Два эпизода войны

     В этом повествовании я хочу рассказать о мистике войны.

 

     В нашей семье никто не погиб! Никто! Дедушка - отец моей мамы, умер перед войной - его лодка с колхозным зерном перевернулась на реке Оке, и он в ноябре нырял вод воду, чтобы вытащить эти мешки. Воспаление легких. Смерть.

    Кто сейчас станет в ноябре нырять за мешком зерна? А тогда страх был столь велик, что объявят вредителем и всю семью пустят по Гулагам, что дедушка, невзирая на наличие 4 детей рисковал. И потерял жизнь! А был он одним из самых уважаемых людей на несколько сел. Он был фельдшер. А в деревне это больше чем профессор медицины в Москве. Но...

    Второй мой дед был специалистом и работал на военном заводе. В армию его не призвали. Он в тылу создавал военную технику.

    Зато воевали два брата бабушки. Старший имел уже семью. А младший Иван рос в семье моей бабушки и был всего на 3 года старше моей старшей тети. Ей к началу войны было 14. Иван был самый знатный птицелов в селе. Какие только птички ему не попадались. Но он был добрый, очень добрый и птички, внимательно осмотренные и нарисованные (он еще имел талант художника) отпускались на волю - живые и невредимые.

     1942 год. Лето. Два бойца сидят в окопе. Скоро начнется бой. И неизвестно что он принесет - может победу, а может раны или смерть. И тут Иван видит что на расстоянии протянутой руки от него него села птичка. Птичка-невеличка с таким оперением, которого птицелов наш ни разу не видел. И молодость и любопытство берут свое. Он тихо снимает пилотку и пытается накрыть птичку. Ан нет! Птичка отпрыгивает и садится неподалеку. У мальчишки-воина азарт. В общем, птичка увела солдата от того места в окопе, где он ждал боя на 30 метров. И тут раздается гул снаряда. Взрыв. То место, где остался его друг и оставался бы он сам, коли бы не занятная птичка, не окоп больше, а воронка.

     Дядя Иван рассказывал, что в тот момент он понял, что останется жив в этой войне. Вернется победителем. И проживет долгую плодотворную жизнь.

     Так и произошло.  Солдат из Германии присылал моей бабушке (старшей своей сестре посылки с отрезами крепдешина, панбархата, шоколада) А вернувшись после взятия Берлина домой, привез моей маме, он ее помнил маленькой девочкой, а ей было уже 13!!! неописуемой красоты немецкую куклу.

     В моем детстве эта кукла сидела на шкафу и выдавалась для игр только в присутствии мамы. Зато износившиеся платья из немецких шелков перешивались сначала на меня, а потом и на куклу. Осталась кукла моей сестре, а она дала своей дочке ею играть сколько влезет. Итог - кукла разбита и никого больше не радует.

     Пока не женился, он помогал своей сестре растить детей. А потом приезжал из Донецкой области в Москву в гости к моей маме каждый год ко Дню Победы.

     Я говорила маме - как долго вообще живет человек! На земле есть тот, кого родила твоя бабушка! А ты сама уже бабушка.

     Воин Иван и моя мама умерли в один год.

     Про старшего маминого дядю ничего сказать не могу. Он был военным моряком и после победы уехал во Владивосток. Я его видела один раз в жизни. И есть фото - я сижу на руках у моряка в бескозырке.

     Бабушка оказалась в Орловской области в немецкой оккупации. В тот момент у нее было три дочери.  Сын, родившийся в тот год, когда сгорел от пневмонии муж, умер не дожив до года. Бабушка, как вдова фельдшера жила в самом лучшем доме в деревне - медпункт располдагался в кипичном, еще дореволюционной постройке здании. На высоком  берегу, откуда были выдны на десятки верст заливные луга и леса.

    Немецкий комендант выгнал бабушку с детьми из из этого дома. Но приказал оставаться неподалеку - ему нужна была прислуга - стирать, убирать. Кстати немцы ушли и в деревне квартировали итальянцы. В этом курортном месте был развернут госпиталь.

    ...Эх девицы, весна, весна

       идет аж до Урала

       Эх, девушки - война, война!

       А молодость пропала!

    Под губную гармошку и итальнские песни подраставшие девченки плясали с итальянскими оккупантами. Моей старшей тете было уже 17. Голубоглазой блондинке один горячий итальянский парень сказал - закончится война. Вы победите.  Но я вернусь и увезу тебя в Италию. Он не выполнил своего обещания - может погиб, может забыл... Удивительно, но ни одна девушка в деревне не была изнасилована. Да, и это правда - женщины в 42-43 годах рожали от оккупантов. И пусть кто-нибудь попробует их осудить!  Но ни одна  девушка не узнала насилия.

      Бабушка, выселенная из своего дома, вырыла неподалеку землянку. Там поселились она с тремя дочками и ее сестра с девочкой. Обслуживали коменданта. За что немецкий повар отдавал им обьедки и кое-какие продукты. Закрывал глаза на то, что держались ею куры и коза. А так же был у бабушки еще один кормилец. Четверолапый! Пес Тюльпан. Дедушка был знатный охотник. И этот пес, породы русский спаниель, охотился сам и притаскивал бабушке уток и  кроликов. Держала его бабушка в соседнем лесу. Но не сберегла. Кто-то его убил.

     Фронт возвращался. Ночами за десятки километров слышна была канонада.  Стали прилетать снаряды и рвались в деревне. Опять появились немцы. И когда приблизился к Оке наш фронт вплотную, немецкий офицер решил не рисковать в большом и заметном доме. Он снова  выгнал мою бабушку с детьми и занял ее землянку, невзирая на блох и антисанитарию.

     Необьяснимая мистика войны. В той землянке собралось пять или шесть офицеров. Они вжались в землю, спасаясь от советской артилерии. Но именно в ту ночь, когда они искали спасения, в эту землянку угодил снаряд.

    Бабах!  И нет великих воинов. Вокруг валяится только оторванные руки-ноги.И кишки.

    Если кому нибудь станет интересно, но наберите в поисковике КРИВЦОВСКИЙ МЕМОРИАЛ. В страшном бою на Орловско-Курской дуге на этом поле погибли 17 тысяч человек с обеих сторон. Там теперь горит вечный огонь!

     И вечная память героям!

     Прошло много лет и обнаружив кости непогребенных немецких солдат и офицеров, те кто занимался поисками, находили их металлические бляхи с именами и номерами частей. И посылали эти сведения в Германию.

     Как-то проезжая Польшу с воином Иваном, воевавшем там, я смотрела на его лицо и видела, какой гнев охватывает старика. Он видел кладбища, где похоронены воины - его товарищи, заросшими сорняками. Неблаголдарность поляков просто чудовищна. Они, в результате героизма и жизней наших солдат увеличили после войны свою территорию на одну треть за счет немецких областей.

      Пусть это остается на их совести. Культурных, как они думают о себе, людей.

      Зато в Германии могилы воинов ухожены.

      НИКТО НЕ ЗАБЫТ. НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!


Рецензии