Дела семейные

               





















                Комедия в четырёх действиях











                Действующие лица:

Николай  - 41год.
Надежда (его жена) – 40лет.
Фёдор (сын) – 15 лет.
Катерина (дочь) – 18лет.
Торговый агент – 28лет.
Пётр (жених) – 21год.
Тамара (деловая женщина) – 39лет.
Дмитрий (сокурсник Надежды) – 40лет.









Действие происходит в маленьком провинциальном посёлке, в течении одного дня.




















                Действие первое
                Сцена первая
(Маленький посёлок. Почти деревня, где все всех знают Небольшой уютный домик. Муж и жена выходят на кухню)
Николай (зевая) – Зачем так рано поднялись?.. Выходной ведь.
Надя (застёгивает халат и поправляет причёску) – Привычка...
Николай – Глупая привычка. Вот и меня подняла ни свет, ни заря.
Надя – Ладно, не ворчи. Давай завтрак готовь.
Николай – Почему я? У тебя это лучше получается.
Надя – Сегодня это сделаешь ты! В качестве наказания. Кто вчера навеселе пришёл?
Николай – Ну вот, включила пилораму! Всего лишь немного расслабился. Пятница ведь была – «День шофёра».
Надя – Во первых не пятница, а суббота, а во вторых; не много ли праздников у вас, Николай Петрович? Разве я не говорила, что нельзя пить с подчинёнными! Добром это не кончится. Я же не пью с учениками.
Николай – Сравнила! Шоферня не пацаны... (ставит чайник и сковороду на печь) к ним особый подход нужен. А я завгар. Я должен его найти.
Надя (усмехаясь) – Ага! Через пол литра!
Николай – Да ладно тебе, Надь! Перестань! Лучше скажи, почему у меня «гренки» не получаются.
Надя (подходит к плите) – Смотреть надо как я делаю. Привыкли, на всём готовом. Молока перелил. Добавь ещё одно яйцо. Вот, теперь в самый раз. (с тоской) Уехать бы куда от вас... от всех. Хоть на недельку... Знаешь, что вчера мои ученички устроили?..
Николай (перебивает) – Слушай, училка, ты не можешь хотя бы на день отвлечься от своей школы?! Выходной ведь.
Надя – Ладно, ладно. О, Федечка проснулся!


                Сцена 2
(Входит сын. Худощавый подросток с хитрым выражением лица)
Сын – Доброе утро, предки! Поделитесь питанием с молодым растущим организмом.
Надя – Ещё один юморист! (мужу) Весь в тебя... Такой же не путёвый.
Николай – Интересно получается! Если в ребёнке что-то хорошее, так это от тебя. А если плохое, значит я виноват?
Надя – А кто же ещё! С кого он пример берёт?
Сын – Ребята, давайте жить дружно!
Надя – Не умничай! Вчера пиво пил? Пил. И не говори, что это нам показалось.
Сын – То, что вы приняли за пьянство, обыкновенная задумчивость, свойственная неординарным личностям. Но вам этого не понять.
Николай – Я вот с тебя задумчивость собью, гений непризнанный.
Сын (наливает себе чай) – Это же не наш метод, отец. Есть другие пути к моему подсознанию.
Николай (усмехаясь) – Предлагаешь сделать вскрытие головного мозга?
Сын – Грубо, папа! Я конечно, могу списать это на твоё суровое детство, но... нельзя так с поколением «некст»!

(Открывается входная дверь входит дочь. Увидев всё семейство слегка смутилась)

                Сцена 3
Сын – А вот и Катька! Иди, получи свою долю воспитания. А то предки сегодня на мне конкретно отвязались.
Дочь – И правильно делают! Иначе из тебя ничего путёвого не получится. Ведёшь себя, как придурок.
Сын (огрызаясь) – На себя посмотри! Я у родителей и умный и красивый. А тебя они, скорее всего, из полена выстругали... как Буратино.
Дочь – Пап, чего он обзывается!
Николай – Ну-ка хватит препираться!
Сын(с сарказмом) – И действительно! Чего это я на сестру родную? Пойду-ка лучше погуляю.
Надя – Куда опять собрался?
Сын – К приятелю. Он обещал книжку хорошую подогнать... с картинками.
Николай – Знаю я твои книжки. Смотри у меня!
(Сын уходит, напевая что-то весёлое)
Николай(дочери) – Кстати, дитя, ты где сегодня ночевала?
Дочь (отводит лицо) – У подруги...
Николай – Вот и хорошо. (жене) Видишь, мать, какая у нас дочь. Умница! Не то что, этот оболтус. По крайней мере, я уверен, что она не придёт и не скажет, как другие девчонки, что беременна...
Дочь (тихо) – Я беременна, папа...
(Родители замерли)
Николай (качая головой) – Дочь, это не самая лучшая шутка.
Дочь – Но это правда, папа. Петя, заходи!

                Действие второе
                Сцена 1
(Появляется долговязый молодой человек в очках. Переминается с ноги на ногу. Взгляд испуганный)
Жених (кланяется) – Здрасте!..
Надя – Здравствуйте, Ромео! Из какого царства-государства будете?
Жених (растерянно) – Я не из царства... С Абрикосовой я...
Надя – Местный значит. Уже хорошо. С Катей когда познакомился?
Дочь – Три месяца назад.
Надя (дочери) – Я не с тобой, разговариваю! Ты уже всё сказала.
Жених – Извините, Надежда Сергеевна. Я не знал... мы не знали... Ну, в общем я готов...
Надя (с сарказмом) – Понимаю. Как честный человек... Ты чем думал, честный человек? А впрочем, все вы мужики такие.
Николай – Да ладно тебе, мать! Чего ты, к детям пристала! Видишь, они сами не свои.
Надя (остывая) – Дети... Это уже не дети! Ну да, чего уж теперь. Так вы серьёзно решили пожениться?
Дочь – Да, мама.
Надя – А что жених скажет?
Жених – Мы поженимся. Если вы не против.
Надя – Мы не против. А где вы работаете, Пётр?
Жених – Экспедитором на овощной базе.
Николай – Ну, хотя бы с фруктами будут. Уже хорошо.
Надя – Помолчи, а! Юморист! Петя, вы в курсе, что Кате надо техникум закончить? (взглянула на живот дочери) Хотя, какая теперь учёба. Жить-то где будете?
Жених – Не знаю... Что ни будь придумаем.
Надя – Ладно. Этот вопрос мы решим. (жениху) Петя, вы родителей своих «обрадовать» успели?
Жених (смущённо) –Нет. Мы сначала к вам.
Надя – А теперь езжайте к ним.
Жених – Они у меня могут не понять.
Надя  - Родители всегда поймут. Езжайте!
(Дети уходят)
                Сцена 2
Надя – Да! Ничего не скажешь – весёлое начало дня.
Николай (осторожно) – Надь, а может это?.. Может как-то... ну, чтобы не было?..
Надя – Вот этого как раз делать и не надо. Ей ещё жить. Пусть рожает. А ты, Коля, готовься стать дедом.
Николай – Не представляю себя в этой роли.
Надя – Ещё успеешь. Как тебе будущий зять?
Николай – По - моему, нормальный парень. Главное, чтобы он Кате нравился.
Надя – Всё это хорошо. Но.. молодые они ещё.
Николай – А мы, разве не такими были? Ты, вспомни!
Надя – Знаю. Но от этого не легче. Вот что, муж, сгоняй-ка ты в магазин... за вином.
Николай – Мать, ты меня удивляешь!
Надя – Ой! Иди, не разговаривай! Стресс сбить хочу. Достали вы меня все!
Николай (собирается) – А какое брать?
Надя – Хорошее!
(Николай уходит)
                Сцена 3
(Не успел муж уйти, как раздался звонок)
Надя (идёт к двери) – Деньги, наверное, забыл. Вот растяпа!
(В дверях стоит молодой человек с улыбкой на лице)
Надя (удивлённо) – Вам кого?
Торговец – Вас.
Надя – Насчёт репетиторства, что ли?
Торговец (качает головой) – Я торговый агент. У меня для вас эксклюзивный товар.
Надя – Нам ничего не надо. У нас всё есть. (пытается закрыть дверь)
Торговец (придержал дверь) – Впервые встречаю таких счастливых людей. И тем не менее, смею предположить, что у вас нет вот этого чудесного генератора здоровья. (достаёт какую-то коробочку)
Надя (усмехаясь) – И вы хотите, чтобы я вам поверила?
Торговец – Нисколько в этом не сомневаюсь. Видите на коробке белобородого старика. Это Фай Цу Мин. Знаменитый китайский лекарь. Его по телевизору каждый день показывают.
Надя – А почему я его ни разу не видела?
Торговец  -Наверное потому, что вы занятой человек. Кстати, кто вы по профессии?
Надя – Учительница.
Торговец – Повезло детям! Каждый день видеть такое красивое и такое умное лицо.
Надя (польщена) – Скажете то же!.. А что он лечит... этот ваш прибор?
Торговец – Да многое. А здесь, кстати, написано. (читает) Сердце, почки, радикулит...
Надя (перебивает) – Вот это нам подойдёт! У моего мужа радикулит. И что, по вашему, эта штука его вылечит?
Торговец – Обижаете! Вне всякого сомнения. Видите вот эти проводочки? Закрепляете их на больном участке тела, включаете прибор и боли как не бывало. Своего рода иглоукалывание.
Надя – А сколько стоит?
Торговец – Три пятьсот.
Надя – Сколько, сколько?
Торговец – Три тысячи пятьсот рублей. Вижу, что вас пугает такая сумма. Поэтому скидываю пятьсот.
Надя – Всё равно дорого.
Торговец – Извините, но больше скинуть не могу. (улыбнулся)Я полагаю, когда речь идёт о здоровье – торг не уместен.
Надя – Наверное, вы правы. (достаёт из шкафа деньги и отдаёт торговцу) А если он не поможет?
Торговец – Позвоните по этому телефону. Запишите: 3-52-49. И мы вернём вам деньги. Ну, мне пора! Волка, как говорится, ноги кормят. До свидания!
Надя – До свидания!
  (торговец уходит)

                Сцена 4
(Входит муж с бутылкой в руках)
Николай – Надюха, тащи бокалы! Итальянское вино. Лучше его в нашей глуши я не нашёл. (увидел коробку в руках жены) А это что за фиговина?
Надя – Это... Генератор здоровья... Тебе купила... от радикулита.
Николай – Когда это ты успела? Ты же никуда не выходила.
Надя – Торговый агент приходил.
Николай – Понятно. Ну-ка, дай посмотрю. (раскрывает коробку) Похоже на массажёр. (включает) Оно ещё и не работает. Ну и сколько ты отдала за это чудо?
Надя (растерянно) – Три тысячи...
Николай – Три тысячи!! За эту ерунду? Да ей цена рублей триста, не больше. Надь, ну ты точно больная на голову.
Надя – Сама не знаю, как вышло. Такой обходительный... весёлый. Целитель, говорит, известный... Фай Ду какой-то.
Николай –Господи! И она ещё детей учит! Ты что, до сих пор не знаешь, что всё китайское, в большинстве своём, подделка. Они же кроме шариков в «пинг-понг» ничего хорошего делать не научились.
Надя – Что же теперь делать, Коля? Я ведь ему последнее отдала. Вспомнила! Он мне свой телефон оставил. (протягивает визитку)
Николай – Можешь выкинуть. Наверняка липовый.
Надя – Да что же я за дура такая! Коля, догони его! Может он где ни будь здесь... неподалёку. Высокий такой... в кепочке. Догони его, Коля!
Николай – Бесполезно всё это. Однако, поищу, для твоего самоуспокоения. (вышел)
               
                Действие третье
                Сцена первая
(Не прошло и минуты, после его ухода, звонок. Надя открыла дверь. На пороге женщина)
Надя –Тамара Фёдоровна! Вы, по делу?
Тамара (входит в дом) – А что, просто так прийти нельзя? Посидеть, поболтать о нашем, о женском. У вас, я вижу, уже и вино заготовлено.
Надя – Да хотели с Колей выпить. День сегодня какой-то сумасшедший. То одно, то другое...
Тамара (присаживается) – Вот, вот. И у меня так же.
Надя – А вам то чего беспокоиться? У вас стабильный бизнес. Я смотрю, уже третий магазин открыли.
Тамара – Надеюсь, вы не думаете, что мне деньги с неба падают?
Надя (улыбнулась) – Нет, конечно.
Тамара (вздохнув) – И правильно делаете. Потому что вы не можете знать, с какими проблемами приходится сталкиваться деловому человеку в России. Помогать не кому, а брать хотят все.
Надя – Это правда... А на личном фронте как у вас? Замуж не вышли?
Тамара (горько усмехнувшись) – За кого? В нашем посёлке остались одни пьяницы, да бездельники. Есть, правда один человек, о котором, я бы хотела с вами поговорить... (смотрит в глаза) это ваш муж.
Надя (в недоумении) – А какое он имеет к вам отношение?
Тамара – Самое прямое. Мы любовники.
Надя (в замешательстве) ... И давно?
Тамара – Может с год, а может и меньше...
Надя – А зачем вы мне всё это говорите? Неужели для того, чтобы поменять статус любовницы на статус жены?
Тамара – Вы угадали. Я подумала, раз уж так сложилось, то лучше всё устроить по людски. Чтобы всем хорошо было.               
Надя – Вот как! А Николая спрашивать будем? Хотя, зачем? Сами всё решим.
Тамара – Это правильно! Я почему-то не сомневалась, что вы меня поймёте. Всё-таки учитель – культурный человек. Материальная сторона вопроса пусть вас не волнует. Деньги у меня есть. Хватит и вам и вашим детям.
Надя – Если я правильно поняла, вы хотите купить у меня мужа? Что ж, ради Бога! Только вот не знаю, как его оценить. А давайте по весу! Сколько килограмм – столько и денег. Так устроит?
Тамара – Зачем вы так? Я же серьёзно.
Надя – И я серьёзно. Просто я никогда раньше мужей не продавала. А вот и Коля!
(входит муж)
                Сцена 2
Надя (мужу) – Послушай, дорогой моему сердцу организм, тут тебя хотят забрать в постоянное пользование.
Николай (бросает взгляд на Тамару) – Кто? Она?
Тамара – Здравствуй, Коля! Я рассказала Наде о нас.
Николай – О ком это, о нас? Нет никаких нас и никогда не было!
Тамара – Как не было?! Разве не ты говорил, что тебя не понимают, что ты достоин большего...
Николай – Мало ли что я говорил. Президент вон каждый день что ни будь обещает и ничего. Не надо было тебе приходить, Тома. Мы же полгода как расстались.
Тамара (подавлена) – Но... я подумала... Может... (вдруг) Извините, Надя, за неудачную шутку. Нету у меня с вашим мужем никаких отношений, и никогда не было. (звонок по сотовому телефону) Слушаю... А без меня решить не можете?.. Хорошо, буду. (ложит телефон в сумочку и встаёт) До свидания! Спасибо за хлеб-соль.
(Уходит, оставляя супругов в подавленном состоянии)

                Сцена 3
Николай (опустив глаза) – Надь, ты это... ты прости. Глупо как-то всё вышло.
Надя (с сарказмом) – Да ладно, Коля, не извиняйся. Я прекрасно понимаю, что стою на пути большого светлого чувства.
Николай – Не говори ерунды!
Надя – Это не ерунда, Коля! Судя по её словам, я тебя совсем не понимаю. Видно не научилась за девятнадцать лет.
Николай – Прости, Надь! Сам не знаю, как вышло. «Бес в ребро», «Кризис среднего возраста»... называй, как хочешь.
Надя – Слова-то какие нашёл! А о семье ты подумал? Мужик, называется. Тебя же как вещь покупают! Как чемодан!
Николай – Признаю, дурак я. Подлец, нехороший человек. Ну что мне сделать, чтобы ты меня простила? Хочешь, с окна спрыгну?
Надя – У нас одноэтажный домик. Помнится, по молодости, ты с большей высоты падал, когда лазал ко мне в «общагу».
Николай – Ну тогда встану перед тобой на колени.
Надя – Вот это можно.
Николай (встаёт на колени, молитвенно слаживает руки) – О жена моя, мать моих детей, прости меня за зло мною содеянное!
Надя – Слишком много патетики. Но приятно.

                Действие четвёртое
                Сцена 1
(Открывается дверь. Входит интеллигентного вида мужчина)
Незнакомец (увидев стоящего на коленях мужа) – Извините... у вас было открыто...
Надя – Дима! Сколько лет, сколько зим!
Дима – Я, наверное, не вовремя?
Николай (вставая с колен) – Не переживайте. Мы просто репетировали. В спектакле играем. (бросил взгляд на жену) «Ромео и Джульетта» называется.
Дима – У вас хорошо получается. Надя, представь меня.
Надя – Это Дима. Мой сокурсник. Единственный мужчина в нашей группе. А это Николай. Мой муж.
Дима – Очень приятно. (присаживается. Смотрит на нераспечатанную бутылку) У вас праздник?
Николай – Что-то вроде этого.
Надя – Да никакой у нас не праздник. Просто решили посидеть.. по семейному. Ты то как? По прежнему вбиваешь в детские головы доброе, умное и вечное?
Дима (улыбаясь) – Ты как была весёлой и остроумной, такой и осталась. За это мы тебя и любили. В том числе и я. (мужу) Надеюсь я могу в этом признаться? Столько лет прошло...
Николай – Да нет проблем!
Дима – Спасибо! А письма твои, Надя, я храню до сих пор.
Николай – Какие письма?
Надя (смущённо) – Мы переписывались. Но это было давно!
Николай – Не смущайтесь. Я же не против.
Надя – Тебе говорят: это было давно. У нас были дружеские отношения.
Николай – Да всё нормально, Надя. Разве я похож на Отелло? Во первых; я белый, а во вторых; никакой платок ты не теряла. Так что всё нормально.
Дима (Наде) – Весёлый у тебя муж. Вы прекрасная пара.
Надя – Спасибо за комплемент! Ты –то, как? До сих пор один?
Дима (вздыхает)- Один... Нет, женщины конечно были! Но, чтобы жениться...
Надя – Никогда бы не подумала, что такой парень не найдёт себе спутницу жизни.
Дима – Ничего не поделаешь. Су-дьба! (разводит руками. Все рассмеялись)
Надя – А какие весёлые были тогда времена! Ты помнишь, Дима?
Дима – Ещё бы! Учёба, дискотеки, стройотряды... Я тогда стихами баловался.
Надя – Я помню! Даже прочитать могу. (читает)
- Снова солнышко встаёт.
- Всех студентов в бой ведёт.
- Нам сегодня чёрт не брат!
- Мы весёлый стройотряд.
Дима – Спасибо, что вспомнила! Я уже много лет, как ничего не пишу. Не до этого...

                Сцена 2
(Входит Тамара)
Тамара – У вас не заперто. (кивает на дверь)
Надя – А у нас сегодня день открытых дверей.
Тамара – Да, да, конечно... (увидела гостя) Здравствуйте! (Наде) Надя, я пришла ещё раз извиниться... за предыдущее...
Надя – Пустяки. Дело-то житейское. Знакомьтесь- это Дмитрий – мой сокурсник. Учитель физики. А это Тамара. Наша местная бизнес леди.
Дима – Очень приятно!
Тамара – Мне тоже. А вы, хороший учитель?
Дима – Не мне об этом судить. Думаю, что да.
Тамара – А вы не могли бы моего сына протестировать? Ему скоро в институт поступать.
Дима – Что, прямо сейчас?
Тамара – А почему бы и нет? У вас как со временем?
Дима – Да есть немного...
Тамара – Вот и хорошо. Пойдёмте. Здесь не далеко.
Николай – Куда вы? Посидите ещё. Сейчас стол организуем.
Тамара – Мы у нас пообедаем. Пойдёмте, Дмитрий. Пока мой оболтус куда нибудь не ушёл.
(Тамара берёт слегка опешившего Дмитрия под руку и выводит на улицу)

                Сцена 3
Николай (отрывая взгляд от окна) – Да! Чувствую, что скоро в нашем посёлке одним учителем станет больше.
Надя – А ты, что против?
Николай – Я? Да ради Бога! Я даже рад, что всё так удачно складывается.
Надя – Вот и хорошо! (вздыхает) Плохо только, что выходной заканчивается. (смотрит на бутылку) Слушай, дорогой, мы сегодня допьём это вино или нет?
Николай (засуетился) – Сейчас, Надюша. Чёрт! Штопор сломался. Теперь не открыть.
Надя – Возьми вилку и протолкни пробку вниз.
Николай – Получилось!
Надя – Что бы ты  делал без меня!
Николай – Это правда. За что пить будем?
Надя (подставляет бокал) – Ты мужик, ты и придумай.
Николай – За мир между народами пойдёт?
Надя – А что, хороший тост! За мир!
Николай – За мир!
(Выпивают. Входит сын)
Федя – Та-ак! Интересно получается! Возвращаюсь я домой и застаю своих родителей за распитием спиртных напитков. Хочется спросить; какой пример вы подаёте подрастающему поколению?
Николай – Помолчи, а? Мы с мамой не пьём, а стресс снимаем.
Федя (посерьёзнел) – Если вы насчёт нас, то зря волнуетесь. Петруха нормальный парень. Катьке с ним будет хорошо. И за меня не переживайте. Это только с виду я дурак, а так я смышлёный.
Надя (улыбнулась) – Ладно смышлёный, иди!
(сын уходит в свою комнату. Вскоре оттуда слышится громкая музыка)
Надя – Хорошие у нас дети!..
Николай – Предлагаю тост: за наших детей!
Надя – За детей!


                Занавес



            





               


Рецензии