабли.

Улыбка тут, как говорится, и не ночевала. Да и можно ли вообще улыбаться при описании таких катасроф? Но, в конце концов, автор всё-таки "сбрасывает" свой «тяжкий сон», который «болезненен и зыбок». Кстати, слова «болезненен» в русском языке нет, то есть такое употребление слова является элементарной безграмотностью. Поэт, видимо, плохо знаком с краткой формой прилагательных. А заканчиваются эти стихи спешкой:

Сбрасываю сон, спешу проснуться.
Я в ночной пугливой тишине
тороплюсь кому-то улыбнуться,
чтобы кто-то улыбнулся мне.

Заметьте, персонаж стихов не проснулся, а «спешит проснуться». Может ли такую спешку и торопливость проснуться и неизвестно кому улыбнуться ощущать спящий? И что же это за будущая улыбка, в  результате которой должен улыбнуться «кто-то» неизвестный? Кто кому и для чего должен улыбаться? Над этим читатель может задуматься и читая стихотворение о «ста стеклодувах из лужи и пузырях» под названием «Хлебная витрина», которое хочется привести полностью:

Месяц март, что за глупые шутки?
Тучи бродят в горах, как стада.
Беспрерывно четвёртые сутки
С неба льётся на землю вода.

Капли лупят то звонче, то глуше,
на асфальте пускаются в пляс.
Словно сто стеклодувов из лужи
пузыри выдувают для нас.

Дождь идёт бесконечный и гулкий.
Незаметно улыбок нигде.
Лишь с витрины пшеничные булки
улыбаются падшей воде.

Что за тема и идея стихотворения? Описанное происходит в горах? На земле? На  асфальте? В луже или  в витрине магазина? Кому нужны пузыри? С какой целью они описаны в луже, для которых улыбаются с витрины пшеничные булки? и как понимать утверждение автора о том, что улыбок нигде нет, если всё-таки при этом улыбаются находящиеся в витрине неподвижные булки падшей (которая уже упала или же развратной) воде?


Рецензии