Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 3. Часть 24

               
   ...14 июля 1981 г.  Квартиру нам выделили, как и обещал Леонид Иосифович; 4 комнаты, 3-ий этаж, но до сдачи дома, в общем-то, ещё далеко, несколько месяцев, ещё много отделочных работ впереди.
   Этой весной посадили картошку на нашем садовом участке, папа ездит на автобусе, пропалывает участок, собирает колорадов, ворчит, тяжело ему, от поликлиники до участка, примерно - 4 км, в обе стороны - в два раза дальше -8км, ноги устают...
   Саженцы будем садить, или этой осенью, или следующей весной, как получится.
   Сегодня Роберт поехал в Москву, поступать в Высшую профсоюзную школу... Так пусто и одиноко стало без него дома. И как-то, не очень хорошо было между нами последнюю неделю перед его отъездом. Любое слово обижало, то меня, то его...
   Мне так не хватало твоих ласк, Робка! А первая подойти не смогла, держала обида, в которой, может быть, и сама была виновата...
   Я люблю тебя, родной, мне очень плохо без тебя, я так много эти дни была одна, ещё до твоего отъезда, это - так тяжело, я всё понимаю, ты уходил заниматься к Гайде... Но, от этого не легче... У меня сегодня плохой день, с утра , и до вечера.
   Поссорилась в саду с одним, очень плохим человеком, за то, что она ворует продукты, от детей, ведь, ворует! Так она столько грязи на меня вылила! Словесной, конечно! Мне было так больно, пол-дня не могла в себя прийти от обиды...
   Вот уж правильно говорится: не трогай...кое-что, а то завоняет!.. Нет у меня сил и упорства, чтобы бороться с дрянью, ведь она всегда выкрутится, и обольёт грязью всех вокруг.
   Хорошо, что я этим летом ни за что не согласилась быть заместителем заведующей! Работаю сейчас на полторы ставки, сначала уставала, сейчас ничего, привыкла. Правда, дней десять сердце побаливало, от переутомления, наверно...
   Где ты сейчас, родной?Счастливо тебе сдать экзамены и поступить!
   17 июля.  Сегодня Роберту - день рождения, а я даже телеграмму послать не могу! Москва, Роберту Гринцевичу?..  Сегодня тебе 36 лет. Мы с девочками сходили в магазин, купили сладости и бутылку лимонада, отметили папин день рождения и пожелали ему успехов.
     ... Сегодня умерла заведующая поселковой библиотекой, Лёня Малюхина... На работе потеряла сознание... и всё! Вроде бы, чувствовала себя хорошо, утром пошла на работу, готовила тематический вечер, ждала инвентаризацию... может, переволновалась?  Гордая, красивая...43 года... И вот так, мгновенно, не стало человека...
      Сегодня так не хватало тебя, мой Робка! Ты только, вернись живой, слышишь? Больше всего на свете боюсь потерять тебя!  И ещё: нас с тобой пригласила на свадьбу Лариса Масюк, моя первая ученица, если тебя не будет к этому дню, пойду одна.  Не так часто приглашают на свадьбу свою первую учительницу, правда?
   Я была очень счастлива, она была моей любимицей, конечно, тайной, а потом своей жизнью доказала, что я не ошиблась, где бы она ни была, всегда поздравит с праздником, с днём рождения...
   Так хочется счастья этой девочке!  Жду известий от Роберта, очень...
    9 августа. Писал Роберт.  Экзамены остались позади. Из нашего потока в ВШПД поступило 150 человек из 900 поступавших... Готовился к экзаменам очень старательно, с 6 утра и до 2-3 ночи. Перед каждым экзаменом очень волновался, переживал, что провалюсь, ведь 19 лет прошло после окончания средней школы, притом - вечерней!
   В итоге: литература и математика -"3", история и география - "4".  Теперь я уже студент 1-го курса экономического факультета!  Очень устал за время экзаменов, нагрузка на мозг была страшная, выдохся, плюс ещё навалилась аллергия, нос всё время был заложен, пил таблетки от аллергии и постоянно мазал нос вьетнамской звёздочкой...глаза  слезились, часто чихал, дышал ртом, брал с собой десяток платков, стыдился за себя... Не дай Бог никому таких ощущений! Счастье ещё, что началось это в конце экзаменов, больше - на установочной сессии. Придётся, видимо, опять ложиться в Даугавпилсе в больницу, они меня прошлый раз здОрово подлечили, спасибо им!
   Приезжали Володя с Верой и Светланкой, погостили неделю, сегодня мы их проводили.  Володя и на этот раз не удержался, чтобы не обидеть Людмилку из-за ерунды...
   Дом наш к сдаче подвигается очень медленно, хорошо, если в октябре въедем в него... По выходным  работаем  там, клеим обои, красим окна и двери, в конце работы ещё нужно будет проолифить и покрасить полы два раза.
   Это , конечно, плохо, что Ауричке придётся сначала поучиться в Дагдской школе, а потом переходить в Краславскую школу, но, что делать? Се ля ви!
   Дети много времени проводят на улице, купаются в озере, загорают, закалились. Плохо то, что Аурика и Наташа совершенно не читают, выписали газету "Пионерская правда", а Аурика почти не заглядывает в неё, да и Наташа стала забывать буквы...
       С другой стороны - лето, пусть отдохнут от учёбы, ещё успеют ...Людмилка сидит напротив и пишет письмо Кате в Севастополь. Я очень, очень, люблю свою жену!  За её ум, преданность, способность так верно любить, прощать мою вредность, заскоки, вспыльчивость... А вообще... сможет ли хоть один мужчина на свете сказать, совершенно точно, за что именно, он так любит свою женщину? Просто любит! И всё!
     17 ноября 81 г.  День рождения моего брата Лёни. Съездили с Людмилкой в Дагду, поздравили его. Он очень и очень много помог нам с переездом в Краславу! Сначала мы долго готовили всё имущество к переезду, упаковывали, сколачивали ящики, это же две квартиры, не одна! Одних яблок набрали на нашем Дагдском огородном участке 10 ящиков! Две 20-литровые бутыли вина обложили тряпками в ящиках, я уже несколько лет ставлю домашнее вино, из яблочного и смородинового сока, из ягод рябины (это вино - рябиновое, обожает Людмилкин брат Володя).
    25 октября к 8 утра, пришла из Краславы длиннющая бортовая машина с длинным прицепом, начали загружать имущество, нам помогали: наши отцы, Лёня, Саша, Павел Кумачёв. Отцу моему было трудно, у него уже несколько лет паховая грыжа, так он обмотал живот длинным полотенцем и принимал груз на машине, по-хозяйски укладывал всё, Людмилкин отец тоже принял участие в погрузке, но вскоре у него начался приступ астмы, пришлось его отстранить от этого дела.
   Загрузили всё с нашей квартиры, подъехали к дому Сорочкиных, там было труднее, третий этаж... И там всё загрузили, мама Тома заготовила очень много банок солений-варений, они уже тоже были в ящиках, в подвале...
      Мы с Лёней поехали в кабине грузовика, остальные - автобусом. Дождались в Краславе остальных - началась разгрузка... Здесь - уже всё, кроме заготовок на зиму, их - в подвал, тащили на третий этаж...Утомились...Когда закончили, начало темнеть. При свечах сбрызнули это дело, как положено у славян... Людмилка с мамой пошли провожать на автостанцию уезжавших дагдчан, а я подключал светильники при свете торшера...
   С помощью папы Ильи собрали диваны и кровати, угомонились уже после часа ночи...
   Всю следующую неделю Лёня помогал собирать мебель по вечерам. Повезло в том, что его бригада работала в то время в Краславе.
   На новоселье были все свои и друзья: приехали Фрида с Антоном, из Саласпилса приехали Аллочка с Володей и их девочки (Володя к тому времени уже приехал домой с буровой), Лидочка с Павлом и Димой, мои мама и папа, Лёня; из Даугавпилса приехала сестра мамы Томы Людмила с дочерьми Таней и Олей...
   Новоселье прошло весело и дружно, надарили нам кучу подарков и денег... Нравится нам наша новая квартира, тёплая, уютная, большущие окна, лоджии - из трёх спален выход на них, газ - из цистерны во дворе, не надо возиться с газовыми баллонами, круглые сутки - горячая вода, отопление - даже чересчур хорошее, оклеивать окна полосками бумаги не придётся...
   Оказалось, что по Дагде не очень скучаем... Может, потому, что долго ездили из Дагды на отделочные работы в квартире...Привыкли к ней... Ничего, Дагда близко, когда надо, приедем, без проблем!
   Да, чуть не забыл: на своём дачном участке мы накопали 18! мешков картошки! Крупной, красивой! Вот что значит - свежая земля!
    10 января 82г.  Дедуля наш съездил в Орёл, гостил у родни, пробыл там три недели. Меня послали на курсы повышения квалификации в Ригу.
   Роберт, пока я там была, сделал встроенные шкафы, детям и взрослым, столик у раковины на кухне.  В общем, устраиваемся. Живём довольно дружно. Были трения у дедули с девочками.
   Хочет идти на работу, а мне это не очень удобно. Наташенька остаётся дома одна, без присмотра.
   Бабуленька ездит на работу в Дагду, в больницу.
   Подробнее о курсах: пробыла там весь декабрь. Жила у Аллочки с Володей. Мне у них очень хорошо. Они так доброжелательно относились ко мне, и взрослые, и девочки.
   Натулька очень болела.  А после Нового Года заболела Аурика. Съездила на Новогоднюю Ёлку и свалилась.
   Работаю я в саду № 1 в Краславе. Воспитатель в подготовительной группе. Тридцать детей. Дети отборных родителей: учителя, врачи, милиция, прокуратура, райисполком и т.д. Дети трудные, избалованные, плохая дисциплина, сначала думала, с ума сойду, но, вроде, стала привыкать, не знаю, как будет дальше, нервы сдают. Но что я ещё умею, кроме, как учить? Поживём - увидим!
   У Аурики была трудная четверть. Закончила без троек, но трудно идёт математика, хотя учительница сказала, что четвёрка твёрдая. Новые девочки и мальчики, и учителя... В первый день вернулась и сказала:
   -Разве это школа? Вот в Дагде новая школа! Это да! Такая красивая!- Проект один, но в Дагде она была построена намного позже, более качественно, благоустройство вокруг школы лучше, отделочные работы тоже, детей намного меньше - это тоже большой плюс, а в Краславе - по 35-40 детей в классе.  Подружки из Дагды не забывают, шлют письма, Инна Мицкевич, соседка по дому в Дагде, приезжала, ночевала даже у нас.
   А вот я схожусь с коллективом медленно, не умею быстро сдружиться, всё ещё чужая. Очень не хватает мне моей дорогой Фриды.  На Новый Год - чуть не позвонила Кларе. Даже по ней, всё ещё скучаю!
   Ну, а так, всё вроде, нормально. Хорошо, что рядом мама, хотя мне бы хотелось, чтобы мы стали ближе, чтобы она мне доверяла так, как, когда-то, живя вместе с родителями и Робертом, доверяла ей я...
   И последнее: опять дали путёвку в санаторий Мисхор, на маму и ребёнка! Хотим поехать втроём, я,Наташа и Роберт. Возьмём там одну путёвку за свой счёт. Родители согласны. Господи, это то, о чём я мечтала, когда находилась там! Как много мы с Натулькой были лишены из-за того, что с нами не было папульки! Рано смеркалось, а по темноте гулять боялись по парку, ходить к морю, а это - такая прелесть, смотреть на южные звёзды! Мало ездили на экскурсии, очень скучали. Только бы ничего не помешало!
   Аурика прочитала этот дневник и сделала в него запись: "Мамуля, я обещаю тебе хорошо сидеть на уроках, внимательно слушать учителей, прилежно выполнять порученные мне задания. Обещаю каждый день помогать тебе! Обещаю бережно относиться к сестре, не грубить старшим. Я обещаю быто во всём маминой помощницей. Если я нарушу свои обещания, пусть об этом узнает моя первая учительница, Маргарита Петровна, и все, кто прочтёт этот дневник. Аурика."
   8 марта 82г.  Писал Роберт. Жить стало, конечно легче! В том смысле, что теперь не надо так рано вставать, как было, когда я ездил сюда на работу из Дагды...Вставать в пять утра! Какой кошмар!   А сейчас - до работы минут 15-20 пешком.
   Но, надо много читать, выполнять контрольные задания, вовремя отправлять их в Москву. Если выполню программу, то летняя сессия 82 года будет проходить в Алма-Ате, так нам обещали на установочной сессии , даже дорога оплачивается в оба конца и 100% заработка в учебный отпуск.
   Сегодня мы с Людмилкой съездили в Дагду, поздравили маму и Лидочку с днём женщин, привезли подарки. Мама, как всегда, организовала стол. Лидочка тоже приехала поздравить маму, мы с нею договорились по телефону, чтобы мы могли и её увидеть.
   Посидели по-семейному, пожеланий много высказали нашим дорогим женщинам... Отец посидел с нами, а потом сказал:
   -Пойду на кухню, покурю. - У него многолетняя привычка - сядет на низенький стульчик, откроет шибер в плите, топочную дверцу, прикурит сигарету, и сидит, смотрит, как дымок тянется внутрь плиты, особенно любит так покурить, когда горит плита, смотрит на огонь, думает о чём-то, о своём...
   Он ушёл на кухню, мы сидели, разговаривали, Лида о Павлике говорила, о том, что всё чаще приходит домой поддатый, сколько она уже говорила с ним, обещает исправиться, но это так, лишь бы отвязалась...
   Отец на кухне сильно начал кашлять, очень часто кашляет, когда курит... Сначала на это не обратили внимания, потом насторожились, уж очень кашель стал каким-то, пугающим... Бросились на кухню... Отец зажал рот рукой и выскочил в туалет, там его вырвало... Вышел он из туалета бело-зелёный, покачиваясь, сел на табурет у окна кухни, обвёл нас тоскливым взглядом и сказал:
   -Наверно...в этом году... отвезёте меня на кладбище... - Я ему говорю:
   -Ты что, батяня, тебе всего 61 год, рано тебе о смерти думать! - Он посмотрел на меня, очень грустно, и ответил:
   -Чувствую, сын, совсем мало сил осталось... Чуть посильнее нагрузка, дыхание сбивается, в пот бросает...
   25 марта.  Отца положили в больницу. Доктор Маскалан сказал, что у него рак бронхов...  Мы упросили доктора положить отца в туберкулёзный диспансер, говорили отцу:
   -Ничего, батяня, туберкулёз сейчас лечат, полечишься, примешь лечебный курс, пойдёшь на поправку.  - Отец отмалчивается, только смотрит на нас всё понимающими глазами...
   28 апреля.  Ездили втроём: Людмилка, я, Натулька в Мисхор; на меня купили путёвку прямо в санатории. Жили втроём в одном номере.  Крым - это, конечно, прелесть! Там уже всё в цвету, красота - неописуемая! Парк при санатории - ни в сказке сказать, ни пером описать! Очень много гуляли, старательно выполняли лечебные процедуры; я записался в бассейн с морской водой - до одури плавал в нём!
   Солёный воздух моря мне очень помогал, аллергия почти не мучила, тем более, что проходил параллельно и лечение от аллергии. Иногда ходили на танцы с Людмилкой, Наташеньку оставляли в детской комнате под присмотром воспитательницы, есть там такое, чтобы взрослые могли поехать на экскурсии, или, например, на танцы...
   Ловил заинтересованные взгляды мужчин по отношению к Людмилке, ещё бы! Мне и самому трудно оторвать от неё взгляд! Всем своим поведением давал понять мужикам:  эта женщина - моя! И нечего губу растопыривать!
   Были с экскурсией в Воронцовском замке, Ласточкином гнезде... Ну что тут скажешь? Жили же некоторые! Побывали в хранилище крымских вин. Сделано в горе, напробовались разных сортов... вроде бы, и по чуть-чуть, а  вышли в очень приподнятом настроении!
   Сделали с Людмилкой пеший поход в горную деревеньку, столько ступенек преодолели - ужас! Но, недаром! Нашли там магазинчик с очень дешёвой и красивой обувью, особенно хороши босоножки, и женские, и мужские! Накупились на всю семью.
   Но Наташеньке там явно плохо, опять к обратной дороге она заболела, это - не её климат, надо что-то другое искать!
   Отец совсем сдал... обезболивающее ему уже колят - морфин. Несколько раз брил его в палате, он был доволен, благодарил. Господи, как жаль тебя, папка!
   Хоть ты был неважным мужем и отцом, но в те редкие часы, когда ты был трезв, ты умел и мог быть хорошим и приятным человеком, тогда становилось понятно, за что тебя полюбила наша мама... За что, столько лет, терпела твою пьяную дурь...
   29 мая .  Отец умер 21 мая... Через пять дней после маминого дня рождения.
   Гроб с его телом был установлен в общественно-бытовом корпусе Дагдского профтехучилища. Здания, которое наша бригада строила, начиная с монолитных подушек размером 6 х6 метров, с двумя рядами мощной арматуры, и ленточного фундамента из бетонных блоков в 4 ряда, жутко мокрой и грязной осенью, выпачканные в глине от резиновых сапог до головы... Мы выгнали кладку стен и... уволились всей бригадой, ушли в МСО, надоело получать по 6 рублей в день...
   Что-то я отвлёкся, однако...
   Отец попал в больницу, будучи заведующим складами училища, и уже после поминок, рассказал мне один из работников училища, что склады разграбило начальство, а все убытки списали на отца, якобы это он всё это сотворил! Ну, да Господь им судья! Его не обманешь, не спишешь на покойника!
   Из ленинградских родственников приехал на похороны двоюродный брат отца, дядя Витя Филиппов. Ещё мы отправили телеграмму  второй жене отца, в Пятигорск. В ответ получили телеграмму с соболезнованиями и с просьбой прислать свидетельство о смерти, которое мама ей отправила уже после похорон.
   Училище выделило бортовой "УАЗик", украшенный еловыми ветками, на пол кузова постелили ковёр, вынесли гроб, и установили его в кузове  машины, рядом - крышку от гроба и пирамиду с красной звездой.  Впереди машины выстроились провожающие с венками и цветами, за ними - духовой оркестр, позади машины - мы, родственники. Аллочка, конечно, тоже всем семейством приехала из Саласпилса.
   Оркестр заиграл траурный марш...Скорбная процессия медленно тронулась в сторону Дагдского кладбища... Я смотрел на машину, увозившую в последний путь моего отца, поддерживал плакавшую маму, с другой стороны её поддерживал Лёня.  Время от времени, оркестр замолкал, и тогда становилось слышно, как щебечут птицы...
   День был солнечный, погожий, дул несильный, тёплый ветерок.  Вот и кладбище показалось...
   Провожающие с венками выстроились по обе стороны дороги у входа на кладбище, машина повернула налево, став боком, и остановилась.
   Мужчины сняли пирамиду, крышку гроба, сам гроб... И понесли всё это к вырытой невдалеке от входа на кладбище могиле. Это место выбрала мама, сказала:
    -Пойдут люди мимо могилки, прочтут фамилию, кто знал его, тот вспомнит... А потом и я здесь лежать буду... И меня вспомнят те, кто знал...
   Гроб установили на выровненную площадку из выкопанной земли , прислонили к нему крышку, поставили пирамиду со свездой...
   Над кладбищем плыла траурная мелодия, мама и мы, её дети, плакали... Могилу окружили провожающие. По знаку распорядителя похорон, оркестр смолк.  Председатель профкома училища заговорил:
   -Товарищи! Сегодня, в этот красивый, солнечный , майский день мы провожаем в последний путь Гринцевича Владислава Антоновича, работника нашего училища... Он родился 6 ноября 1920 года в городе Колпино, пригороде Ленинграда, в семье интеллигентов.  В 1938 году был призван в ряды Красной Армии, отслужил три года. Началась Великая Отечественная Война... Всю её, от первого и до последнего дня, он провёл на фронте, в разведке, в звании старшины разведвзвода, награждён боевыми наградами...
   После войны восстанавливал разрушенное врагом народное хозяйство нашей страны, до ликвидации Дагдского района работал завотделом сельского строительства Дагдского Райисполкома, потом - прорабом, мастером и просто строителем на объектах Краславского района...Последние годы своей жизни работал в нашем училище...
   Смертельная болезнь оборвала его жизнь...
   Проводить его в последний путь пришли его родные: жена, Мария Ивановна, тоже фронтовичка, четыре года провела на фронте, выносила из поля боя раненых, тоже имеет боевые награды, его дети: сыновья Роберт и Леонид, дочери Алефтина и Лидия, внучки Аурика и Наталия, Анжела и Инга, внук Дмитрий...Пришли и другие родственники, и многочисленные друзья и знакомые...
   Прощай, дорогой наш товарищ, Гринцевич Владислав Антонович!..  Пусть эта земля Дагдского кладбища будет тебе пухом!  - Он выждал несколько секунд и сказал:
   -Прошу родных и близких проститься с покойным...
   Внезапно, и очень страшно, ударила по нервам мелодия траурного гимна... мама навзрыд заплакала, припала лицом к лицу мужа, гладила его волосы, что-то шептала ему, целовала его, не в силах отрваться... Я и Лёня, мы подхватили её, она качалась, ноги плохо держали её...
   -Мамочка, миленькая, держись! - Говорил я ей . - У нас ещё впереди поминки, надо, чтобы ты смогла выдержать и их.- Алла и Лида простились с отцом, взяли под руки маму... Я склонился над лицом отца, старался держаться, как мог, слёзы капали на его лицо: - Прощай, папа, прости меня, в чём я виноват перед тобой... - Я поцеловал его в лоб, отошёл... Лёня пролил свои слёзы, прощаясь с отцом, внучки и Дима тоже простились с дедушкой, дядя Витя склонился над лицом брата, что-то шептал ему, подходили и другие люди...
   Гроб закрыли, застучал молоток, забивающий гвозди... Очень страшные звуки, надо признать...
   Поперёк могилы положили две доски, установили на них гроб, подвели длинные полотенца под гроб, четверо мужчин приподняли гроб, убрали доски, гроб медленно начал опускаться на дно могилы...
   Бросили по три горсти земли... Четверо мужчин взялись за лопаты... громко и страшно падали комья земли на крышку гроба... Всё так же рвала душу траурная мелодия...
   Над могилой вырос холмик земли, ему придали правильные формы, установили пирамиду с  красной звездой, обложили венками, установили стеклянные трёхлитровые банки с цветами в воде...
   ...Вот и появилась первая могилка Гринцевичей на Дагдском кладбище... На похороны отца приехали почти все члены постройкома, за что я был им очень благодарен. Привезли с собой венок с надписью: " Владиславу Антоновичу Гринцевичу от коллектива Краславской МСО." Не забыла администрация, что отец долгий срок отработал в МСО!
   В наступившей тишине Лидочка сказала:
   -Просим всех, пришедших проститься с нашим отцом, поехать на поминки, которые состоятся на турбазе "Эзерниеки", автобус стоит у ворот кладбища.
   ...Лидочка, конечно, молодец, она  организовала всё на высшем уровне. Поминки пришлось делать в две смены, людей было много.  Я попросил Лиду усадить за первый стол постройкомовцев, чтобы они могли раньше уехать в Краславу.
   Когда первые поминки закончились и люди вышли на улицу, ко мне подошли мои постройкомовцы, выразили ещё раз свои соболезнования, сказали в конце:
   -Держись, Роберт!  - Я поблагодарил их за то, что приехали проводить в последний путь отца, и мы распрощались.
   Во время вторых поминок очень неприятное впечатление оставил какой-то алкаш со здоровенным синяком под левым глазом, он без конца наливал себе в рюмку водку, как-будто это последний день в его жизни... Попытался прихватить с собой едва начатую бутылку водки, когда все встали, чтобы выйти из-за стола. Один из преподавателей училища, сидевший рядом с ним, жёстко сдавил его руку и сказал ему:
   -Поставь на стол! Не твоя! Не позорься! Кругом - люди! - Алкаш посмотрел на бутылку такими глазами, будто прощался с любимой и, сутуля плечи, поплёлся на выход...
   На улице я подошёл к Лидочке, поцеловал её в щеку и сказал: - Спасибо, Лидочка! Ты - молодец!
   Когда мы  приехали в Дагду и зашли к маме, я спросил у дяди Вити:
   -Может, погостите у нас в Краславе, сколько сможете? - Дядя Витя согласился. Мы распрощались с мамой, Лёней, Аллочкиным семейством и поехали в Краславу.  Привели его к себе, показали квартиру, которая ему очень понравилась, с трудом уговорили его помыться в ванне, я предупредил его, что зайду помыть ему спину мочалкой.
   Когда я надраил её так, что она стала красной, а дядя Витя аж постанывал от удовольствия, я ему сказал:
   -Пожалуйста, плещитесь, сколько влезет, горячая вода входит в постоянную плату за квартиру, и не нормируется. - Он вышел из ванной распаренный, очень довольный, одетый в светлую рубашку и брюки. Рубашка почти сразу стала мокрой от пота, мы еле уговорили его , хотя бы, расстегнуть пуговицы... Он стеснялся, как юноша...
   Уезжал он на следующий день. На прощание мы сказали ему:
   -Приезжайте к нам в гости! Как только сможете, так и приезжайте! Желательно всем семейством! - Дядя Витя обещал.
   30 июня.  Летит время! Отметили день рождения нашего первенца- Аурички. Вот тебе, доченька, уже и дюжина лет!
   ...Я твёрдо решил уходить с поста председателя постройкома. Постараюсь объяснить, почему. Главное: я - строитель! Больше всего люблю эту профессию. Работа трудная, грязная, вредная для здоровья, сами строители -тоже не высший свет...Но, все здания на Земле построены их руками, крыша над головой - самое главное в жизни любого человека, всё остальное - после этого.
   За время моей профсоюзной работы меня примерно десяток раз проверяли разные комиссии. Они мне говорили: - Роберт Владиславович, все бумаги различных комиссий постройкома написаны одной рукой, вашей! То есть, это - липа! Надо добиваться, чтобы эту работу выполняли те, кому положено, а не вы...Во время заседаний постройкома я пытался добиться этого.
   В ответ члены постройкома говорили мне: - Роберт Владиславович! Вы получаете зарплату за профсоюзную работу, вот и работайте! И скажите спасибо за то, что мы участвуем в заседаниях постройкома! У нас хватает своей работы!- На последнем заседании, как крайний аргумент, я заявил: -Ну что же, в таком случае, я буду уходить с этой работы! Писать все бумаги, вместо вас, я тоже не хочу! У меня аллергия, не только на травы и пыль, но и на писанину!
   В ответ я услышал смех и следующие слова: -Да бросьте вы! Никто с такого тёплого места добровольно не уходит! Разве что выгонят, или предложат уйти!
   Я сказал: - А я - уйду!
   И в ответ услышал ехидное: - Посмотрим, посмотрим! - Я решил отчитаться за год на отчётно-выборной конференции и уйти. Конечно, предупрежу об этом заранее, чтобы было время подобрать мне замену.
  В Москву, в ВШПД, отправил заявление, что не хочу больше учиться и попросил прислать мне мои документы. В ответ получил письмо, краткое содержание его: " Товарищ Гринцевич! Вы нас очень удивили своим заявлением! Ведь вы успешно отучились год, не сдали только одну контрольную работу. Её можно сдать во время летней сессии. Мы надеемся, что вы передумаете, нам жаль терять такого студента! " Я отправил повторное заявление...
   28 сентября.  Как быстро пролетело лето! Сделал фундамент под хозпостройку на дачном участке. Уже прижились и растут пять яблонь и две груши, пять кустов красной смородины... А позже, ближе к концу лета, пришла директива о том, что запрещается строить хозпостройки на дачном участке. Только садовые домики, без подвала. Теплицу разрешается строить площадью не более 15 кв.метров.
   А если мне хочется 25? Кому будет хуже, если я соберу с закрытой от холодов земли гораздо больший урожай? Ведь я свои деньги трачу на стекло, или плёнку? Сколько уже лет чиновники нагло и беспардонно указывают нам, как мы должны жить!
   Сталин поставил всю страну на колени своими жуткими репрессиями, вогнал народ в такой страх, что люди и пикнуть не смели! Но когда это было? Сколько лет прошло? Брежнев, вроде, умный мужик, ну сколько можно нами помыкать? Сколько можно нам платить нищенскую зарплату? Сколько можно наших туристов выпускать за границу без денег? Чтобы запад над нами смеялся?
   Страна с такой гигантской территорией и такими колоссальными запасами полезных ископаемых должна быть самой богатой и могущественной страной в мире! А мы? Сколько я вечеров и выходных дней потратил на то, чтобы заработать дополнительные деньги, чтобы моя семья могла свести концы с концами! Так я, ведь, строитель!
   А что делать тем, кто не строитель? И вынужден жить только на свою маленькую зарплату? А...ладно! Расфилософствовался!
   ...Вызвали меня, как председателя постройкома Краславской МСО ,на заседание Краславского Районного Совета  депутатов. Рагозин, председатель Райисполкома, произнёс следующее:
   -Приезжал я в садоводческое товарищество при Краславской МСО... Работа проделана большая: территория обнесена высоким забором из стальной сетки на бетонных столбах, металлические ворота, водонапорная башня, водопровод подведен ко всем участкам...
   Это всё хорошо, молодцы! Но, при этом, уже начато строительство садовых домиков... А это - грубое нарушение! Объясню, почему. Дело в том, что принято решение о том, что садоводства при МСО не будет... Будет огородничество, а на огородном участке может быть только маленькая постройка для хранения инвентаря, понимаете? И я, и депутаты Райсовете, мы хотим услышать от присутствующего на заседании председателя постройкома Краславской МСО Гринцевича, какие меры он предпримет, чтобы устранить нарушения? То есть, ликвидировать начатое строительство садовых домиков.
   Решение об огородничестве - окончательное, изменению не подлежит!  Прошу, Гринцевич, за трибуну! - Сделал он гостеприимный жест рукой.
   Я, чувствуя, как колотится сердце в груди, и пульсирует кровь в висках, прошёл к трибуне, усмирил дыхание и заговорил:
   -Вы, Константин Константинович, совершенно верно одобрили проделанную членами садоводческого (я выделил голосом это слово) ,товарищества большую работу, превратив заболоченный кусок земли , заросший деревьями и кустарником, в осушенную, благоустроенную территорию, с подведенным на каждый участок водопроводом для полива тёплой водой из реки, огороженную высоким забором и металлическими воротами, имеющую телефон -автомат для экстренных сообщений, имеем мы также и сторожа...
   У нас уже высажены плодовые деревья и кустарники, начато строительство садовых домиков...
   Председатель МСО Олехнович, умный и осторожный человек, никак не мог затеять садоводство, не согласовав все вопросы с районным начальством, то есть, с Райисполкомом и Райкомом партии...
   Что такое огородничество? Это выделенный для временного пользования небольшой участок земли, который можно легко и просто отобрать при желании... А вот садоводство - это уже другое дело, тут так легко уже не отберёшь...
   Я уверен, что вы давали "добро" на садоводство... И, вдруг, выносите такое абсурдное решение - об огородничестве...  Что, местечко понравилось? А что, место, действительно, красивое, с трёх сторон лес, с четвёртой - Даугава... Может, базу отдыха решили построить? Сказать всем нам: спасибо за работу и до свидания?
   Единственное, что я могу вам твёрдо пообещать, так это то, что мы будем отстаивать свои права! Нас - много! Мы - сила!
   Кто вы такой, Константин Константинович? Господь Бог? Что заявляете: огородничество - это окончательное решение!  Над вами ещё есть Верховный Совет Латвии, Верховный Совет Союза, есть, наконец, Генеральный Секретарь ЦК партии Брежнев! И во все эти инстанции мы напишем коллективное письмо! Подписи я соберу! Не сомневайтесь! Сколько можно людьми помыкать? Сталин 30 лет назад умер! Время издевательств над людьми - кончилось! Садоводство будет утверждено! Я - уверен! - Я в упор смотрел в глаза Рагозину, тот - на меня... Его лицо стало багровым, он задыхался, потерял дар речи... Наверное , ему впервые в его жизни какой-то профсоюзный работник высказал такие дерзкие слова...
   Я, честно говоря, и сам не ожидал, что ТАКОЕ - наговорю... Просто - меня понесло... Как в юности, сначала бил в морду, а потом думал:"Боже мой! Что я наделал?" Я вышел из-за трибуны, посмотрел на остолбеневших депутатов... и ушёл с заседания Райсовета...
   ...На следующий день, примерно в 10 часов утра, позвонил мне зампредседателя Антон Феликсович Эварт, Олехнович уехал по делам в Ригу. Я зашёл к нему, поздоровались.
   -Садись, Роберт, - предложил Феликсович. Я сел. - Только что звонил Рагозин, был сильно сердит, рассказал про твоё выступление и заявил: - Такие профсоюзные деятели нам не нужны! Его надо убрать из постройкома! - Я ему сказал, что ты уже предупредил о своём уходе. Он спросил: - Когда? - Я ответил: - Где-то, месяц назад. - Вот и хорошо! - Сказал Рагозин и отключился.
   Может, зря ты так резко, Роберт? Всё-таки, просто опасно, такие слова прилюдно говорить!
   -А сначала давать разрешение на садоводство, а потом отменять это разрешение... Это - как? - Загорячился я. - Мы такую работу не для того проделали, чтобы Райисполком потом на нашей территории себе базу отдыха построил! И вообще, сколько уже можно терпеть? Пора начинать отстаивать свои права!
   -Ладно, Роберт, - примиряюще сказал Антон Феликсович, я вот что хочу тебе сказать: ты уж, пожалуйста, будь осторожен, такие люди, как Рагозин, обид не прощают! Он может и отомстить!
  ... На ближайшем собрании садоводческого товарищества мы обсудили текст коллективного письма, напечатали его на машинке и отправили в три инстанции, как я и обещал Рагозину.
   Вместо меня  взяться за работу председателя постройкома уговорили Антона Феликсовича Эварта.
   Я отчитался перед делегатами отчётно-выборной профсоюзной конференции о проделанной работе и объявил о своём уходе, сказал, что не смог привыкнуть к профсоюзной работе, что это - не моё...
   После меня взял слово Леонид Иосифович Олехнович, и сказал:
   -Я прошу не думать, что мы предложили Гринцевичу уйти с этого поста, это - не так, наоборот, мы уговаривали его продолжить работу, нас устраивала его деятельность... Это было его собственное решение... Он сказал, что любит стройку и хочет вернуться в строительство. Это - его право, не так ли?
   3 ноября.  Перечитывал наши с Людмилкой дневники...И вспомнился мне очень интересный случай, который я не записал в дневник... Это было летом. Выделили мне служебный автомобиль, чтобы я мог поехать на заседание профкома Дагдского участка МСО.
   Едем мы, примерно, треть пути до Дагды проехали... Водитель говорит:
   -Роберт, хочу тебе интересный случай рассказать: было это в прошлую субботу. Поехали супруги- старички из Краславы  в Зарасай , закупить продукты... В Литве, как ты знаешь, цены дешевле, чем у нас в Латвии, и выбор больше.
   Они собирались праздновать золотую свадьбу. Едут они по участку дороги, которая проходит по лесу. И, вдруг, совсем близко от них, на дорогу выпрыгивает здоровенный лось... Старичок тормозит... Но, всё произошло очень быстро... Задней ногой лось ударяет в лобовое стекло... Стекло рассыпается, копыто попадает старушке в голову... Смерть - мгновенная! Машина убивает лося... Такую, вот, картину видят гаишники, которые вскоре подъехали к месту аварии...
   -Да, ничего себе! - Восклицаю я, представив себе всё это. - Вот тебе, и золотая свадьба!
   Едем дальше... И, минут через десять после этого разговора, тоже из-за кустов, совсем близко от нашей машины, выпрыгивает на дорогу здоровенный лось... Мелькают перед самым лобовым стеклом задние копыта лося... И он исчезает в кустах с другой стороны дороги...
   Водитель так резко тормозит, что машина едва не опрокинулась...  Я смотрю на водителя, он - на меня... Он - бледный, как мел, думаю, что и у меня вряд ли вид был лучше... Мы стоим минут десять, приходим в себя...  (Я понимаю, скорее всего, читающий эти строки воскликнет: - Во, блин, Роберт даёт! Фантазёр, врун!- Но, как говорится, хотите - верьте, не хотите, не верьте! Автор).
   Остальную часть дороги водитель ехал так медленно, что мы опоздали к началу заседания Профкома.
   ...10 ноября 1982 года.  Сегодня умер Леонид Ильич Брежнев... Хороший, в общем-то, мужик! Только при нём  народ стал более-менее хорошо жить... Но, всё-равно, многое надо исправлять... Кто теперь придёт к власти?  Не дай Бог, опять какой диктатор!?
   15 ноября .  Хочу записать свои впечатления о похоронах Брежнева, пока они свежи в памяти... Ну, что сказать? Столько лет человек был у власти, даже старый, больной, уже говорил с трудом, двигался с трудом, неужели не заслужил, чтобы похоронили его по-людски?
   Даже на похоронах простых людей гроб опускают в могилу четыре человека с помощью рушников, или верёвок... А тут: хоронят лидера государства, во всей Москве не нашлось четырёх здоровых мужиков!
   Вышли два качка, напрягли мускулы, стали опускать гроб... А гроб-то, тяжеленный! Из дуба, поди?! Не хватило силёнок у амбалов... Гроб-то, и сорвался! Да кааак грохнется о бетонное дно могилы! Стыдуха-то, Господи! На весь свет! Это всё в обед по телевизору показывали... Поохали мы дома, поахали...  А вечером эта стыдуха уже аккуратно была вырезана...
   ...Вот что ещё хочу записать: Людмила Елисеевна Виноградова, когда узнала, что я забрал документы из ВШПД, стыдила и ругала меня...ужас! Сказала:
   -Роберт, ты что, с ума сошёл? Потратить столько сил и нервов на поступление, учиться на таких льготных условиях... и уйти!  Ты - псих? Ну не захотел работать в профсоюзе, уйди! А высшее экономическое образование чем тебе могло помешать?
   Экономисты всегда и везде нужны!  Эх, ты!  Я была в Риге, в строительном техникуме, разговаривала о тебе, рассказала, что ты год отучился в ВШПД, в Москве, а потом - ушёл... Они тебя берут без всяких экзаменов, срочно поезжай туда, вот тебе адрес, только паспорт и аттестат не забудь взять!  Не оттягивай, пока знания свежие, хоть техникум окончи! А потом, может, и в институт захочешь поступить... Давай, Роберт, я с тебя не слезу! Ты меня знаешь!
   Она - женщина настырная, пришлось поступать, так что я теперь в техникуме учусь...

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/05/13/1889


Рецензии
Царствие Небесное отцу! Рано умер.
А с профсоюзной работы так ушел только Роберт.
Знать достало. Бывает.
Хорошо, что в техникум поступил. Здоровья ведь
уже нет кирпичи ворочать.
Удачи, справедливый человек!

Татьяна Завадская   23.12.2023 14:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Танечка! Вельми тронут! Р.

Роман Рассветов   24.12.2023 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написана 61 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.