Китайское чудо...

Удивительный город Ваншэн (Вушен). Здесь все знают, что большей части его не будет и оттого народ крайне весел. Люди говорят об этом событии, как о благе, которое вот-вот начнет осуществляться (в 2000 году это произошло, а описываемые события было в 1998 г.). Народ весело и с гордостью показывал, до какого уровня их дома будут затоплены водой, когда начнет заполнение котлована реки Янцзы, т.е. во время строительства будущей самой мощной в мире гидроэлектростанции. Люди, выходившие в ночи на улицы, с радостью обсуждали и показывали туристам, вроде нас, до какого уровня через два года дойдет вода. На улицах шумно и торжественно.
Когда я читал лекцию об экологических последствиях затопления Трех Ущелий, студенты внимательно слушали и аплодировали мне – ученому, которому решено было присвоить звание почетного доктора Ваншэнского Университета и который говорил о тяжелых последствиях этого строительства. Студенты потом долго не отпускали меня, задавая разные – в основном толковые вопросы.

Ректор торопил меня. Стол уже был давно накрыт, и уставлен многочисленными напитками и яствами, но я удивил китайцев своим “сухим законом”. Это было связано не с тем, что я не пью, а с временным состоянием моей  внутренней “Цзян - реки”, которая совсем расшалилась.

Надо объяснить причины широкого народного гулянья и веселья. Прежде всего, народ знал, что теперь всем найдется работа, которой не было раньше. Во-вторых, он знал, что для него уже построены новые удобные дома на правом берегу Янцзы, куда ведет арочный мост (см. фото).

Мы потом проезжали по мосту, высота которого около 300 метров, а длина 800 метров. Под этим арочным мостом, не имеющим промежуточных опор, течет “ручей” под названием Янцзы, который то сужается до 200 метров, то растекается в дальнейшем (у города Ухань) до 5 километров, неся самое большое количество воды по сравнению с любой рекой мира.
 
Я задавал вопрос, что они будут делать с наносами этой желтой (в этом месте!) реки, которые осядут у плотины с самым большим количеством турбин, вращающих электрогенераторы. Пока  я не нашел экологов, которые смогли бы ответить на этот вопрос. Скорее всего, им придется удалять донные осадки, в которых будет масса полезных элементов и даже золота. Надо полагать, китайцы найдут способ не только удалять наносы, но и извлекать из них ценные компоненты. Я не удивлюсь, если здесь будут работать специальные драги, извлекающие золото и урановые минералы, а грязь (slim) использовать на горных террасах для выращивания сельскохозяйственных культур. Ведь мы знаем, что  наносы дали жизнь Египту. Я уже слышал о разведении тут цитрусовых культур. Откуда взять в горах землю? Вот и придёт она сама.

Два дня, проведенные в Ваншэне (Вушене) были предельно насыщенными. Мы укладывались спать не раньше часа ночи. Здесь я познакомился с китаянкой-журналисткой удивительной красоты. У нас был легко воспринимаемый (друг другом) английский язык. Она также была озабочена не только теми микрочастицами, которые несет “желтая” река, но и тем мусором, который плывет по ней. А его так много, что на промежуточной остановке мы продирались через слой плавающих бумажных пакетов.

ВТ.


Рецензии