К решению проблем трансфер-технологий на примере ф
Общепринятой фиксации, как известно, не существует, если, конечно не считать видеозаписи (кстати, появление возможности магнитной записи музыкальных произведений не отменило нотную запись). Но и в таком случае проблема остаётся, т.к. искусство театра предполагает «заполнение» многомерного сценического пространства, где одной из координат развития действия является простанствовремя (здесь-и-сейчас). Продукция же видео имеет иную координату – время, где понятие «пространство» как бы выключено, поскольку координата пространства заменяется суррогатом фотоизображения (это всё равно, что выносить своё представление, положим, об архитектурном строении от его изображения в книжной репродукции). В театре именно мизансценируют живые люди, в видеозаписи сменяют друг друга фотокадры .
Подход к исследованию театральной продукции с целью выявления неких операциональных единиц упирается в неразрешимые проблемы внутри своего предмета и тяготеет к таким дополнительным параметрам, которые максимально приближены к пониманию реальности (это хорошо понимали экзистенциалисты), а исследовательские акценты перемещаются в область культуры, совмещающей в себе большой набор меж- и трансдисциплинарных методик.
Когда Сократа спросили о том, как понять красоту, тот ответил, что прежде следует разобраться в том, что собою представляет красота. Эта нехитрая легенда отсылает к необходимости разрешения прежде вопроса, связанного с культурой с её составляющими, среди которых непременно найдётся ни один пример типологической нормы.
Термин тра;нсфе;р (от англ. to transfer — переносить, перемещать) впервые использовался в медицине, когда американские медики обнаружили иммуно защитные функции у доярок, получавших небольшими дозами оспу от коров, вследствие чего они не подвергались этому страшному заболеванию. Благоприятный и естественный процесс переноса иммуно защитной дозы был назван трансферированием. Так термин, предполагающий целесообразный и обновляющий систему перенос базовых оснований из одной науки в другую, перекочевал в гуманитарную сферу.
Такие действия не представляется возможным произвести без применения методик сравнительно-сопоставительного анализа, препарирования систем и идентификации существенных признаков, позволяющих выявить родственные типы и предоставляющих возможность, к примеру, сконструировать метасистему культуры как совокупную составляющую, связанную с искусствами, признанными упорядоченной нормой обыденной жизни, что даёт основания сформулировать понятие целостности с позиций метаструктуры и её частей, где театр, с выше поставленными проблемами, оказывается небольшой частью ещё не сформировавшейся матричной модели.
Актуальность построения такой идеальной модели очевидна. Например, согласно последним науковедческим исследованиям, которые опубликованы ИНИОН РАН в 2006 г. (Отв. ред. Ракитов А.И), одной из Государственных приоритетов науки в России выделена методология науки. 31 марта 2010г. на заседании Пленума Российской академии наук был поставлен вопрос о необходимости вывода культурологии как сложного системного образования на новую парадигму методологических исследований.
При освоении сложных саморазвивающихся систем, как указал академик В.С. Стёпин, проблема заключается в выделении тех ситуаций, в которых человек, будучи включённым в систему, выступает соразмерным её компонентом, в то время как вся мегасистема обретает черты человекоразмерной системы , что подразумевает наличие нераспознанного пока особого категориального аппарата.
Характеристика культуры как сложной самоорганизующейся системы представляется В.С. Библеру отношениями двух равнозначных элементов «Я» с «другим Я», в которых свёрнуты гигантские, многовековые, разветвленные потоки мышления разных по уровню культу . Между тем условия исследований требуют развести «двусубъектную», по Библеру, систему на элементы: множество (Г. Кантор) «Я» - рефлексирующего, оценивающего, в которое, по Канту, вживляется исследователь как наблюдатель (М.Э. Омельяновский) и элемент множество «Другой» как объект восприятия, сигнализирующий, по Кассиреру, о своём пребывании. Таким образом, логика отношений обретает черты «субъектно-объектных» отношений (это положение исследовалось автором статьи совместно с академиком Ю.С.Степановым при поддержке гранта РФФИ № 99-06-80125). Соответственно, элементу «Я» приписываются свойства, сочетающие абстрактно-трансцендентальные и экзистенциально-антропологические компоненты (архетипы, сенсорные эталоны), а «Другому» - качества исследуемой вещи (артефакты, свет, звук, смысл, действие). Такая система используется в практике театра, на её фундаменте выстроена «система» К.С. Станиславского.
Характеристики элементов в ходе взаимодействия могут меняться местами, однако, учитывая, что исследуется не реальность, а её возможности, срез отношений схематизации, отражающий субьектно-объектные процессы, остаётся неизменным, а именно: «Я» - это всегда элемент, обладающий свойствами оценивать, что придаёт ему характеристику «оценщика», в то время, как «Другой» - всегда элемент сигнализирующий и подвергающийся оценке.
Так, исследователь в состоянии имплицировать своё «Я» в любой элемент системы, но всегда он будет означать оценивающую категорию. Иначе говоря, от поставленных задач исследователя зависит, - какому из исследуемых элементов приписать свойства оценщика, а какому - свойства оцениваемой вещи. Вырисовывается иерархия, где культура – это «царство», - если использовать терминологию К. Линнея, а элементы «Я» и «Другой» - это разные виды одного царства, которые попадают в разные таксоны. Каждый вид, соответственно, имеет подвиды по родовым сходствам, порождающие новые и новые подразделения таксонов, о которых будет сказано ниже.
Выше представленное распределение по разным таксонам элементов «Я» и «Другой» на основании их свойств и качеств происходит без помощи применения метода типологизации, и не решает вопроса категорий самих подклассов. Для разрешения такого вопроса требуется постановка новых задач, а именно: определить некую сопоставительную типологическую норму для каждого рассматриваемого подвида и осуществить идентификацию скрытых, но существенных признаков, определяющих их родство и позволяющих тот или иной род установить в тот или иной таксон.
Тут вступает в значимость принцип междисциплинарного исследования, характеризуемый В.С. Стёпиным как ориентировка не на другой предмет, а на знание его метода, который при органичном трансферировании из одной науки в другую, непременно порождает новые операционные способы и средства в исследуемой науке. В междисциплинарных исследованиях, как указывает Стёпин, связываются между собой ранее, казалось бы, отдаленные и сугубо специфичные предметные области . Ниже представлены предметные области, с которыми как с типологическими нормами идентифицируется каждый из элементов системы субъектно-объектных отношений «Я» и «Другой», а именно:
1. С целью выявления в системе операционных абстрактно-трансцендентальных единиц для элемента «Я» применён экзистенциально-антропологический принцип типологического сравнения свойств элемента «Я» чувствовать и оценивать, в основание которого положены: сенсорные эталоны А.В. Запорожца как типологическая норма восприятия, теория музыки как наиболее разработанная система качественных оценок реально существующих обертонов в сфере субъектно-объектных отношений. Заявленные типологические основания претерпевают сравнительно-сопоставительную процедуру с «системой» К.С. Станиславского об «оценках» воздействия «Другого» на «Я», «предлагаемых обстоятельств» (среды обитания), действий «Другого».
2. С целью выявления операциональных единиц для элемента «Другой» применён сравнительный метод теорий спектра и сенсорных эталонов.
В систему эти единицы превратятся лишь тогда, когда будут сформированы правила пользования ими, специальные внутрисистемные закономерности (внутри «Я или «Другого»), а также внешнесистемные (взаимодействия системы единиц элемента «Я» с системой единиц элемента «Другой», обозначенные Станиславским).
Исторически подтверждено, что принцип типологизации обладает тем важным преимуществом, что позволяет не только включить все изученные формы, но и выявить некоторые «незанятые» участки, где позднее будут помещены вновь открытые формы (как это было с периодической системой элементов в химии). На примере выше представленных типологических эталонов раскрываются возможности построения метасистемы культуры как совокупности человеческих возможностей (творений) и взаимодействий (отношений) как мегаобъекта, к которому не представляется возможным применить ни акустико-артикуляционную систему единиц, ни количественную, ни какую-либо другую, кроме - качественной.
20-й век ознаменован семиотическим бумом, в возникновении которого существенную роль сыграл небольшой по объёму труд Ч. Пирса, опубликованный на доступном пониманию языке лишь после его смерти. Всемирно известный математик, умерший в безызвестности, постулировал возможность исследования всего объёма культурных текстов с помощью знаковых систем на стадии голой формы как азбука, нотная грамота, цифровые единицы и др. Фердинанд де Соссюр же ставит во главу угла коммуникативный акт, т.е. принципы обмена сообщениями между адресатом и адресантом. Иначе говоря, учёные демонстрируют своими теориями возможность исследования всякого культурного текста на разных системных уровнях, а именно, один делает ставку на метаязык, голую форму и знаковые функции, другой – на текст и коммуникативные функции. Действительно, на уровне изучения слогов, и словообразований действуют совершенно иные законы, нежели на уровне смыслообразований и смыслов, облачённых в текст.
Таким образом, первый уровень, заданный Пирсом, способствует определению родства категориального каркаса одной системы с другой, привлечённой в качестве типологического норматива, второй же уровень де Соссюра даёт возможность внутри дуальной системы проводить аналитические поиски и эксперименты для выявления возможностей адекватного выражения смысла в том или ином культурном артефакте.
При таких обстоятельствах метасистема культуры становится идентичной элементарной системе музыкальной грамоты с применением методов театрального искусства и сенсорных эталонов, а на уровне смыслов естественным и неизменным остаётся обращение к сопоставительным методам, заимствованным у языкознания.
Формирование категориального аппарата взаимодействующих систем оказывается недостаточным для того, чтобы система заработала, т.к. не запущен спусковой механизм, в качестве которого в субъектно-обектной мегасистеме может выступать свод правил и законов взаимодействия, как, положим, они определены в правилах правописания или законах гармонического звучания. Положениями о сложных саморегулирующихся системах, как указано Стёпиным, предусматривается неожиданное с точки зрения установившихся методик понимание вещи и процессов взаимодействия с ней .
Для разрешения этой проблемы следует более внимательно и углублённо исследовать систему субъектно-объектных отношений и определить в ней поле действия функций. Такое поле исследовано целым рядом учёных, как: К. Бюлер (семиотическое поле), Ю.М. Лотман (семиосфера), В. С. Библер («точка» схождения), П. В. Флоренский (поле) и др. Таким полем, где функционирует обменная информация между системами «Я» и «Другой», в предложенной формуле является дефис «-», оптимизирующий формулу «Я»-«Другой». Все ученые исследующие эту проблему сходятся на том, что понятие поляризации совмещает в себе все уровни взаимодействующих систем, поэтому наиболее полным будет обозначение его как символико-семиотическое пространство.
Принцип междисциплинарного исследования ориентирует на применение к субъектно-объектным отношениям теории функциональных систем П.И. Анохина с целью перенесения метода из психофизиологии в культурологическую систему отношений элементов множеств «Я» - «Другой», - которая, как известно, благополучно используется музыкантами на протяжении столетий, - и получения нового средства оперирования единицами заявленных элементов, а также способов управления системой. Функциональная система Анохина не противоречит, а дополняет субъектно-объектную, теперь уже мегасистему культуры, части которой представляют собой теперь уже три элемента системы систем, различаемые свойствами, качествами и принципами взаимообуславливания в пределах символико-семиотического пространства.
Целое уже не исчерпывается только свойствами «Я» и качествами «Другого», т.к. в процессе их взаимообуславливания, словно электрическая дуга, соединяющая противоположные поляризации, возникает опосредующая третья система, сотканная из единиц, обладающих принципиально новыми возможностями в просторах символико-семиотических функций, которые суть знаки, символы, символические или культурные тексты.
Поскольку культура, под коей подразумевается мегаобъект, не представляется быть разорванной от восприятия её человеком, то препарированная абстрактная система в процессах, обусловленных закономерными связями, диктуемыми свойствами и качествами элементов и обусловленная функциями взаимодействия, в действительности суть целостная животрепещущая система. В свою очередь каждый из элементов («Я», «Другой»), представляя собой множества отдельных видовых мегапонятий (субъект и объект), неизменно содержат в себе соответствующие виду родовые понятия со всеми, присущими им характеристиками, а именно: «Я» - это и отдельная личность, небольшая группа людей, и общество, и государство, и жители планеты Земля, которые объединены в таксон свойствами оценивать и понимать те или иные обстоятельства; «Другой» - это все объекты, которые так или иначе попадают в поле зрения элемента «Я» в силу способности сигнализировать о своём присутствии или деятельности и быть оценёнными, что объединяет их в другой таксон.
Такие же законы, - с некоторыми корректирующими функциональными изменениями, диктуемыми специфическими качествами исследуемых сигнализирующих вещей, - что предусмотрено в системах с обратными связями, - действуют на всех уровнях подсистемы с точки зрения исследования отдельных её частей в их сопоставительно- типологическом анализе друг с другом. Например, исследуя тот или иной объект с позиций системности, исследователь со своим операциональным аппаратом производит двойную адаптацию: 1) имплицирует себя как субъект познания в элемент «Я»; 2) настраивает аппарат восприятия «Я» на ту операционную систему, которая присуща «Другому» по его качествам.
Ниже представлена предметная область, взятая в качестве типологической нормы для идентифицикации закономерностей функций, обеспечивающих обратную связь в пределах символико-семиотического пространства, обозначенная в формуле субъектно-объектных отношений знаком дефис «-», а именно:
1. Для определения принципа функционирования выше представленных систем элементов «Я» и «Другой» типологической нормой принята теория функциональных систем П. К. Анохина, реализующая процессы обратной связи между живым организмом и средой или вещью в зоне символико-семиотического пространства.
Как режиссёр умирает в актёре, так и элементы «Я» и «Другой» в процессе порождения текстов условно растворяются в символико-семиотическом пространстве. Остаётся детище сложного процесса взаимообуславливания - культурный текст, который развивается по себе присущим законам развития. Такое преобразование в саморегулирующихся системах, как указывает Стёпин, предусмотрено синергетической системой, т.к. причинность в больших системах уже не может быть сведена к лапласовскому детерминизму (в этом качестве системы имеют лишь ограниченную сферу применимости, как например, в системах элементов «Я» и «Другой»). Человекоразмерная же система, к коей относится система отношений, выраженная формулой «Я»-«Другой» дополняется идеями «вероятностной» и «целевой» причинности.
До включения в модель субъектно-объектных отношений символико-семиотического пространства, система характеризуется с учетом стохастического (предугадывающего) взаимодействия в своих подсистемах. После включения в неё символико-семиотического пространства оптимизируется действие программы саморегуляции как цели, обеспечивающей воспроизводство мегасистемы посредством функций взаимообуславливания. Абстрактная модель культуры в своей завершённой форме триедина, как и модель межперсонажных отношений в театральной практике.
Учитывая, что сформированная модель культуры является ничем иным как трансдисциплинарной моделью, её основные положения могут быть трансферированы во все предметные сферы, связанные с культурой родовыми связями, в том числе – в теорию театрального искусства.
Используемая литература.
1. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии. № 6. – М, 1989. С. 31-42.
2. Паронян З.Р. Нужна ли театру наука? Сборник статей «XXI век: проблемы культуры и культурологического образования». М: МГУКИ, 2001. С.85.).
3. Стёпин В. С. Культура // Вопросы философии. № 8. 1999.
Свидетельство о публикации №212050900260