11 Гульчетай

                Гульчетай.
                Недавно, когда я , отправившись на базар за продуктами, оглядывая прилавки и лотки  по обе стороны
улицы,  которая  у нас  носит  одноименное  название - Базарной  и рассекает весь базар на две части, прошел мимо
ресторана «Ош» и уже поравнялся с книжным магазином,  я вдруг  увидел  Малику, неожиданно  появившуюся
передо мной.
                Вероятно, она  уже  некоторое  время шла, видя меня, поэтому  на ее лице  не было удивления, когда
мы сошлись в еще  редком здесь, в начале базара, потоке людей . Я обрадовался и, как старый  знакомый,  по привычке взяв  ее за руку, спросил: « Как дела?»
                На нас  с любопытством  уставились  со всех сторон, там  и сям  сидящие  за прилавками и лотками кыргызки ( у нас не принято девушке – узбечке  открыто общаться с  мужчиной –кыргызом ; сказывается  национальный менталитет). Малика , улыбнувшись  улыбкой  любимой женщины , продолжила  свой путь , как только  я  на мгновение, задержав ее маленькую ладонь в своей, отпустил ее.
                - Там же живешь? –спросил я.
                - Да ,- ответила она  своим приятным  грудным голосом.
                (Мне всегда казалось, что  она  занималась, как  артистки, своим голосом, что  «поставила»  его, особенно
эту  томность  в нем.)
                Я не последовал за ней : много забот  и тревог навалилось в жизни на меня…  да и за два года что не видел ее, я чуть  ли не стал мусульманским пуританином.  Нет, я не ходил и не хожу в мечети, но в душе стал мусульманином, совершающим в одиночестве  пятикратную молитву ( намазы) или  вечером ,после трудового дня,
наверстывающим  их , этаким  Лютером  ислама.  ( Лютер считал – как я помню еще по школе,- что  не обязательно ходить в церковь, чтобы верить  в Бога и обращаться к Нему. Позже я нашел его  изречение, которое подтверждало то, что преподносили нам в школе: « Мысли и чаяния души не могут быть  никому  подвластны, кроме Бога ; поэтому нелепо и невозможно повелениями принудить кого-либо верить так, а не иначе.» )
                Быть может это  объяснялось  моим характером,  который  больше  склонен к индивидуализму, чем к
коллективизму. Быть в обществе- всегда  мне представлялось работой, вынужденной обязанностью, часто неприятной…
                Познакомился  я с Маликой  в сауне , которую  устроил  для меня  директор  одного из  АО , когда  я проверял их. Я  тогда работал  в налоговой инспекции.
                Я был  на проверке малого предприятия  , которое принадлежало этому  АО. Кроме этого  МП в АО входили: одна автобаза, еще несколько  МП и один из городских  минирынков. С  директором АО  у нас  сложились
дружеские, почти братские отношения, и он устроил сауну не  столько из-за проверки , а сколько решил  просто
отдохнуть , благо нашелся повод.
                В  тот день  я  полдня  провел на  минирынке ;  меня сопровождал директор  минирынка  -Кадыр-ака.
Сидели в его закутке- вагончике: я – на железной кровати, где шерстяное зеленое одеяло было в два слоя  постелено
поверх  матраса и подушки, он –в углу, слева от меня , напротив двери, на стуле. Перед нами  возле  окна  стоял небольшой стол. За окном  текла своим ходом  беспокойная и шумная  жизнь минирынка. По распоряжениям Кадыр-аки  стол  застелили  чистой скатертью, положили две  большие  лепешки- патырнан, принесли на тарелке шесть  палочек шашлыка, разрезали на  дольки небольшой кусок  конской колбасы-чучука, открыли  бутылку водки и на десерт приготовили  разрезанную дыню. Ну  и ,конечно, принесли чайник  зеленого  чая с двумя пиалками.
                Кадыр-ака, угощая меня, все шутил на счет предстоящей  сауны, мол, вот погуляете. Он и сам не прочь
был  пойти в сауну, да стеснялся своего возраста. Возможно, он просто стеснялся для виду, глаза же  его  и характер
его  отношений с некоторыми женщинами, с которыми он  обменивался репликами через окно вагончика или ,
выходя  из вагончика, говорили  о том, что  он приударяет за ними.
                Разговор все крутился вокруг предстоящей сауны.
                - А девушек вы нашли?
                - Нет пока.
                - А может здесь  я кого  подыщу ?-предлагал он.
                - Нет , не надо. Мамат-ака  сказал, что его ребята сами  найдут их. Будет неловко. Может они уже кого-то
пригласили,- отвечал я , стряхивая пепел  сигареты на  деревянный пол  вагончика,  как это  обычно бывает в  такого
рода помещениях, где пребывает  много народу, и где легче  лишний раз  подмести  пол , чем держать пепельницу.
                Оба  мы были из заядлых курильщиков. Две пачки, купленных им сигарет «Президент», лежали на столе,
одна  из них была открыта и почти опустошена. Уж очень хочется  курить , когда  употребляешь  спиртное: так и
хочется курить  одну сигарету за другой, как это делает генерал Лебедь, когда  дает интервью. Зато  потом 
просыпаешься утром или  еще ночью  с кашлем и с прожженным, едким ощущением в груди и особенно в горле ,
и опять  закуриваешь ( хотя это  теперь уже тебе не в  удовольствие, как после долгого некурения, а просто  вредная
  привычка, без которой ты уже  себя не чувствуешь нормально, особенно  если  день не  курил: ходишь как пьяный, кружится голова, становишься раздражительным), если еще  осталось несколько сигарет в смятой пачке или  до утра
мучаешься от  нетерпения  покурить, а отправляясь на работу, первым делом покупаешь сигареты и жадно  закуриваешь . ( Позже   мне  удалось  бросить курить. И сейчас  я читаю эти строки  с пониманием, и советую всем 
курящим бросить эту вредную  привычку;  здоровее будете!)
                Впрочем, я  не противник курения; больше надо  остерегаться спиртного, так как от него гораздо больше
вреда.  С возрастом приучаешься избегать спиртного, так как осознаешь , что оно расстраивает твои дела, вносит  в
твою душу  беспокойство; тебе  это становится противным и даже , если пьешь, то  пьешь немного и  сразу уходишь,
как будто тебя кто-то уводит. Утром же  после этого встаешь обычно рано, умываешься и совершаешь намаз, чтобы
опять твои дела Бог привел в порядок и  душа твоя вновь обретает покой, ты получаешь передышку в этой полной
суеты и забот жизни.
                Мы были  немного знакомы с Кадыр-ака.  Он  жил  в бывшем пригородном  совхозе «Кенеш» , где я 
раньше работал, теперь это  сельская управа. Как  водится  у нас , кыргызов,  по ходу общения  он  порасспросил меня  о  моих  родителях, о том откуда мы родом, о моей бывшей и  нынешней жене, так как знал, что я развелся с первой
женой.  Я отвечал, он больше спрашивал. Вспомнили  о наших общих знакомых.  Но разговор  неизменно  возвращался к предстоящей  сауне.
                В шесть часов вечера, как и  договаривались,  Кадыр –ака отвез меня на своих старых « Жигулях» на
автобазу  АО, где находилась сауна; из багажника выгрузили продукты.
                Сауна  состояла из  длинного коридора  и трех отделений: раздевалка, она же гостиная с длинным столом
 со  стульями и несколькими креслами вокруг, у  входа  стояло трюмо и переносная железная вешалка, вдоль  двух
стен буквой «Г» располагались  небольшие шкафчики для одежды; отделение  с водоемом в центре два на два и в
глубину примерно настолько  же с железной  лестницей ,забетонированной своими стояками в стенку водоема;
парная отделанная внутри  деревом в виде  реек с  промежутками  в одну рейку между ними  и с тремя  деревянными полками одна выше другой в виде широких ступеней , и сбоку  от парной  три отсека – душевые- со стенками ,высотой
в полтора  метра  и в толщину одного кирпича , покрытые кафелью.
                Вслед за нами приехали  Мамат-ака и  его заместитель Саманчи.
                - Девушек  нашли?- улыбаясь спросил  Мамат –ака.
                - Нет. Вы же сказали, что  ваши ребята позаботятся о них,- напомнил я.
                -Ну , Саманчи, дуй за ними!- весело распорядился Мамат-ака.
                Саманчи отсутствовал недолго, наверное,  с полчаса. За это время Кадыр –ака с разрешения  Мамат-ака
искупался и  уехал, пожелав нам хорошей сауны. Он уходил  с улыбкой на лице, но как кот, которому отказали в
молоке. Мне кажется, что  до  последних минут он надеялся, что его пригласят остаться.
                Вслед за вернувшимся Саманчи,  вошли три девушки. Они чинно уселись  с краю длинного стола.
Мамат-ака  с главной  из них , которая сидела рядом с ним, провел переговоры на счет оплаты их труда.
Их негромкая шутливая беседа длилась несколько минут и , по-видимому, закончилась полным согласием  обеих
сторон. И Саманчи стал  нас  знакомить и рассаживать по-новому.
                Не зря  говорится, что каждая невеста для своего жениха родится,  так и в нашей компании, несмотря
на ее случайную организацию, каждая  « невеста» как  нельзя лучше подходила  к своему «жениху». Кыргызы
говорят:  « Кудай  окшошкондорду кошуп коет». («Бог схожих сводит»- кырг.)
                Их главная – полная и веселая Диля- не отходила  от Саманчи, вместе  с ним исполняя роль  хозяев
принимавших гостей, средняя и улыбчивая Гуля  подсела к нашему шефу, ко мне же подвели  худенькую и
молчаливую Малику.
                Как это бывает  в таких компаниях, где заранее известно зачем она организуется, после нескольких
рюмок( кто  хотел пил водку, кто-коньяк) воцарилась  веселая непринужденная  на все легко относящаяся , если
не говорить  распущенная обстановка.
                Выяснилось, что наши напарницы умеют  петь  ,  а Малика призналась мне , что любит
кыргызские  песни.
                - А мне нравятся узбекские песни  в исполнении  Юлдуз  Усмановой, - признался я в ответ.
                Мне,  в действительности,  всегда было не до национальностей; всегда  я предпочитал хороших  людей
их национальностям, местам рождения,  родам,  положениям  и т.д., что обычно выпячивается  и насаждается, так
называемыми, «не простыми людьми» всех национальностей, и до которых простым людям по большому счету,
если только они не обмануты, нет никакого дела.
                Ведь совсем недавно , лет десять назад, мы были просто  бывшими  советскими киргизами, узбеками,  потом  братья-турки сделали нас  турк атанын балдары , а когда    им стало  не до нас  из-за  своих проблем,  мы под влиянием мусульманского мира  все больше становимся  правоверными мусульманами-рабами
Аллаха, а вместе с русскими рабами Божиими. Все  приходит  на круги  своя: все  мы под Богом ходим и перед  Ним
равны.  А те кто  нас  делят, с какими бы целями  это они не делали , совершают  большой грех.  Бог им судья!
                И в эту данную минуту эта узбекская девушка  симпатичная  своим  простым обхождением и неброской
особенной  красотой  Гульчетай  из фильма « Белое солнце пустыни», представлялась мне лучшей  девушкой  на
свете и я  ее не променял бы  ни на одну « порядочную» девушку какой бы национальности  она ни была.
                Вскоре Саманчи увел  с собой  веселую  Дилю. После  Мамат-ака и его напарницы  наступила и  наша
очередь  принимать сауну.
                Проходя мимо длинного коридора , ведущего  к выходу, где на скамье лежал  старый тошок (мягкая
тканевая подстилка, набитая слоем хлопка, родственная  русскому тюфяку, но отличающаяся от него изготовлением),
я захватил его с собой.
                Войдя  в парную, я постелил его на  верхнюю  широкую полку , чтобы уж  если  заниматься сексом, так с
комфортом, и не натирать о доски до красноты свои колени, да и женщине гораздо приятней лежать на мягком ложе,
а не на голых досках.
                Малика, улыбаясь , сняла с себя простыню, в которую была облачена вместо халата, затем трусики и
бюстгалтер  и ,повесив их на кирпичную  ограду электрокамина, улеглась на тошок.
                Оглядывая ее стройную фигуру, я подумал, что не зря  Мамат-ака заметил, что мне  досталась самая
лучшая и предлагал поменяться после первого  «рейса» напарницами.
                - Ты – моя любимая! Пусть  хоть на один вечер! Спасибо тебе! – от души говорил я в приливе мужской
 радости  обладания приятной женщиной.
                - Не за что, любимый!-  блестели ее  глаза, как  только  они блестят у женщины, когла она с удовольствием  отдается мужчине.
                Нас ни что не связывало; быть может это была наша первая и последняя встреча; мы любили друг друга…
                После того как мы вышли из  сауны  ,  через  некоторое  время наши напарницы вдруг заспешили
домой. Как мне  кажется,  их испугала  перспектива  пойти по кругу.
                Мамат-ака не стал возражать: время  уже  было позднее. Мы с Саманчи отвезли их к подъезду  одного
из  домов в районе Дома быта и тепло попрощались с ними.
                После  сауны я созвонился  с Маликой  и мы встретились.  Посидели у ее сестры в почти пустой  еще не
обставленной  квартире. С квартиры  этажом  выше в том же подъезде  зашли Диля  с Гулей. Выпили. Потом мы
с Маликой  вышли посмотреть однокомнатную квартиру, купленную ею.
                Было уже темно. Улыбающаяся  Малика на фоне  темного силуэта Сулейман-горы в белом ,
суживающемся к верху ,тюрбане на голове из полотенца, изображала принцессу из арабской сказки.  В ней всегда жила артистка. И играла она  свою роль не на сцене, а в жизни, чтобы   одолеть ее  неустроенность, жестокость  и безысходность, которыми она  в наше время  повернулась  ко многим, после советского благополучия , сытости
и уверенности  в будущем, когда  на помойках можно было увидеть  буханки хлеба ( тогда  старики говорили, что  придет  время расплаты за  такое обращение к хлебу ! Вот  и наступило это время!.. Не  заставило себя долго ждать…
Ждали ,ждали  мы наступления  коммунизма  ,а теперь  выясняется, что  жили  в нем…  Прозевали мы его!   Теперь же возле этих помоек  только голодных  бомжей и нищих увидишь, которым так не хватает заботы советского государства  и дешевого советского хлеба…   )
                Квартира  была расположена недалеко  в том  же районе. Малика просила  помочь  с ее оформлением.
Я обещался по возможности помочь. По-моему плану  я не собирался  тратиться  больше , чем на  мелкие расходы,
как на  угощение, на выпивку и т.д. , но это был особый случай, поэтому я обещал ей взять на себя треть ее расходов.
 Она  была разочарована,  но и довольна , так как для мужчин мелкие расходы  в порядке вещей , но на большее их
раскрутить трудно.  Что ж, любовь всегда тускнеет, когда мужчина  оказывается не настолько щедрым, каким его ожидала  женщина.  На мои приставания , мягко  отстраняясь, обещала , что завтра… мол, сегодня ей нельзя.  Я не стал  сильно настаивать : завтра , так завтра.
                Обещанного ею завтра я так и не дождался: она куда-то уехала; видимо, с целью решения своих
проблем. Некоторое время я наведывался к Диле с Гулей, чтобы встретиться с ней как только она вернется.
Диля , к которой я не питал  особых чувств, даже упрекала  меня в том, что я зря люблю Малику, мол, она  этого не
стоит. Придумала  историю с поездкой Малики в Андижан и что она попала там в  СИЗО, выудила  у меня , якобы на
передачу ей двести сомов.
                Однажды попал я к ним уже под градусом и , угостив их выпивкой, остался у Гули.  И « наградил»
ее одной  из половых болезней, которую  неосторожно подцепил  от одной  проститутки  бальзаковского
возраста  в чем долго винил себя; ведь мог сдержать себя до полного излечения уколами, которые я получал у
знакомой медсестры.
                Встретилась же мне Малика совсем случайно,  уже  через год,  на  Араванской. Посмеялась над всеми домыслами своих подружек, сказала, что вышла замуж, родила , показала рукой  дом , в котором теперь проживала и была также мила мне в платке замужней женщины, как тогда в сауне. Нет, она была теперь более мила, потому что  во взгляде  ее, в улыбке, я   ощущал  близкого себе человека, которому пришлось пережить что-то, если  даже не пребывание  в  СИЗО ( чего только не бывает , особенно с хорошими людьми, в нашей  безжалостной, жестокой и
неустроенной жизни ?)   О возобновлении встреч и думать было нечего:  мне  не хотелось быть  любовником замужней женщины. Надо уважать наше мужское братство, да и по мусульманским представлениям- это большой грех. Нет ничего хуже бремени  грехов и долгов !..
                Несколько слов  о широко распространенной сейчас  среди женщин  проституции. Ей сейчас  подвержены   женщины всех национальностей . Дело не в этом.
                В студенческие годы  мой  близкий друг чуть не подрался  с негром за то , что к нему  липла  молодая
кыргызка. Подоспевшие менты  разняли их , тогда  в Советском Союзе бережно относились  к чернокожим  братьям
из « борющейся  за свое освобождение от оков капитализма  Африки». Мой друг легко отделался , мы  расплатились с  ментами всей  наличностью, которая была при нас. ( По нынешним  меркам  взяли  очень мало.  Тогда боялись
брать взятки! ) . После  я его упрекал: « Какое  твое дело?  Пусть  ложится под   негра !  Из-за  женщин не стоит портить себе жизнь!»
                Точно также  я убежден, что с проституцией не надо бороться только силовыми методами, ее надо
легализовать , вместо  того, чтобы ханжески  скрывая ее, загонять  эту болезнь  во внутрь. Государство должно
получать  от этого доходы. Легализация  позволит ставшим на этот путь женщинам заняться  этим прфессионально:
в хороших условиях, под наблюдением врачей,  под защитой закона. Многие же откажутся  от этой «трудовой
деятельности», когда их попросят  оказывать  свои услуги  в публичных домах. Поверьте, большая часть женщин
станет более порядочной на самом деле…  У милиции же освободятся руки для  более важных дел, чем  крышевать  проституток.
                Заирбек  Саша.


Рецензии