Влияние всяких Проза. ру, Стихи. ру на литературу
Было убийство или не было?
Литературные сайты - Конец света или начало новой эры?
"...Я уже много говорил о влиянии Интернета на литературу - считаю, что он ее убивает. То есть не Интернет как способ переписки или справочное устройство, а всякие Проза.ру, Стихи.ру и прочее. Приток графоманов, ничем и никем не регулируемый, окончательно разрушает вкус публики, и без того ужасный. Вообще Интернет, на мой взгляд, - высшее проявление демократии в нематериальной сфере, в нем все равны. А там, где нет иерархии, там нет и культуры - и литературы как ее части. Читатель выберет - вот девиз интернет-авторов. Но я уверен - и опыт подтверждает мои слова, - что за редчайшими исключениями массовый читатель выбирает если не худшее, то простейшее. Вряд ли читатель выберет нового Джойса или Платонова, да хотя бы и Трифонова с Фолкнером. Скучно ведь! Вот и все. Творческая свобода нужна творцам. А просто свобода - всем желающим опубликоваться. Среди них процент творцов тот же, что и всегда был, а возможность опубликоваться - у всех: набил текст, нажал две кнопки - вот ты и вышел неограниченным тиражом. Так что искренне рад, что логическое завершение этого процесса - уже без меня..."
(А.Кабаков, писатель, лауреат литературных премий)
Только успела отвлечься от хоккея, от тех безобразий, которые учинило столичное «Динамо» в финале вместе со своими генералами и попечительским советом, а тут и к нашей любимой виртуальной литературе потянулись руки «генералов» литературных.
Ну я бы А.Кабакова генералом не назвала ( ничего личного), но до полковника он там точно дослужился.
И что же читаю прямо с ходу ( цитата из дневника Лоры Марковой, иначе бы ее вовсе не увидела).
Оказывается, это наши сайты и мы с вами убили всю литературу…Во как замахнулся дорогой писатель
Его известность пришлась на пору моего студенчества, и как сейчас помню, сколько спорили о том, литература ли это или филологам и читать не стоит, особенно, когда выбирали темы для курсовых по современной литературе. Руководствовались в первую очередь теми соображениями, что писатель молод, жив, с ним встретиться и поговорить можно, вот на этой волне кто-то и что-то исследовал, насколько могу вспомнить. Да и роман «Невозвращенец» был оппозиционным, пророческим, еще какие-то эпитеты подбирал тот, кто курсовую защищал.
Прошло с тех пор не меньше двадцати лет и бунтари стали классиками, ярыми защитниками своих завоеваний.
А сегодня именно от него тут такое обидное определение всем нам досталось, хотя скорее А.Кабаков на нас обижается, и именно на наши сайты, насколько можно судить по цитате.
Возмутило меня утверждение о том, что нас с вами всех сразу обвиняют в убийстве литературы…
Ну прямо виртуальные Раскольниковы, которые нашли себе старушек, и решаем при помощи топора « имеем ли мы право» тоже как-то выразиться, да еще если интернет дает для этого прекрасные возможности…
С одной стороны вольно или невольно дорогой писатель роль нашу очертил весомо, зримо, а с другой всех нас просто в убийцы записал.
Только это не совсем так, на мой взгляд, литературу убивали весь 20 век, после 17 года точно вовсе не мы, а те кто решил, что писатель должен быть от станка и от сохи, те, кто не жалея бумаги штамповали и продавали за копейки произведения, которые вообще никакой критики не выдерживали, само понятие «Роман газета». Не свидетельство ли того самого убийства? А уж массовость была такая, какой нам и не снилось.
Воспитывали ли вкус те творения, возрождали ли они литературу, как и адаптированные еще А.М.Горьким творения мировой литературы, и так упрощенные, что могли стать понятны любой домохозяйке.
А там где был строгий отбор, вообще о литературе или публицистике шла речь, не политика ли была главным делом? Даже если творения стояли в оппозиции к власти и остальной литературе – не убивали ли они творчество как таковое?
Каким-то чудом там появились, скорее вопреки системе Ч.Айтматов, В.Распутин, В.Астафьев, что характерно, жившие не в столице, а далеко в глубинке, а то и во Франции( как Ч. Айтматов в последние годы). Если где-то и сохранялась русская словесность, то в самиздате или за границей, а вовсе не в тех самых отборных издательствах, где пускали одних и не пускали других. Даже партбилет был весомым аргументом, уж не говоря о рабоче-крестьянском происхождении автора..
И перекладывать сейчас обвинение в убийстве на интернет очень странно для уважаемого творца.
Но после того, когда литература пережила чудовищные времена, когда нас отучили читать, мы разучились понимать хоть что-то в литературном процессе- критерии были чудовищными и менялись они чаще, чем наши законы вместе со всеми поправками, и после того, как литературные премии уже ничего не значили совсем, мы только на миг заглядывали в книжки, которым дали премии и откладывали их с возмущением ( я говорю о филологах, тех, кто читал что-то еще кроме тех самых книг), последний спор был как раз по «Сиреневому кресту», который яростно защищал тот же А.Кабаков, но дочитать это порнотворение и по приговору суда не просто, после этого в убийстве литературы обвиняют именно интернет и наши сайты…
Не странная ли позиция, и не должна ли была появиться какая-то альтернатива тому, что творилось в официальном литературном процессе?
Конечно, отрадно утверждение, что читать будут нас и выберут нас, а не книги напечатанные, и не только из-за того, что стоят они страшно дорого. Когда закрывался один из магазинов в Омске, я набрала этих книг по символической цене в 50 рублей и меньше целую сотню, правда, больше для бабушки и кое-что для себя, ну чтобы быть в курсе, что они там писали и издавали.
Каюсь, до них руки так и не дошли, две три странички и снова к Д.Митчеллу и Д.Краули и тем, кто с ними, возвращаюсь.
Я понимаю, что лучшая защита – это нападение, и очень обидно А.Кабакову, что читать будут скорее тех, кто здесь ( я не говорю о молодом поколении, которое просто другого варианта литературы и не ведает, и тоже не по нашей вине), просто здесь можно найти все, что душе угодно, а в книжных магазинах, увы, заблудиться легче и все труднее найти что-то конкретное, не заплатив за книгу половину стипендии ( я о студентах).
При всех недостатках наших сайтов, которые перечислены выше, здесь есть одна главная вещь –именно свобода публикации. Возможность расти и развиваться, или наоборот не расти и не развиваться, только винить некого за то, что произошло с творческой личностью, опять же оглядываться на финансовое положение не надо, прикидывая, сколько денег унести в книжный магазин…
Значит и тут дышать чуть- чуть полегче становится, и не так уж все скверно, как кажется со стороны.
Я понимаю, что интернетный процесс саморазвития пугает тех, кто пробился в издательства и издался, считает, что он остался в обойме, но убивает литературу именно то, что изданные писатели не входят в сферу интересов филологов, тех, кто должен открывать и изучать и объяснять течения и направления, они как бы вообще остались где-то за чертой( и это ощущают постоянно), а тут еще массовая литература со страниц интернета хлынула – спасайся, кто может.
И ведь казалось бы, чего им – лауреатам всех премий, бояться? Как издавали и читали их, так и издают и даже награждают сегодня( да простят меня за резкость дорогие писатели), но оказывается в лице сайтов появилась конкуренция страшная, вдруг нас будут больше читать., а там тоже не все бездарности и не одни графоманы обитают?
Создается такое впечатление, что идет борьба за наши читательские души межу ангелом (профессионалом) и бесом( любителем), и проигрывая эту битву по всем фронтам, профессионалы, которые привыкли считать себя таковыми, высказывают свои обиды – защищаются, нападая, нападают, защищаясь.
А ведь то, что большинство людей хотя бы на наши страницы заглядывают и к чему-то приобщаются так ли это плохо, если они не читали бы вообще ничего.
Воспитывать вкус – для литературы 20 века задача невыполнимая, другое дело, что она могла какие-то иные функции выполнять – сначала проводить политику партии и правительства в массы, потом стоять в оппозиции к ней, но какое это имеет отношение к «чистой литературе». Ослабло ее политическое влияние –согласна, но ведь это совсем другое..
Что творят интернет ресурсы, и наши сайты, по которым и прошелся уважаемый А.Кабаков?
После конца света ( в мире литературы), а по-другому вторую половину 20 века назвать трудно, и в издательствах, и в сети интернета снова началась жизнь – первый день творения мы уже все пережили, и что же мы выяснили, одни по ту, другие по эту сторону( виртуальную).
-Все надо начинать сначала, с чистого листа
- Издательства занялись коммерческими проектами страшно далекими от литературы, той, которая была в другой жизни, они убили почти все, что можно было убить, иногда подбрасывая нам что-то действительно стоящее из классики или зарубежных авторов.
-Интернет дал возможность всем кто хочет и может что-то сказать, сделать это довольно просто и доступно проявляя себя и в частности на литературных сайтах
Искусство не стало таким уж массовым, как может показаться перепуганным писателям. Утверждение, что пишут все несколько преувеличено, но подозреваю, что если где-то и сохранится настоящее и ценное, то именно в интернете, ведь сюда можно выложить все, что писалось в стол и не имело возможности никогда увидеть свет, а не только бездарные графоманские опусы…
А те кто вдоволь наиздавались, уже вряд ли могут что-то явить миру новое, припрятанное – вышли в тираж.
Это уже опасно для публикующихся писателей, а вдруг неизданное окажется на несколько порядков выше.
Мы ведь всегда были уверены, что вдруг появится новый роман века, и не только «Мастер и Маргарита» так долго шли к нам, есть еще какие-то тайные гениальные книги.
Не боится ли наш дорогой критик, что и они дойдут, увидят свет здесь, а не там, в мире профессионалов.
Да и потом, есть возможность у писателей, понятия не имевших о союзах и издательствах, именно быстро показать себя.
Плохо это или хорошо?
Для конкуренции плохо, для развития литературы – все –таки хорошо, потому что у автора есть еще определенная свобода и независимость ( в рамках УК, конечно).
Что же касается убийства литературы, еще раз повторюсь, она была убита значительно раньше, во второй половине 20 века точно, когда об интернете и о сайтах мы еще не имели никакого понятия, и приложили к этому руку в первую очередь профессиональные писатели…
В те самые времена, когда еще можно было обратить на себя внимание профессионалам, видели ли вы в школе хотя бы одного писателя, беседующего с детьми?
Они порой просили почитать лекции студентам -филологам, но мой любимый декан их никогда не пускал в аудитории, а именно в школу отправлял, потому что оттуда надо было начинать свои завоевания...
А дети часто было уверены, что писатели, те, кто давно умерли, потому что живых не видели никогда...Не тогда ли все беды с нашей литературой и начинались или продолжались?
Не знаю, как вы, дорогие соавторы, обитатели виртуального литературного мира, но я лично прекрасно понимаю все плюсы и минуты наших сайтов, понимаю обиды и возмущения А.Кабакова и тех, кто разделяет его позицию. Но страшно благодарна всем создателям сайтов, и наших в первую очередь, за то, что после конца света для литературы они дают возможность ей возродиться, пройти естественный отбор, начать как-то жить, формировать другие вкусы и критерии, не знаю хуже они или лучше, но просто ДРУГИЕ, все начинать с чистого листа.
Вероятно, и здесь происходит натуральный отбор. Читают вовсе не все и не всех, легко опубликовавшись, автор должен как-то проявить себя, привлечь внимание, заставить открыть страницы или идти и пробовать другие пути, тут уж вольному воля. Тираж может оказаться миллионным или два читателя – тоже как получится, но все это жизнь. И не такая уж страшная и унылая, как кажется со стороны, она просто другая, но разве менее интересная?
Радуюсь тому, что нас все больше и больше замечают и оценивают те, кто не жалуют интернет, но, наверное, понимают, что мы без них обходимся, а им все труднее без нас обходиться, не замечать невозможно…
Чего греха таить печатные книги изживают свой век.
Вероятно, еще в нашу бытность они станут этаким антиквариатом, забавой, игрушкой, изданными, но не прочитанными. А ведь это страшнее, чем наши неоткрытые страницы – сколько сил и средств на издание затрачено.
Очень понравилась и вдохновила фраза:
. Среди них процент творцов тот же, что и всегда был, а возможность опубликоваться - у всех
Прежде всего первая ее часть – значит и у нас на сайтах есть все-таки определенные процент творцов, графоманы вовсе не все, уже легче и приятнее жить, а то, что опубликоваться могут все, так это значит, что тот, кто никогда не прочитает Платонова и Джойса при любом раскладе, есть интернет или нет, по крайней мере прочтет то, что ему близко и интересно.
Или все-таки дорогие профессионалы хотят, чтобы мы читали исключительно то, что публикуют издательства, потому что только они право имеют диктовать, что именно читать.
Размышлений много, они разные, но главное – нас не оставляют без внимания, мы кому-то нужны, а кому-то страшно неудобны, вон даже в убийстве литературы обвинили…
Не все так плохо, как кажется… Время рассудит. Может пробьются не те, кого отобрали, премией наградили, всякое бывает.
Но как же хорошо, что есть виртуальная реальность, и она вполне пригодна для творчества.
И прав А.Кабаков – она переживет всех нас и все расставит по местам.
Свидетельство о публикации №212050800310
Думал, вот бы с ним выпить.)
Заглянул я в книжонку и чуть в обморок не упал.
Нет, не обойти им всё же Довлатова и других, хотя ещё живы и могут совершенствоваться. А они купили дома, как тот же Алешковский (песни его люблю, прозу совсем немного).
И ведь написал я это чуть не с дня основания Прозы.ру, читая "её" и сам участвуя в публикациях. Да и на бумаге немало публикаций.
Здесь и Леонид Словин писал и переписывался. А на бумаге печатаются многие авторы. И не за свои деньги, что доступно почти каждому.
Всё, Кабаков, песню "Я иду в кабак..." - не спеть нам. Прожигай сигарой кожАные кресла и помни, что в этом материале ходили твои враги - комиссары!)))
Игорь Исетский 12.04.2017 17:42 Заявить о нарушении
Даже самые талантливые из этого поколения прекрасно понимали, что определенные темы, еще не освещенные, закрытые, вызовут интерес = эмиграция, об этом говорили шепотом и ничего толком не знали, качество текста имело десятое место, главное -тема какая. Помните "ЧП районного масштаба" Ю. Поялкова, но он значительно интереснее нашего героя, и побольше написал, но читать о том, как громили какие-то люди райком- это из ряда вон выходящее..
Потом тему странной эротики он тоже использовал долго и упорно....
Сегодня этим никого не купить, написано обо всем, раскрыты все архивы, а ведь очень обидно, что мелькнул Олимп и исчез тут же, виноваты, конечно, другие, вот сетевая литература, например, отсюда обиды, возмущения все...
Любовь
Любовь Сушко 12.04.2017 19:26 Заявить о нарушении
Они не отвечали на комментарии, но место себе здесь сделали.
Один, что везде влезает, даже в нарписе корону получил. Бесплатный пиар сделал. У него же концерты.)
Игорь Исетский 12.04.2017 20:03 Заявить о нарушении
Написал грязищу с целью. Не знаю, неужели это можно читать? А тиражи огромные. Покупают хотя бы посмотреть.
Я не паинька, но заглянув в пару мест, отшатнулся и выбросил книгу подальше, чтоб никому из домашних не попалась Но отец нашёл и сказал, что только приехавший в Штаты человек решил мгновенно раскрутиться.
И какие жёны у него были. Стали бы они жить с тем "героем"?, хоть и артистки?
Игорь Исетский 05.05.2017 21:55 Заявить о нарушении
Человек интересный, Вы правы, но вот эта тень все равно останется, хотя сегодня и участники Дома -2 становятся медийными личносятми, мир сошел с ума.
Люба
Любовь Сушко 06.05.2017 05:20 Заявить о нарушении
А жёны? Певица Наталия Медведева умерла рано, года в 44, а с Ириной Волковой расстался через пару лет, родив пару детей. Она тоже далеко не простой и талантливый человек.
Игорь Исетский 06.05.2017 11:31 Заявить о нарушении
Игорь Исетский 06.05.2017 11:39 Заявить о нарушении
Человек интересный, но жить с ним вместе вряд ли получится.
Вообще это писатель, книги которого может и читали, но вряд ли обсуждать кто-то станет, и не из-за природной нашей скромности, скорее брезгливости, в эротике особоенно должна быть мера, не дай бог пересолить продукт
Любовь
Любовь Сушко 06.05.2017 14:43 Заявить о нарушении