Фиалки для государыни

 Государь с супругой очень любили гулять в саду Мартосов. Кстати, известный скульптор, ректор Академии художеств Иван Петрович Мартос приходился дядей председателю Коммерческого суда Ф.Р. Мартосу. Именно  И.П. Мартосу императрица даст заказ на выполнение памятника, который установят в Таганроге, последнем пристанище государя.


  В Таганроге венценосные супруги очень сдружились с этой семьей, особенно императрица с Ульяной Андреевной, когда Александр Павлович был в отъезде. Александровский дворец с домом Мартосов разделяла только дорога. Ульяна Андреевна была большой любительницей цветов, поэтому ее сад напоминал огромный цветник. После посещения царственных особ сада Мартосов в городе произошел очередной переполох. Вся знать тут же кинулась разводить сады.


Стараниями Елизаветы Алексеевны был приведен в порядок небольшой садик, который прилегал к дворцу. Она подолгу гуляла там и любовалась фазанами, которых по просьбе лейб-медика Вилье, доставил с Кавказа военный врач Корнилович. Государыня принимала у себя во дворце Ульяну Андреевну, когда Александр Павлович был в отъезде. Они подолгу разговаривали о цветах. Елизавету Алексеевну очень интересовало: много ли в саду Ульяны Андреевны ее любимых цветов сирени. Так же говорила, что здоровье ее в Таганроге намного улучшилось, спрашивала о городских делах и уверяла Ульяну Андреевну, что город в скором времени преобразится, так как Государь хочет соединить Волгу с Доном. Так что государь намеривался поселиться в Таганроге всерьез и надолго.


Что ни говори, а царственным особам ничто человеческое не чуждо. Это подтверждает эпизод поездки Александра-1 в Крым по приглашению генерал-губернатора Воронцова. Вблизи Синявки, на хуторе, Александр Павлович изъявил желание присутствовать на рыбной ловле. С большим любопытством Государь наблюдал за происходящим на берегу. Невод был переполнен рыбой. Выбрали самого большого икряного осетра, тут же выпотрошили. Через десять минут икра была готова. Александр Павлович попробовал и остался доволен. Императору, как и всякому нормальному человеку, очень интересно было побывать на рыбной ловле. Возможно, это была первая в жизни Александра Павловича рыбалка, самое печальное, что последняя.


Поездка императора в Крым закончилась трагически. Александр Павлович простудился и хмурым ветреным утром 19 ноября 1825 года скончался. Всем известна поговорка: «Всю жизнь провел в дороге, а умер в Таганроге». Эту крылатую фразу приписывают А.С. Пушкину.


Государыня после смерти Александра-1 жила в Таганроге очень замкнуто. Когда читаешь историю жизни царей и их близких, начинаешь понимать трагизм всей их жизни, преследующий от рождения до самой смерти. Им запрещены всякого рода шалости и пустяки, которые детям их возраста никогда не воспрещаются. И во взрослой жизни регламент и подобающая осанка должны присутствовать в каждое мгновение их жизни. А, в общем-то, они такие же люди, как и мы с вами, им тоже интересно, что и нам. Им так же больно, если люди досаждают их своей подлостью и глупостью.


Не от хорошей жизни Елизавета Алексеевна стала в Таганроге затворницей после смерти мужа. Это отмечает П.П. Филевский. Последние месяцы до отъезда из Таганрога Государыня провела в одиночестве. Как же она была тронута вниманием госпожи Мартос, когда Ульяна Андреевна преподнесла в день Светлого Воскресения пасху, обыкновенную сладкую, убрав ее живыми цветами. Казалось бы, такой пустяковый подарок для императрицы! Но нельзя забывать об интригах и заговорах постоянно окружающих царственных особ. Они с младенческих лет постигают горькую истину самых гадких человеческих чувств: зависти, подлости и предательства. Понятна их замкнутость и высокомерие. Это своего рода защита от посягательств на их человеческие чувства. Да, и доверия окружающие их люди не вызывают, чаще всего это стяжатели, прохиндеи и карьеристы.


Елизавета Алексеевна была тронута до слез подарком Ульяны Андреевны. Не потому что подарок был оценен в материальном значении. Она была благодарна ей за искренние добрые чувства, чего, по-видимому, ей так не хватало после смерти супруга. Так что поговорка: «Не в деньгах счастье», подтверждает сама жизнь.


Императрица приказала ввести Ульяну Андреевну через парадный вход. Филевский не уточняет, но, похоже, что после смерти Александра-1, парадный ход был закрыт. Тем самым эта деталь подчеркивает значимость гостьи, которую принимала Елизавета Алексеевна. Государыня приняла Мартос в гостиной и со слезами благодарила ее за теплое участие и человеческую теплоту, потому  как ей сейчас этого очень не хватает, ведь окружают ее не преданные друзья, а придворные слуги. Прочитав эти строки, сердце невольно сжалось от жалости к Елизавете Алексеевне. Как же она была одинока и несчастна! На прощание Государыня сказала: «Уверяю вас, где бы я ни была, я вас никогда не забуду».


Придворной аристократии и, в особенности князю Волконскому, не нравились эти, как ему казалось, мещанские услуги Мартос. Он даже ядовито подсмеивался над нею. Однажды побывав у нее в саду и не увидев там цветов, спросил: «Где же ваши тюльпаны, о которых вы так много говорили?» Цветы, будто услышав эти язвительные слова, направленные против их любимой хозяйки, взяли и буйно зацвели, словно хотели отстоять честь госпожи Мартос. Тюльпаны и первые фиалки были отосланы Елизавете Алексеевне. А она, перевязав фиалки белой ленточкой, приколола их к платью. (Хотела бы я видеть в этот момент физиономию князя Волконского! Интересно, ехидничал бы князь, если бы Александр-1 был бы жив? Думаю, вряд ли). Мертвого льва может любая шавка укусить. Так и здесь, Елизавете Алексеевне вся придворная челядь досаждала, зная, что наказания за это не последует.




Эта небольшая сценка, описанная Павлом Петровичем Филевским, еще более усугубила мое впечатление от придворной жизни и интриг, которые плелись царедворцами. Уж казалось, чем безобидная Ульяна Андреевна могла помешать князю Волконскому? А вот, поди, ж ты! Состояние здоровья императрицы после кончины супруга резко ухудшилось. Вся придворная возня вокруг нее не прибавляла спокойствия. Похоже, отношение к государыне резко изменилось. То она была, так сказать, действующей императрицей, а теперь  стала уже бывшей. Причем, Елизавета Алексеевна лишилась защиты мужа Государя, что тоже не мало важно.


Еще во время пребывания в Таганроге Государыня пожелала приобрести в собственность дом, в котором проживала с покойным императором. Дом был куплен за 52 тысячи рублей. Так в 1825 году в нашем городе появился Александровский дворец. Но ненадолго здесь задержалась Елизавета Алексеевна. Придворные всячески ее торопили уехать, но здоровье императрицы было весьма слабо и не позволяло тронуться в путь.

 Как пишет Павел Петрович: «Потому что скучали вдали от Петербурга. В особенности томился князь Волконский, главное лицо при императрице». Вот что князь пишет в письме Закревскому от 7 января 1826 года: «Грусть и скука здешней жизни меня расстраивает… По счастью, жена с дочерью сюда приехали, без них, я думаю, что сошел бы с ума от печали и тоски. Мы живем совершенно, как в деревне. По вечерам приходит Логинов вместе горевать. Погода стоит холодная с метелями, и гололедица никак не позволяет выходить из дому, хотя б для моциона. Здоровье Императрицы весьма слабо и потому не позволяет никак думать об отъезде в сию погоду, но как скоро можно будет пуститься в путь, то поедем в Москву, где Императрица имеет намерение поселиться».


По всей видимости, царедворцы спешили к разделу «пирога», чтобы успеть ухватить лакомый кусочек. Елизавета Алексеевна теперь уже не представляла былого интереса, это был пройденный этап. Главные события для них разворачивались в Петербурге, туда были устремлены все их помыслы. К новому Государю Императору. Король умер, да здравствует король!


В конце концов, Елизавету Алексеевну вынудили уехать из Таганрога. Возможно, если бы ее оставили в покое, она провела бы еще несколько лет в окружении добрых, приветливых людей, таких как Ульяна Андреевна. Но придворный этикет был неумолим, как и князь Волконский. 22 апреля 1826 года государыня покидает Таганрог, а 4 мая того же года умирает по дороге в Петербург на 45-м году жизни.


Так печально закончилось пребывание Александра-1 и его супруги Елизаветы  Алексеевны в Таганроге.      
    
 


Рецензии