Маршал Рокоссовский - Суворов Красной Армии

Среди имен Маршалов Великой Отечественной как благородный бриллиант сияет имя Константина Ксаверьевича Рокоссовского (во время Первой мировой войны ему вписали "более простое"  отчество - Константинович).

Полководец Божией милостью –  в честь побед его войск Москва салютовала 61 раз (всего же было 365 салютов, а за время войны   должность командиров фронтов занимали 60 человек). 

Ему сдал личное оружие фельдмаршал Паулюс.  Его  Первый Белорусский фронт шел на Берлин; но ему пришлось уступить славу и вступить в командование соседним фронтом.  Несомненно, Берлин был бы взят раньше и с меньшими потерями...

В ходе войны Сталин назвал Маршала Суворовым Красной Армии. Он стал вторым - после Шапошникова - человеком, к которому Сталин обращался по имени-отчеству.

Приходилось читать, что солдаты называли его «генерал-вперед», а немцы «генерал-кинжал».  Казалось бы, что такая энергия может быть связана с жесткостью характера.  Ну да, как-то он чуть не расстрелял собственноручно чужого полковника, споровшего знаки отличия. (Кстати, сам он запрещал командирам носить полевые - малозаметные - знаки: солдат должен видеть своих командиров в бою). Но с какой теплотой пишет он о своих боевых товарищах - любого ранга и звания. И ведь известны воспоминания его бойцов - скажем, сержантов-разведчиц, которых он знал лично и которые почитали за счастье служить у него...


Ясно, что много можно рассказывать о военных делах Рокоссовского;  например, он пролежал несколько часов под огнем в одиночной ячейке, чтобы решить, не лучше ли объединять их – хоть вероятность попадания больше, но не так страшно и одиноко.

Но не только этим интересен Маршал, но и своими точными и независимыми суждениями и наблюдениями.  Так, в довоенной характеристике он отметил абсолютную непригодность для штабной работы своего подчиненного, ставшего начальником Генштаба перед войной и в первый ее месяц.

Мемуары Рокоссовского «Солдатский долг» скромны и невелики. В отличие от иных знаменитых  воспоминаний, их содержание и точки зрения  не менялись от издания к изданию (были только восполнены некоторые навязанные купюры).

Запомнилась сцена в момент первого назначения Рокоссовского командующим фронтом (Брянским). Сталин специально задержал его, когда другой, снятый с должности генерал жаловался, что представитель центра (Ставки) сам принимает решения и не дает командовать.

- Вам доверен фронт, Вы за него отвечаете. Если не согласны, должны были сообщить по ВЧ, - сказал Сталин. – Не сделали, за это и снимаем.

Как сказал Рокоссовский, он на всю войну усвоил этот урок (подробности в его книге). Как думается, именно, чтобы иметь неоднобокую информацию, Сталин часто обзванивал командующих разных уровней. А не для того, чтобы присвоить себе чужие достижения, как писал один маршал.

Он был единственным командующим, который просил такого (весьма известного) представителя  Ставки не мешать; а тот знал, что его скорейшего отъезда откровенно ждут.

А однажды, полагая, что ему предоставлено право решения, целесообразно  перегруппировал свои войска с частичным отступлением для сохранения живой силы (правда, вынужден был отменить по требованию того же комфронта).
 
Рокоссовский очень высоко отозвался о боях Отдельной Армии НКВД, позднее № 70.  Вообще, участие пограничников и других войск НКВД – отдельная малозатронутая тема. Например, ни одна застава не отступила без приказа, свою жизнь отдавали за 5 – 7 вражеских. Если бы армия была подготовлена не вполовину, а в четверть так хорошо, как войска НКВД, многое с начала пошло бы иначе.

После войны Рокоссовскому предстояла еще одна труднейшая военно-дипломатическая задача.  Будучи поляком, он возглавил Министерство обороны Польши и стал еще Маршалом Войска Польского.

 Вот здесь уж точно никто из маршалов не мог бы его заменить. Впрочем, думаю, и на полях сражений тоже.

Верность своей чести и своему Верховному  Рокоссовский сохранил до конца жизни (хотя поводов для обид у него было, наверно,  больше, чем у других).

Очень интересно, как бы среагировал великий Маршал на выступление Хрущева по окончании ХХ съезда, если бы там присутствовал - как все или почти все другие маршалы. Мне думается, собственная честь и достоинство не позволили бы ему молча слушать низкую, очевидную для всех военачальников  клевету, например,  о том, как Сталин изучал обстановку по глобусу... И, быть может, история пошла бы другим путем...   

  Каждый,кто интересуется подлинной историей Войны, просто обязан прочитать небольшую книгу  Маршала "Солдатский долг". Мемуары, выделяющиеся не толщиной, а честностью. . Но только последнее  издание, не ранее  1997 года. (Оно бесплатно доступно в Интернете). Так же, как необходимо прочесть "Волоколамское шоссе", первое издание которого вышло в 1942 или 43 году.  Кстати, описанные там войска генерала Панфилова вошли в группу Рокоссовского, первоначально собираемую им для защиты Москвы из всех встреченных бойцов и частей .

Оттуда можно увидеть, в частности, что Рокоссовский обладал крупномасштабным видением войны и стратегической обороны. Возможно, из маршалов подобное было еще у Шапошникова - но его опыт ограничивался прошлым.

Об этом и дополнительно о К.К.Р. см. в http://proza.ru/2013/03/05/1288

Дополнение. В 2016 году вышло новое издание мемуаров Рокоссовского. Оно любопытно тем, что в нескольких местах, то ли по небрежности, то ли специально, приводятся два варианта описания одних и тех же событий (без принципиальной разницы, но  менее и более жесткие), иногда со ссылкой на публикации в Военно-историческом журнале (посмертные).

См. также  http://www.proza.ru/2017/05/03/773
           http://www.proza.ru/2014/05/06/1030


------- 

на фото - Маршал Советского Союза Рокоссовский (в первом ряду справа) в Берлине среди других военачальников


Рецензии
Для тех, кто знает историю и биографии советских военачальников периода Великой Отечественной войны, читать Ваш рассказ интересно. А простой читатель видит только ребусы. - Я к тому, что было бы понятнее, если бы Вы писали и расписывали о том, что у Рокоссовского подчиненным был сам Г.К.Жуков и он правдиво писал характеристику на него при его аттестации. Что последнему не совсем понравилось. Кстати, всю войну отношения между ними были сугубо деловыми. - Что называется на "Вы". (ГКЖ допустил матерные оскорбления ККР во время обороны под Москвой. Хотя причины могли быть и другими..). А в целом, я с Вами согласен! Маршал Г.К Рокоссовский - эталон настоящего офицера и военачальника, сравнимый с Александром Суворовым. Р.С. Обидно за него. Но он всегда достойно держался даже в самые жестокие перегибы.. С уважением,

Алексей Шелемин   22.12.2018 09:08     Заявить о нарушении
Рад Вашим квалифицированным замечаниям, Алексей.
Признаюсь, я думал, что про эти отношения здесь есть; должно быть, в другом тексте. Вчера была день его рождения.

Николай Старорусский   22.12.2018 09:22   Заявить о нарушении
отчасти исправил ссылками, но не все нашел.
Несправедливостей ГКЖ по отношению к ККР, не только, было гораздо больше.

Николай Старорусский   22.12.2018 09:31   Заявить о нарушении
В состав 70-й армии, кроме пограничников, были включены войска НКВД. А также конвойники, ж\дорожники и добровольцы из числа сотрудников милиции. Все они знали о том, что немцы не брали в плен и расстреливали на месте не только комиссаров и евреев, но и бойцов и командиров НКВД и особых отделов. (В КА тоже было особо негативное отношение к войскам СС). Насколько мне известно, количество подразделений войск НКВД, подчиненных Берии, было достаточное количество. Но они редко принимали участие в прямых боестолкновениях с гитлеровскими войсками. Сам Берия крайне не охотно передавал их в общевойсковые армии. - Не помню, правда, где я об этом читал.. С уважением,

Алексей Шелемин   22.12.2018 11:42   Заявить о нарушении
И вспомним еще, что кроме эффективных боев на границе и на фронтах, обеспечения безопасности тыла, именно НКВД создал основу партизанских отрядов - ОМСБОН, прообраз спецназа ГРУ.

Николай Старорусский   22.12.2018 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.