Путешествие по пустыням четырёх штатов. Часть I

                ДОЛИНА СМЕРТИ

В 2009 году я прилетела в Калифорнию в апреле. Во время моих визитов мы всегда совершаем интересные путешествия. На этот раз Лиля предложила отправиться в Долину Смерти. Я неоднократно слышала о ней, но предложить самой такой маршрут и отправиться туда, я не смогла бы даже в мыслях. Но и упустить предоставленную возможность было бы нелепо. Поэтому стиснув зубы, я начала готовиться к путешествию, сначала морально. Потом нужно было перейти к практическим действиям, т.е. решить, как одеться и что взять с собой.

Мой зять Сергей и внуки Стасик и Ванюша надели шорты, майки с короткими рукавами, сандалии и кепочки на голову. На Лиле тоже были шорты, лёгкая блузка, широкополая шляпа, на ногах – открытые “шлёпки” с ровной подошвой, которые держатся на ноге на двух ремешках. Открытых поверхностей тела у членов моей семьи было достаточно много, и они намазали их кремом от загара, чтобы не "сгореть” дотла. Я поначалу никаким кремам не доверяла и поэтому ни одного квадратного сантиметра моего тела не было открыто солнцу. На мне была хлопковая рубашка с длинными рукавами, хлопковые же тонкие трикотажные лосины, гольфы, шляпа и лёгкие закрытые туфли без каблуков.

Взрослые взяли с собой  запасы воды, без которой здесь было не обойтись. Перед поездкой я сказала себе, что главное – быть спокойной при любой жаре, в любых экстремальных погодных условиях. Я ждала от поездки невесть чего. А некоторые люди, напротив, с удовольствием посещали Долину Смерти. Мой сокурсник Евгений Боданский, тоже живший в то время в Калифорнии, рассказывал, что он использовал любую возможность, чтобы ежегодно отправляться в это место. Как он говорил, здесь его охватывали какие-то необъяснимые чувства.
 
Мы отправились в Долину Смерти, расположенную в штате Калифорния, в пятницу, во второй половине дня, и остановились на ночь в отеле “Furnace Greek Inn and Ranch Resort ” с видной издалека красной черепичной крышей и наружными стенами бежево-оливкового цвета. Поскольку этот отель оказался единственным, расположенным в непосредственной близости  от цели нашего путешествия, то цены там были запредельные. Конечно, можно было остановиться в каком-либо другом месте, где цены на проживание были бы пониже, но тогда на следующее утро потребовалось бы, возможно, не менее полутора-двух часов, чтобы добраться до Долины Смерти и дальнейшее путешествие совершать уже при сильной жаре.

В Долине Смерти и в самом деле самый сухой и жаркий климат среди национальных парков США, где температурный пик составляет пятьдесят семь градусов.  Ежедневные дневные летние температуры, превышающие пятьдесят градусов по Цельсию, являются обычными. В древности в этом месте находились тёплые и мелководные внутренние моря, которые оставили обширные морские отложения. Древнее солёное озеро Менли высохло, образовав соляное озеро, богатое бурой, различными солями и гидратами. И теперь вся поверхность Долины Смерти  покрыта слоем соли, производившей впечатление грязноватого снега.

Утром мы встали рано и отправились в Долину Смерти. А назвали её таким страшным именем первые некоренные американцы, которые зимой 1849 года решили кратчайшим путём добраться до золотых приисков Калифорнии. Однако они не сумели предвидеть мытарств, которые выпадут на их долю в течение нескольких недель путешествия без воды и пищи, и, в конце концов, они даже потеряли одного из членов своей команды.

Здесь, как и повсюду в Соединённых Штатах, будь то пустыни или горы, или прибрежная полоса, прекрасные шоссейные дороги, по одной из которых мы и направились в окружённую горами Долину Смерти. Жаркий и сухой климат, а также оползни препятствовали образованию почвы на горных хребтах, что привело к их полному оголению. Горные хребты, имеющие преимущественно тёмно-серый или коричневый цвет, выглядели мрачно, но, вместе с тем, и достаточно живописно благодаря своему рельефу, а также включениям различных пород серого и голубого цвета, выделяющихся на тёмном фоне горных хребтов большими пятнами или даже целыми пластами, создавая в них слоистую структуру.

Собственно в Долину Смерти мы спустились по лестнице с изящными, выкрашенными белой краской перилами. Внизу ступили на деревянный настил, где на деревянной доске, укрепленной на деревянном же столбике, прочитали надпись: “BADWATER BASIN” (“Бассейн скверной воды”) и ниже “85,5 m below sea level” (“85,5 м ниже уровня моря”). Это вторая по глубине наземная точка в Западном полушарии.

Нашему взору открылась невероятная картина: огромная плоская равнина, покрытая неровным толстым слоем серовато-белой соли, имеющим изъязвлённую поверхность. Первая мысль, которая у меня возникла перед тем, как я ступила на соляную поверхность, была: “А нет ли под солью воды?” Воды, конечно, не было,  соляная поверхность была абсолютно твёрдой. Мы с интересом рассматривали то, что находилось под ногами, а потом направились к центру Долины по широкой, вытоптанной ногами многочисленных туристов соляной “дороге”.
 
Несмотря на то, что висела табличка, предупреждающая, что куски соли нельзя откалывать и увозить, мой старший, тогда ещё шестилетний внук Стасик немедленно нашёл три достаточно больших куска соли и пытался унести их куда-то. Позже я таки обнаружила один кусок соли в багажнике нашей машины, и, конечно, у меня загорелись глаза от желания приобрести это сокровище. Но Лиля охладила мой пыл, сказав: “Подожди немного. Если Стасик забудет о своем приобретении, тогда потихоньку возьмёшь его”. Так оно и получилось.
 
Я привезла этот кусок соли из Долины Смерти в Москву, торжественно положила его рядом с другими своими сокровищами – калифорнийскими шишками и коническими раковинами – в большое декоративное блюдо и всегда с гордостью демонстрировала гостям. Хотела показать его и своим волейболистам, когда они собрались у меня по поводу моего возвращения из Калифорнии, надеясь несказанно удивить их. Однако, к моему величайшему изумлению, соли в блюде не оказалось. Не могла же она дематериализоваться? Я обратилась к гостям, и один из них подсказал мне, что с куском соли в руках по квартире бродил сильно подвыпивший волейболист Борис Александрович. Я бросилась к нему с упрёком, зачем он спрятал моё сокровище. Борис Александрович нетвёрдой походкой подошёл к своему рюкзаку и вытащил из него соль. Я сурово спросила его: “Зачем она тебе понадобилась?” На что получила ответ: “Я думал, что это коралл, и хотел положить его в аквариум”. Я в сердцах отрезала: “Тогда сдохли бы все твои рыбки!” Теперь соль лежит на прежнем месте, и я с удовлетворением взираю на своё богатство.

Между тем, солнце поднялось уже высоко, становилось жарко. Нам нужно было торопиться, чтобы до самого пекла успеть попасть в дюны. Зрелище дюн было невообразимо прекрасно. Насколько хватал глаз, простирались песчаные барханы, между которыми здесь и там виднелись, как ни странно, зелёные кустики. Лилька с Сергеем и детьми решили взобраться на вершину одной из дюн. Чем выше они взбирались по её склону, чем больше обжигал их ноги раскалённый песок. То и дело слышались возгласы: “Ух  ты, как горячо!”
 
Утомившись, мы решили отдохнуть. Хорошо, что Сергей не поленился взять большой зонт, в тени которого мы и расположились. Оставаться на открытом солнце уже не было сил. У всех были красные, разгорячённые жарой лица. Зной ощущался даже на проявленных позже фотографиях. Однако никто из нас не сгорел: мне помогла одежда, полностью закрывавшая моё тело, а дочери, зятю и внукам - защитный крем. Правда, не знаю, не болели ли у них потом стопы ног.

Один раз посмотреть и пережить такое для меня оказалось вполне достаточно. Второй раз уже вряд ли решусь.

 Продолжение см. http://www.proza.ru/2012/05/08/461, http://www.proza.ru/2012/05/08/468


Рецензии
Алла, у меня нет слов просто - Вы отважная женщина. Безусловно, это яркое впечатление, но отважиться на такое - невероятно. Мне особенно сложно это представить - я "курортница")))

Татьяна Дума   14.04.2019 06:52     Заявить о нарушении
Ну, Татьяна, Вы явно преувеличиваете мои добродетели! Отважной можно было бы назвать женщину, совершившую какой-либо уникальный поступок. А если по жаркой пустыне или другим некомфортным из-за их климата местам на Земле проходят десятки тысяч людей, то это не более того, как любовь к путешествиям. :)) Большое спасибо за отзыв.

Алла Валько   15.04.2019 08:12   Заявить о нарушении
Алла, не преувеличиваю, точно. Это вывод по всей совокупности того, что я о вас уже прочитала! Будьте бодры и жизнерадостны и впредь!

Татьяна Дума   15.04.2019 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.