17 Обращение к моим детям

                ( Открытое письмо  к  президенту  К.Р.  Р.И. Отунбаевой)
                Говорят, что  я  повторяюсь, - писал Вольтер.-
                Что ж , я  буду повторяться до  тех пор , пока не исправятся.
                Андре Моруа, «Литературные портреты».
                Обычай- деспот  меж  людей…
                К покойнику со  всех сторон
                Съезжались  недруги и  други,
                Охотники  до похорон.
                Покойника похоронили.
                Попы  и гости ели, пили
                И после  важно  разошлись,
                Как  будто  делом  занялись.
                А. С. Пушкин, « Евгений  Онегин».
                Мои  дети , все мы не  вечны на  этой земле. «Клянусь Тем , в  Чьей  длани душа  моя…» - так иногда
обращался к людям  наш пророк. Да , наша  жизнь в руках Аллаха, и  мы – смертные -   не  знаем  дня нашей смерти…
И « нет  у нас  власти  над днем смерти»; когда Он  захочет, тогда  и пошлет к каждому из нас ангела смерти, чтобы забрал он нашу бессмертную душу.  А нам только останется право достойно  умереть !  Или  ,как говорил  главный
  герой  в фильме « Гладиатор»: «К каждому из нас  когда-то  улыбнется  смерть.  И у каждого из нас есть  право улыбнуться ей в ответ!»  Поэтому  я  решил  заранее  кое-что  написать вам по поводу кыргызских похорон и поминок , вернее , о кыргызском  исполнении  этих простых и обычных мероприятий , которые превращаются  у  кыргызов  во вселенские столпотворения… и  стихийные бедствия для наших рядовых соплеменников ( не высокопоставленных чиновников, не депутатов, не крупных бизнесменов и т.д.) , которых постигает  горе. Быть может в  свое время эти  строки помогут вам правильно  отнестись к моим похоронам и поминкам: не  делать  того, что  обычно в  таких  случаях делается  у  кыргызов ,  а  делать  только  то , что надо делать  по шариату и здравому смыслу; не  делать ничего  лишнего и  не нужного , что  обычно советуют молдолор  ,аксакалы  и прочие  «знатоки» обычаев…  а  ограничиться  только  простыми необходимыми мероприятиями; не заниматься  гостеприимством  посещающих, а  заниматься делами  непосредственно   связанными  с погребением тела покойного и  чтением молитв по нему.
                Когда  объявили  Мухаммаду о смерти  Джаффара бин  Абу Талиба, пророк сказал: «Приготовьте что-нибудь для семьи  Джаффара, ибо сейчас им не до этого».  Т.е. пророк призывал позаботиться о семье покойного… накормить       ее … А  у нас  с  точностью до  наоборот: посещающие угощаются за счет семьи покойного или же  ждут угощений за то, что  они соизволили  посетить   их ( в это    горестное  и  трудное  для них время).
                Мусульмане посещают  похороны и поминки  для участия в молитвах   по покойному и получения благословения  Аллаха… а не для участия  в угощениях.  Благословение  Аллаха за участие в погребальной молитве составляет один карат и еще один карат достанется тому , кто бросит горсть земли  в могилу покойного.( На вопрос сколько составляет  карат  пророк  ответил, что  он равен  весу горы  Ухуд.)  Мусульманину следует принимать участие в  похоронах, но его не обязывают это  делать.  Он  исполняет свой долг перед  единоверцем  и извлекает урок  для себя, размышляя о смерти, и сам готовится к ней.  Вот  о  чем идет речь , когда говорят о мусульманских  похоронах и поминках. Наши же « мусульмане» под похоронами и поминками  понимают  в первую очередь  лишь участие в угощениях, а ,отведав  еды, многие из них  после короткой погребальной молитвы организованно расходятся, оставив самих родственников и близких провожать покойного в последний путь.  Я как-то  осмелился сказать своим  сослуживцам (это было в госучреждении), что ведь можно отправить от организации нескольких представителей на поминки. Все на меня посмотрели с укором , и наша организация почти  в полном составе (более ста человек) провела целый день в поездке в  Наукатский район,где  один из сотрудников   проводил поминки . Ведь в большинстве случаев  достаточно выразить  соболезнования  при  личной встрече, а не обременять своим присутствием  малознакомых  для тебя людей... Большая часть населения привыкла посещать похороны и поминки для того , чтобы отведать  бесплатной еды  … Для односельчан –это  бесплатная  кормежка на довольно длительное время, под предлогом оказания помощи -это воровство мяса и  других продуктов  и всего что плохо лежит  у хозяев, проводящих похороны и поминки. Для  доброй части  «гостей»-это не более чем повод приятно провести  время, оторваться от работы, встретиться со знакомыми, посудачить о том ,как проводятся поминки или похороны: бедно или богато, сколько зарезали  скота и т.д.  Если же у кыргызов отменят угощения, то первым делом  наши молдолор и  аксакалы перестанут посещать  их, так  как , как выразился без стыда  один из новоявленных муфтиев: похороны и поминки –это пенсии молдолор.  Понятно, почему они не объясняют рядовым     мусульманам , как по шариату должны проводиться похороны и поминки, так как  они  рискуют  потерять все свои « пенсии и зарплаты».Только на словах они призывают к уменьшению расходов, а на деле вовсе не заинтересованы в реформировании их, в приведении  их к требованиям шариата, по  которому  устраивать угощения в первые три  дня  вообще  харам, да и после трех дней разрешается лишь проведение благотворительных угощений бедным  и нуждающимся  или проводится благотворительная раздача  мяса этим слоям населения. Но  это дело добровольное  и шариат не принуждает их проводить. Совсем другая  картина  наблюдается на кыргызских похоронах и поминках… где все основано на принуждении… где «темному народу» предложено героически исполнять все  глупости  и с  ложной честью( кур намыс)  влезать в долги, выбиваясь из последних сил.   Родственники покойного  не обязаны устраивать угощения посещающим  похороны  и поминки  «гостям»!  Можно только удивляться, что каждый год  наши   «мусульмане» тысячами посещают  Мекку, а  все в  этом вопросе у нас остается по-старому… не по -мусульмански!..
                Похороны –это скорбь, это горе, а не время для приема гостей .Всякий посещающий должен помнить об
этом. Для совместных угощений есть праздники, свадьбы и т.д. –словом,все,что обозначается кыргызским словом
«той». Мой дед говорил:  « Если хочешь увидеть конец света, взгляни в дом покойного! Это  беда ! Это горе!» Часто можно видеть, как  отдельные  мусульмане( таких пока у нас мало) не принимают приглашений отведать пищи, просят приступить к чтению курана или сами читают его, затем ,высказав свои соболезнования, уходят.    По шариату  разрешается принимать пищу  только приехавшим издалека и вынужденным остаться в доме  покойного , а в других случаях это является харамом.  Кимсанбай-ажи  , один из  авторитетнейших  знатоков правил шариата, один из бывших муфтиев, для себя  определяет это просто: «На похоронах и поминках для меня есть пищу  харам, если я , выехав из дому в этот же  день имею возможность  возвратиться обратно домой.»  Такое поведение должно стать нормой для  всякого уважающего себя посетителя. Когда  Абу Бекру, самому близкому сподвижнику  пророка,  сказали  о том, что он по ошибке выпил молока, собранного для благотворительных угощений, он  вышел из мечети  и ,засунув в рот  палец  ,  освободил свой желудок от этого молока.  В  благотворительных  угощениях  не принимают участия нормальные ( не нуждающиеся)  граждане общества! Вот такого  рода едой является еда на похоронах и поминках! 
                А состоятельным  и  не состоятельным  гражданам я бы посоветовал не проводить  показные всякого рода поминальные посиделки в кафе  и  ресторанах , на которые приглашаются  далеко  не нуждающиеся люди , а, действительно, с какими –либо  благотворительными  организациями или  самостоятельно оказывать  помощь бедным  семьям  и нуждающимся ,попросив их помолиться  за покойного… или посещать дома для престарелых , детдома…  Всегда  рядом с вами  найдутся те, кому  вы можете,не унижая их, оказать  свою  помощь…
                И не будут ваши лишние деньги  «жечь  вам  ляжку» … и   Аллах оградит вас  от  всяких  бед  и неприятностей и очистит  оставшиеся у вас деньги… ( Именно  в этих целях   мусульмане  сдают  одну сороковую из доходов  в мечети или опускают  в ящики при мечетях. Последнее является  самым простым и удобным  по исполнению.  Попробуйте, и   вы  увидите как  Аллах  умножит ваши  доходы. А со временем ,когда вы  станете  состоятельным  эта ваша привычка превратится  в плату  закята.)
                Я не хочу, чтобы вы , как  большинство людей, рабски относились к традициям,  к  негласным правилам и  т.д. Будьте,мои дети, только рабами  Аллаха, а всех и все остальное (помимо установленных государством законов, которые вы должны соблюдать, как законопослушные граждане ), что  омрачает вашу жизнь и  стесняет
вашу свободу, надо уметь послать подальше… Я сам всю жизнь (когда был разумом и волей в себе, а  не пришибленным  из-за духовных поисков) не боялся никого кроме  Аллаха и  не соблюдал традиций и негласных правил общества, если  считал их неправильными  или  только делал вид, что соблюдаю…
                Не надо слепо  подчиняться диктату общества. «Тот,кто помогает своему народу  в неправом деле, подобен
неразумному  верблюду», -говорил  пророк Абу Дауд. На кыргызских похоронах и поминках  происходит
открытое насилие общества над родственниками покойного. Общество вопреки шариату заставляет принимающую
сторону исполнять  обременительные для нее обряды и традиции. Общество- это  часто  неразумная толпа, которой
подавай  «хлеба и зрелищ». В последнее время раздаются голоса защитников кыргызских  похорон и поминок , мол,
собираются и сплачиваются родственники. Да ,да ! – они  « сплачиваются» , вгоняя семью покойного в  невероятные
расходы, долги и бедность!  А сколько склок  и раздоров между родственниками покойного из-за  предстоящих, в угоду обывательскому  людскому мнению, огромных даже  для семьи среднего достатка расходов. ( Ну не может  кыргыз  сказать:  «Нет!» - этим  отжившим свой век обрядам  и традициям ! ) Любят  кыргызы на халяву попировать… пусть  даже на  похоронах! А тех , кто не хочет соблюдать их пугают ,обманывают и заставляют делать, мол, все так делают, «элден чыгып кетесинби?!» , «бир  чычкак  козуну таба албайсынбы?!» , «керек болсо карыз беребиз!» ,
« намыс учун чыдап жасап кой!» и т. д .  Дети мои,не бойтесь  «элден чыгып кеткенден»,  это  не беда , лучше бойтесь Аллаха  и  Он вас никогда не оставит  ,поможет вам  в  любое время!
                Вот, например,  в коллективе у кого-то из сотрудников –кыргызов горе –умер  кто-то. Этот
коллектив  вместо того, чтобы (не заставляя  устраивать  ненужные дорогостоящие траты на угощения) вызвать  последнего и  в его присутствии прочитать куран ,в чем и заключается выражение соболезнования по-мусульмански, ждет ,когда  этот последний,  итак  обремененный заботами,  устроит им  бесплатный обед( многочисленному коллективу )и  в  «торжественной обстановке»  коллектив объявит ему свои соболезнования и только  после этого угощения  ,  этот последний , раздавленный  не только горем, но  и  бессознательно-враждебным отношением  коллектива,  получает  негласное право выйти на работу. Разве это не насилие коллектива (причем враждебное ,так как основа его принудительная,  не  добровольная) над  отдельным членом коллектива . Пора навести  порядок в госучреждениях, где высокопоставленные мужи любят участвовать во всякого рода  поминальных мероприятиях в кафе и ресторанах за счет своих подчиненных и курируемых ими организаций или сами выступают проводящей стороной , собирая дань, которая с лихвою покрывает во много раз их расходы. Рядовые  работники госучреждений  только будут безмерно благодарны за наведение порядка!
               В определенной степени корни кыргызской  коррупции заключены  в этих отживших свой век традициях
похорон и поминок. Откуда честному  госслужащему найти такие средства?!   Да и сколько наших  граждан
скитается  по  России и Казахстану , влезши  в долги из-за  них. Нужна  государственная программа по защите наших
граждан от  последствий этих  отживших  традиций, если мы хотим  вытащить народ  из бедности !
               Дети мои, вы знаете, что полтора года назад  умерла ваша бабушка. Так  вот,  я хотел предложить  вашей
бабушке написать завещание, чтобы ее похоронили  по- мусульмански.  В свое время, в начале прошлого века,
  Бошкоев, внук  знаменитого  Канай – батыра, вождя племени  солто, будучи самым богатым человеком
 среди   кыргызов  того времени, завещал потомкам вместо  обременительных поминок после его кончины поставить  ему достойный памятник. Он  тем самым  избавил сородичей от хлопот  и затрат. А  красивый памятник до сих пор  красуется  недалеко от Бишкека. Конечно,  ваша бабушка была  хорошей  женщиной и матерью, но ее нельзя  поставить  в один ряд с   Бошкоевым или  Курманджан Даткой, поэтому я не стал мучить своим предложением  вашу бабушку, которая ,как и многие, хорошо понимала, что  кыргызские традиции похорон и поминок с их непомерными затратами уже  отжили свой век, и что  нужно  проводить их по- мусульмански.  «Ошондой   болсо экен!» - часто  поддерживала меня она, но  как все рабски  принимала существующий ложный порядок вещей, в котором нет  ничего мусульманского, а есть  бессознательно -враждебное попрание прав  отдельной семьи и  отдельных граждан , которых постигло горе, обязыванием  их устраивать  угощения посещающим, количество  которых  по самым минимальным оценкам доходит  только на похоронах до тысячи  человек, а  есть  еще поминки в каждый  четверг до сорока дней, в сорок дней , в айты и в годовщину- словом, уму непостижимые затраты.
               Не все национальное есть прогрессивное. Оставь такое завещание, ваша бабушка  стала бы первой
женщиной  кыргызкой   ,которую похоронили бы по- мусульмански.  Она бы сразу  встала
 в один ряд  с Курманджан Даткой.
             Стоит только  отменить  угощения , как этого требует  шариат, хотя бы в первые три дня, так сразу
кыргызские  похороны и поминки превратятся  из  вселенских столпотворений в скромные и  простые  мероприятия,
как это и должно быть  по здравому смыслу и шариату. ( Сразу  многим станет не до них, у многих  найдутся  дела и
 поважней, многие перестанут сразу же быть родственниками и близкими, женщины –соседи  и   все « помогающие
делать траты»  за счет семьи , которую  постигло горе, останутся без работы  и  бесплатной кормежки , после чего и
они  быстро исчезнут.  Останутся  действительно  близкие родственники , друзья и знакомые, которые  исполнят
эти простые и обычные мероприятия по преданию тела покойного земле .
           И  тогда наши старики  вздохнут свободно и не будут бояться смерти еще и  из-за опасения причинить своей
смертью большие  затраты и хлопоты своим близким ,так как  похороны и поминки превратятся в рядовые скромные
мероприятия, а  вселенские столпотворения, не раз повторяющиеся, начиная со смерти покойного до его годовщины, причиной которых являются забои скота и устройства бесплатных угощений всем посещающим обывателям за чужой  счет , т.е. за счет родственников покойного, постепенно уйдут в прошлое как ложные традиции моего гостеприимного народа.
           Если немцу , японцу или арабу  в старости  или  по болезни  достаточно мужественно умереть, то  у нас  нет  такой возможности спокойно  умереть.  Любой кыргыз боится не смерти,  а того ,что последует за этим печальным событием для его  родных и близких. А пока  до лучших времен каждый кыргыз ,который не хочет обременять своих родственников,    должен умирать с завещанием, чтобы его похоронили   по-мусульмански . Почему молдолор и  аксакалы -совсем посторонние для меня люди должны распоряжаться , якобы от имени общества ,моими похоронами?!  Почему они должны решать  и навязывать  моим детям и родственникам как  проводить мои похороны ?!  Дети мои, пошлите их от моего имени  подальше! Сейчас столько много образованных в мусульманском отношении людей , столько много  литературы о том, как проводить  погребение тела покойного и когда  какие  читать молитвы, что  вполне можно  обойтись  без услуг этих  кыргызских молдолор ,как ,например мой родной дядя, для  которых похороны и поминки  источник доходов, возможность  набить свое брюхо там , где требуется чтение  молитв. Почему  я не могу, как француз или русский, распорядиться , чтобы на моих похоронах не было посторонних , в которых я не нуждался при жизни ?!.. Дети мои, не верьте тем ,кто  скажет что и ваш отец ел  мясо на чьих-то похоронах! Я  очень редко посещал  похороны и поминки. Был я на похоронах достойнейшего сына кыргызского народа –Бекмамата  Осмонова  и  на поминках  по А.Масалиеву ,М.Заирову  и  Р.Матыеву–вот  почти  весь  перечень  моих  посещений таких  мероприятий, и  еще  нескольких, о которых  я  и сам  уже не помню:  чьи  похороны  или  поминки…  И  при всякой возможности  читал  по ним  и  по светлой памяти  Султана Ибраимовича Ибраимова  кураны  (основную молитву). Также не забывал  я посвящать  свои  кураны Ренату Саттаровичу  Кульматову, Каримовой  Хамрахан, Джумгалбеку Аманбаеву   и  др.  Я запрещаю плакать вам , тем более  кому-то стоять  и  по- кыргызски  оплакивать меня. По  шариату женщинам не рекомендуется провожать покойного на кладбище, но и особо не запрещается. Есть  много случаев, когда женщины провожали своих родных на  кладбище. Словом, пусть  Канышай , Айсара (если приедет) и Айтурган вместо того , чтобы  реветь  лучше сходили , проводили меня на кладбище и присутствовали при  захоронении моего тела . Также я категорически запрещаю  вам устраивать  после возвращения  с кладбища  показательных оплакиваний  родственников  внутри  боз уйя. Лучше  почитайте куран. И никаких угощений, никаких гостеприимств. Ислам  запрещает это . В одном из хадисов пишется:   «Зыяратынызга келген кишинин урматын оз жайына коюнуз», т.е. не беспокойтесь о гостеприимстве пришедшего на похороны или поминки посетителя. Если аильчане из-за этого не придут на похороны не беда.  Мне не нужно столпотворение  людей ,для которых похороны и поминки лишь  возможность отведать  бесплатной еды. Я при жизни редко к кому ходил в гости., а на своих похоронах в посторонних людях не нуждаюсь. Для меня достаточно  с десяток родственников,  друзей и близких, чтобы тело мое  обмыли ,завернули  в  саван и отнесли без  столпотворения и  суеты на кладбище.
               Никаких трат , кроме самых необходимых: на саван, на подготовку могилы !
              Вместе с посещающими, для которых расставьте скамейки, читайте кураны  и благодарите  за  соболезнования.
               Особо настырным до угощений  без кыргызских церемоний укажите на дверь, умейте говорить « нет» !
( В жизни очень полезно уметь  , когда нужно говорить «нет» . Этим человек освобождается  от ненужных для него
дел  и ложных обязательств.)
               Если  Нариман  захочет устроить угощение своим сослуживцам ,то  пусть их устраивает  в другом доме.У него
много  друзей и знакомых в нашем аиле. Вы  не препятствуйте , но и не участвуйте в этих харамах!
               Я бы не хотел, чтобы в моих похоронах участвовала  женщина, которая считается сейчас моей женой… но
которая ею  уже давно  не является. Впрочем, особо не препятствуйте этой несчастной женщине, ведь  она  мать Айтурган и Бекмамата.
              Мои дети, когда я умру , отвезите мое тело на нашу малую  родину, в село  Бирке  Ноокенского  района
Джалал-Абадской  области. Там вам поможет похоронить меня  ваш дядя Болот. Помогут  вам также ваши дяди-
Замир и Нариман и тетя-Зина.
              Помните всегда об Аллахе , ведите себя  так, чтобы  Он  всегда был доволен вами и тогда  вы всегда  будете
способны  с Его помощью  справляться со своими проблемами, решать их, проявляя  усердие !  ( « Усердие от нас-
успех  от  Аллаха!» - говорят мусульмане.)  И побольше молитесь! ( « Все молись ,сынок, что ни пошлет Бог; и
хорошее  пошлет, молись, и худое пошлет – все молись. Мы ведь глупы … мы  и худа от добра не распознаем; а
Господь старый Чудотворец: все знает; на Него и  полагайся». В. Даль).   Всевышний Аллах претворяет  в жизнь, то
что  Им предопределено  ,  нам  же Он   запретил полагаться на предопределение,повелел трудиться и дал волю  выбирать . Дети мои,  выбирайте и живите доброй жизнью, сохраняя внутреннее достоинство, независимость , веру в себя , в свои силы!  И как говорил наш пророк : « Не гневайтесь !» Этого  придерживаться   он советовал  всем  тем, кто  хочет прожить хорошую жизнь и добиться в ней  своих целей!  Счастья  вам мои дети!
             Наша жизнь не кончается со смертью… я  буду,иншааллах,  сопровождать  вас по жизни, помогать, появляясь в  ваших мыслях, снах ,как сопровождали меня мои  родители, дед ,брат ,первая  жена-Роза , Люда и другие родственники, близкие  и  знакомые,  с которыми  я  с радостью встречусь, если  на  это  будет воля  Аллаха. На этом  я заканчиваю  эту статью. Слава Аллаху!
                Заирбек  Саша.

               Р.S.  Далее я привожу высказывания и других   авторов насчет , отживших свое время ,разорительных 
обрядов   похорон и поминок :
              « Может быть, я ошибаюсь, но когда похороны зачастую превращаются, чуть ли не в пирушку, хоть и не
веселую, или  ярмарку тщеславия, или существуют, чуть ли не финансово-материальные критерии в проведении
похорон, то это уже не имеет никакого отношения к скорби об умершем. Умершему человеку эта суета безразлична. Это глубоко личное горе родственников и близких, которое чем не заметнее проходит, тем легче для них. А когда старые люди боятся умереть не только из-за страха самой смерти, но  из-за опасения причинить материальные затраты близким, то это действительно страшно».
                (  Ф. Эшимбекова,  « Общественный рейтинг» № 6 от 14 февраля 2002 года.)
             « Ал эми экономикалык маалымат булактарына  таянсак, маркум комууго сарпталуучу акча, бир уйбулонун
 эки-уч  жылдык кирешеси менен барабар. Ушул чыгымдарды которо  албай, карызга батып, аны толоо учун
башка мамлекеттерде ( Россия, Казакстан  ж.б.) иштеп  жаткан жарандардын коп экендигин   айыл  тургундарынын
оздорунон билдик. Биринчиден, жакынын жоготкон учурда адам психологиялык,материалдык жактан оор
жоготууга учураса, экинчиден, экономикалык тараптан кырсыкка учурашы ага  канчалык даражада оор болорун
айтпасак да белгилуу. Мумкун  бул Кудай тараптан адамдарга берилуучу жазадыр, ушинтип  Куранда жазылгандыр
деген ой  менен   айыл молдолоруна кайрылдык. Алар мынтип Куранда  жазылбагандыгын, анда  ата-энени
тируусундо сыйлоо керектигин, козу откон адамга арнап куран  окуп, бата гана  кылуу жетиштуу болоорун айтышты.
Бирок буларды  даана билип  туруп, алар   …  элге айтышпаганы  тан калтырбай койбойт.»
                (   Г. Рахманбердиева , ОшМУ, «Итоги недели»  № 30,  25.07.08.)
                «Ислам дининде адам кайтыш болгон жерде уч кунго  чейин мал союп  кан чыгаруу арам  деп
эсептелет жана чон куноо кылган менен  барабар. Мисалы,  озбек   туугандарда адам  олгондо уч  кунго чейин
мал союлбайт. Уч кундон кийин гана бир кой  алып келип,же болбосо 5-10 килограмм эт менен эле   туугандарын,
тааныштарын чакырып куран окутуп коюшат. Башка эч кандай чыгымга барышпайт. Бизде болсо тескерисинче.
Адам кайтыш болгон куну эле тунку конокторго деп бир  кой соет, анан олук ээсин  мындайыраак чыгарып алып
конул айтуу  башталат.  Жайдын куну  алыстан уулу, кызы же жакын  тууганын кутуп отуруп , жыттанып кеткенде
жайына койгондор да бар. Табак –табак эт тартылат, сырттан караган адамга той  болуп жаткандай сезилет.
Мындай жосунсуз жорукту токтоотууга мезгил жетти деп ойлойм. Кыйынчылык маркумдун уй-булосуно тушот…»
         (   Мустафа Бообек уулу, Токтогул району, Саргата  айылы, «Маркумду узатуу «майкан-талкан» той эмес».)
                « 1-2 жылкы союлат… Эл калп эле кайгырымыш болуп чогулуп келип, эт жеп  кетет.
Бугунку кундо олук   коюу… олумдон да откон трагедияга айланууда.»  (Ш.Дуйшеев, «Асаба», 6-октябрь,2000-жыл.)
                « Кыргыздын олук  кому  зыйнатынын кымбаттыгы дуйнодо алдынкы  орундарда турат десем аша
чапкандык болбос,    …жакыны олсо ,ал  олгонго караганда кеткен чыгымга кобуроок куйот.   Кайсыл элдин
жашоосу кымбат болсо ал элдин байып кетиши кыйынга турат… Олгондон адамдын  жылдыгына чейин кеткен
чыгымды карапаим  адам учун  100 минден  200 минге чейин  чаап барат…
                Жакырчылыктан жадап, жерден боорун которо албай жаткан копчулук  элди  кээ бир керексиз
салттарыбыздын курмандыгынан эч кандай каражатсыз эле ажыратып калууга болот».
                (  Пазылбек Нурманбетов, « Аалам»,  «Олгондун устуно  комгон  кылган кыргыз  салты».)
                « Элибизде олук чыккан уйго кирип , бата кылып  чыгуу  парзыбыз бар. Бирок копчулугубуз батага
киргенден кийин алдыбызга  дасторкон  жайылып, тамак тартылмайынча олтура беребиз. Суроо  туулат: биз ал
жерге  курсак тойгузуш учун барабызбы?   
                Олук  чыккан   уйго  тамак  жеш  учун  эмес , маркумду    акыркы  сапарга узатып, топурак  салуу
парзы  учун баралы !»   (  Санжарбек Эралиев, Ноокен району, « Фергана» 25-31 –октябрь 2003-жыл.)
                « Козуно жаш алган аталар  азыртан  олумтугумо деп, акча топтой баштады.  Айыл аксакал, ала-допу
имамдары,  олук чыккан жерге, буту куйгон тооктой чуркайт. « Ай уулум атан элдин майын-этин жеген,сен да
сой малындан»-деп ачык кекете баштайт.    … Ачыгын айтайын бул ала-чала  допулар  напси учун молдо.»
                (  Аскат Махкам уулу, «Жаны кылым», «Намыс деп талаада калабызбы?
 Кыргызды куураткан каада салт».)
                «Надо честно признать наш народ чрезмерен в своем проявлении гостеприимства, равно как и тщеславен. Несмотря на недостаток средств к существованию, необеспеченность и бедность, люди не могут
обрести душевный покой, пока не проведут свадьбу или поминки  «не хуже других». И сколько же несчастных
людей , именно таким образом оказавшихся в непомерных долгах?! Аллаху не может быть угодно такое
неприглядное усердие». ( Кимсанбай-ажи. )
                « Беш-алты ай мурда бир чон  ресторанда бай киши аябай коп элди чакырып, атасына куран окуткан эле.
Мен он чакты  чоочун адамдарга кошулуп отурдум. Менин  устолдошторумдун бары –сот, юрист,актоочулар экен.
Алардын ичинде чамасы 70 ке жакындап калган, жакшы кийинген, созду орду менен суйлогон адам мындай деп
калды:     - Мына , бул жерде отурган бардык  кишилерди карагылачы ,- деди,- бири дагы арык, ондору кубарып,
ачкадан оло турганы жок. Баары жакшы  кийинген, семиз, ондору  кыпкызыл, беттери майланышып турат. Азыр
куран окуп буткондон кийин устол устундогу тамак- ашты  талап, баштыктарына сала башташат. Замандаштарымдын
ушул кылык-жоругун  Африкадагы тарп жеген жырткыч «гиена» деген айбанаттарга салыштырам. Гиеналар олгон
тарпты тытып жешет, ичтери саландап  тойгондон кийин дагы , бир соогун же   этти тиштеп, тумшуктары канжалаган
бойдон ала качып кетишет. Кийинки  мезгилде абийир  таптакыр жоголду. Мына , азыр карап турсанар гиеналардын
кылык-жоругун коросунор.
                Ал айткандай эле болду. Куран окутууда эле эмес, той-топурда коруп эле журобуз го. Бул башкаларга
бизди шылдын кылып корсотот. Жогоруда соз кылган карыянын  таамай салыштыргандай, гиеналардын  жоругу ар
бир дасторкондо кайталанып келет».   (  Кулчоро Аскаров, дарыгер, « Агым». )
          «…Дин  окулдоруно айтарым, Кыргызстандагы олум-житимге союлган  малды азайтса, этти коп жебей, кобуроок иштеп куран жолу менен жаштарды он жолго тарбияласа болот эле».(  Баяман  Эркинбаев, «Асаба» 7.12.1999 ж.)
                « Бир жолу  силердин  мурунку «Асаба» гезитинерден бир япондук бизнесменби же окумуштуубу,
ошонун  интервьюсун окудум. « Сизге кыргыз  эли жактыгыбы?» деген cуроого:«Кыргыз эли мыкты калк экен,
сыйчыл, адамгерчиликтуу,  бирок, тапкан оокатын жумшаганды билбейт экен. Колуна акча тийсе эле машине
минип, кымбат кийим кийип, тамак ичип, ар турдуу шаан-шокотко дайыны жок корото берет экен, чачып. Ал эми
биздин япондор бир сом тапса, коп болсо он тыйынын коротуп, калганын  ишке жумшайт ,иштетет. Озуно да,
окмотко да пайда келтирет» дейт». (  Жениш Иманбетов, бизнесмен, «Агым» 28.06.2002-ж. )
                « Мне  Франция  запомнилась  удивительной  культурой своих  граждан. Французы чрезвычайно вежливы
и скромны . К примеру, такая  историческая  личность , как  генерал  Шарль  де Голль, проиграв последние
президентские выборы, уехал  в свою  родную  тихую  деревушку, занялся скромным  хозяйством. Перед
смертью попросил, чтобы похороны не превратились в грандиозное столпотворение, завещал скромно похоронить
себя в своем родном  селе,  в присутствии  лишь родных и  близких. Это и есть  величие великих. А у нас  как?
Не похороны, а настоящее социалистическое соревнование  по принципу, у кого  больше  скота  зарезано,
шикарно  и  грандиозно.  Кстати, о памятниках. Я видел могилы  Черчилля в Англии,  де  Голля во  Франции.
У  обоих  лежат  лишь  маленькие  надгробные плиты. Никаких  пантеонов, мавзолеев, как  у наших кыргызов.»
                (   Ж. Акималиев , академик.)


Рецензии