Красота по-американски - рецензия на фильм

США, 1999
Режиссёр: Сэм Мендес
Сценарий: Алан Болл
В главной роли: Кевин Спейси
Жанр: драма

"Красота спасёт мир", - пообещал Фёдор Михайлович Достоевский, но не уточнил при этом, что такое красота. А ведь у каждого о ней свои представления. В том числе, и у героев фильма "Красота по-американски". 42-летний Лестер Бёрнем (Кевин Спейси) влюблён в одноклассницу дочери Анджелу (Мина Сувари), на вид совершеннейшую куколку-нимфетку, глупенькую и самовлюблённую. Анджела представляется зрителю сосудом без содержания, но разве пустой сосуд способен вдохновить взрослого человека на то, чтобы он в корне изменил и свою жизнь, и самого себя? А собственную дочь Джейн (Тора Бёрч) Лестер не воспринимает всерьёз и отзывается о ней с иронией:

"Джейн - типичный тинейджер, озлобленная, легко ранимая, закомплексованная. Я бы хотел сказать ей, что это пройдёт, но я не хочу обманывать её."

В то же время его юный сосед Рики (Уэс Бентли) считает красавицу Анджелу самой обыкновенной, подросток даже называет её уродкой. При этом он влюблён в невзрачную серую мышку Джейн, и любуется ею, постоянно записывая на видеокамеру.

Лестер одухотворяет внешнюю красоту, а Рики обладает способностью увидеть её в самых обыденных проявлениях жизни. Разница в возрасте определяет точки отсчёта, а опыт - различные ракурсы, через которые два этих героя смотрят на мир (в одном они схожи - они оба научились быть свободными).

Название фильма, как правило, связывают с "американской красавицей", редким видом роз, который растёт по периметру участка Бёрнемов. Лепестки этих роз то и дело осыпают Анджелу в фантазиях Лестера. А Рики, в противоположность ему любуется вещами совершенно приземлёнными: мёртвой птицей или брошенным полиэтиленовым пакетом, который "танцует" под порывами ветра. Фантазии Лестера гармоничны, а видение Рики в некотором роде безумно, но они оба способны передать своё видение мира девушкам, в которых влюблены. Значит, красота - это любовь?

И красота, и любовь проходят сквозной линией через сюжет картины, доминируют в ней, но фильм поднимает и многие другие проблемы: кризис среднего возраста, конфликт отцов и детей, фальшь, на которой строятся отношения в обществе и прежде всего в семье.

Лестер Бёрнем - ничем не примечательный клерк рекламного агенства. В один прекрасный день он сознаёт, что его до смерти достало унылое прозябание. Он больше не хочет лицемерить и притворяться, что уважает начальника, который растратил деньги компании на посещение публичного дома, или улыбаться соседям, демонстрируя, что у него в семье всё в порядке. И Лестер взбунтовывается. Изящно и едко. Девочка Анджела, в которую он влюбляется, наполняет его жизнь смыслом и желанием что-то изменить. И этот маленький человек кидает вызов американской мечте и позволяет себе стать самим собой.

Лестер Бёрнем должен скоро погибнуть, это не спойлер, об этом заявлено в первых же кадрах фильма. На протяжении картины мы можем только догадываться, что послужит причиной смерти героя. Джейн просит Рики то ли в шутку, то ли всерьёз убить отца; жена Кэролайн (Аннетт Бенинг) внушает себе, что отказывается быть жертвой и тренируется в тире, стреляя из пистолета; полковник Фрэнк Фиттс (Крис Купер), отец Рики, считает Лестера виновником своих бед, а в своём кабинете он хранит целую коллекцию оружия. Только сам Лестер ни о чём не догадывается, простодушно отпуская вожжи своей жизни и позволяя ей нестись вскачь по собственному усмотрению. Он нарушает определённый в его маленьком мирке порядок, и это не может остаться безнаказанным. Тот, кто ломает устоявшийся образ жизни, обречён на гибель. Победила ли американская мечта или всё-таки оно того стоило - испытать несколько мгновений счастья и почувствовать себя изменившимся?

"Я думаю, я должен был бы разозлиться из-за того, что со мной произошло, но трудно хранить злобу в сердце, когда в мире так много красоты. Иногда мне кажется, что я вижу её всю, и это становится невыносимо - моё сердце наполняется ею, как воздушный шар, который вот-вот взорвётся. И тогда я расслабляюсь и перестаю сопротивляться ей, и она просачивается сквозь меня, подобно дождю. И я не чувствую ничего, кроме благодарности за каждый миг моей глупой маленькой жизни."

В "Красоте по-американски" прекрасно выдержано соотношение формы и содержания, фильм многослоен и в сюжетном, и в смысловом плане. Его отличают замечательные сценарий и режиссура, великолепная актёрская игра, в первую очередь Кевина Спейси, персонаж которого вызывает симпатию, несмотря на то, что образ его весьма и весьма противоречив. Своей подростковой незащищённостью он напоминает героя Янковского в фильме "Полёты во сне и наяву". Интересна операторская работа, особенно те моменты, когда камера снимает как бы от лица Рики.

Это первая полнометражная лента Сэма Мендеса, но сделана она потрясающе сильно. И не случайно получила 5 "Оскаров". "Оскар-2000" был богат на прекрасные картины и, может быть, стоило статуэтку за лучший фильм года отдать "Шестому чувству", а за сценарий - "Магнолии", но за лучшую мужскую роль Кевин Спейси получил свой приз вполне заслуженно.

Фильм обязательно стоит посмотреть.

11 из 11


Рецензии
Зыбкость всего сущего как и красота роз,непрестанно роняющих свои лепестки. Таким основательным чувствам как любовь нет места в картине. Влечение к нимфетке изголодавшегося по сексу чиновника среднего возраста уж точно не любовь. Интерес юноши к соседке идёт от страсти снимать и запечатлевать на плёнку - этакий вуайеризм - не более. Дочь героя мечтает о сильной руке папаши,у парня совсем другая проблема - он покалечен отцом-садистом.
Следование американской мечте - более выраженный мотив. Успех, успех, я - хищник, а не жертва - её карма. Красота в ней сообщается со смертью. В пасторальные виды аллеи органично вписывается похоронный кортеж. Гармония вызывает только боль. Оружие,как элемент этой мечты"вооруженной нации" расставляет всё по своим местам. Человек,отринувший эту мечту, гибнет от "кольта".

Гурам Сванидзе   30.10.2024 10:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.