Ес-кел-да-сила - вождь апачей

Ес-кел-да-сила (Es-kel-da-sila, Hashkeedasillaa, ок. 1810, Аризона - после 1885, Аризона) вождь Восточного дивизиона Белогорских апачей из группы Западных апачей, известный в 1850-1870-х гг.
Ес-кел-да-сила происходил из клана “Slender peak standing up”- одного из самых больших по численности среди кланов Западных апачей. Экономика Западных апачей базировалась на охоте и собирательстве, но сильно зависела от возделывания небольших полей, на которых выращивалась кукуруза, бобовые, тыква и др. Клановая система, отсутствующая у чистых кочевников чирекава, опиралась на владение земельными наделами, переходящими по наследству по материнской линии. Она пронизывала и соединяла все племена Западных апачей, и вожди «племён» обычно являлись вождями кланов.
С юного возраста Ес-кел-да-сила отличался качествами лидера, и в 30-х годах 19 века он становится  вождем своей локальной общины, а в расцвете своего могущества под его управлением было 7 общин (более тысячи человек). Муж его сестры по имени Хаа-о-аха (Jaa-o-jаha, His ears stick up) жил на Восточном рукаве реки Уайт (White River), и Ес-кел-да-сила выбрал там место с плодородной землей для поселения своей локальной общины.
Белогорские апачи граничили на севере с навахо, с которыми то торговали, то воевали, и Ес-кел-да-сила много раз возглавлял торговые и военные экспедиции в Страну навахо, угоняя или выменивая овец и лошадей. Около 1860 г. Ес-кел-да-сила и его воины участвовали даже в совместной экспедиции правительства Нью-Мексико и ютов против навахо. Вождь любил посещать пуэбло зуньи, с которыми в основном поддерживал дружеские отношения, соседние апачские племена (сибекью, пиналь, аривайпа), и даже явапаев – кочевой народ языковой группы юма, живший в центральной Аризоне. Ес-кел-да-сила неоднократно совершал набеги на поселения мексиканцев на юге Аризоны и в Соноре (Мексика).
В конце 1840-х гг. два вождя каррисо-апачей (Carrizo) из группы сибекью, живших к северо-западу от Белогорских, оказались вовлечены в клановую распрю, приведшую к кровавым последствиям. Одноглазый Мигель (One-eye Miguel, Hashkeeba, 1820-1873), вождь клана «Ряд белых прутьев» выгнал с родовой территории Педро (Pedro, Hashkee-yaniltli-dn, 1825-1885), вождя клана «Слои красных скал». После двух лет бродяжничества Педро обратился с просьбой к Ес-кел-да-сила разрешить ему поселиться на земле Белогорских апачей и примирить его с Мигелем. Ес-кел-да-сила договорился о мире и предоставил землю людям Педро около современного города Форестдейл.
В 1850-х гг. «Военным вождем»-segundo Ес-кел-да-сила стал мексиканский пленник, выращенный среди апачей, и известный под испанским именем Франциско (Francisco, Gochaaha (?-1865). В 60-х годах Франциско дружил с вождем чирекава-апачей Кочисом, и, по некоторым данным, участвовал в его акция против американцев, в том числе в знаменитой битве в ущелье Апач (14-15 июля 1862).
С другой стороны Ес-кел-да-сила как дальновидный политик пытался наладить отношения с военными США. 22 марта 1865 г. он появился у форта Гудвин с 380 людьми. Возможно он пытался вызволить захваченного незадолго до этого Франциско из плена, но тот был убит при попытке к побегу. 3 февраля 1866 г. Ес-кел-да-сила подписал мирный договор с полковником Робертом Поллоком (Robert Pollock), а в 1869 г. дал разрешение основать форт Апач у слияния Северного и Восточного притоков р. Уайт.
Во время визита в Аризону генерала Оливера О. Говарда (Oliver Otis Howard, 1830-1909) в 1872 г. с миссией «Мирной политики» президента У. Гранта, Ес-кел-да-сила был приглашен в г. Вашингтон. Вместе с вождем аривайпа-апачей Сантосом (тестем Ескиминзина), Одноглазым Мигелем и Педро, он встречался с президентом и другими официальными представителями правительства США. Однако после этой поездки его авторитет начинает падать, возможно, из-за изменившихся реалий – в новой резервации Сан-Карлос правительственные чиновники назначали вождей, основываясь на своих представлениях о лидерстве. Ес-кел-да-сила сменяет Пелон, убитый в межплеменных столкновениях в 1880 г.
Ес-кел-да-сила имел не менее двух жен (возможно сестры) и множество детей. Одна из его дочерей, Францеска (Francesca) вышла замуж за американца Дж. Стивенса (George Stevens), другая – за чоконен по имени Джордж, который в 1881 г., спровоцировал побег чирекава из резервации Сан-Карлос, еще одна – за известного скаута Алчиcа (Alchise, 1853-1928). Его младшая дочь Наахебаайе или Анна Прайс (Naajebaaye, Anna Price) была одним из главных информантов антрополога Гренвилаа Гудвина (Greenville Goodwin, 1907–1940), во время полевых исследований среди Западных апачей в 1930-х гг.

Лит.
Radbourne Allan, Great Chief: Hashkeedasillaa of the White Mountain Apaches. Journal of Arizona History 50 (Spring 2009): 1–58.
Goodwin, Greenville, Basso, Keith H. ed. The Social Organization of the Western Apache. Tucson, Arizona: University of Arisona Press. 1941


Рецензии
Антон, хочу выяснить у вас как у апачиста. В литературе об апачи в разных источниках довольно часто встречается такая личность скаута западных апачей как Алчис (Алчизе,Алчи). В моей работе об апачи Алчис проходит как один из сыновей Кочиза, (может быт внебрачных, а может от женщины западных апачи) не помню,где я это взял, но терзаюсь смутными сомнениями в достоверности этого. Так ли это, может вам, что-либо известно точнее.

Игнат Костян   29.05.2012 18:31     Заявить о нарушении
"Алчи, Алчи, что ж ты мальчик, где так долго-ооо пропадал?" - пела группа Наутилус Помпилиус лет двадцать назад. Вопрос отличный!
Алчиз(с) - возможно, самый известный Апачский скаут, личный друг генерала Крука и влиятельнейший вождь белогорских апачей в резервационный период (возглавлял тэг-бэнд "А" резервации Сан-Карлос). Годы жизни и вехи биографии - в вездесущей Википедии. Упоминание о нём как о сыне Кочиса встречается в книге Ди Брауна "Схороните моё сердце у Вундед-ни". Ок. Но! Ди Браун - не специалист по апачам. Самое удивительное, что я нашел, откуда Ди взял сию ересь - из книги уважаемого Дэна Фраппа "The Conquest of Apacheria" (не помню страницу, но Браун цитирует в ноль). Не знаю, то ли Фрапп поплыл, то ли редакторы чё-то попутали, но в тексте так и есть - "Сын Кочиса". Некоторые источники (фор экзампл - Charles Collins, The Apache Nightmare, стр. 258) утверждают, что он был сыном или племянником Педро (см. статью об Ес-кел-да-сила), но однозначно уверен, что у Кочиса было только (!) два сына - Таза и Найче. И не мог такой известный скаут (служил, начиная с первой кампании Крука (ноябрь 1872)), оказаться родственником вождя чирекава. Это бы упоминалось в источниках, которых по Алчизу весьма много. Да и являться лидером практически всего северного дивизиона резервации Сан-Карлос в течении 1880-90-х мог только местный. Особенно учитывая напряжённые отношения между чирекава и Западными апачами после Кампании Викторио и далее вплоть до выселения первых на Восток в 1886.

Антон Посторонний   30.05.2012 12:50   Заявить о нарушении
Обстоятельный ответ.Спасибо. Согласен.Точно у Ди Брауна.

Игнат Костян   30.05.2012 18:49   Заявить о нарушении
Антон,так что же все таки стало с Ес-кел-да-сила. Как он закончил свой жизненный путь,известно или нет?

Игнат Костян   08.11.2013 16:52   Заявить о нарушении