Возвращение на Родину

                Посвящаю своей бабушке

Когда-то, более ста лет назад, в простой литовской деревушке родилась девочка.
Судьба ее сложилась удивительным образом, а виной всему были те суровые времена, когда шла Первая Мировая война, а за ней началась и Вторая. Мало кто мог строить свою жизнь вне зависимости от мировых событий и по велению сердца. Человек оказывался в хаосе событий как легкая щепочка на гребне гигантской волны.
Так и случилось с жизнью этой девочки.
Когда начались смутные времена после революции в России и Европе, ее семья была вынуждена спасаться бегством из Литвы в Россию. Ей тогда было около десяти лет, и делать приходилось то, что ей говорили взрослые.
Семья была большая - родители и несколько братьев и сестер. Поселились они в небольшой, бедной деревеньке в Башкирии. Работали не покладая рук, как и весь народ в те времена, жили почти впроголодь.
Сначала умер отец, за ним по очереди ушли некоторые дети. К началу двадцатых годов семья насчитывала всего троих: мать, девочку и старшего брата. Обстановка на тот момент стабилизировалась, и они решили двинуться обратно в Литву, чтобы было легче сводить концы с концами вместе с дальними родственниками.
Собрали они негустые пожитки в телегу и направились к ближайшей железнодорожной станции. Дорога была неблизкой и опасной, потому что в окрестных лесах все еще скрывались криминальные элементы, которые были либо дезертирами красных, либо белых, либо те, кого не устраивали колхозы и новые законы общества.
Опасность не обошла стороной и их семью. На них напали бандиты, убили мать и брата, отобрали все пожитки, а девочка, каким-то чудом, осталась в живых. Она как-то добралась до станции, где ее ждал неожиданный сюрприз...

***
Жил в той же деревушке простой русский парень Вася Иванов, ничем не отличающийся от миллионов таких же Вась Ивановых. И запала ему в душу эта девочка, которая практически выросла у него на глазах. К моменту отъезда их семьи из России ей исполнилось шестнадцать лет.
В тот день он работал в поле, и его друг сообщил ему о том, что ее увозят обратно в Литву. Оседлал Вася соседскую худенькую лошадку и кинулся что было мочи на станцию, чтобы хотя бы попрощаться с девочкой. Там он ее и нашел: оборванную, голодную и насмерть перепуганную. И забрал он ее с собой, стал ей верным мужем, защитником и другом.
Народила она ему пятерых деток и осталась беременная шестым, когда его, прямо от сохи, забрали на фронт в сорок втором году, где он бесследно исчез вместе с миллионами таких же простых русских Вась Ивановых.
А девочка, ставши к тому времени и матерью, и единой главой семейства, как могла поднимала своих шестерых детей. А сил у нее хватило всего до сорока девяти лет - скосила ее страшная болезнь и ушла она, так и не побывав на своей Родине, и мало что оставив из своих детских воспоминаний о ней своим детям. Одной из этих детей была моя мама.

***
Я родилась десять лет спустя после смерти моей бабушки и росла, глядя на ее портрет - единственное, что осталось у моей мамы в память о ней. Со дня моего рождения прошло еще почти пять десятков лет. Я продолжаю всматриваться в ее портрет и вижу в нем свое отражение, особенно сейчас, когда мой возраст сравнялся с ее, перед самым ее уходом.
Только стоит между нами огромная пропасть - совсем другая жизнь, не обремененная войной, голодом и невольными потерями близких. Я сравниваю наши с ней образы и сердце сжимается от боли и обиды за свою бабушку, которую я никогда в жизни не видела. На меня смотрит настоящая старушка в черном вдовьем платке.
А был ли вообще ей отмерян хоть какой-то кусочек счастья в ее короткой жизни? Могла ли она как-то поменять ход событий и свою судьбу? Ведь она даже не запомнила своей настоящей литовской фамилии и местечка, откуда ее привезли много лет назад!

***
Сегодня я впервые в жизни приземлилась на Литовской земле, в Вильнюсе. Прямо перед посадкой у меня вдруг брызнули слезы, будто это я вернулась на свою Родину.
Таксист весело пошутил со мной, сказав, что я на русскую вовсе не похожа, на что я ему гордо ответила, что я ведь почти местная. Он внимательно присмотрелся ко мне, улыбнулся и сказал:
“А и правда, Вы ведь так похожи на мою жену-литовку!”
Бабушки уже нет около шестидесяти лет, но она живет во мне. И сейчас мне так хочется ей похвастаться, что я вернулась на Родину вместо нее, хотя и столь много лет спустя. Мне кажется, что ей это было бы приятно.


Рецензии
действительно переехали насовсем?

Дарроддин   06.01.2018 19:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.