Баба Харитоня, глава первая

  Мою бабушку звали баба Харитоня. Всё моё детство было связано с ней. Такое ощущение, что моё сердце было клоном её сердца, так я любила её и всегда очень сильно скучала по ней, даже став впоследствии взрослой.

   Когда-то, когда баба Харитоня носила меня на руках, а вернее, чтобы было легче нести, она сажала меня на спину и шла, куда ей надо было, при этом разговаривала со мной  как со взрослой,  я -  хоть и маленькая тогда была, а видно сознавала, что ей тяжело со мной таскатья, поэтому, обняв её сзади за шею, я горячо шептала бабуле:
  - Когда я вырасту,  куплю тебе красное платье, красный платок, красные туфли...
  Бабуля верила, да собственно, я и говорила на полном серьёзе, вот только когда выросла, забыла свои обещания...

   - Ой, страстотерпица, ты моя, язви её в корень! Купишь, купишь..., - говорила мне моя бабуля, она часто говорила разными прибаутками,- хорошо мне живётся: "меня не рвут, не прядут, не вяжут"...

   Я тогда громко хохотала  над её такими безобидными шутками-прибаутками, а вечером, когда бабулина семья собиралась за большим столом на улице под навесом, я пыталась вспомнить, но всё путала  и получалось "шиворот-навыворот".
 
  У бабы Харитони были небесного цвета, как и у моего папы,и у других его братьев, голубые глаза, излучавшие бесконечную доброту. Жидкие светленькие волосёнки она всегда зачёсывала назад, открывая свой высокий лоб, изрезанный морщинками. Баба Харитоня никогда не одевалась по-старушечьи: у неё были платья с короткими рукавами, красивые шерстяные кофточки...

  Если ей что-нибудь из одежды дарили её многочисленные сводные сёстры, что было ей не в пору, она говорила так:
   - "На кота - широко, на собаку - узко."
 
  Баба Харитоня не работала, но зато образцово вела домашнее хозяйство: у неё всегда было чисто в доме, была чистой, кипельно-белой, постель, перины и огромные подушки - приданое двум дочерям - всегда высоко взбиты, и всегда у неё вкусно пахло в доме.

  -"Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами", - так учила меня бабуля, угощая очередной своей стряпнёй. Я, конечно, приставала к ней с вопросами, -"Почему держать язык за зубами, а как же тогда  есть?.." 
  А баба Харитоня смеялась и добавляла;"В закрытый рот и муха не залетит! А большое вяканье доведёт до бяканья!"

   Все эти её поговорки я постепенно запоминала (от частого её повторения), однако, истинный смысл их до меня доходил намного позже, когда меня уже "петух клевал жареный"...

  Я помню ещё в детстве,и потом, когда я изредка могла приезжать к бабуле, она собирала за своим столом всю  нашу родню, пекла разные пироги, равных которым мне не пришлось до настоящего времени  отведать. Она пекла пироги, в которые целиком запекались какая-нибудь рыбина или деревенская утка. Особенно такое угощение она готовила, провожая кого-нибудь из родственников в дорогу.

  Проводив родственников с гостинцами, баба Харитоня глубоко вздыхала и говорила: "Боже мой, Боже! Поедим, поспим, да опять за то же!"
   
  Ещё мне известно, что у бабы Харитони, помимо своей многочисленной семьи, проживали обычно дети репрессированных родственников, к которым она относилась так же как к своим детям. Частенько приходилось слышать от бабули, наверное, в связи с этим, вздохи со словами: "Эх! Без счастья и в лес по грибы ходить нечего..."
 
   Различные родственные связи моей бабы Харитони я так и не смогла разобрать: то мы пишем письмо (под её диктовку) "сводной" сестре, то "сводный брат" к ней приехал, то двоюродный или ещё какой-то. Однако встречала она всех их очень тепло, всем находилось место в её доме и в её добром сердце...

  Помню приезжал к бабуле  какой-то очень высокий мужчина, родственник по её мужу. Я уже не помню, как его имя, но он был очень светлый, абсолютно лысый, и про него говорили, что он дерётся всегда головой. Его приезд настораживал меня, ещё глупую девчонку, но зато он здоровался со мной, единственной на тот момент более менее "взрослой" внучкой бабы Харитони - целуя мне руку, как даме, и называя меня при этом "панночкой". Про него баба Харитоня обычно говорила:"Бархатный весь, а жальце есть!Брат-то он мой, да ум-то у него свой!"

  Я никогда не слышала от бабы Харитони каких-либо злых выражений, хотя три  её ругательных слова помню:"язви её...", "гребут твою...""бляха-муха". Последнее стало и моим словом-паразитом, но ловя себя на этом, я вдруг осознаю, что это мне ничуть не претит, а как раз наоборот...  Да и бабуля произносила их как-то весьма мило...

  Баба Харитоня была абсолютно неграмотна, но вряд ли кто мог догадаться об этом. Я, как старшая из внучек, предлагала   обучить её грамоте, но она, как обычно в своей манере, шутливо отнекивалась:
  - Что, я букварь на старости лет  буду изучать, народ смешить?

  И мне приходилось продолжать исполнять данное ей когда-то обещание, что всегда буду писать письма её родственникам под её диктовку. Мы писали с ней в Магадан, Томск-2, и другие города, где у неё проживали всякие сводные и разводные братья и сёстры.

  Бывало, придя из школы, я намеревалась спокойно почитать пионерский журнал "Орлёнок", как вдруг замечала в окно идущую к нам бабу Харитоню. Писать письма под диктовку, это, я вам скажу, весьма утомительное занятие. И вот, понимая, с какой целью  моя бабуля идёт, я вдруг чувствовала страшную сонливость: это уже рефлекс выработался - как писать письма, так глаза слипаются...

  Потом, правда, я уже готовила заранее трафареты: "здравствуйте дорогие ..... С приветом к вам ваша ... Как вы живёте.... Большой привет ........" и т.п. Сначала я писала медленно, примерно до 3-го класса, а потом, видимо, бабуля привыкнув не спешить,  подолгу думала, что именно и кому она хотела написать. Отсюда и рефлекс сонливости выработался у меня на писание писем...
 
   Был с этим делом и конфуз: первое время я спрашиваю бабулю:
  - Что писать?
  - Вот что говорю, то и пиши!
  Ну и писала я - что надо и что никогда не пишут, особенно в письмах. Скажем сердится бабуля  на кого-то, а я пишу всё что она выговаривает в горячах, так и отправлялись письма, никто же их не перечитывал. Потом, когда это вскрылось, баба Харитоня не давала запечатать ни одно письмо без предварительной прочитки мною же вслух. "Больше знай, да меньше бай! Бумага от стыда не краснеет!"

   Как-то в классе 5-м на уроке труда сказала нам учительница, что будем шить платье: кто хочет на себя, кто - на куклу, а я решила - на свою бабулю, при этом убедив её, т.е. бабулю,  что шить я уже умею. Бабуля предоставила мне прекрасный отрез ткани и я стала строить выкройку строго по чертежу; линию талии у бабули долго искала, но нашла, а вот линию груди слишком подняла, велела ей для красоты лифчик носить...  В конце-концов платье это баба Харитоня отдала кому-то, потому что оно - платье - было с поясом, с юбкой в "татьяночку", т.е. в сборку, и выше колен, а оказывается бабушки такие не носят. Вот тогда на улицах я стала разглядывать, правда с небольшим опозданием, какую одежду, и в частности, какие платья носят бабушки. А бабуля, смеясь сказала мне:"То не складно, что сшито не ладно!.."

   А бабушка-то  наша и по годам ещё не старая вовсе была. И одежду красивую носила - модница: её ей присылала "сводная" сестра, что ссыльной была - из Магадана. Я ещё удивлялась, почему в тюрьме такие красивые штуки бывают, а у нас в магазине их нет? Глупая я, конечно,была, многого тогда не знала. Та "сестра" бабулина всё последнее может отдала бы с радостью бабе Харитоне только за то, что та не оставила её ребёнка, а вырастила вместе со своими.

   В 1943 года наша баба Харитоня уже овдовела, но  в том  же году успела родить ещё одну дочку: мой папа -Иван, 1926г.р. - был самый старший в их большой семье, а тётя Юлечка - младшей, итого шестеро детей....  Правда одна из бабиных дочек - Валя -  умерла  ещё будучи совсем  молоденькой. Однако, я её хорошо помню, беловолосая такая и всегда улыбалась... Почему умерла? Да, говорят, Семипалатинск рядом был, многих на тот свет отправил...

  У бабы Харитони в горнице всегда, сколько я её помню, висели 2 портрета в красивых тоненьких рамочках: белокурого мужчины - моего деда Прокопия - бабиного мужа,  и такой же светлоглазой и светловолосой девушки - тёти Вали. Встанет, бывало, баба Харитоня перед портретами этими и тихо, беззвучно плачет и что-то шепчет. Жалко мне тогда было бабу Харитоню, сердечко моё сжималось, я подходила к ней сзади... а она как обернётся и уже с улыбкой скажет мне что-то вроде: "Кто не родит, тот и не скорбит!!!"

  Это её высказывание не раз вспоминалось мне, когда у меня у самой появились дети, когда у них бывали, как и всех детей,  проблемы со здоровьем. Это помогало мне "выстаивать" бессонные ночи у постели больного родителя, да и во многих   других случаях бабин оптимизм помогал мне мудрей относиться ко всем жизненым неурядицам...

  Бывало, когда она не успела кого-нибудь предупредить не оступиться, скажет с юморком:"Эх, Агаша! Не наступи в кашу - у, а она уж ноги отряхат..."

  Теперь, вспоминая свою бабу Харитоню, её светлое доброе лицо, её умение одним междометием - о-о!, гм, хи-и - повлиять не только на настроение собеседника, но и на течение событий в нашем многочисленном семейном клане, я сожалею, что я не художник: написала бы её портрет, в котором отразила бы и её внешнюю и внутреннюю красоту, доброе сердце, житейскую мудрость, королевскую посадку головы, в общем слегка состарившуюся Мону Лизу.

  Баба Харитоня летом собирала дикие ягоды, не по одному ведру, это надо было выдержать: жара, комары, оводы, в общем - ад; я старалась всеми правдами и неправдами избежать таких мероприятий... Но у бабы Харитони  всегда были запасы разного варенья, солёных груздей, сушёной черёмухи, из которой мой папа любил приготовленную бабулей бражку: выпьет стаканчик и поёт:"Под окном черёмуха колышется". Тут другие братья подойдут, да соседи подладятся...Глядишь - и нет уже той фляжки с бражкой.  А баба Харитоня только руками всплеснёт да скажет:"Сама улей сотворила, некого винить, что пчёлы жалят"...

  Много народных примет знала моя баба Харитоня, и, кажется, во все верила всерьёз. Бывало котят однодневных я не выдержу, возьму на руки и назову их мышатами, а баба Харитоня ругается: нельзя так котят называть, а то их собственная мать загрызёт...

  Про грозу бабуля говорила, что это милость Божья; голубь и ласточка - любимые Богом птицы.

  А ещё баба Харитоня говорила так:"Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, а человек сильнее земли..."

  Многие из бабулиных поговорок я потом встречала в различных сборниках - вот такое устное творчество. Но это только маленькая частичка того интересного, что мне приходилось слышать от моей бабы Харитони.
 


Рецензии
Тепло написАли, с любовью. Невольно и свою бабулю вспомнила! Спасибо от души!

Сердце Беспокойное   18.05.2012 10:25     Заявить о нарушении
Спасибо, что почувствовали, Сердце.

Инесса Рябинина   19.05.2012 21:35   Заявить о нарушении