Континуитивный подход в изучении мира

       Континуум – это диалектическая система множеств. Множества в ней упорядочены таким образом, что представляют два ряда, универсальный и единый. В первом перечисляются единичности разного качества (уникалии), во втором – единичности одного (общего) качества. Примером может служить  точечная модель континуума белого света (цвета), представленного радугой: цветовыми рядами. Основными цветами радуги являются красный, жёлтый и синий цвета. Оранжевый, зелёный, фиолетовый – переходные цвета, получаемые при смешении основных. Так зелёный цвет можно получить при смешении частиц (точек) желтого и синего цветов.
       В каждом монохромном цветовом ряду перечисляются по одному элементы (точки) одного цвета или одного оптического качества. Взяв из этих рядов по одному элементу, можно составить ряд перечисления элементов разного качества - универсальный ряд. Обобщая, при условии равновеликости точек, можно единообразные (монохромные) цветовые ряды свести к одному (белому), где перечисляются не особенные (уникальные) свойства или качества, а одно и то же наиобщее свойство, качество элементов (точеке) множества, взятое много раз.
       Упрощая идею континуума, можно цветовой континуум (С) составить из двух множеств, из множества  точек  белого (А) цвета и множества точек чёрного (Б) цвета. Их смешение сделает континуум серым, а не чёрным и не белым. Если белый цвет может символизировать нечто, то чёрный цвет  – ничто. Мы не можем сказать, что множество белого цвета А есть множество чёрного цвета Б, пока не свяжем их переходом, переходным цветовым множеством С. При этом всё множество переходных цветовых состояний можно свести к трём.
       В первом, крайнем, состоянии среди множества точек чёрного цвета есть одна точка белого цвета. Оно ассоциируется с почти чёрным цветом. И если пренебречь одной белой точкой, то можно множество считать не серым, а чёрным.
       Во втором, среднем, состоянии множество точек чёрного цвета уравновешено множеством точек белого цвета. Оно ассоциируется с идеально серым цветом и выразимо формулой А/Б = 1,0.
       В третьем, крайнем, состоянии среди множества точек белого цвета есть одна точка чёрного цвета. Если её наличием пренебречь, то можно считать, что множество имеет белый цвет.
       Называя первое состояние генезисом точечной системы серого цвета, второе  - пиком её расцвета, а третье – распадом, можно процесс развития системы считать циклическим. 
       Теперь, говоря нечто (А) произошло из ничто (Б), можно упрощённо представить, как это механистически могло быть. Отождествляя нечто и бытие, ничто и небытие, на точечной модели легко составить один цикл развития бытия (Вселенной), начиная не из одной, а от одной точки. Ведь в данной континуитивной модели АБ все точки А (бытия или нечто)  сведены в одну концентрированную или сверхсжатую точку, пренебрегая ничтожностью величины которой, можно было бы сказать, что её нет, а есть только небытиё, ничто, нефизический вакуум во множестве его точек Б как пустых мест, сведение которых в одну точку также позволит считать, что её, пустоты, нет. В предлагаемом континууме АБ противоположности связаны обратно пропорциональной зависимостью и находятся в динамическом равновесии. Поэтому можно за начало изменения его брать не то состояние, когда среди множества точек Б есть одна точка А, а среднее состояние А/Б=1. Тогда развитие системы примет не циклическую, а маятникообразную форму движения, от центрального состояния к двум крайним.
       Считая, что численность точек во множестве серого цвета постоянна, нельзя не задаться вопросом: откуда берутся точки белого цвета в системе, представленной в начале множеством точек чёрного цвета и одной белой точкой. Ответом может быть предпосылка, что каждая точка – бион. Одна половина каждой точки белая, другая – чёрная. Точки последовательно во времени и равномерно в пространстве одна за одной, поворачиваются белой стороной, и множество теряет чёрный цвет, сереет, постепенно переходя к белому цвету.
       Рассуждая так, мы как бы редуцируем диалектику и приходим к  механицизму. Но без этого нам сложно было бы ориентироваться в реальности. Доказательством служит таблица Менделеева. В этой таблице бесконечное множество химических элементов сведено к ряду простого перечисления их по одному. Ряд, в свою очередь, превращён в таблицу - сетку рядов, расположенных по горизонтали и по вертикали. В горизонтальном ряду свойства (качества) элементов не повторяются, так как они уникальны (особенны), в вертикальных рядах элементы сгруппированы по принципу наличия у них общего свойства. Если горизонтальный ряд отображает универсальную сторону множества, то каждый вертикальный ряд - общие свойства элементов этого ряда.
       Каждый химический элемент таблицы имеет порядковый номер. Начинается множество с элемента «водород», имеющего массу и электрические заряды, положительный и отрицательный. Один положительный заряд связан с одним протоном. Изменение порядкового номера элементов раньше объяснялось последовательным увеличением массы элементов. Теперь объясняется последовательным увеличением положительного заряда на одну единицу, или последовательным прибавлением одного протона. Процесс перечисления элементов таблицы не бесконечен. Заканчивает его самопроизвольный распад тяжёлых элементов  множества.
       Как можно видеть, хотя каждый элемент таблицы имеет и положительный и отрицательный заряды, ни один из них не может быть назван бионом. Координация (классификация) бесконечного числа разнообразных элементов вещества Вселенной, представленная в таблице Менделеева сложней, чем бинарная, так сказать, чёрно-белая. Это важно, как и то, что для систематицации и координации (упорядочивания) бесконечного множества придумана система координат, позволяющая свести бесконечное к конечному и таким образом понять, чтобы адекватно сориентироваться в нём.
       Главное, что для систематизации химических элементов использованы следующие приёмы. Каждый элемент взят один раз и пронумерован, как советовал Декарт. Кроме того каждому дано имя. Расположены элементы в ряд в порядке нумерации, увеличения массы или положительного заряда на одну единицу. В результате ряд перечисления химических элементов по одному сводится к ряду простого перечисления одной единицы положительного заряда до определённого предела. Принимая один положительный заряд за одну единичность, можно представить данный ряд не только как простое перечисление единичности, формирование единого, но и как   арифметический ряд, в котором началом служит единица, последовательно увеличивающаяся на единицу. Единица эта – химический элемент водорода. Водород же (начало) триедин: представляет собой единство нейтрона, протона и электрона.  Заряд нейтрона равен нулю, поэтому им можно пренебречь. В результате мы сводим систему координат Менделеева к двоичной системе.  Она даёт представление, что родоначальный элемент ряда химических элементов – электрический бион. 
       Последнее обстоятельство наводит на мысль, что мы не можем мыслить сложное, не разделив его на простое. Точнее, нам удобнее идти от простого к сложному, поэтому мы вначале сложное расчленяем, затем вновь складываем. Строя какую-либо философскую систему, стремимся идти не от двух и не от многих начал, а от одного всеобщего и всеобъемлющего. Философскую систему из нескольких начал презрительно обзываем эклектикой. Дуализм отбрасываем в далёкое прошлое, ссылаясь на наивность древнего мышления. Но и философский монизм признан спекуляцией. Философские знания названы ненаучными.
       Тем не менее, обрабатывая получаемую объективную информацию, мы стремимся найти одно начало – единицу анализа. Теперь оно, начало, не имеет всеобъемлющего и всеобщего значения, но из него путём взаимодействия можно сформировать среду – скоординированное множество. Хорошо, если многое однородно, гомонимно. Тогда легче координировать его. Если же многое разнородно, гетеронимно, координация его затруднена,  тем более, что беря за начало несколько несвязанных между собой понятий, мы начинаем со словесной окрошки, то есть с того, с чего начинать не следует.
       Итак, начиная, например, социальный анализ и беря за единицу анализа индивида в качестве центра (точки) взаимодействия его с другими индивидами как центрами (точками), которых множество, мы получаем сеть взаимодействий и на этой основе строим сетевую концепцию общества. Мы можем группировать индивидов по их вероисповеданию, или национальному, возрастному, половому и т.п. признакам (взаимодействиям), создавая соответствующие картины. Ну а в сущности мы измеряем общество в той, или иной бинарной (качественно-количественной) системе координат. Например, располагая  на оси ординат  коренные национальности России, а на оси абсцисс – их количественные характеристики, мы создаём графическое изображение национального состава России.
       Из массы подобных графических изображений разных статистических сторон общества формируется социальная статика или социальная геометрия.  Социальная динамика, в отличие от социальной статики, касается анализа социального взаимодействия, ведущего к социальным изменениям, обнаруживаемым в срезах потока существования социальной системы статистическими методами. То есть социальная статика как система анализа срезов даёт материал для изучения социального потока. Так при переходе феодального общества в капиталистическое в социальном потоке исчезли старые классы (феодалы и крепостные крестьяне) и появились новые (капиталисты и пролетарии). Изменились производственные отношения (взаимодействие) классов.
       В общем, из выше изложенного, мне кажется, прояснился контитуитивный подход в изучении мира.

      
    


Рецензии