***

               
               Янчукан



В  Янчукане  нас  поселили  в    школе  в   маленькой  комнате   почти  у  входа.  Школа  небольшая,  деревянная, совсем  новая,  с  пустыми,  гулкими  классами,  пахла  свежими  стружками  и  краской,  и   что  самое  важное -  в  ней  было  тепло,  потому  что  она  рядом  с  котельной.
Девушка  Маня  с  маленькой  дочкой  Дашкой  за  плечами  показала  нам,  где   баня,  магазин,  столовая ( «кормушка»),  получила  для  нас   на  складе  матрасы  подушки  и  одеяла  и  мы  довезли  их  на  тележке  до  школы.  В  школе  Манечка  спустила,  наконец,  Дашку  на  землю,  выдала  нам  вёдра  для  воды  и  сказала:  « Завтра  сходите  на  пилораму  к  моему  Саше – вам  ребята  кровать  смастерят.  Ну,  живите  пока!»  - закинула  Дашку  за  спину  и  ушла  домой.


                ***


У  бригады  плотников   послеобеденный  отдых  и  они  скучают,  сидя  на  брёвнах  возле  столовой.  И  тут  прямо  на  них  идёт  новая  училка  -  вся  такая  строгая,  в  очках,  руки  в  карманы  куртки  спрятала.  Хоть  и  в  штанах,  а  всё  же  новая    женщина (их  в  Янчукане  всего – то  несколько    десятков  на  четыре  сотни  жителей!).
Я  стою  под  расстрелом  их  взглядов,  сжимаю  от  волнения  кулачки  в  карманах  и,  стараясь  говорить  «мягким»  голосом,  спрашиваю:  « Здравствуйте!  Вы не  могли  бы  мне  сделать  кровать?  Очень  холодно!»   
Вопрос,  как  говорится,  был  очень  кстати.  Все  сразу  повеселели  и  наперебой  стали  спрашивать - почему  я  одна  мёрзну  по  ночам, какую  я  желаю  кровать,  и  что  вообще – то      всё  дело  не  в  кровати  и  тут  же  предлагали    себя  в  роли  «обогревателя».  Короче,  понимая,  что  я  сейчас  позорно  разревусь  перед  этими  гогочущими  молодыми  мужиками,  я  поворачиваюсь  и  бегу  к  школе.  Там  меня  догнал  Манечкин  муж  Саша  и,    извинившись  за  всех,  пообещал  в  субботу  сделать  мне   «царское  ложе».
Пришёл  он  со  своим  бригадиром  Мишей  Калашниковым.  Они  принесли  готовые  доски,  инструменты,  паяльную  лампу  и  сделали   мне   за   полдня  отличную  широкую  кровать. Возможно, что    на  ней  до  сих  пор   кто – нибудь  спит  в  п.  Янчукан.


                ***

В  соседнюю  с  нами  комнату( в  будущем  учительскую)   вселились  три  молодые  учительницы -  Света,  Маша    и    Верочка.  С  ними     ещё  одна  постарше  -  Анна  Ивановна  Капустина.  И  стали  мы  готовить  школу  к  1 сентября.   За  неделю  до  занятий  завезли  столы  и  парты,  бумагу  и  тетради,  карандаши  и  ручки,  доски  на  стену  и  кое -  какие  учебники.  Вот  где  мой  опыт  сгодился!  В   классе  тепло.  Сидим  всем  коллективом ( 10 человек),  чертим,  пишем,  клеим,  разговариваем.  Директриса  на  БАМе  уже   5-ый  год,  а  завуч   училка  из  какого – то  бурятского  села.    
  «Первоклашек»  у  меня  аж  7  человек!  У  Мишки  в   5-ом  классе  вообще  3  человека. А  всего  в  школе  33 ученика.  «Первый  звонок»  устроили  прямо  перед  школой  на  расчищенной  от  кустарника  площадке.    Директриса  сказала  приветственную  речь,  а  какой – то  ба – а – а - альшой  начальник  из  Тоннельного  поздравил  с  началом  учебного  года,  пообещал  завести  в  школу  спортинвентарь,  учебники,    «всё  для  химии  и  физики»  и  укатил  на  своём    «уазике»  дальше  по  трассе  -  поздравлять  и  обещать. В  суматохе  чуть  не  забыли  про  сам  звонок (колокольчик).  Выручил  Калашников -  прицепил  к  куску    рельсины   железную  гайку  на  проволочке.  Переменками  в  школе  командует   Манечка  и,  когда  она  трясёт    в  руках   этот  «звонок»,  её  маленькая  дочка  Дашка  закрывает  ручками  уши  и  кричит -  Мама!  сё,  сё!
Тряпки,  чтобы  вытирать  доски,  все  бегали смачивать  в  мою  комнату,  пока  Манечка  не  догадалась  поставить  в  коридоре  миску  с  водой (кранов  нет  и  воду  носим  из  котельной).  С  переменки  несут  мне  мои  первоклашки - кто  горстку  голубики,  кто  веточку  красной  рябины,  кто  несколько  грибов – масляток  -  тайга  кругом – куда  не  ступи!  А  Михей  мой  за  ними   по  моей  просьбе  тихонько  присматривает,  чтоб  не  убежали  в  лес.  Особенно  Юрочка.   Я   заполняю  анкету  в  журнале  и       спрашиваю  у  него  -  «Ты,  Юрочка,  где  живёшь?» -  Он  деловито  вытирает  нос  рукавом  и  быстро  отвечает -  А  там,  в  балках ( дом  из  брёвен  с  печкой),  за  ручьём. -  А  ты,  Галочка? -  «А  мы  рядом  с  Юркой.  Наш  балок  с  краю,  где  грузовик  весной  провалился».   
    Олежка,   не  дожидаясь  моего  вопроса,  рассказывает, что  его  соседка  по  парте  Аня  -  живёт  в  балке  рядом  с  ними  -  «потому  что  они  наши  сваты -  пытается  он  растолковать  мне  сложный  адресат.  Славик,  сын  химички  живёт  в  школе,  а  Серёжа  и  Оля  у  знакомых.  Ни  улиц,  ни  номеров  домов  в  посёлке  ещё  нет.
В  небольшом  магазинчике  командует  продавщица  по  прозвищу  «Замша».  Может  потому  «ЗАМша,  что  муж  её  какой – то  ЗАМ.  на  складе  в  Тоннельном.  А  может  потому,  что  носит  она  дорогой  ЗАМшевый  полушубок.  Женщина  она  вздорная  и  нервная.  Если  кто – то зашёл  в  магазин,  когда  у  неё  плохое  настроение,  она  громко  кричит  со  слезой  в  голосе :  «Ты  что,  крови  моей  хочешь?  Ну,  нет  у  меня  твоего  долбанного  «Мальборо».  Вот  уйду  от  вас  на  базу,  побегите  в  ТоннеЛьный  за  своими  сигаретами!»  Водку  она  продавала  только  по  праздникам  или  едут   за  ней  в  большие  посёлки ( На  трассе  «сухой»  закон - бутылка  в  руки).   Вот  такая  «незаменимая»   хамка  продавала  нам  хлеб,  сгущёнку,  колбасу,  крупу,   масло,  консервы,  конфеты  иногда,  чай  и  сахар –  такая  вот  «кормилица»!   

Ещё  в  конце  августа  мы  вместе  со  всеми  собрали  2  ведра    брусники,  которой  здесь  видимо – невидимо,  засыпали  её  в  чемодан – чехол  от  Мишиного  баяна,  поставили  его  на  крышу  и  заваривали  с  чудо – ягодой  чай  по  утрам. Ещё  ходили  с  девчатами -  училками  на  болото  за  уникальной  ягодой – морошкой  и  клюквой.  Они  сибирячки,  с   ними  не  заблудишься!  А  вот  орехи  с  кедра  ребята  не  по  правилам  сбивают.    И  хотя  за  это  штрафуют,  «шишковать»  часто   идут  с  бензопилой     «Дружба».  Вот  стоит   кедр – великан  (100 лет),  на  котором  много  шишек,    и    имел  он  несчастье  недалеко  от  просеки   вырасти.   Подходят   люди  и,  чтобы  не  мучиться  с  тяжёлой  кувалдой,  подносят  к  нему  визжащую  пилу.  И  падает  могучий  красавец  под  ноги  «покорителям  тайги». Я  как – то  детям  своим  рассказала -  кедру,  чтобы  первые   орехи  дать,  нужно  целых  60  лет  силы  копить!  Это  же  прямо,  как  расстрел  без  суда  и  следствия  -  бах! -  и  жизнь  закончена!  И  никто  ни  за  что  не  отвечает.   


А  вот  с  овощами – фруктами  была  большая  проблема!  Капусту  и  картошку  завезли  ещё  в  сентябре.   Всем  досталась  по  мешку   картошки  и  по  три  вилка  капусты.  Её  засолили  и  вместе  с  картошкой  и   за   пару     месяца  съели.  Зато  апельсины  привозили  к  нам  в  посёлок  несколько  раз  за  год.  А  вот  лук -  чеснок  -  настоящий  дефицит!  Нет  его  на  БАМе!  Не  умеют  его  здесь  выращивать  и  хранить.  Я  в  своих  письмах    осторожно  всем  намекнула,  как  тут  плохо  зимой  без  этого  важного  витамина -  надеясь,  что  кто – нибудь,  да  откликнется.  Пришла  драгоценная  посылка  с  луком – чесноком  из  Киева  от  тёти  Нины.  Луковки  и  чеснок  были  сухие  и  отборные.  Каждая      заботливо   завёрнута  в  салфетку  и   ели  мы  этот  чудо – овощ,  бережно  экономя,  до  самой  весны.  Даже  немного  обменяли  на  кедровые  орешки ( 1  луковка - 5  стаканов  орешков.)


                ***


Школа  -  самое  тёплое  и  большое  помещение  в  посёлке. 
Все  собрания,  митинги,  праздники  и  свадьбы   проводят  здесь  по  выходным  дням.  Кстати,  единственный   в  посёлке  тёплый  туалет  -  тоже   там.  Деревянный  домик  туалета  с  улицы  пристроен  к  задней  тёплой  стене  школы  и  пользуется  большой  популярностью  особенно  среди  женского  населения   посёлка ( морозы  бывают – 45*).   Там  стараются  не  пачкать,   всегда  на  гвоздике  стопка  порезанных  старых  газет и  в  бочке  с  совком    всегда  насыпаны  свежие  опилки.
В  праздничные  дни  в  школе  до  11 часов  вечера   шум,  хлопают  входные  двери,  все  входят – выходят,  курят,  выясняют  отношения.
Однажды  во  время    свадьбы   в  коридоре  на  нашу  дверь  облокотился  какой – то   пьяный  мужичок  и,  сорвав  крючок,  ввалился  прямо  в  нашу  комнату.  Больно  ушибся  и,  матерясь,  стал  звать  на  помощь.  Пришёл  светлоглазый  с  седой  бородкой,  совсем  трезвый   человек.  Стал  извиняться  за  непрошенного  гостя  и  пообещал  сделать  крепкую  задвижку  на  дверь.  Звали  его  Анатолий  Фёдорович.  Водил  он  зелёный  грузовик  и  оказался  мастером  на  все  руки.
Не  откладывая,  в  ближайшие  дни   и  задвижку  сделал,  и  утюг  девчатам  починил,  и  удобную  доску  на  ящик  с  вещами  поставил  -  стол  получился. 
А  тут  у  нашей  директрисы  день  рождения.  Вся  наша  педагогическая   братия  у  неё  в  комнате  собралась.  И  Анатолий  Ф.  тоже  почему – то  среди  гостей -  светлыми  глазами  на  меня  поглядывает,   в  смущение  вводит.  Девчата – училки  мне  пояснили,  что  директриса  с  ним   роман  крутила  в  прошлом  году,  когда  они  жили  в  п. Заречном.  Но  приехала  его  жена  Дина,  подняла  шум  на  весь  посёлок,  забрала  мужа  и  увезла  в  Кременчуг.  А  он  от  неё  весной  снова  сбежал,  но  уже  в  Янчукан,  а  директриса  за  ним.
  Начались  танцы  и  Ан. Ф.   как – то робко,  умоляя  глазами,  пригласил  меня  на  танец.  И  я  пошла.  С  удивлением  прислушивалась  к  своему  замирающему  сердцу,  к  забытой  уже  радости  и  волнению  от  прикосновения  сильных  мужских  рук,  от  этой  самой  искры,  которая  никак  не  хотела  зажигаться  все  эти  годы.  Но  поймав  удивлённый  взгляд  директрисы,  сразу  «увяла»,  выключив  проснувшиеся  эмоции.  Больше  танцевать   не  пошла,  пересела  в  компанию  училок,  а  потом  быстро  сбежала  с  этого  огнеопасного  места. 
 
                *** 

               
В  соседнем  со  мной  классе  учит  третьеклассников   тихая,  флегматичная  Верочка.  Она  только  закончила  педучилище  и  это  первая  её  школа.    У  неё  бледное  невыразительное  личико,  тихий,  шелестящий  голос  и    полное  отсутствие  эмоций.  Про  таких  говорят -  «ей  жизнь  не  к  лицу».  Она  постоянно,  как  старушка,    кутается  в  толстый  вязаный  платок  и  обычно  сидя  за  столом,    что - то   тихо   говорит  детям.  На  каникулах  пришли  родители  третьеклассников  к  директрисе  и  взмолились :  « Знаний – ноль,  дети  засыпают  на  уроках.  Поменяйте  учителя!»  Вызвала   меня  директриса  и,  предвидя  мой  справедливый  отказ,  начала  взывать  к  моей  гражданской  совести  -  нужно  срочно  «спасать»  третий  класс  -  больше  некому!   И  я – наивная  дура,  «влезла» -  согласилась  «попробовать».  Верочка  продолжает, кутаясь   в  платок,  усыплять  на  уроках  четырёх    второклассников,  а  я,  засучив  рукава,  разработала  перспективный  план  обучения  в  смешанном  (16 человек)  классе  и  взялась  за  «спасение». 
Сначала,  рассадив  их  на  два  ряда – два  класса,  я  честно  пыталась  их  обучать  по  двум  программам.  Когда  я  читала  с  первым  классам – «ма-ма  мы-ла  ра-му»,  третий  класс   отодвигал  «Родное  слово»,   хихикал  и  дружно  подсказывал.  На  уроке  математики  во  время  объяснения  третьему  классу    деления  в  столбик,  Юрочка  громко  спрашивал,  что  это  за  палочка  и  он  тоже  хочет  так  считать,  хотя  в  это  время  ему  нужно  было  писать  строчку  цифры  «5». 
  Помучавшись  так  пару  недель,  я  поняла,  что   «спасать»  придётся  скоро  и  мой  первый  класс  и  пошла  к  директрисе  требовать  разделить  всех  снова  на  два  класса.  Я  согласна  учить  их  в  две  смены. Но    платить   мне  за  вторую  смену  начальство  отказалось  категорически (смету  в  районо  менять  не  будут).  Обещали  прибавить  к  зарплате  несуществующие   уроки  труда  в  старших  классах -  это  «крохи» - 1  урок  в  день.  Ругаться  я  не  умею,  районо  недосягаемо( 300км по  зимней  дороге).  А  бросить  детей  так,  вдруг,   ради  своих  интересов  и  проблем  я  не могла.  Так  и  тянула    вторую  смену  бесплатно  до  конца  года.  В  час  дня  школа  пустела  и  только  я - голодная  и  уже  уставшая  начинаю  занятия  с  третьеклассниками.  Потом  ещё  пишу  планы  для  двух  классов  и  проверяю  кучу  тетрадей.
   

                ***


Сегодня  пятница – в  бане  женский  день.  Ура!
Баня -  вторая  по   важности  после  «дизеля»  (установка , дающая  электричество)  постройка   в  любом   посёлке. Её  строят одновременно  с  общежитием,  чуть  в  отдалении,  возле  ручья  с  хорошей   печкой    и  трубой  на  крыше,  с   предбанником  и   парной   с  двумя – тремя  полками (широкие  ступени  под  потолком,  на  которых  парятся  c  вениками) .   Топят  баню   в  выходные  дни.  И  не  пропустит  её  даже  самый  ленивый  и  даже   пьющий  житель  посёлка,  потому  что   это - радость  душе  и  удовольствие  организму – «именины  сердца»!  В  предбаннике  дежурный  из  какой - нибудь   бригады  -  подбрасывает  в  печь  дрова,  щепу  и  сучья .  Их  везде   видимо – невидимо  -  тайга  кругом!  Ему  можно  заплатить  50 копеек ( можно  и  не  заплатить)  и  получить  берёзовый   или   можжевеловый  веник.  Тазик,   мыло  и  полотенце  каждый   приносит  своё.    Шайки – алюминиевые  ковшики  с  гнутой  на  конце   ручкой  -  висят  на  двух  огромных  бочках  с  горячей  и  холодной  водой   в самой  банной  комнате - черпай  в  свой  таз  и  мойся  -  получай  удовольствие!  Есть  ещё  тесная   комнатка  - «парилка».  Там  в  углу  на  жаркой  печке  стоит   «каменка»  -   чугунный  таз  с  раскалёнными  каменьями  с  берега  и  с  какой – нибудь  пахучей    травкой – чебрецом    или  мятой.    Туда   нужно  плеснуть  воды  из  ковшика,  забраться  на  полок  и  прожариться  в  горячем  пахучем  пару.    Я    там    задыхаясь  от  влажной  жары ,  уже  похлестала  себя  веником  и на  «последнем  дыхании»  еле  живая  выползла  в  более  прохладную  «общую».  Единственное  её  маленькое  окошко    запотело  и  в   парном  мареве  сидят    на  деревянных  лавках,   трут  друг  другу  спины,   моют  головы  в  тазах,  мылятся  и  поливают  себя  из  шаек   голые  распаренные  женщины.  Я  урча  от  удовольствия , окатываю  себя    чистой   водой  из  таза  и  вдруг  вижу  своими  близорукими  глазами  перед  собой  какое – то   женское  тело  с  распущенными  мокрыми  волосами.  Тело  мутно   колышется  в  парном  полумраке   баньки  и  говорит: «Светлана  Георгиевна,  ну  как   там  мой  балбес,  не  слишком  вам  докучает  на  уроках?  Вы,  если  что  в  дневник  пишите  -  его  отец   на  каникулах  обещал  на  охоту   взять.»  Я  лихорадочно  соображаю,  чья  это  может  быть  мама  (  тоже   ещё , нашла  место  для  бесед  с  учителем!) и  на  всякий  случай  её  успокаиваю  и  говорю,  что  у  неё  нормальный  мальчик (но  кто?) ,  но  немного  шалун  и  лентяй.
Михея   в  «мужской  день»  берёт  с  собой   мыться  в  бане  Миша  Калашников.  Он   у  нас  в  школе  организовал   фотокружок . По  субботам  вечерами  собираются  в  маленькой  лаборатории  мальчишки  10 – 14 лет,    обсуждают    сделанные  с  ним   за  неделю   фотографии,  проявляют   их  в  ванночках  с  раствором  и  развешивают  на  ночь  на  верёвках  в  коридоре   на  просушку. Утром  в  воскресенье   Калашников   часов  в  9  стучит  в  дверь  школы  и  будит  проживающий    в   ней    пед. коллектив:  «Товарищи  женщины!   Кончайте  спать!  Человек  спит  1\3  часть  своей  жизни!  Это  ж страшно  подумать!  Я  хочу  достучаться  до  вашего  дремлющего   сознания!»
 Открываю  ему  дверь,  конечно  я,  потому  что  даже  в  молодости  по  утрам  просыпалась    раньше  всех , меня  окружающих.  Калашников    вваливается  в  коридор,  в  знак  приветствия   радостно  трясёт  меня    за  плечи,     улыбается   во  весь  рот  и  уже  шёпотом  вдруг  говорит :  «  Ты  Светлана  Георгиевна,  редкая  женщина ,  но  непонятно  -  почему  не  при  мужике?   Может  исправим  эту  ошибку  природы?»  Я  отшучиваюсь,    что    один  Мишка   у   меня    есть,   а  второго  воспитывать  я  уже  не  потяну…  Калашников    на   5 -  6  лет  меня  моложе  и    с  первого  же  знакомства,  когда  он  делал  мне  кровать,   я  восприняла  его  как  хорошего  друга,  открытого,  щедрого,   лёгкого  парня.  И  всё!  Я  тоже  шёпотом  даю  ему  совет  помочь  исправить  такую  же  «ошибку  природы»  с  Анной  Ивановной  -  замечательной  женщиной ,   которая  интересовалась,  кстати , его  семейным  положением. Миша  задумчиво  смотрит  на  меня,   переваривая  информацию  и  идёт  снимать  с  прищепок  просохшие  фотографии. Просыпаются  в  соседней  комнате  девчата – училки,  бегут  с  ведром  за  водой  в  котельную,  умываются,  ставят  чайник,  достают висящие  в    кульке  за  окном  продукты  -  масло, хлеб, колбасу,  включают  «Спидолу»,  рассматривают  новые  фото…. день  начался!   На  общий  завтрак  по  случаю  выходного  дня  мы  приглашаем  Калашникова.  Он  приносит  ещё  пару  вёдер  воды  (  сегодня  стирка),   потом   сбегав  домой , ставит  на  общий  стол  баночку  кофе  и  наконец  с  шутками,   каждой  сделав  комплимент,   усаживается  со  всеми  за  стол  рядом  с  Анной  Ивановной. 
Вечером  в  домино (наше )    или  в  карты  играем  и  вся  компания  дружно  веселясь,   учит  меня  премудростям  этой игры.   Мишка  со  мной  в  паре ,  помогает,  подыгрывает,  злится  на  меня  за  бестолковость…Но я  и   на  этот  раз    запуталась,  проиграла ,  зато  всех  рассмешила.


                ***


 С  миловидной,  задумчивой  Анной  Ивановной  мы  как – то  незаметно  подружились.  Она  на  пару    лет  младше  меня,  сдержанна,   всегда  аккуратно  одета,  подтянута, держится  со  всеми  ровно,   доброжелательно,  ни  с  кем  не  секретничает,  в  вечерних  посиделках  помалкивает  или  к  месту  что – то дополняет. Чаще  сидит  в  своём  классе  -  готовится  к  урокам. Учитель  она  замечательный -  умница,  строга,  доброжелательна. Я  сразу   угадала  в  ней   родственную  душу( МОЙ  человек),  но  её  замкнутость  и  строгость останавливали  мои  «души  прекрасные  порывы».   
Как – то в  сентябре  мы  с  ней    возле  посёлка  собирали  последнюю  бруснику .  Я ,   боясь  заблудиться  в  тайге,  всегда   пристраивалась  к  кому – нибудь.  После  холодных  утренников    красные    замёрзшие   ягоды  со  стуком  сыпались  на  дно  кузовка.    Свежо  пахло  хвоей,  прелыми  листьями, немного  пригревало  солнышко,  где – то  в  глубине  леса,  как  в  пустом  высоком  зале  было   слышно   кукушку. Анна  Ивановна   в  куртке  и  платке,  повязанном  по – крестьянски, с  кружкой  и  совком  в  опущенных  руках  стоит  на  просеке,  щурится  на  солнышке  и вдруг  говорит  стихами:  «Выхожу  один  я  на  дорогу…    Я  тут  же  радостно  подхватываю - … в  старомодном,  ветхом  шушуне.  Мне  тоже  Есенин  нравится.»  -   «Это  не  Есенин. – осторожно  поправляет  меня  Анна   Ивановна. -  Это  Лермонтов.»   Я  конечно  «влезаю»  в  спор,   горячусь,  цитирую,  размахиваю  руками,  но  дома  открыв  томик  Лермонтова,    убеждаюсь,  что  не  права.   Кстати,  мы  с  ней  обе  напутали  -  первая  строка  из    Лермонтова,  а  другая   -  из  Есенина.               
Может  быть  ей  понравилось,  что  я  легко  потом  призналась  в  ошибке    или  то,  что  по  секрету  от  всех  помогла  познакомиться  с  Калашниковым – не  знаю!  Но  стала  я  иногда  ловить  на  себе  её  внимательный  взгляд,    она  выбрала  меня  в  приятели,  в  собеседницы  ( хотя   говорила  в  основном  я ) ,  а  уж  потом  и   в  подруги.  И  я  обрела    близкого  человека ,  здорово   скрасившего  мне   в  Янчукане   весь  этот  тяжкий  год.


                ***


В  конце  каждого  месяца  старый  синий  поселковый   автобус  собирает  всех  желающих   и  в  назначенное  время   везёт    за 70  км.  ( 2 часа  езды )  в  районный  центр -  посёлок  Тоннельный.    Учителя  едут  в  бухгалтерию  получать  месячную  зарплату,  женщины  в ж-консультацию  и  за  покупками,  мужчины   тоже  кому  надо  по  врачам  да  по  делам,  на  почту,  «Замша»  в  контору  и  на  продуктовую  базу,  Катя – медсестра   за  бинтами  да  лекарствами…   Мы  с  Михеем  сразу  из  бухгалтерии  идём  в  большую  чистую  столовую  и  с   аппетитом  съедаем   шикарный  обед -    гречневую  кашу  с  мясными  тюфтелями,  пельмени  с  рыбой,  салат  из  солёных  огурцов  с  луком  и  на  закуску (диссерт)  мороженное.  Вкусные  булочки  и  шоколадки  берём  с  собой  домой. Потом  немного  походим  по  магазинам  -  каждый  месяц  выясняется,  что  совсем  невозможно  жить  без  острого  ножа, будильника,   большой  миски,  поварёшки,  глубокой  кастрюли,  фонарика, тёплого  пледа,  запасных  варежек  и  носков,  иголки,  ножниц  и  т. д….. Домой  едем  сытые  и  довольные  с  полным  рюкзаком  продуктов  и  обновок. 
Школа  помаленьку  заполняется  мебелью,  учебниками  и  наглядностями.  Привезли  много  бумаги,  мел,  ручки,  клей,  альбомы,  тетради,  краски… Появился  даже  настоящий  школьный  звонок  -  большой  медный  колокольчик  и  пластмассовый  скелет  человека  для  уроков  биологии.  Его  благоразумно  ( от  любопытных  мальчишек)  хранят   в  шкафу   в  комнате,  где  живут  девчата – училки  и,  если  мы  с  Мишкой  вдруг  слышим  резкий  визг  и  хохот  за  стеной  - значит  кто- то  из  них   доставая  какую – нибудь   свою   вещь,  неожиданно   открыл   шкаф.

                ***


Зашли  как – то  в  школу  вечером   за  Светой  и  Верочкой  их  кавалеры – ребята  из  бригады  плотников  и  объявили,  что « сейчас  в  «кормушке»  какие – то  бродячие  артисты  будут  показывать  театр». Ну  конечно,  мы  побросав  свои  дела ,  все   отправились  на   «встречу  с  искусством».  Я  не  знаю , как    эти   гастролёры     попали  на  БАМ  (скорее  всего  это  были  и   не  артисты  вовсе) ,  и  ничего  подобного  я  не  видела  даже  в  художественной  самодеятельности!  Это  была  какая – то  русская  сказка.  Всё  было  так  безобразно  и  примитивно,  что  даже  неизбалованная  зрелищами  поселковая  детвора  смотрела  молча и  напряжённо ,  изо  всех  сил  пытаясь  понять  смысл  и  вообще - кто  есть  кто?   Ирка  из  Верочкиного  класса   изумлённо  таращась  на  неряшливо  одетого  в  кудлатом  парике  Иванушку,  вдруг   громко    спросила :  « А  почему  у  Бабы  Яги  усы  растут?»   На  неё  сразу   зашикали ,  «театр»  все   досмотрели  до  счастливой  свадьбы  Иванушки   и  Алёнушки   и   «артисты»,  собрав  деньги  за  билеты,  укатили  по  трассе  дальше  «пленять  своим  искусством  свет».
В  октябре   ударили  сильные  морозы,  но  подключение  посёлка  к  центральной  линии  электропередач (ЛЭП)   почему –  то  отложили  до  Нового  года. Слабый  ток    давал «дизель»  работающий  на  солярке.  Круглые  сутки  на  нём  дежурили  два  бывших  морячка.  Один  из  них  по  прозвищу  «Фаза»  часто  впадал  в  депрессию,  из  которой  находил  всегда  один  выход  -  напивался.   Эти  мрачные    для  него  дни  разделял  весь  посёлок  -  везде  гас  свет,  на  пилораме  включали  бензопилу  «Дружба», в  столовой - «кормушке»  замерзала  лужа  на  полу,   на  недостроенной   теплотрассе  не  горели  фонари  и  ночью  ходить  по  ней  было  опасно  для  жизни.    К  школе    первой  была  проведена  из  котельной  тёплая  вода  в  батареи   и  в  ней  было  всегда   тепло,  но  на  маленькой  электропечке  никак  не  закипала  вода  и  лампочки  в  классах   медленно  угасали. Сажусь  я  в  своём  классе   за  стол,  зажигаю    в  банке  большую   свечу .  Рядом  на  первой  парте  пристраивается  Михей  со  своими  солдатиками,  карандашами,  альбомом  и  сидим  мы  работаем  -  пишем,  рисуем, беседуем :  «Ма,  а  как  древние  люди  жили,  когда  у  них  ещё  даже  свечек  не  было?»  -  интересуется  мой  сынок. Я  начинаю  издалека,  про  пещеры,  про  костры,    факелы  да   печи  и  вдруг  вспоминаю  какой – то  фильм – сказку,  где  дед  строгает  лучину -  острую  длинную  щепку ,  кладёт  её  на  стол,  чтоб  свешивался  горящий  конец,  подставляет  таз  с  водой (  сгоревшие  кусочки , падая   гаснут    в  воде)  и  она  горит   долго,  не  хуже  свечки. Мы  тут  же  находим  щепу,  пристраиваем  её, как  делал  дед  из  сказки  и  стучим   к  девчонкам – училкам   похвастать  своим  «ноу – хау».   Они  приходят  в  восторг  и  идут  делать  лучину  к  себе  в  комнату.  А  потом  ещё  дружно  и  песню  старинную  русскую  народную   затянем  .....  Ты  гори,  гори,  моя  лучина.  Догорю  с  тобой  и  я"- 
Но  я - то (городское  еврейское  дитя)  откуда  могла  её  знать?   Но  пела  ведь  с  тоской  и  грустью - хоть  плачь!   
За  окнами  школы   на  тысячу  километров    холодная  и  тёмная   тайга. Язычок  пламени    лучины  горит  ровно,  таинственно  освещает  стол  и  наши   лица.  Михей  задумчиво  смотрит  на  пламя  и  говорит:  «  Зато  мы  бамовцы,  да,  мам!?»  «Хрустальную  мою  мечту» - керосиновую  лампу  привёз    мне  и  девчонкам  Миша  Калашников  из  командировки  в  «Солнечный»  -  то -то  была  радость!
                ***


Из  письма  Маме: 
«….Никогда  не  думала,  что  так  долго  могу   предаваться  тоске!  В  Зее  я  тоже  поначалу  скучала,  но  чтоб  так  тяжело  и  долго!  Ну  просто  давит  Космос!  Ночью  плачу  тихо,  чтоб  Мишка  не  слышал,  пишу   Ленке  отчаянные  письма ,   хожу  потухшая  какая – то ,  скучная,  мысли  хмурые,   ленивые,  тяжеловесные,  ничего  не  хочется . Может  усталость  это?  Многочасовое  сиденье  в  душном  классе?    А  за  окнами  коротенький  с  заячий  хвостик   день – в   10 ч. солнышко  из - за  леса  выглянет,  а  в  3 ч.  уже  спешит,  прячется. Газет  уж  третий     месяц  не  видим,   как  на  необитаемом  острове – что  в  мире   происходит  -  не  знаем.   «Спидола»   и  та  в  нашем  Янчукане,  затерянном  среди  сопок  да  тайги ,   не  ловит  никакие  радиоволны,  что  уж  про  телевизор  говорить!   Он  здесь  просто  не  существует , как   вещь.    Друзья,  общение,   любимые  вещи,  книги,  музыка,  фильмы,   все  радости  цивилизации -     где – то  там , далеко   за  тайгой,   в    шумном  и  удобном  мире  остались ,  «как  сон,  как  утренний  туман»…..  А  ведь  я,  Ма ,  сама  себе  эту  жизнь   нафантазировала  -  устроила!  Мало  мне  Зеи  было!  Очень  уж  в  Донецк  не  хотелось  возвращаться  -  там  Юра  (уже  вернулся) с    женой  и  двумя  новыми  детьми  -  обязательно  голову  морочить  будет.  Снова  работу  надо    искать,  а  одиночество  и  там  догонит…. Я  закрываю  глаза  и  ты  садишься  рядом,  гладишь  ладошкой  по  плечу,  по  тёплым  волосам  и  говоришь  тихо  и  ласково :  «Потерпи,  Малыш!  Всё  не  так  страшно.  Завтра  будет  день – будет  радость!  Спи!» 


                ***


В  ноябре   вдруг,  как  снег  на  голову  появилась  у  нас  в  Янчукане…. Лариска  Филиппова!   В  последнем  своём  письме  ко  мне  она  писала,  что  « скучила  за  мной  и   Михеем  со  страшной  силой»  и  намекала,  что  мечтает    поглядеть  на  знаменитую  ударную  комсомольскую  стройку  своими  собственными   глазами.  Но  чтоб  вот  так  зимой  решиться  и  добраться  самой  в  эту  « тьму - таракань»!  Вот  уж  душеньку  я  с  ней  отвела!   Поздно  вечером   мы     втроём,   с  Мишкой  посредине  лежали  на  нашей  шикарной  кровати   и  хохоча  и  восклицая    вспоминали  Зею,  Светлый,  знакомых,  нашу  «коммуну  - 42»….  Но  девчонки -  училки     стучат  нам  в  стенку  :  Эй  ,  «зейцы»!  Приглушите   звук!  Завтра  подъём  в  7ч - 30!».
   Погостила  дорогая  гостья    у  нас  всего  3  дня ( её  бригада   отпустила     на   неделю),  связала  Мишке  носки,   попарилась  в  баньке,  навела  смятение  на  мужское  население  посёлка  и  отбыла  домой,   в  Зею,  уже  навсегда. 
 

  В  школе  настали  шумные  деньки -   сыграли   две   свадьбы  строителей  (  за  неимением   другого   помещения)  и    два    выходных   дня    в  коридоре  и  в  классе  у  Верочки   ели – пили,  топтались,  курили  и    сильно    шумели  «молодые»  и  их  многочисленные  гости.   Проигрыватель  «  не   тянул» ,  народ  скучал  и  требовал  музыки.  Миша  Калашников  заглянул  в  нашу  комнату,  солидно  пожал  Михею  руку  и  «на  полном  серьёзе»  попросил :  «  Тёзка,  выручай!  Сыграй   народу  вальс!  Свет,  будь  другом, отпусти  своего  композитора!»     И  Михей  усевшись  с  баяном  в  коридоре , волнуясь и  очень  стараясь, несколько  раз  сыграл  «Кадриль»,  «Подмосковные  вечера»     и  какой – то  лёгкий  вальсок.  А  нас   угостили  вкуснятиной  со  свадебного  стола . Потом  мой  сынок,   выучив  весь  популярный  детский  репертуар,  ещё   много  раз  выручал  меня  - подыгрывал   на  баяне   на  школьных   утренниках,  а  когда  вырос ,  зарабатывал  деньги ,  играя  на  гитаре  в  подземных  переходах  в  Донецке,  на   жарких  площадях  и  улицах  Иерусалима, у  крепостной  стены  острова  Родос,  на  тихих  аккуратных  базарчиках  Антиб  и  на    «Променад  Англе»  в  солнечной  Ницце….Но  там  на  БАМе  в  школьном  коридоре  на  чужой  свадьбе   -  был  его  первый  «заработок» .


                ***


В  декабре  в  школе  было   общее  комсомольское  собрание.  Собрался  весь  посёлок,  приехало  начальство  из  Северо – Байкальска  -   подводить  итоги  за  прошедший  год  -  на  сколько  км.  продвинулись  навстречу  друг  к  другу  восточная  и  западная  ветки  БАМа    (конкретно,  наш  Янчукан).  Дело  в  том,  что  в  месте  их  соединения  должны  забить  «золотой  костыль» -  большой  железный  болт,  крепящий   шпалу  к  рельсу  и  тогда   «стройка  века»   выйдет  на  финишную  прямую.   Бригаду  Калашникова   наградили  красивым   красным  вымпелом  за  трудовые  успехи, а  пед. коллектив   нашей    школы  устно  похвалили  за  «хорошее  воспитание  подрастающего  поколения» .  Народ  топтался  в  основном  в  коридоре.  Негромко  беседовали,  курили,  хлопали  без  конца  входной  дверью,  впуская  холод , и  уже  когда  все  устали  и  приготовились  расходиться,  объявили  главную  новость  -  заселяются  два  семейных  общежития,  где  нам  с  Михеем  дают  комнату.  Ура! 
У  нас  с  Анной  Ивановной  одни  вход  с  улицы  и  общая  маленькая  кухня.   Это  Калашников  помог  устроить.  У  него  с  Анной  Ивановной  такой  роман  закрутился,  что  дело  «пахнет  свадьбой»!  Оба  ходят  счастливые,  весёлые.  Анна  Ивановна  в  январе  собирается  привезти  сына  Андрюшку  из  Нижнеангарска  от  своих  родителей .  Калашников  смастерил  в  её  комнате  две  кровати,  большой  стол,  полки  вдоль  стен,  перегородку  у  входа.  За  неделю    в  нашей  общей   кухоньке  его  бригада  поставила   лавки ,  стол,  шкафчики,  подключили  печку.   Мы в  Тоннельном  подкупили  посуду,  кое  - что  из  вещей,  продуктов    и  отпраздновали  новоселье.  Везёт  мне  с  соседями!    Ну  что   бы  я  сама  в  пустом  доме  делала?!   Калашников  все ,  что  надо  прибьёт,  починит,  подскажет,  поможет.. . А  с  Анной  Ивановной  мы  сразу  «зажили  душа  в  душу» -  делились  посудой,  стульями,  утюгом,  советами -  секретами.  Она  быстро  «стала  беременной».  Как -  то  разгладилось  строгое  лицо,  засияли  глаза.  Она  такая  лёгкая  вся, изящная,  голос  спокойный,  мягкий.  А  Калашников  -  казак  с  Дона, рубаха – парень.  С  чёрным   кудрявым    чубом,  улыбается  всем  подряд.   Его  все  любят  за  незлобливость  и  щедрость – он  быстро  забывает,  кому  и  сколько   дал  в  долг,  кому  одолжил  полушубок,  кто  взял  у  него  на  время   валенки  или  магнитофон…  поэтому  друзей  у  него  куча! Но  ребята  в  бригаде  его  уважают – на  работе  Калашников  строг  и  за  пьянку  на  работе  высчитывает  из  зарплаты  штраф. 

                ***

Новый  1981  год  встречали  в  складчину  с   девчатами -  училками.  Я,  конечно,  сочинила     смешную  газету – «  Мы - бамовцы»! 
    Калашников    вечером  пришпилил  на  мою  дверь  объявление – «Граждане!  Здесь  томится  заслуженный  узник  Сибири,  Дальнего  Востока  и  прилегающих  к  ним  районам.
Монахиня   второй  половины  хх  века.
Человек,  знающий  и  умеющий,  особенно  знания  проявляются  в  приготовлении  пищи  из  ничего.
Поэт  -  самородок ,  автор   народных  частушек.
Превосходно  пользуется  электроприборами  под  девизом – « Застрахуй  своё  имущество!»
Часто  ходит  туда,  не  знает  куда,  но  почему – то  ничего  не  приносит.
Так  поднимем  же  бокалы  и  стряхнём  с  неё  паутину  жизни!...»
 
                ***


И  помчался,  покатился,   как  снежный  ком  новый  1981  год,  обрастая  с  каждым  днём  новыми  событиями,  проблемами,  заботами  и  радостями.
На  Новый  год  родное  советское  правительство   сделало  детям  БАМа  подарок  -  целый  самолёт   с  мороженым!  И  наш  маленький  Янчукан  не  забыли!  Мы  с  Михеем  отстояли  очередь  и  решили  брать  аж  5  килограммов! Продавщица  «Замша»  возмутилась -  « Не  буду  я  мучиться,   по    килограмму  отколупывать!  Берите  сразу  ящик (40кг.)  А не  хочите,  другие  возьмут!»  Тут  снова  Калашников  выручил,  подбежал,  с  «Замшей»  пошутил,  сам  ящик  с  мороженым  на  сани  поставил  и  повезли  мы   эту   сладкую  радость  домой.  Там  Миша   под  радостные  повизгивания  Андрюшки  и  Михея  разрезал  мороженое   проволокой    на  две  равные  части    и  забросил  его  на  крышу  (от  собак).  Вот  это  был  «кайф» - именины  желудка!   Вечером  после  школы  Мишка  брал  большую  миску ,  залезал  на  крышу,  откалывал  ножом  солидный  кусок,  сыпал  пару   горстей  брусники  и  сидели  мы  на  своей  замечательной  кровати,  ели  «крем – брюле»  с  брусникой  и  чувствовали,  что  жизнь  всё  -  таки  удивительна  и  прекрасна!
Вообще  все  эти  годы  жизни  на  Дальнем  востоке и   на  БАМе  мы  с  Мишуней  были  особенно  дружны.  Я  всё  время  чувствовала  его  рядом -  днём  его  родная  морденя  мелькала  среди  детей   на  перемене   в  школе,  радостно  улыбалась  мне  на  пороге   класса  после  уроков ,  грели  мы  друг  друга   в  холодных  автобусах,  поездах,  самолётах,  всегда  рядом  в  п/лагерях,  на  отдыхе,    дома  за   совместной  едой,  даже  ночью я   осторожно   нащупываю  ногой  его  тёплый  бочок  на  противоположной  стороне  кровати  и  успокаиваюсь – «Здесь  моё  сокровище!  Всё  в  порядке.  Живём  дальше!»  Я   много  разговаривала  с  ним,  размышляла,  мечтала,  советовалась,  как  с  равным,  незаметно  приучая  к  мысли,  что  он  мужчина,  моя  единственная  надежда , опора  и  защита.
Вырос  он  действительно  очень   самостоятельным  и  оптимистом,   и  временами  был  заботлив  и   внимательным  ко  мне,  но  почему – то   получился   абсолютно    чужим  по  духу    и  равнодушно   бросил  меня   потом    одну,   старую    в  чужой  стране.       Может  где – то  я  что – то  не  так  сделала? А  Может  «гены»  папины  сработали.?  Не  знаю. Я  бы  так  не  смогла!


                ***


На  новогодней  вечеринке  в  школе  среди  пед. коллектива  оказалось  всего  четверо    мужчин  -  муж  химички,   Саша  -  Маничкин  муж,    Калашников  и . ….Анатолий  Фёдорович.  Он  сразу  нашел  меня,  засиял,  засветился  глазами,   сел  рядом,  а  потом   пригласил  меня  на  танец.  Ну,  конечно,   от  волнения  и  радости     заколотилось  моё  сердечко.  Я  взглянула  тайком  на  директрису  и  сказала  себе   – « Стоп,  Света!  Нельзя!  Чужих   мужиков  отбивать  -  это  не  по  мне!  Мне  ещё  с  ней  работать  и  жить».  Извинилась  и  не  пошла.
Верочка  и  активная  Света – литератор  очень огорчились,  глядя  как  я  «увяла»,      грустная  ушла  домой,  и  решили  помочь  мне  устроить  «личную  жизнь».  Уехали  они  на  зимние  каникулы  домой  в  Нижнеангарск ,  привезли  себе  мешок  картошки,  а  для  меня … жениха! 
 Нёма - плотный  мужчина   моих  лет.  Типичной  еврейской  внешности,  в  очках,  румянец  на  круглых  щеках,  весёлый  такой  «живчик». На  меня     сразу  «положил  свой  близорукий  глаз»  и  очень  активно  и  смешно  стал    ухаживать.  Очки  он  снял,  чтобы  они  не  портили  красоту  его  внешности,  и  я  целый  вечер  его  дурачила,  веселя  училок.    Пряталась  за  спинами  девчонок  и  он  внезапно  терял  меня  из  поля  зрения,  поменялась  блузкой  с  Машей,  меняла  его  стакан  с  водкой  на  воду  и  ужасно  веселилась  -  настолько  нелепо  казалась  вся  эта  затея  со  сватовством.  Нёма  беспомощно  щурил  близорукие  глаза,  разыскивая  меня  в  комнате,  а  когда  находил,  это  оказывалась  не  я,  а  Маша  в  моей  блузке,  рассказывал  какие – то  глупые  анекдоты,  нелепо  и  смешно  танцевал  не  в  такт,  много  хохотал  и  потел.  Потом  даже  прогулял  меня   до  школы  и  обратно,  продолжая  хвастать  и  говорить  пошлости,  ни  разу  не  спросив  про Мишу,  про  мои  планы…И  когда  посерьёзнев ,  он  предложил  мне  переехать  жить  к  нему  в  Северо – Байкальск   в  вагончик (большая  на  БАМе  роскошь , между  прочим !),    я   категорически    отказалась. Он  так  искренне  удивился  и  спросил «Ну,  почему?» ,что  снова  меня  рассмешил. Верочка  со  Светой  тоже,   кстати,    удивились  -   они  ведь   его  еле  уговорили  приехать  за  300 км.  специально  для  знакомства  со  мной.  И  человек  он  холостой,  с  деньгами  и,  главное,  свой – еврей!

                ***


С  января  сидит   у  меня  в  классе Андрюша  Капустин  -  сын  Анны  Ивановны.  Очень  похожий  на  мать,  самый  способный  среди  первоклашек.  Иногда  на   последних  уроках   вежливо  просится  домой,  потому  что  болит  голова.  Я  отпускаю,  конечно,  а  Анна  Ив.  сердится,  говорит,  что   он  иногда  симулирует,  ленится.  И  ведь  погиб  этот  мальчик  через  3  года    именно  из –за  менингита  мозга.  Анна Ив.  мне  об  этом  написала  в  последнем  грустном     письме  ко  мне  в  Донецк. А    тогда  в  Янчукане    он  был  главный  приятель  моего  сына,   учил его  хитростям   шахматной  игры,  никогда  не  вредничал,  был  фантазёр  и  тихоня.  Мы   иногда  ужинали  впятером,  с  Калашниковыми.  Я   забирала    Андрюшу  с  Михеем  на  прогулку  или  вечером  к  себе  в  класс  помогать  мне  делать  карточки.  Анна  Ив.  пухла  и  хорошела  с  каждым  днём  и  я  всё  больше  привязывалась  к  этой  женщине.  Она  родом  из  Нижнеангарска,  а  училась  в  пединституте    в  Иркутске.  Там  потом  работала  в  престижной  школе  завучем,  получила  квартиру,  вышла  замуж  по  большой  любви  за  Толика    Капустина    и  родила  Андрюшку.  А  потом  как – то  всё  кувырком  покатилось,  как  -  будто  кто  сглазил!  Умирает  от  воспаления  лёгких  по  недосмотру  врачей  её   Толичка,  без     конца  болеет    у  плохой  няньки  маленький  Андрей.   Чтобы  избавиться  от  затянувшейся  депрессии,    Анна  Ив. «с  головой  уходит  в  работу».  Андрея    отвозит    к  родителям  в  Нижний,  а  сама    через  год     попадает  в  больницу  с  нервным  истощением  и  опасными    уплотнениями  под  кожей.  Знакомая   гинеколог  советует  «всерьёз   заняться    личной  жизнью,  завести  мужика,  а  ещё  лучше  родить».  И  Анна  Ив.   решается -  сдаёт  квартиру  в  Иркутске  квартирантам ,   рассчитывается  с  престижной    школой,  едет  в  родной   Нижнеангарск  и  устраивается  простым  учителем  в  Янчукан.  Она  была  очень  ценный  «кадр»  в  родном  районо,  но  на  все  заманчивые  предложения  согласиться      на  должность   директора  или  хотя  бы  завуча   в  любой  школе  западного  БАМа  отказалась  категорически. – «  ……Хочу  я , Свет,  нормальной  жизнью  пожить,  не  отвечать  за  всё  и  за  всех,  вовремя  спать  ложиться,  с  сыном  общаться.  Ужин  ему  варить,  сказки  читать. И  ещё  любимой  себя  почувствовать,  я  уж  забыла ,  что  это  такое.»  -  Анна  Ив.  уютно  кутается  в  тёплую  вязаную  шаль  и  добавляет:  « Мне  сейчас  так  хорошо  и  спокойно,  что  не  хочу  думать,  что  будет.    Пошли  кофе  пить.  Миша  вчера  из  Солнечного  привёз! Аромат  -  фантастика!»
  С  Мишей   они  расписались   весной  на  каникулах .  Уже  после  нашего  отъезда  Миша   повёз  её  к  подруге  гинекологу  в  Иркутск    и  она  родила  двойняшек  Олю  и  Юлю. 
В  Северо – Байкальске  им  дали  вагончик  и  зажили  они  впятером,    детишек  растили.   Миша  по  трассе  мотался,  проверял  какие – то  объекты,  раздавал  вымпелы,  подрабатывал  в  бригаде    на  пилораме.  Анна  Ивановна  дома  сидела  -  девчонки    малые    совсем.    Андрюша  стал  часто  болеть.  А  однажды  забрали  его  в  больницу  и  поставили  диагноз  -  менингит. Оставила  Анна  Ив.  двойняшек    у  родителей  в  Нижнем   и  повезла  Андрея  в  Москву,  в  Институт  Мозга.  А  когда  через  3  месяца  привезла  она   домой    гроб  с   телом  сына,  Калашникова  в  Северо – Байкальске  не  оказалось  -  он  был  где  -  то  на  трассе ( наверное,  забивал  очередной  «золотой  костыль»).  В  их  вагончике  жила  какая  – то  Мишина  родня  с  Дона  и  сильно  беременная  невестка  объявила ,  что « Михайло   их  пустил  пожить,  пока  жинка  вернётся». Анна  Ив.  так  и  не  простила  ему,  что не  помог  ей  в  эти  чёрные  дни.  Похоронила  сына  и  уехала  с  двойняшками   жить  в   Иркутск,  где  была  квартира  и  работа  в  школе.    Но  всё  это  было  потом,  а  сейчас    мы  вместе  c  ней   живём  в    забытом  богом  таёжном  посёлке,   сидим  в  маленькой кухне  на  самодельных  деревянных  табуретках,  пьём  пахучий  заграничный  кофе,   а  вокруг  на  тысячи  километров  дикая  тайга  без  конца  и  края……
                ***


Сегодня  воскресенье.  День  солнечный  с  крепким  морозцем.  Народ  по  посёлку  ходит,  общается.  У  женщин  стирка,  готовка.  Мужчины  что –то в  доме   чинят,  пристраивают.  Детвора    с  крыши    заваленного   снегом  овощехранилища     на  санях  катается,  с  собаками  в  снегу  играет.  Бежит  по  разъезжающимся  доскам   теплотрассы  Серёжка  Козазаев -  нос  как  всегда  мокрый,  шапка   набекрень,  полушубок  расстегнут.   -  «  Светлана  Георгиевна!  - радостно   кричит  он  на  весь  посёлок -   В  столовку  кино  привезли!  Айда  смотреть!»  -  «Какое  кино ,  Серёжа?» -  «А  какой  -  то  Дима  на  Кавказе!».
В  столовке – «кормушке»  собирается  почти   всё  население  Янчукана,  даже  две  мамы  с  младенцами  в  толстых  одеялах.  Окна    занавешены,  на  стене  простыня  вместо  экрана,  а  на  нём  усатый  француз  путешествует  по  горам .  Фильм  называется  «Дюма  на Кавказе».  Дизель   плохо  «тянет» (  «Фаза»  опять  загулял),  изображение  «плывёт»,  все   герои    говорят    медленным   басом,  звучащим  как – бы  из  самого  желудка,   но   в  столовке  напряжённая  тишина  и  все смотрят  внимательно,   пытаются  понять,    зачем  этот  знаменитый   французский  писатель   поехал  на    Кавказ?   Что  ему  не  сиделось  в  своём  Париже?»
Следующий  раз    кино   «Кубанские  казаки»  в  посёлок   завезли   только  в  мае.  Как  я  там  год  прожила – сама  себе  удивляюсь!  Правда,   чтение  спасало.  Повсюду  за  собой  возила  « 12  стульев»,  «Воскресенье»,  «Евгения   Онегина»,   томик  Бунина,  Чехова, «Отверженные»  Гюго,  Ромен  Ролана ,  несколько  детских  книжек  для  Мишки   и  аккуратно  завёрнутую  в  тряпку  большую  пластинку  с  песнями  Б. Окуджавы -  задушевного  моего  дружка – утешителя.
Часто  грустными  вечерами  в  школе,  я  тайком  пробиралась  в  учительскую  и  ставила  на  проигрыватель  эту  драгоценную  чёрную    пластинку .  Его  негромкий  чуть  хриплый  тенорок   под  гитару  так  пронзительно  и  откровенно  рассказывал       про  бумажного  солдатика,  про  погибшего  друга ,  про  синий     знакомый  троллейбус,  шелестящий   шинами  по  ночному  городу,  про  улицы  и  майданы,  про   войну,  любовь ,  про  смешного  короля  и  голубой  шарик. Он  так  про  меня  всё  понимал,  так  спасал  меня  от  тоски  тогда ,  что  остался  любимцем  на  всю  жизнь,  хотя  потом  восхищали   меня  многие  барды,  певцы,  композиторы,  поэты,  актёры… 
 ……..Шёпот  кедров.  Окуджава.
Тень  от  свечки  на  стене.
И  его  солдат  бумажный.
Что  тогда  сгорел  в  огне…

                ***

К  концу  занятий   у  школьного  крыльца  полукругом  усаживаются,  поджав  хвосты  «бубликом»,  с  десяток   поселковых    собак  -  ждут  своих  хозяев  с  уроков.  Интересно,  как  они  одновременно  угадывали  время  конца  занятий?   Наверное,  их  вожак – Серёжкин  Чунг -  собирает  их  под  собачью  команду :  «  Эй,  братва,  кончай  тусовку!  Айда  к  школе!  Хозяев  на  свободу  отпускают!»   Все  они  зимой   прекрасно  выживают   на  улице,   спят   в  снегу, в  жильё  никогда  не  заходят,  но  служат  верно  и  дом  хозяйский  сторожат . 
Физкультуру  я  провожу  с  двумя  классами  сразу.  В  первом  классе  это  последний  урок,  а  в  третьем – первый.  Спортзала  в  школе,  естественно  нет,  поэтому  одеваемся,  берем  санки  и  идём   на  край  посёлка,  к  бане  -  с  её  крыши  замечательно  проехаться  на  санях.   Там   есть  целый  участок    вколоченных  ещё   летом    в  вечную  мерзлоту    столбиков , на  которых  потом  поставят  «крупно – щитовые»   дома. А  пока    они  стоят  как   огромные  грибы  с  пышной  снежной   шапкой    на  деревянной  ноге. Сначала  у  нас  «тормашки».  Каждый  протаптывает   себе  дорожку  к  облюбованному  столбику,  взбирается  на  него  и  по  моей  команде…. ныряет  головой  в  снег.  Наружу  только  валенки  и  унтята  торчат – дрыгаются.  Но  снег  рыхлый,  свежий  и   побарахтавшись  и  повизжав  вволю,  идём  кататься  с  горки. 
 С  нами  собаки  бегут,  радостно  лают,  их  впрягают  в  сани.  Мороз  сегодня   всего - 30 *.   Хорошо!

Первоклашки   мои   молодцы ,  читают  уже  маленькие  тексты,  пишут  диктанты,  все  родные  и  любимые.     Утром  я  начинаю  занятия  с  ними с  радостью,  это  уж  потом,  после  второй  смены  устаю.  Учу  ребят   ( не  отходя  от  программы,  конечно) по  своей  методике.  Для  каждого  готовлю  карточки    (их  всего  семь  человек    в  первом  и  9  в  третьем  классе),  пересаживаю  как  хочу,  к  доске  вызываю  сразу   двоих ,  приучаю  к  диалогу,  к  коллективному  обсуждению,    не  строю  урок  чётко  по  схеме  -  могу  отложить  объяснение  новой  темы  или  пол  урока  разбирать  одну  задачу,  пока  каждый  не  решит  подобную,   на  чтении   читаем   по  ролям  или  придумываем  свою    концовку ,  на  русском  языке (3кл.) вызываю  к  доске  желающего,  сажусь  на  его  место  за  парту  и    слушаем   его  объяснение -  если  всем  понятно -  ставлю  «5».    «двойки»  как – то  отпали  сами  собой  за  ненадобностью.…Короче,   самовольничаю,     «отступаю    от  общих  правил»,  за  что  меня  ругали  всю  жизнь  мои  школьные  начальницы.  А  здесь   директриса    раза  два  всего  на  уроках  была.   Завуч - бурятка  из  местных,  очень  неприятная, толстая, с  плоским, как  блин   невыразительным   лицом,  косноязычная  и  недоброжелательная  и,  как  потом  оказалось,  ещё  и  главная  сплетница.   Но  пока  не  часто  придирается   -  то  ошибку  в  тетрадях  найдёт,  то  журнал  я  не  заполнила…хотя    по  коридору  возле  класса   часто  ходит   ( дверь – то  у  меня  открыта  всегда),  подслушивает.   Дочка  её,  собрав  за  полгода    комсомольские    взносы   со  всего   посёлка ,    исчезла  вместе  с  ними  в  неизвестном  направлении.  А  муж,   из  бригады  монтажников,  мужик  выпивающий  и  молчаливый  как – то  странно  умер  той  зимой  -  замёрз  под  дверями  их  вагончика.

                ***               

В   феврале  ударили  такие  морозы,  что   слышно  было,  как  скрипят  кедры  и   собаки  не  бегали  по  посёлку  -  отсыпались,  зарывшись  в  снег  у  стенок  домов.  У  «Фазы»  началась  очередная  «  депрессия»  и  проснувшись  однажды  утром  от  холода,  мы  с  Михеем  обнаружили,  что  на  столе    у  окна  в  кружке  замёрзла  вода  - дизель  заглох (- 40*).  На  этот  раз  всё  было  сложнее  -  на  теплотрассе  в  трубах  замёрзла  вода , их  раскапывали    и  прогревали  паяльными  лампами   целую  неделю.  Народ  спасался  печами   и  самодельными  железными  печками – «буржуйками». Школа  рядом   с   котельной  и  в  ней  тепло . Мы  собираем  в  большой  таз  немного  посуды,  зубные  щётки,  одеяла,    подушки   и  «пускаем  свои  ноги»  по  теплотрассе      в  школу,  жить  в  мой  класс.  Отгораживаемся  куском  фанеры,  отогреваемся  у  тёплой  батареи,  запасаемся  свечами  и  ждём,  когда  отогреют  трубы  на  теплотрассе.  Обедать  ходим  в  «кормушку»  -  больше  некуда!   Ещё  есть   один  тёплый  дом  в  Янчукане   -  балок (изба  из  брёвен)    главного  инженера. Мы  с  училками  как – то  вечером  пошли  к  нему  домой  просить  на  завтра  автобус.  Его  дом  одним  из  первых  был   подключён  к  ЛЭП,  поэтому  в  нём  свело,  тепло,  пахнет   вкусным  супом,  на  полу  половики,  Вадик  и  Светка  бегают  по  дому  в  тёплых  носках,  на  диване  мохнатый  плед  в  клетку,   жена  в  уютном  мягком  халатике,  приветливо  кивает  нам  из  освещённой  кухни.  А  мы  думали,  что  на  БАМе  так  не  живут,  что  всё  это  там,  за  тайгой ,  в  городах  осталось…. 
 В  течении  зимы  мы  ещё  несколько  раз  так  переезжали   в  школу  на  матрас  под  батарею  и  обратно,  пока  нас  не  подключили  к  проводам  ЛЭП,  а  «Фазу»  перевели  наконец,  на  менее  ответственный  участок. Каждый  такой  переезд  я  впадала     в  депрессию,  оттаивала  только  в  банный  день  или  Булат   Окуджава  с  Анной  Ив.  восстанавливали  мне   душевное  равновесие .   
А  вот  мой  сынок  мою  грусть – тоску  не  разделяет.  Очень  жизнерадостный  человечек  растёт!  Маленьким  он  большой  «хныкалка»  был,  а  сейчас  становится  спокойный,  солидный  мужичок,  никогда  не  скучает,  не  жалуется,  не  вредничает,  Упрямится  и  хнычет  редко.  Вот    из  досок,  принесённых  Калашниковым  соорудил   стол.  Ужасно  гордится  сделанным ( и  я  тоже).  По  -  хозяйски  любит  всё  по  местам  расставить,  разложить  (это  у  него  от  бабушки  Сони  и  от  Юры),  бережёт  остатки  своего  пластмассового  войска.  Я    частенько  прошу  у  него   то    ручку,  то  найти   мои  носки,  то  часы.  Так  и  привык  он  всю  жизнь  мне  напоминать -  «  Ты  положила  на  место  документы?  Мама,  ты  не  забыла  взять  ключи?   Покажи,  куда  ты  положила  деньги?» -   А  потом  Дениса  и  мальчишек  приучил  контролировать  бабку.  Хотя  я  всё  равно  умудрялась  периодически   терять  ключи,  очки  и  деньги.
 
                ***

А  однажды  утром,    когда  я  убежала  в  школу,    разбуженный  мной  сонный   Мишка  впопыхах   зажёг  свечку,  она  упала  и  схватилась  огнём  ветошь  в  щелях  пола.  На  его  крик  прибежала  Анна  Ив.  и  набросила  на   малый  ещё  огонь  наше  одеяло. Всё  быстро  задымилось  и  потухло,  а  прогоревшее  одеяло  бросили  на  снег  во  дворе,  где  к  вечеру  от  него  осталась  только  тёмная  кайма  на  снегу.   Пришлось  внепланово  ехать  в  Тоннельный  за  новым  одеялом.    Заодно я  отличные  себе  сапожки  на  меху  купила,  а  Михею  красивый  свитер  и  кроличью  шапку – ушанку.  Он  её  в  Донецке  ещё   года  два   носил.  Той  зимой  ещё,   я  помню,  испытала  настоящую  материнскую  гордость  за  своего  замечательного     сына.
Поварами   в  нашей  столовке – кормушке  работали    пьющие - муж  и  жена.  В  столовой  грязно,  готовят  однообразно  и  невкусно.  Но  почему – то  все  их  терпят.  Может  потому  что  они  многодетные – четверо  их    очень  почему – то  худых,    грязных  и  вечно  сопливых   детей  младшего  возраста  целыми  днями  бегали  с  собаками  по  посёлку,  создавая  мелкие  проблемы  с  брошенным  без  присмотра  чужим   инвентарём  или  закинутыми  на  крышу  припасами. Старший  их  брат  14 – летний  подросток  с  худеньким  порочным  личиком  решил  просветить  «юных  бамовцев»  по  части  секса. Собрал    желающих ( от 7 до 12лет)  в  пустом  овощехранилище  на  краю  посёлка.  Там  было    тепло  от  стены.    С  помощью  наглядных  пособий – бутылки  и  палки  он  объяснил   сначала  теорию,  но  к  практике  перейти  не  успел   –  их   «застукала»    дежурившая  в  котельной  чья – то  мама,  услышав  детские  голоса  за  стеной. В  школе  был  срочно  собран  педсовет  и  после  «допроса  с  пристрастием»  обнаружилось,  что  среди  « слушателей»   был  сын  нашей  директрисы,  младшая  дочка  завуча  и  ещё  с  десяток   любопытствующих.  А  вот  Миши  Коломийца  и  Андрюши  Капустина  -  не  было.    Ведь  наверняка  тоже  интересно  было,   что  в  общем – то,    понятно.  Но  не  пошли.  А  мне  Мишка  объяснил:  «Я  боялся ,  что  тебя  с  работы  выгонят».  Вот  это  сын!
 Запомнилось  ещё  почему – то,  как  зимой  серьёзно  заболел    шестилетний   Алёшка  Соловьёв – сынишка   бригадира  «вальщиков» - огромного  добродушного  мужика   с  короткой  кудрявой  бородкой. Его  жена Наташа  дежурила  в  котельной  и  часто  приводила    Алёшку  после  уроков  ко  мне  в  класс. –«Светлана  Георгиевна,  пусть  маленько  посидит  у  вас.  А то  совсем  нос  отморозил,    я  его  через  час  заберу  -  пойдём  домой   папку  кормить.»   Алёшка  сразу  брал  мел   и,  пошмыгивая  носом,   с  увлечением  что – то  рисовал  на  доске.  Малыш  был  смирный,  застенчивый.  И  вдруг  огорошила  всех жуткая  новость – умер  Алёшка  от  воспаления  лёгких  в  районной  больнице. Может  врач  неопытный,  а может  привезли  поздно – дороги  и  врачи  на  БАМе  временные,  ненадёжные,  как  и  всё  вокруг.  Хотя  смерть  ребёнка  -  случай  редчайший!  Может  потому  и  запомнился.  И  ещё  потому,  что   когда   вернулись  Наташа  с  мужем  из  родной  Вологды,  где  похоронили  сына,   в  Янчукане  отмечали  День  Красной  армии.  В  школе  собрался   народ ( привели  «отвлечься»  и  Соловьёвых )  и  после  торжественной  части  дети  читали  стихи  про  войну  и  пели  песни.  Вдруг  вышла  на  сцену  медсестра  Катя,  что  везла  Алёшку  в  больницу  и  тонким,  жалобным  голосом  затянула  знакомую  всем  песню про  памятник  убитому  советскому  солдату -    «Стоит  над  горою  Алёша,  Алёша, Алёша…..Да  так  старательно  и  долго  выпевала  она  это  имя  после  каждого  куплета,  что  хотелось  подойти  и  заткнуть  чем –нибудь  рот  этой  дуре.   

                ГЛАВА 


8 Марта  Калашников  привёз  из  Уаяна    Андрею  и  Мишке  щенка – пушистого  и  забавного.  Сперва  мы  хотели  назвать  его  Кубик   за  пузатость,  но  поспорив,  назвали  Витим  -  есть  такая  красивая  речка  в  тайге,  недалеко  от  посёлка.  Калашников  рассказал,  как  в  Уаяне  он     вышел  из  столовой  и   услышал,  что   кто-то  скулит  под  крыльцом.  Разгрёб  снег,  пошарил  рукой   и  вытащил   щенка:  «Там  их  много  было,  все  за  зиму  подохнут,  а  этот  счастливчик – будет наш  дом  охранять». 
И  мы  дружно  радовались  за  Витима,  что  это  именно  он  вкатился  в  широкую  Мишину  ладонь  из – под   холодного  крыльца,  грелся  за  пазухой  его  мохнатого  полушубка  по  дороге  в  Янчукан   и,  наконец,  осчастливил  своим  присутствием  нашу    компанию.  Мальчишки  таскали  его  друг  у  друга,  закормили,  заласкали.  Калашников  построил  ему  будку  во  дворе  под  окнами  и  не  велел  пускать  в  дом. Это  была  первая  и  единственная  личная   собака  в  жизни  Михея,  он  искренне   считал   Витима  своим  другом  и  был  счастлив.
1  апреля  вдруг  потеплело  и  подтаявший  снег  во  дворе  обнажил   кучки  строительного  мусора  и  веток.  Калашников  раздобыл  грабли  и  лопату  и  мы  впятером  с  удовольствием   убрали  маленький  двор.  Стою  я  у  нашего  костерка  вся  приятно  уставшая  и  пропахшая  дымом  и  вдруг  как удар  тока -  слышу  знакомый  голос  с  картавинкой:  «Ну  вот  и  зима  закончилась.  Здравствуйте,  Светлана  Георгиевна!  Наконец – то  я  вас  вижу  одну!» -  Анатолий  Фёдорович  спрыгивает  с  теплотрассы  и  подходит  ко  мне.  Светлые  глаза  сияют,  радуются… - «  Долго  же  вы  меня  искали!  Такая  я  засекреченная  дама  с  БАМа!» -  пытаюсь  я  шутить,  скрывая  волнение,  и  мы  оба  с  облегчением  смеёмся.  Подходит  Калашников  и  зовёт  нас  в  дом.  Мы  что  - то  на  кухне  едим,  пьём  чай,  разговариваем,  а  сердце  моё   замирает  от  обжигающей  мысли – «   как  хорошо,  что  он  проходил  мимо!  Неужели  и  сейчас  уйдёт,  испугается?»  Я  замечаю  про  себя,  что  он  сбрил  бородку( а  жаль!),  что  тоже  очень  взволнован,  глаза   смотрят  на  меня , любуются.  Он   наклоняется  и  шепчет  мне  на  ушко:  «Светлана  Георгиевна!  Теперь  вы  ко  мне  с  ответным  визитом  должны  пожаловать.   Я  вас  такой  рыбкой  угощу!  Завтра  в  7ч  зайду  за  вами.  Согласны?» - Я,  конечно  киваю , изо  всех  сил  пытаясь  сдержать  стук  сердца -  мне  кажется  он  слышит  как  оно  грохочет.


Рецензии