Его величество Случай

  Говорят – случай сильнее прокурора. Почему? Своей неотвратимостью, неожиданностью? Вообще интересно бы узнать эту тайну житейской арифметики – сколько процентов в среднем каждый человек  в жизни встречается с этим феноменом – случаем. А ещё есть Везение и Невезение. Это уже полоса или очередность случаев. Каждый их испытал.
Многим случай спас жизнь и наоборот -  тоже бывало... Написан миллион рассказов и повестей про эти таинства и загадочные случаи. Но череда везений порой шокирует, заставляет верить в  какие-то высшие неведомые силы вокруг нас. Живучесть религии частично и на этом держится.  Случаю как феномену давно пора поставить памятник. У древних греков была Тюхэ - богиня случайности и удачи. У римлян - это Фортуна.
  Благодаря случаю были открыты лучи Рентгена, был открыт пенициллин, изобретен транзистор и много чего еще. Даже эволюция материального мира обязана случаю, ибо все новое и возникло путем бесконечных комбинаций и перекомбинаций из атомов, молекул и целых структур из них методом "Проб и ошибок". Удачные (стабильные) комбинации сохранялись пройдя через сито Естественного отбора и служили для дальнейшей игры Природы и Космоса в "комбинацию". Происходила "канализация" отбора, а в целом - восходящее развитие мира. Это конечно не значит что мировые процессы абсолютно случайны. Кроме стохастики есть еще детерминизм - это законы материи и строго определенные закономерности многих материальных процессов. Все законы сохранения и физико-химические свойства веществ детерминированы, то есть достаточно строго стабильны в определенных пределах. Наиболее важные свойства - это дуальность и комплементарность этих свойств. Благодаря им из случайного процесса отбираются устойчивые комбинации и дальше идет череда структурного усложнения на основе этих же свойств. Пределом достигнутой сложности является живой организм - открытая самоуправляющаяся система.
Отсюда вывод - случайные комбинации создают рабочий материал, из которого детерминизм извлекает стабильные неживые и живые структуры.

  Вернемся к забавным случайностям. Мой маленький пример случайности – вышел я однажды из института в Обнинске  и  вижу - подкатывает наш служебный автобус, сел и поехал в город. Вышел на остановке – подкатывает рейсовый автобус – сел и поехал на вокзал. Вышел из подземки и к перрону подкатывает моя электричка, сел и поехал в Москву. Приехали, сел в метро, выхожу на нужной станции и... подкатывает мой рейсовый автобус до дома. Вот так 4 раза подряд повезло!  Я атеист и меня не так просто сшибить с моих позиций, но?... Мне подумалось – может это какой-то неведомый дух надо мною подшутил и захотел посмотреть на мою реакцию?  Видимо, посмотрел, улыбнулся и полетел шутить дальше.

  Один солидный человек рассказал мне случай, после чего он стал верить в  какие-то потусторонние силы. Дело было так – большая семья собралась в выходные на дачу. Собрали вещи. Прихватили кота и собаку, вышли во двор и хотели сесть  в машину. И тут-то хозяин спохватился – нет ключей от машины в кармане!  Обшарил всё и вернулся в квартиру – обыскал  все шкатулки, посмотрел в мыслимых и немыслимых местах – нету! А снизу кричат - "что там возишься долго?"  Вспотел от переживаний, сел в изнеможении на диван,  думал, думал – ничего не вспомнил. Потом вдруг какая-то сила заставила его встать на колени и заглянуть под диван – там лежали ключи...  Говорил – начал верить в бога. Так вот просто становятся верующими.

    А вот еще забавный случай со мной.  Шёл я как-то вечерком вальяжно не торопясь по Старому Арбату, любуясь людской пестротой пешеходной улицы и ко мне стали обращаться люди с вопросом – нет ли лишнего билетика в театр?  До Вахтанговки было целых два квартала, на афишах – открытие сезона, ожидалась премьера  легендарной  постановки «Принцесса Турандот».
 Так я дошёл до театра, подвергаясь атакам театралов.  Они возбудили во  мне интерес к этой постановке – содержание этой сказки меня раньше мало интересовало. Вижу надпись – Касса. Зашёл для любопытства, вижу печальную картину – окошки закрыты,  «билетов нет»,  народ угрюмо молчит.  До начала 5 минут, заходит уборщица с шваброй и по-хозяйски начинает выгонять народ – «ходют тут всякие»... Народ стал выходить, а я нет – остаюсь зачем-то, перешёл на убранную часть кассового зала и стою, зачем – не знаю сам. Так мне почему-то захотелось.  Может это было желание испытать судьбу – вроде спортивного азарта в игре на счастливый случай.
 Я был не один такой упрямый и бестолковый человек – осталась одна дамочка щупленькая в брючном светлом костюме – видать театралка, приезжая – коли без билета.
 До начала представления оставались минуты и... чудо свершилось! – Открывается окошко кассира и оттуда раздаются  два магические слова – «Вас двое?». Я ничего не успел понять и вообще дальнейшие действия произошли молниеносно и как в сказке. Эта женщина в белом моментально оценила ситуацию и брякнула - «Двое!» (что значит женская сообразительность!) и при этом взяла меня под ручки – изображая супружескую пару. Прямо театр в театре!  А из окошка администраторша (это я понял потом) говорит дальше – «идите быстро ко входу, вас пропустят, ваши места – партер, ряд 3, места такие-то». Мы бегом туда – пропустили, зашли,  сели. Оркестр уже играл завораживающую увертюру из "Принцессы Турандот".
   Я с лёгким головокружением  и удивлением пытался осознать эту сверхзвуковую  смену своего состояния и в этот момент... медленно и торжественно поднимается занавес театра и мы видим великолепный строй театральной труппы вахтанговцев во главе с Михаилом Ульяновым, Лановым, Яковлевым, Райкиной и с другими звёздами того времени. Они приветствовали зрителей, зрители их и  началась постановка.  Игра и музыка были чудесны.
 А администраторша эта потом не хотела брать с нас денег. Я думаю – эти места были проплаченные или резервные для VIP-персон, а попали туда мы. По случаю – до сих пор не могу его забыть, очень уж невероятный - как будто госпожа Случайность привела меня за руку к этому месту чтобы удивить, показать свою власть и посмеяться надо мной.
  Без такой пестроты случаев было бы жить скучно на свете, по-моему они и придуманы для  украшения серых будней жизни – это непонятная мистика. Будто какая-то внешняя сила решила подшутить над нами! Наверное до сих пор улыбается вместе со мной над этим розыгрышем!


Рецензии
Саша, нащла одну ошибку - "Заходит уборщицы". А так - рассказ понравился.
Успехов!

Татьяна Шардина   28.04.2013 08:22     Заявить о нарушении
Подобный случай! Я однажды попала на волну удачи -
купила дом, обменяла на 2 комнатную для сына.
Деньги приходили сами собой, события складывались как
детские пазлы. По жизни неслась, как шайба запущенная
рукой Хранителя.

Дарья Снегирёва   05.10.2013 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.