C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Никто не забыт?

     Пока последний солдат, погибший в Великой Отечественной войне,  не будет найден и похоронен, а родственники не узнают его судьбу - война не окончена… 
     Сколько их, не найденных или пропавших без вести солдат и офицеров еще лежат под безымянными  могилами советских воинов, чьих-то отцов, матерей, бабушек, дедушек… и ведь кто-то их до сих пор ищет! Кто-то, но только не украинское государство. И это несмотря на радикальную смену власти и  диаметрально противоположные заявления нынешних хозяев государственных кабинетов на словах, но не на деле, осуждающих местечковый украинский фашизм и преступную подлость в отношении памяти поливших украинскую землю своей кровью солдат, допущенную «оранжевыми» «национал-свидомыми» почитателями коллаборационистов, служивших убийцам украинского народа. Сколько еще соотечественников, которые не знают судьбу своих родственников пропавших в горниле Великой Отечественной войны? Тысячи… сотни тысяч?
       Если Вы хотите установить судьбу своего родственника, погибшего или без вести пропавшего во время Великой Отечественной войны, то готовьтесь к длительной и трудоёмкой самостоятельной работе. Не надейтесь на то, что достаточно задать вопрос на каком ни будь государственном сайте. И не существует волшебного ключика от тайной двери, за которой стоит шкатулка с надписью "Самая подробная информация о сержанте Иванове И.И. для его правнука Эдика". Информация о человеке, если и сохранилась, может быть разбросана по десяткам архивов мельчайшими, часто не связанными друг с другом  фрагментами. Ее никто никогда не систематизировал… а за последние 20 лет даже часть утрачена. Может оказаться, что, потратив несколько лет на поиски, Вы не узнаете ничего нового о своём родственнике. Но, возможно, что счастливый случай вознаградит Вас всего через несколько месяцев работы. Ведь еще остались люди, которые могут вам в этом помочь… и совершенно безвозмездно – из идейных соображений.
      Всего безвозвратные потери вооружённых сил СССР (РККА, ВМФ, НКВД) в Великой Отечественной войне составили 11.944 тыс. человек. Сразу же следует отметить, что это не погибшие, а по разным причинам исключённые из списков частей. Согласно приказу заместителя Наркома обороны N 023 от 4 февраля 1944 года к безвозвратным потерям относятся "погибшие в боях, пропавшие на фронте без вести, умершие от ран на поле боя и в лечебных учреждениях, умершие от болезней, полученных на фронте, или умершие на фронте от других причин и попавшие в плен к врагу". Из этого числа пропало без вести 5.059 тыс. человек. В свою очередь, из числа пропавших без вести большая часть оказалась в немецком плену (и только меньше трети из них дожили до освобождения), многие погибли на поле боя, а многие из тех, кто оказался на оккупированной территории, были впоследствии повторно призваны в армию. Распределение безвозвратных потерь и пропавших без вести по годам войны (напомню, что второе число является частью первого) приведено в таблице:

Год          Безвозвратные потери (тыс. чел.) Пропало без вести (тыс. чел.)
1941                3.137                2.335
1942                3.258                1.515
1943                2.312                367
1944                1.763                167
1945                800                68

     Судя по приведенным выше цифрам, в Великой Отечественной войне погибло и умерло от ран 9.168 тыс. военнослужащих, а общие прямые людские потери Советского Союза за все годы Великой Отечественной войны оцениваются в 26,6 млн. человек. (Числовые данные о потерях взяты из работ генерал-полковника Кривошеева Г.Ф., 1998-2002 г., которые представляются нам наиболее достоверными и наименее политизированными из всех известных оценок потерь СССР в Великой Отечественной войне.)
      Теперь вы понимаете, какой пласт информации должны перелопатить люди, занимающиеся поисковой работой, чтобы найти хотя бы одного из пропавших без вести в годы войны… И поверьте – находят!  Заметьте – львиная доля найденных без вести пропавших советских солдат приходится на общественные поисковые организации, вроде киевского клуба «ПОИСК», в которым на общественных началах работает Ольга Георгиевна Диткевич. По сути она один из "моторчиков" этого поискового движения.Ежегодно благодаря ей, клуб находит на огромных просторах бывшего театра боевых действий второй мировой более 60 советских захоронений, с именами, фамилиями, званиями и другими дополнительными сведениями. Государство долго отказывалось замечать деятельность  клуба и лишь в последние дни своего «царствования», извините… президентства  Виктор Ющенко то ли ради поднятия своего рейтинга среди пенсионеров, то ли еще по каким соображениям, наконец, подписал представление о награждении Ольги Георгиевны государственной наградой. До этого данное представление пролежало многие годы «под сукном» президентской администрации – герои  у Президента другие были, да и перед своим окружением видать, ему стыдно было награждать советских ветеранов-подпольщиков…
       Да, Ольга Георгиевна Диткевич, несмотря на возраст, состояла в советском подполье и активно помогала партизанам-подпольщикам киевщины, ее мать была хозяйкой конспиративной квартиры, а отец – майор Красной Армии, был расстрелян фашистами за отказ сотрудничать с оккупантами,  и сгинул вместе с сотнями тысяч советских солдат и офицеров, также расстрелянных без суда и следствия в лагерях «военнопленных», а на деле в концентрационных лагерях смерти.  Об этих жертвах войны на Украине говорить было не принято… как и не принято было отмечать тех, кто ищет в братских могилах  бывших узников концлагерей, тех, кто до сих пор считается официально пропавшим без вести в плену у фашистов.   Именно среди этих сотен тысяч  был и отец Ольги Георгиевны Диткевич – Георгий Константинович. Благо, дотошные фашисты даже дело расстрелянного майора Красной Армии сохранили, именно благодаря карточке военнопленного, найденной его дочерью, в немецком архиве, и удалось ей выяснить судьбу своего отца и место его захоронения.
     Теперь Ольга Георгиева помогает в этом нелегком деле другим. Ежегодно благодаря ей  и ее работе находится около 60 числящихся «пропавшими без вести» солдат и офицеров РККА.  У нее нет ни «модного офиса», ни компьютера, ни большого штата помощников.  Даже дела, связанные с розыском пропавших без вести уже некуда складывать – обещанные полки и шкафы, в качестве помощи со стороны других финансируемых общественных организаций, так и остались «обещанными».  Ее орудие – телефон и почтовый ящик, до которого нужно еще дойти, спустившись  с пятого этажа, а потом купить за свои деньги марки, чтобы эти письма еще отправить!  Да в последнее время даже переписку с архивами приходиться оплачивать из собственного кармана. Городские власти отказались финансировать поисковую работу, и на 9 мая сделали Ольге Георгиевне подарок – вернули всю ее неотправленную корреспонденцию с пометкой «нет денег на отправку»… тот, кто это сделал, даже побоялся подписаться под этим кощунственным деянием… просто шлепнули печать Киеврады  и все… Получив такую пощечину от собственной родины, Ольга Георгиевна надолго слегла в больницу с сердцем. Шутка ли – чиновники растоптали работу 86-летней женщины, которая и так бесплатно выполняет за них их же обязанности!  Тут и здоровый человек  будет морально раздавлен, а ведь речь идет о ветеране, чье здоровье уже давно не железное.   В прошлом году она чуть не погибла под колесами новоукраинца,  год лечилась от травм, однако это ее не сломило так, как отношение властей к делу практически всей ее жизни.
      Однако Ольга Георгиевна Диткевич не унывает.  Ее знают по переписке во всех военных архивах бывшего Союза и даже в ФРГ,  с ней советуются, ее благодарят…. Правда, все больше письменно и заочно. К ней обращаются за помощью представители других поисковых организаций, и она делится информацией совершенно безвозмездно… при том при всем, что сама она находится в очень затруднительном финансовом положении. Какие могут быть финансы у украинского пенсионера в 86 лет от роду? Тот самый орден от президента, это всего лишь надбавка в 100-150 гривен… облагодетельствовали, и на том спасибо!  Но сдаваться Ольга Георгиевна не собирается, и несмотря на то, что государству Украина, ее работа практически без надобности, упорно продолжает свои изыскания, помогая людям, принося в их души покой и умиротворение – ведь найти воина, который числился пропавшим без вести все 65-70 лет… это  огромный  подвиг гражданина своей страны. Почему  до сих пор этой работой занимаются энтузиасты, а не государство – мне лично непонятно.
     Уходя от Ольги Георгиевны, я оставил ей на столе штук 20 почтовых марок – хоть какая-то посильная помощь человеку, делающему, по сути, святое дело.  С другой стороны, я до сих пор не могу понять,  каким нужно быть  человеком, что бы пожалеть оплатить эти 20-30 марок, сославшись на «кризис», а потом спокойно выйти из Киевсовета, сесть в свою личную иномарку и поехать дальше радоваться чиновничьей жизни….  Неужели их отцы и деды служили в другой армии и воевали с каким-то иным врагом?  Вот если бы их старики встали из могил, пришли к ним в их роскошные кабинеты, швырнули им под нос свои истлевшие медали со словами – «за что я кровь свою проливал?»… вот тогда, может быть, до кого-то дошло… как это больно, когда так  вот, по мелочи, оскверняют память тех, перед кем нужно склониться в низком поклоне за свою безбедную  и счастливую жизнь.


Рецензии