Картина четвёртая

О, минуты! О, часы! О, дни и месяцы! О, время, как быстро ты летишь, исчезая вдали, рассыпаясь без остатка, без следа… Но жизнь предполагает движение — движение без остановки с одним конечным пунктом, где однажды пассажир должен будет выйти из своего трамвая, где-то в неизвестности, там, откуда нет дороги обратно… Возможно, будет шанс купить билет на другую поездку в другом трамвае, но это будет уже другая жизнь…
Вслед за осенью приходит зима, а вслед за ней и весна. Этот круговорот нам не остановить, не изменить, не затормозить и не ускорить, а ведь так иногда хочется заморозить некоторые моменты жизни. О, как хочется временами остановить трамвай где-нибудь посередине майского луга, и полюбоваться им дольше положенного!.. Но нельзя, не в нашей это компетенции, а посему мы можем только продолжить путь, и ждать следующего майского луга, а может — и дремучих лесов: всё зависит от маршрута, который, возможно, уже проложен, причём не нами…
Конец весны. Марина родила сына, наследника, как и мечтал Владимир Борисович. Мальчика назвали в честь покойного прадеда — Борисом. На радостях новоиспечённый дедушка сделал всё возможное, и даже сверх того, и подарил молодым дом в таунхаусе.
Спустя две недели после весьма удачных родов, молодые решили отметить это событие, и, собрав своих близких друзей в новом доме, устроили грандиозную вечеринку, на которую были приглашены футболисты из команды Андрея с жёнами, которые, в свою очередь, стали подругами Марины.
На первом этаже, в хорошо обставленной гостиной возле одной стены стоит большой фуршетный стол, заставленный закусками, алкогольными и безалкогольными напитками. Вдоль других стен стоят кресла, диваны, возле которых миниатюрные журнальные столики и кальяны. Несколько официантов обслуживают гостей, а ди-джей оформляет праздник ритмичной музыкой. Марина, как и большинство девушек, в модном вечернем платье, в отличие от футболистов, которые за модой особо не следят.
Уже вечер, и гости давно уже себя чувствуют как дома — разбившись на мини-компании разбрелись по разным местам квартиры: одни — на одном диване, другие — на другом, третьи — на кухне, кто-то ещё где-то, и только Марина, как хозяйка праздника, никого не оставляет без внимания, и ходит от одних ребят к другим. Андрей же — то с супругой позирует перед камерами, то осушает олд-фэшны с виски со своими друзьями по мячу.

Марина (с бокалом бургундского пино-нуара подходит к одному из диванов). Никогда не видела столько красивых девушек в одном месте. Чудесно выглядите, девочки.
Линда. Стараемся. За нашими мужьями нужен глаз да глаз: отвернёшься — либо уведут, либо сами уйдут.
Вероника. И не говори. Вон, у Соньки муж-вратарь на месяц ушёл к другой, и ни слуху, ни духу. Потом вернулся, как ни в чём не бывало.
Марина. И она его простила?
Вероника. А куда деваться-то? Конечно, простила. Где ж она себе ещё такого вратаря найдёт?
Марина. А он как: просто взял ушёл, а потом взял пришёл? Без объяснений?
Вероника. Объяснения может и были… Да и всё это мелочи, по сравнению с тем, что почти через год стало известно, что на него баба — ну, та, к которой он уходил — на него в суд подала за неуплату алиментов.
Марина. Жуть какая…
Вероника. Ну, да. Увела чужого мужа, поводилась с ним, потом — бросила, родила, и теперь живёт припеваючи — катается как сыр в масле.
Линда. Она — его? Не поверю. Скорее, он сам ушёл от неё — поматросил и бросил. Все мужики такие.
Вероника. А почему тогда он не вынудил её сделать аборт?
Линда. Она просто ему ничего не сказала, он и не знал. А потом отомстила. Умная баба, оказалось.
Появляется Андрей.

Андрей (Марине). Пойдём, милая, познакомлю тебя с нашим новым игроком из Турции. (Пытается увести Марину.)
Марина. Не люблю Стамбул.
Андрей. Ничего страшного, он из Анкары. (Уводит Марину.)
Марина. Слушай, они сейчас такое обсуждали…
Андрей (останавливается, прерывает супругу). Знаю. Они всегда обсуждают одно и то же. Только ты их особо не слушай, и не запоминай ничего, что от них услышишь. Хорошо? (Улыбнулся, слегка поцеловал Марину.)
Марина. Да, но только ты не будь как все остальные футболисты…
Андрей (удивлённо). Что? Моя команда – это моя команда, не говори мне ничего о моих друзьях.

Внезапно из темноты появляется Виталий со стаканом виски и улыбкой на всё лицо; останавливается, и неосторожно прерывает их уединённый диалог.

Виталий. Хай! Как вы тут? (Глядя на мраморные лица друзей, встревоженно.) Что такое?..
Андрей. Ничего. (Улыбнулся.) Всё в порядке.
Виталий. Можешь обмануть (Указывает головой на диван, где прежде сидела Марина.) вон тех… кокеток… мягко говоря, но не меня.
Марина. Виталий, оставь нас, пожалуйста!
Виталий. Как скажете. (Уходит.)
Андрей. Кстати, ты когда последний раз маме звонила? Как там Бориска?
Марина. С ним-то как раз всё в порядке, нежели… впрочем, не важно. (Отвернулась.)
Андрей (взял за плечи Марину, повернул к себе). Что не важно?
Марина. Твоя команда – это твоя команда, и не моё это дело, кто от кого рожает, кто к кому уходит и когда возвращается, и подаёт в суд на алименты. Пусти! (Высвобождается, и уходит к тем же жёнам футболистов, к которым сразу же присоединилась и Софья.)

Шокированный Андрей ответом супруги подошёл к столику, налил виски, и залпом опрокинул стакан. Из-за его спины появился Виталий.

Виталий. Вот так, братишка, гетры от гольфиков ещё толком отличать не научилась, а каждому слову первой кукушки уже верит. (Глотнул виски.)
Андрей. Ты о чём?
Виталий. Не о чём, а о ком. О супруге твоей.
Андрей. Что ты имеешь против Марины?
Виталий. Против Марины – ничего, но вот шеи представительниц той компании, с которой она связалась, я бы поломал.
Андрей. Это жёны моих друзей!
Виталий. Я в курсе кто они такие. Но дело здесь в другом.
Андрей. В чём же?
Виталий. Для начала успокойся! Давай, сделай пару глотков. (Подаёт другу стакан виски, и тот чуток отпивает.) Мне, как стороннему наблюдателю, не имеющему ничего общего ни с твоей командой, ни с командой жён футболистов, виднее. Теперь послушай меня, и не злись. Эти женщины добивались своих мужей потом и кровью, и терять их ни в коем случае не собираются. Их мужья знают, что им от своих жён никуда не деться, и поэтому, при первой же возможности, делают шаг налево. Думаю, ты понимаешь о чём я. Так вот, эти три несчастные кукушки, с которыми подружилась Марина, наговаривают ей всевозможные вещи, исходя из своего опыта, причём неудачного. Поэтому, думаю, будет тебе полезнее держать Марину подальше от них, таких подружек.
Андрей (глотнул виски). А ты-то откуда всё знаешь?
Виталий. Рядом стоял – слушал.
Андрей. Подслушивал?
Виталий. Считай, как знаешь. Мне всё равно. Но вот некоторая информация порочит твоих друзей.
Андрей. Я знаю, что они большие сплетницы, и много чего говорят о своих мужьях. Именно поэтому я и попытался увести от них Марину. Знаешь, ты маленько отстал от жизни. Ты мне сейчас говоришь то, что я и сам прекрасно знаю. Но эти женщины теперь единственные маринины подруги, особенно тогда, когда я на сборах.
Виталий. Сначала они говорят о своих мужьях, потом – о чужих, а со временем и о тебе. Не думаю, что тебе будут по вкусу истории о своих любовных связях на стороне. Да, и Марине, полагаю, будет не очень-то приятно всё это выслушивать.
Андрей. Я в ней уверен, а она – во мне. Ни я изменять ей не собираюсь, ни она – мне. К тому же, у нас родился ребёнок.
Виталий. Ты-то, может, и не собираешься изменять Марине, но вот её новые подруги за тебя уже всё решили. (Глотнул виски.)
Андрей. Прекращай, а! Не порти праздник. У тебя своей жизни что ли нет, раз лезешь в чужую?
Виталий. У меня есть своя жизнь, я не спорю. Но вот часть её – это ты: мы с тобой дружим чёрт знает сколько лет, и мне бы не хотелось рвать с тобой дружбу из-за каких-то не ошпаренных особей.
Андрей. Вот именно поэтому, я и прошу тебя помолчать, и не совать свой нос в чужие дела.
Виталий. Как скажешь. (Уходит.)

Андрей, оставшись один, наполняет стакан виски, кидает в него несколько кубиков льда, и, случайно обернувшись, видит перед собой некоторых своих друзей-футболистов. Они, став полукругом возле него, широко улыбаются, и каждый держит в руке стакан с виски, либо рюмку с коньяком.

Андрей. О, чёрт! Как вы меня напугали!
Кирилл (с расстановкой). Поздравляем!
Андрей. Спасибо. Правда, мне очень приятно, что вы все нашли время, и приехали.
Кирилл. Обижаешь, брат! Мы – твоя команда, ты – часть нас, и все мы желаем тебе счастья и процветания! Ура!

Все дружно чокаются и выпивают.

Андрей. Правда, спасибо! Вы мне все очень дороги, и я без вас – не я. И команда наша – не команда без кого-либо из нас.
Кирилл. Да, но сколько игроков мы уже проводили… хотя, не нужно об этом – у тебя же праздник!
Идрис. Андрей, я в команде всего три месяца, но за это время успел подружиться со всеми вами, и я очень рад, что у нашей команды такой полузащитник, как ты. Поздравляю тебя, брат! (Трогательно обнимаются.)
Кирилл (Андрею). Ну, когда ты нам покажешь своего наследника?
Андрей. Не скоро. Он пока у бабушки.
Кирилл. Да ладно? Серьёзно?
Андрей. Да. А что ты думал, что он лежит в своей колыбели на втором этаже, и спит под грохот музыки и голосов? Поэтому, мы и отвезли его сегодня бабушке – пускай нянчится.
Кирилл. А на кого похож твой мужик?
Андрей. А кто его знает? Вроде как на меня, но Марина утверждает, что на неё, а тесть бьёт себя пяткой в грудь, и кричит, что Бориска вылитый он. В общем, подрастёт – видно будет. Да и не главное это, на самом деле.
Идрис. А второго ещё пока не планируете заводить?
Андрей. И ты туда же, нападающий! Мне Марина и так уже весь мозг вынесла по поводу второго ребёнка, и ты ещё добавляешь. (Глотнул виски.)
Идрис. Ну, вот у нас, в Турции…
Андрей (перебивает). Это у вас, там, в Турции, но Россия – не Турция, и Казань – не Стамбул. Так, что не надо ничего сравнивать, а прежде чем лезть в мою семью, обзаведись своей. (Уходит.)
Кирилл (Идрису). Мне кажется, или он в самом деле стал какой-то раздражительный?
Идрис. Ну, семья, ребёнок, молодая жена… И давно он на выездах не был, давно мяч не пинал.

А тем временем диванные сплетни продолжаются.

Линда. А эти их турецкие выезды – вообще отдельный разговор. Чем они там занимаются одному Богу известно. Это нам они песни поют, что в футбол играют, а на самом деле – боюсь даже думать об этом.
Вероника. Ну, нет, у них там дисциплина жёсткая, и быть такого не может, чтобы они там по бабам ходили.
Линда. Я тебе говорю: ходят всей командой. Что ж, у них выезды-то в Турции проходят? Подожди, скоро и в Таиланд на выезды поедут. Жди! (Закуривает.)
Вероника. Да, наверное… Как-то я встречаю своего после возвращения из Турции, и в одном нижнем белье перед ним и так кручусь, и по-всякому, а он на меня – ноль внимания. Сразу неладное заподозрила.
Линда. Я тебе про что и говорю: мы, значит, тут сидим, ждём их, волнуемся, а они там развлекаются. Правильно мне мама говорила: за хоккеиста надо замуж выходить – они дальше республики никуда не ездят, и всегда под боком.
Софья. Хоккеисты много водки пьют.
Линда. Ну, эти водку не пьют, эти кальяны курят. Накурятся, а потом на поле трёх метров пробежать не могут. Вот ты, Марина, когда своего последний раз на поле видела?
Марина. У Андрея был тяжёлая травма. А в прошлом – он чемпион страны.
Линда. Прошлым это и останется. Запомни мои слова. (Обращается к Веронике.) Ну, а твой когда последний раз на поле выходил?
Вероника. Ой, даже не помню…
Линда. Что и требовалось доказать. Посмотри на их команду – больше половины иностранцы!.. Кстати, недавно тут смотрела игру Спартак – ЦСК. И что вы думаете? Играют негры против негров; такое ощущение, что я смотрела чемпионат в Зимбабве. Они – талантливые игроки, а наши только по бабам и ходят.
Софья. Ну, не знаю. Мой на каждом матче на воротах стоит.
Линда. Конечно, ему ж надо две семьи кормить.
Софья. Линда, не начинай, пожалуйста…
Линда. Прости, милая…
Марина. Извините, девчонки, меня муж зовёт. (Поднимается с дивана.)
Линда. Надо будет – сам подойдёт.
Марина. Он воспитанный, и не будет вмешиваться в женские разговоры. (Уходит.)
Линда (возмущается). Воспитанный он, видите ли! А наши мужья, по её мнению – нет? Аристократка, прямо.

Марину вовсе не звал Андрей, он стоит возле окна с Виталием, и они о чём-то беседуют. К моменту появления Марины, Виталий замолчал, и дождавшись, когда она подойдёт к мужу на расстояние вытянутой руки, удалился.

Андрей. Как ты, милая? (Обнимает за талию.)
Марина. Устала от музыки, шума, и всякого рода болтовни. Голова уже кругом идёт.
Андрей. Может, пора всем сказать «До свидания»?
Марина. Нет, не нужно, пусть веселятся, и радуются за нас.
Андрей. Точно?
Марина. Да.
Андрей. Ну, смотри. Когда будет тебе совсем невмоготу, ты только скажи, и я всех выпровожу.
Марина. Думаю, до этого дело не дойдёт. (Пауза.) А знаешь, я вот о чём хочу тебя спросить: что за история с двумя семьями вашего вратаря Юрия?
Андрей. Ты разве не знаешь?.. Ах, да, это было давно, ещё до нашего с тобой знакомства.
Марина. Давно?
Андрей. Настолько давно, что я уже забыл все детали. Да и подробно я ничего об этом не знаю. А почему ты спрашиваешь?
Марина. Да просто, девчонки обсуждали, вот и решила спросить, чтобы не казаться в следующий раз серой мышью, не знающей ничего, что происходит вокруг.
Андрей. Я не хочу, чтобы ты участвовала в обсуждении личной жизни моих друзей.
Марина. Твои друзья являются мужьями моих подруг, поэтому нет ничего зазорного в том, что эти девушки обсуждают между собой свою личную жизнь, так как личная жизнь твоих футболистов является неотъемлемой частью жизни моих подруг.
Андрей. Хорошо! Хочешь знать, как образовались у Юры две семьи, спроси у него сама. Вот, кстати, и он. (Мимо них проходит Юрий, но не так близко, чтобы слышать разговор Андрея и Марины, но и не так далеко, чтобы не увидеть, что его зовут.) Сейчас всё и узнаешь из уст первоисточника, и сама сделаешь нужные тебе выводы.

Подходит Юрий.

Юрий (Андрею). Звал?
Андрей. Да, тут моя жена хочет тебя кое о чём спросить. Я, надеюсь, ты не против ответить на её пару вопросов?
Юрий. Нет, конечно же. (Марине.) Спрашивай.
Марина (после длительной паузы). Говорят, что ты живёшь на две семьи. Скажи, как это произошло?
Юрий (расхохотался). Живу на две семьи? Это как понимать? Нет, я живу только с Софьей, а другой женщине плачу алименты. И не более. Кто же тебе сказал такую глупость, насчёт двух семей?
Марина. Да, так, девчонки весь вечер обсуждают. Как произошло, что ты платишь алименты?
Юрий. Очень просто. Я встречался со многими девушками. А когда понял, что у нас с Софьей всё серьёзно, то порвал отношения со всеми своими бывшими. Потом мы поженились. А когда Софья была на пятом месяце беременности, я получил повестку в суд, что не плачу алименты. А я и знать не знал, что у меня есть ребёнок от другой. Когда Софья узнала, то закатила скандал, но потом успокоилась, потом родила, и всё встало на свои места. А та – моя бывшая – вскоре вышла замуж, и не допускает меня до ребёнка, но я по-прежнему продолжаю платить алименты. Вот, собственно, и всё.
Марина (не веря ответу Юрия). И всё? Так и было?
Юрий. Не совсем. Идея подать в суд на меня была не той женщины, а её мужа.
Марина. Но в остальном всё так?
Юрий. Да.
Андрей. Спасибо, Юрий.
Юрий. Не за что. (Уходит.)
Андрей. Ну, как, довольна ответом?
Марина. Более чем. Слушай, у меня совсем разболелась голова. Я пойду в спальню, прилягу, а потом вернусь.
Андрей. Нет-нет, давай я всем скажу, чтобы расходились? Уже поздно.
Марина. Нет, не надо. Пусть веселятся, сколько захотят. Невежественно будет с нашей стороны, если начнём прогонять гостей. Это неправильно. Я пойду, а ты оставайся здесь.
Андрей. Что ты, дорогая! Как я могу здесь остаться. Пойдём, провожу тебя хоть до спальни.
Марина. Ты должен будешь вернуться, чтобы никто ничего не подумал, и не сказал, что мы – невоспитанные плебеи.
Андрей. Как скажешь…

Нежно обняв Марину за талию, Андрей повёл её в спальню на второй этаж. Измученная, уставшая за вечер, она еле передвигает ноги, но, находясь в объятиях крепких рук, девушка уверенно ступает по паркетному полу, и поднимается по крутым деревянным ступенькам.
Войдя в спальню при помощи Андрея, Марина попросила его оставить её, и вернуться, когда все гости разойдутся, но, чтобы он никого намеренно не прогонял. Андрей пообещал, что исполнит её просьбу, но попросил разрешения заглядывать к ней всякий раз, как соскучится.
Выйдя из спальни, Андрей поспешил вернуться в гостиную, где у подножия лестницы столкнулся с Виталием, который стоял, будто в ожидании, когда спустится его друг.

Виталий. А знаешь, что рассказала Линда Марине о семье Юрия и его предыдущей женщине?
Андрей. Не знаю, и знать не хочу. Виталий, пойми, мне сейчас не до тебя. И займись уже чем-нибудь умным, а то сам опускаешься до этих сплетниц.
Виталий. Я только тебя предостерегаю от дурных последствий…
Андрей (перешёл на крик). Займись устройством своей семьи и своей жизни, и отстань от меня!
Виталий. Что ж, я тебя предупредил. Прощай!


Рецензии