Не об этом. Ольга Ясинская

                Мелодрама в 2-х частях.
                (Сальвадор. Сокращенный вариант.)


Действующие лица.

Виталий
Даша.


Время и место действия.
Наши дни. Столичный город.



                Первая часть.

(Виталий буквально втягивает Дашу в квартиру. Она прижимает к себе скрипку в футляре. Он несет пакеты.)
ДАША. Чего ты в меня вцепился?
ВИТАЛИЙ. Чтоб жива осталась.
ВИТАЛИЙ. Посиди, пока мозги у тебя на место не встанут.
Даша идет сесть.
ДАША. Очень любезно. Чаю дашь?
ВИТАЛИЙ. А стоит?
ДАША. Чего тогда за стол усадил? Сразу в спальню веди.
ВИТАЛИЙ. !?
ДАША. Ну, можно сначала в душ.
ВИТАЛИЙ. Ты что вообразила?
ДАША. Я просто спать хочу.
ВИТАЛИЙ. Чё?
ДАША. Спать. Я уже падаю, а ты умереть не даешь, в баньке не моешь, так хоть спать уложи.
ВИТАЛИЙ. Ладно, чаю дам.
(Берет электрочайник. Зазвонил телефон. Виталий берет трубку. Даша сама ставит чайник.)
ВИТАЛИЙ. Да.
                Еще дома.
                Я сегодня опоздаю.
                А сегодня опоздаю – будет вам о чем поговорить.
                Сама доберись.
                Уверен. Попроси Гошу.
(Даша заваривает чай обоим.)

ДАША. Никогда не опаздываешь?
ВИТАЛИЙ. Стараюсь.
ДАША. Принцип?
ВИТАЛИЙ. Скрипку положи, чего ты с ней …
ДАША. Нельзя.
ВИТАЛИЙ. Чего это? (Пьёт чай.)
ДАША. Она  еще  не привыкла, ей страшно в чужом доме.
ВИТАЛИЙ. Плакать будет?
ДАША. Да.
ВИТАЛИЙ. Я сразу догадался, что ты… (Крутит пальцем у виска.)
ДАША. (Вставая.) Я пошла. (Не уходит.)
ВИТАЛИЙ. Куда? Ты же падаешь, спать хотела?
ДАША. Перехотела.
ВИТАЛИЙ. Чай допей. (Пауза.)
ДАША. Мне надо собраться с силами.
ВИТАЛИЙ. Для чего?
ДАША. (Мнется) Ну, ты это… Посмотри на меня… Я должна тебе сказать…признаться… (Себе.) Господи, я столько готовилась! (Виталию.) Ну, неужели нельзя догадаться?!
ВИТАЛИЙ. О чем?
ДАША. Ну, это же просто! Включи мозги! Посмотри на меня: все же понятно!
ВИТАЛИЙ. Ты чего орешь?
ДАША. Не узнаешь?! Все, пойду. ( Садится.) Чай допью и пойду. (Неловким движением, оттого что не выпускает скрипку, проливает чай.) Ой…
ВИТАЛИЙ. (Вырывая у нее скрипку.) Да положи ты, она уже привыкла.
ДАША. Нельзя!
ВИТАЛИЙ. (Не пускает ее к скрипке.) Ничего ей не будет, тут полежит.

ДАША. Пусти!!
(В этот  момент раздается звук, похожий на плач или стон.
Виталий оглядывается. Даша бросается к скрипке, берет ее как младенца.)
ДАША. Я предупреждала.
ВИТАЛИЙ. Это она?
ДАША. (Скрипке, качая ее.) Успокойся.
ВИТАЛИЙ. Кто у тебя там?
ДАША. Друг.
ВИТАЛИЙ. А ну покажи!
ДАША. Нельзя.
ВИТАЛИЙ. Что кто-то живой? (Пауза.) Чего молчишь? (Пауза.) Я у тебя спрашиваю. (Пауза.) Э! Я с тобой разговариваю. Ключи от входной двери у  меня. (Показывает.)
ДАША. (Робко.) Скрипка.
ВИТАЛИЙ. Покажи!
ДАША. Я тебе не доверяю.
ВИТАЛИЙ. А я тебе.
ДАША. Правильно, гони нас и побыстрее.
ВИТАЛИЙ. Я заинтригован.
ДАША. Хорошо. (Открывает футляр.) Та-дам!
Виталий  заглядывает в открытый  футляр.
ВИТАЛИЙ. (Разочарованно.) Скрипка.
ДАША. Доволен?
ВИТАЛИЙ. Так почему ты пыталась броситься в метро под поезд?
ДАША. Это ты.
ВИТАЛИЙ. Что я?!
(Пауза.)
ВИТАЛИЙ. Не понял, это что я хотел, чтобы ты бросилась под поезд?
(Пауза.)
ДАША.  Ты сам хотел броситься.
ВИТАЛИЙ. Я?
ДАША. …( Кивает головой.) Я просто стояла очень близко, уловила твои мысли…
ВИТАЛИЙ. И? …
ДАША. Потеряла равновесие, а ты меня удержал.
ВИТАЛИЙ. Ты все-таки, чекнутая. (Пауза.) Это сейчас  новый способ знакомиться? (Переводит взгляд на пакеты.) А в пакетах что?
ДАША. Пока неважно.
(Звонит телефон. Виталий сбрасывает вызов.
Смотрит на Дашу. Пауза затянулась.)
ВИТАЛИЙ. Слушай, давай выпьем?
ДАША. Давай.
ВИТАЛИЙ. Коньяк.
ДАША. Хорошо.
 (Виталий подходит к буфету.)
ВИТАЛИЙ. О! У меня же есть «Кальвадос». Ты пробовала «Кальвадос»?
ДАША. Нет.
ВИТАЛИЙ. И я. Вот и попробуем. Кстати, ты знаешь, почему он так называется?
ДАША. Что-то испанское?
ВИТАЛИЙ. Ну, типа. А водка французская. (  Даша гладит скрипку.) Ты здесь?
ДАША. (Не поворачиваясь.) Да.
ВИТАЛИЙ. Во времена войны с испанцами, на побережье вынесло корабль  «Эль Сальвадор», а Сальвадор по-испански – Спаситель.
(Даша резко разворачивается и смотрит на него.)
ВИТАЛИЙ.  Я  так и не понял, почему название корабля прилепилось к  водке, но вот  получается «водка – спаситель».
ДАША. Странно.
ВИТАЛИЙ. Согласен. (Пауза.) Ладно, выпьем. (Пауза.) Кстати! Я же не знаю, как тебя зовут.
ДАША. Знать имя – еще не значит знать человека.
ВИТАЛИЙ. И все-таки.
ДАША. Тебе именно ЭТО важно?
ВИТАЛИЙ. (Пристально смотрит на нее.) Так за что?
ДАША. За спасение!
ВИТАЛИЙ. Отлично! (Пьет.)
ДАША. (Пригубив.) Ой, как горько!
ВИТАЛИЙ. Закусывай. (Пододвигает к ней тарелку с яблоками.)
ДАША. А еды нету?
ВИТАЛИЙ.  Сыр есть. Хлеб.
ДАША. А груши нет?
ВИТАЛИЙ. Груши?
ДАША. Ну да, обычной груши, я бы сделала швейцарский бутерброд.
ВИТАЛИЙ. Вряд ли. Но сегодня такой день, что может быть. Посмотрю. (Выходит)
ДАША. Ладно, не обязательно.
ВИТАЛИЙ. (Возвращается. Держит грушу.) Не поверишь! (Понюхал, протягивает.)
ДАША. (Нюхает грушу.) Не поверю.
ВИТАЛИЙ. Ну, угощай!
ДАША. (Положив  скрипку.) Дай нож. 
ВИТАЛИЙ. (О скрипке.) А что, она уже освоилась?
ДАША. (Не реагируя.) Делаем бутерброд из груши и сыра. Вот так. Между прочим, в Швейцарии – это десерт.
ВИТАЛИЙ. А у нас – закуска! (Попробовав.) Отличная закуска к яблочной водке! Выпьем. (Наливает.)
ДАША. За что?
ВИТАЛИЙ. Ну, за спасение!
ДАША. Пили уже.
ВИТАЛИЙ. За твое или за мое?
ДАША.  Я за твое.
ВИТАЛИЙ. А я в прошлый раз пил за твое. Теперь наоборот. На брудершафт! (Пьет.)  Я Виталий.
Даша молчит. Берет скрипку.
ДАША. Скажи, чего ты хочешь больше всего в жизни?
ВИТАЛИЙ. В смысле?
ДАША. Чего ты хочешь?
(Виталий  с удивлением смотрит на нее, оценивает.)
ВИТАЛИЙ. Так! Сидит непонятно что со скрипкой и яблочной водкой, и изрекает глобальные вопросы! Кто ты?!
ДАША.  Не узнаешь?...
(Звонит телефон. Виталий пристально смотрит на Дашу, они оба как будто не слышат звонка. Наконец, Виталий берет телефон.)
ВИТАЛИЙ.  Да.
                Я не приду.
                Да, выходил. Пришлось вернуться.
                Ничего не буду объяснять, сегодня без меня.
(Отбивает. Телефон тут же звонит снова, он его отключает.)
ВИТАЛИЙ. Так что там?
(Даша, не выпуская скрипку, разматывает шарф, снимает пальто, шапку, роняя на пол, и начинает играть.)
ДАША. Однажды волшебница в белом спросила меня: Чего ты хочешь больше всего? И я ответила: Хочу не пропустить настоящую любовь. Она сказала: Иди. Я вышла и увидела тебя. Вернее, мы с тобой столкнулись. Ты, не глянув, сказал: Извините, а я пошла за тобой. Я поняла, что это ты. Каждый день, я ждала, когда ты выйдешь из своей «башни», и пока ты
переходил дорогу, я была уже на своем месте в переходе. Каждый день я играла тебе эту мелодию, ты скользил взглядом по ларькам, рекламе, бомжам, по мне – и шел мимо. Ты так ни разу и не увидел меня. (Она протягивает ему руку.) Я Даша… Дарья…Я люблю тебя. (Пожимает ему руку.)
ВИТАЛИЙ. (Выдыхает.) Что?! … Смешно. (Пауза.) Тебя кто-то нанял! Гоша? Очень смешно! Скажи ему, что прокатило. (Достает телефон.)  Я угадал! Это он? Его рука.
ДАША. Постарайся меня узнать. Ты меня видел?
ВИТАЛИЙ. Ну, может, и видел. Что это доказывает?
ДАША. Ты слышал эту мелодию?
ВИТАЛИЙ. Ну, может, и слышал.
ДАША. Ты не веришь?
ВИТАЛИЙ. Чему я должен верить? Какая-то психопатка сначала пытается броситься под поезд, а через минуту заявляет, что она меня любит.
(Пауза. Виталий звонит Гоше.)
ВИТАЛИЙ. (Зло, про телефон.) Сбрасывает!
ДАША. Ты злишься от голода. Я приготовлю яичницу. (Начинает быстро хозяйничать на кухне.) Тебе глазунью или прожарить? (Пауза.) Глазунью.
ВИТАЛИЙ. (Набирает номер, ожидает ответа.) Ну где этот…
ДАША. Ш-ш-ш. (Тихо.)
ВИТАЛИЙ.  Не Гоша?
ДАША. (Раскладывая яичницу.) Тебе два, мне одно. 
(Какое-то время  они молча едят. Виталий поглядывает на Дашу.)
ВИТАЛИЙ. Так кто?
ДАША. Женись на мне. (Берет в руки свой стакан.) Я хочу сделать тебе предложение: Виталий, возьми меня в жены.
ВИТАЛИЙ. Нет, это не Гоша. Сочувствую. Вынужден Вам отказать, барышня. Вас проводить?
ДАША. Нет, спасибо.
(Пауза.)
ДАША. Так что?
ВИТАЛИЙ. Что?
ДАША. Чё ты молчишь?
ВИТАЛИЙ. Знаешь, не каждый день ко мне приходят девочки, с предложением жениться.
ДАША. Странно.
ВИТАЛИЙ. Часто ты делаешь предложение мужчинам, которых не знаешь?
ДАША. Я все про тебя  знаю. Тебе скоро тридцать. Ты работаешь в «башне», занимаешься какими-то цифрами. Хорошо зарабатываешь, и тебе все безразлично. По субботам играешь в карты, не доверяешь людям, и всех презираешь.
ВИТАЛИЙ. Все?
ДАША. Делаешь вид, что доволен своей жизнью, но, на самом деле, ты очень одинок.
ВИТАЛИЙ. Почему же выбор пал на меня?
ДАША. Я люблю тебя.
ВИТАЛИЙ. Понятно.
ДАША. Хочу, чтобы ты был счастлив, полюбил.
ВИТАЛИЙ. Тебя! (Пауза.) Тебе пора.
Даша ищет что-то в сумке.
ДАША. Я еще пособлазняю. Пойдем в комнату. А свечи есть?...
ВИТАЛИЙ. Один я понимаю всю нелепость происходящего?
ДАША. Такой порядок! Немудрено рехнуться. (Перевернув стол, стряхивает с него все.)
ВИТАЛИЙ. Рехнуться?!
ДАША. Конечно! Ты же ничего не теряешь, не ищешь, не спотыкаешься. Сплошное не …не…не. Никаких проблем.
ВИТАЛИЙ. Терпеть не могу тратить зря время.
ДАША. И не только время.
ВИТАЛИЙ. Да, терпеть не могу тратить зря!
ДАША. Тоска!
ВИТАЛИЙ. Скучно бывает только бездельникам.
ДАША. Я не про скуку. Я про Тоску. 
ВИТАЛИЙ. Есть разница?
ДАША. Скука – это продукт разума. А тоска – души.
ВИТАЛИЙ. (Ехидно.) А-а-а! Теперь у нас – Библейские чтения. Пришла предложить мне яблоко?
ДАША. Чего?
ВИТАЛИЙ. Она протянула ему яблоко, а Он взял. И их обоих выперли.
ДАША. Чего?
ВИТАЛИЙ. … их выперли.
ДАША. Ты же не в Раю.
ВИТАЛИЙ. Как сказать. У меня все прекрасно!
ДАША. Да!? (Пауза.) Продолжаем разговор. ( Ходит по комнате.) Зачем тебе столько техники?
ВИТАЛИЙ. Мне нравится.
ДАША. Это – не зря потраченные деньги? (Оглядывает все.) Книг мало.
ВИТАЛИЙ. Читаю электронные.
ДАША. Современно.
ВИТАЛИЙ. Рационально.
ДАША. Ах да, рацио-нально.
ВИТАЛИЙ. Ну что, приданное тебя устраивает? На какую сумму ты  рассчитывала?
ДАША. Я не об этом.
ВИТАЛИЙ. Ты год следила за мной.
ДАША. Я хотела тебя понять.
ВИТАЛИЙ. Поняла?
ДАША. Нет.
ВИТАЛИЙ. И я не пойму. Но шанс у меня есть?
ДАША. Надеюсь.
ВИТАЛИЙ. А что для этого нужно?
ДАША.  Признание. (Легко.) В том, что ты не можешь больше так жить!
ВИТАЛИЙ. Как «так»?
ДАША. Вот так. (Показывая на интерьер.) В пустоте. Зачем ты живешь?
ВИТАЛИЙ. Наконец! Дошла очередь и до меня! Я же здесь пропадаю. Ты пришла спасти меня! Вдохнуть в меня любовь!
ДАША. (Подходит к окну.) Ты когда-нибудь смотришь сюда. (Показывает на небо.) Туда. …
ВИТАЛИЙ. Я не верю в то, чего нет!
ДАША. А во что ты веришь?
ВИТАЛИЙ. В разум. В причины и следствия.
Даша пытается присесть.
ВИТАЛИЙ. Что такое?
ДАША. Подай пальто.
ВИТАЛИЙ. Что так быстро сдалась? Нельзя так легко отказываться от великой мисси …
ДАША. Там в кармане таблетки.
(Даше плохо. Виталий быстро идет и тут же возвращается с пальто, находит таблетки, протягивает Даше.)
ВИТАЛИЙ. Что с тобой? Воды дать?
Даша машет головой «нет».
ВИТАЛИЙ. Ты больна?
ДАША.  Сейчас буду здорова. Да ты не пугайся, у тебя не будет никаких неприятностей, твой комфорт не пострадает.
ВИТАЛИЙ. Может, «скорую»?
ДАША.  Сейчас пройдет.
ВИТАЛИЙ. Наркоманка?…
ДАША. Хуже.
ВИТАЛИЙ. (Рассмотрев упаковку таблеток.) Хуже.
(Даша смотрит на него вопросительно.)
 ВИТАЛИЙ. Мама была сердечница.
ДАША. Была.
ВИТАЛИЙ. Они ей не помогли.
ДАША. Таблетки мало помогают.
ВИТАЛИЙ. Врачи не помогли.
ДАША. Люди ждут от врачей большего, чем они могут. А врачи тоже –  только люди.
ВИТАЛИЙ. «Только люди» пусть на стройку идут, а взялся лечить – лечи.
ДАША. Они стараются.
ВИТАЛИЙ. Тебе помогли?
ДАША. Конечно, вон я какая большая выросла, а могла еще в детстве… Все, прошло. Включай музыку. Будем танцевать. (Нажимает на футляр, звучит музыка.)
ВИТАЛИЙ. Я не танцую.
ДАША. ( Танцуя.)  Ты живешь в заколдованном мире.  Здесь все надо расколдовать. («Колдует».) Давай все переставим, испортим. Здесь все неживое. Не удивительно, что ты захотел прыгнуть под поезд.
ВИТАЛИЙ. Что за бред?
ДАША. (Остановившись.) Ты стоял в метро, смотрел, как приближается электричка, и думал: «Надоело все. Под поезд, что ли, броситься?»
ВИТАЛИЙ. Откуда…
ДАША. (Показывая жестом.) Уловила.
ВИТАЛИЙ. Это невозможно.
ДАША. Забыл? Я же люблю тебя, а значит, чувствую. А ты себя еще не понимаешь.
ВИТАЛИЙ. Это точно. Никак не пойму, почему я испортил себе покер и терплю тебя целый вечер.
ДАША. Самое интересное, что ты уже не можешь меня отпустить.
ВИТАЛИЙ.  Серьезно?
ДАША. Конечно! Ведь тогда в твоей жизни все будет, как раньше, а ты больше не сможешь так жить.
ВИТАЛИЙ. Похоже, я хочу выпить.
(Даша берет  Кальвадос.)
ДАША. Выпьем?
ВИТАЛИЙ. Таблеток?
ДАША. Да, наверное, не надо... Ты тогда тоже не пей. (Забирает стакан.) А то мы будем в разных весовых категориях.
ВИТАЛИЙ. Это мы сейчас в разных, а вот я  напьюсь и буду такой же чокнутый, как ты.
ДАША. Влюбленный.
ВИТАЛИЙ. Я за всю свою жизнь не слышал этого слова столько, сколько за один сегодняшний вечер! Раньше люди готовились, волновались месяцами, а иногда и годами, прежде, чем его произнести.
ДАША.  Забыл, я  год не могла подойти к тебе.
ВИТАЛИЙ. (Он ее не слушает.) А теперь: предложил девушке «Кальвадос» – она тебя любит. Принес другу пиво – и он тебя любит. Подарил девушке подарок – готово: «Я тебя люблю».
ДАША. Я же год играла на скрипке в подземном переходе, надеясь, что ты сам поймешь.
ВИТАЛИЙ. Раньше человек задыхался, сбивался, а, говоря «Люблю», готов был умереть  от стыда, страха быть отвергнутым, потому что не мог представить себе жизни без любимого.
ДАША. Мне было страшно, очень страшно. (Отвернувшись.) Просто теперь у меня больше нет времени.
ВИТАЛИЙ. Это слово больше ничего не значит, оно дается слишком легко,  оно утратило значимость. Никто не собирается умирать за любимого, никто не намерен даже просто менять свою жизнь…
ДАША. (Кричит.) Откуда тебе знать?! Ты-то точно никогда не любил!
ВИТАЛИЙ. Знаю! Мама не говорила о любви, но когда она смотрела на меня, мир действительно менялся.
ДАША. А ты?
ВИТАЛИЙ. А я… я не смог ей помочь… И все.
ДАША. Это неправда. Ты не знаешь этого! Есть то, что важнее жизни и смерти. И я хочу, чтобы ты посмотрел  на этот мир иначе…Ты понимаешь, о чем я  вообще говорю?
ВИТАЛИЙ. Об этом.
ДАША. ??
ВИТАЛИЙ. О том, во что мне не поверить никогда.
ДАША. Почему?
ВИТАЛИЙ. Этому нет доказательств.
ДАША. Посмотри на меня.
(Даша пристально смотрит ему в глаза.)
ДАША. Вот я тебя люблю, и этому нет никаких доказательств, но ты ЭТО ВИДИШЬ!
(Пауза.)
ВИТАЛИЙ. Я не смог ей помочь.
ДАША. И теперь ты боишься привязываться, поэтому никому не помогаешь.
ВИТАЛИЙ. Никому не надо помогать!
ДАША. А мне ты помог. Нарушил принцип. Теперь смотри, точно стены рухнут!
ВИТАЛИЙ. Да. Это нарушает порядок вещей в мире. У каждого в этой жизни свое место, он занимает его согласно своим способностям, и если помочь более слабому, то он окажется не на своем месте и будет заниматься работой, которая ему не под силу. А тот, кто должен был быть здесь, займет его низшее место в социуме.
ДАША. Ницше?
ВИТАЛИЙ. Ты в этом не разбираешься.
ДАША. Наверное. Но я  знаю, что если можешь помочь – помоги.
ВИТАЛИЙ. А ты уверенна, что помощь – это добро?
ДАША. Конечно.
ВИТАЛИЙ. Так ты поощряешь слабость и лень.
ДАША. Не знаю, как ты, но я так поощряю добро.
ВИТАЛИЙ. Это придумали слабаки, которые не могут рассчитывать на себя, поэтому и ждут добра от ближнего.
ДАША. А ты?
ВИТАЛИЙ. А я всегда рассчитываю только на себя. Если сегодня я чего-то не могу, значит, до завтра я должен этому научиться, а  не научился – нечего надеяться, что кто-то уступит тебе  свое место. Каждый занимает то место, которое может занять. Дело в способностях и усердии, а не в добре и зле.
ДАША. И тебе не страшно?
ВИТАЛИЙ. Страшно быть неуверенным поведут тебя  люди или нет, а я ничего ни от кого не жду, так что и разочаровываться мне не в чем. Поэтому я независим.
ДАША. (Копирует его.) Никому не помогать, ни от кого не зависеть, ничего не тратить зря! Правильный и благополучный. Никто тебе не нужен. Здоровый образ жизни. Не ругаешься, не куришь, практически не пьешь. Мудрый, сильный, независимый – таким ты себя видишь?
ВИТАЛИЙ. Проще. Логичным и рациональным.
ДАША. А я думаю, ты просто боишься.
ВИТАЛИЙ. Чего?
ДАША. Всего! Ты думаешь, что весь мир – твой враг, все люди – конкуренты, такие же как и ты – эгоисты. Боишься отдавать тепло, чтобы не
ждать тепла. Боишься любить, чтоб не больно было терять, чтоб не страдать. Ты корчишь из себя крутого, сильного и независимого, потому что боишься показаться слабаком. А, на самом деле, ты слабый, испуганный и одинокий. И жить ты так больше не можешь. И меня привел для того, чтобы я тебе об этом сказала.
(Виталий молчит угрюмо.)
ВИТАЛИЙ. Так! Пошла вон!
ДАША. Что, попала?
ВИТАЛИЙ. (Закуривает.) Заткнись!
ДАША. Ты же не куришь!
ВИТАЛИЙ. ( Пьет Кальвадос из горла.)  Так я и не пью. Проваливай! (Выставляет ее пакеты.) Пошла вон!
ДАША. Я тебя еще не спасла. (Заталкивает пакеты обратно.)
ВИТАЛИЙ. Пошла вон!!!
ДАША. Нет.
ВИТАЛИЙ. Что?
ДАША. Нет.
(Пауза.)
ВИТАЛИЙ. Думаю, тебе надо уйти.
(Пауза.)
ДАША. Хорошо.
(Быстро хватает пальто и уходит.)
ВИТАЛИЙ. Порядок. Главное – порядок и покой. (Вдогонку Даше.) Слышите вы все?! Мне плевать на ваши проблемы! Мне нет дела до вас! Мне нет дела ни до кого! В этом мире каждый сам за себя. Я один, и мне хорошо!
(Скрипка начинает играть.
 Виталию видится в ней  Даша, он берет скрипку, прижимает ее к себе.)  Ненавижу эту жизнь! Ненавижу!
(Кричит.) Эй! Ты забыла скрипку!
(Опомнившись.) Нет. Я в порядке. Я в порядке.
(Пауза.) Ты забыла скрипку.
(Открывается дверь. На пороге Даша с цветами.)
ДАША. Ты забыл купить мне цветы.
Виталий счастлив видеть ее. Молчит.
ДАША. Цветы поставь в вазу. ( Отдает ему цветы. А сама начинает разбирать свои пакеты.) … это для меня, не смотри пока. Это бабочка для тебя. Нравится? Это всякая красота. А это еда для свадебного стола.
Виталий в шоке.
ВИТАЛИЙ. Для чего?
ДАША.  Слушай, хватит тупить. Ты же, вроде бы, умный. У нас сегодня свадьба! Ты забыл? Я тебе сделала предложение.
ВИТАЛИЙ. Но я же пока не согласился.
ДАША. (Спокойно.) Это «Пока»!
ВИТАЛИЙ. С тобой точно…
ДАША. Будешь счастлив! Не отвлекайся, помогай разбирать. (Еще два пакета кладет на пол.)
ВИТАЛИЙ. Господи, а это что еще?
ДАША. Это – разное. Не волнуйся, мы сейчас все отлично устроим.
ВИТАЛИЙ. Похоже, мне уже поздно волноваться.
ДАША. Ладно, продукты потом, сначала займемся домом.
ДАША. (Достает из пакета две «вертушки») Так, это сюда. Им нужен ветер. У тебя были такие в детстве? Мы с мамой сами такие делали, а ты? (Дует на вертушки.)
ВИТАЛИЙ. Не помню.
ДАША. Не ври. Все ты помнишь. Возьми в руку. (Помогает ему махать рукой.) Здорово? Вспомнил? (Достает змея.) Так, это воздушный змей. Мы его  с балкона будем запускать. А это все для мыльных пузырей.
ВИТАЛИЙ. Это я умею.
ДАША. Ну, мы еще посмотрим.  Чего ты на меня уставился?
ВИТАЛИЙ. Ты молодец…
ДАША. Чего ты лыбишься?
ВИТАЛИЙ. Никак не нарадуюсь.
ДАША. То выставлял меня…
ВИТАЛИЙ. Даша.
ДАША. Что?
ВИТАЛИЙ. Я, кажется, люблю тебя.
ДАША.  (Театрально пошатнулась.) Ух ты!
ВИТАЛИЙ. Тебе плохо?
ДАША. Правда?
ВИТАЛИЙ. Правда.
ДАША. Ты меня любишь?
ВИТАЛИЙ. Ну, теперь я уже ничего не знаю…
ДАША. И что мне делать?
ВИТАЛИЙ. Выходи за меня замуж.
ДАША. О Боже!
(Виталий обнимает ее, целует.)
ВИТАЛИЙ. Я  хочу, чтобы ты была со мной. (Привлекает ее к себе.)
ДАША. Погоди. Давай все по порядку. Свадьба!
ВИТАЛИЙ. (Улыбаясь.) Как скажешь.
ДАША. (Командует.) Так: у тебя мальчишник, а я пошла наряжаться.
ВИТАЛИЙ. И что мне делать?
ДАША. (Выставляя его.) Не знаю, ну иди на кухню, пей пиво, звони друзьям, скажи, что женишься…  и так далее.
ВИТАЛИЙ. У меня нет пива, и друзей тоже нет. А, между прочим, на мальчишнике должна быть стриптизерша. Кто будет?
ДАША.  Никто не будет, ты у нас положительный!
ВИТАЛИЙ. Клевета! Я отрицательный и подозрительный тип.
ДАША. Я пошла переодеваться.
ВИТАЛИЙ. Может, тебе помочь?
ДАША. Фигушки! Ты сначала женись, а уж потом…
ВИТАЛИЙ. Что потом?
ДАША. (Надевает фату. Многообещающе..) Все потом. (Отворачивает его.) Украшайся. (Протягивает ему бант-бабочку.)
ВИТАЛИЙ. Что я елка что ли?
( Даша посмотрела на себя в зеркало, начинает плакать.)
ВИТАЛИЙ. Э-э, ты чего? Ты плачешь? (Стучит по ней.) Даша!
ДАША. Не мешай.
ВИТАЛИЙ. А чего ты плачешь?
ДАША.  Я не плачу, я косу расплетаю.
ВИТАЛИЙ. Какую косу? Ты стриженная!
ДАША. Ну, так положено, невесте подружки косу расплетают и песню поют, она плачет, с девичеством прощается. (Пауза.) Ну, я уже почти. Входи. (Даша в наряде, который напоминает детский новогодний костюм принцессы. Виталий  улыбается.)
ДАША. (Испуганно.) Чё?! Не нравится?
Виталий изображает умопомрачение.
ДАША. Я его сама сочинила еще в детстве, очень хотелось, чтобы у меня свадьба была, как у принцессы.
ВИТАЛИЙ. Ты чудо.
ДАША. (Спокойно.) Я знаю. А ты чего?
ВИТАЛИЙ. У меня нет ничего такого.
ДАША. Можешь взять мой плащ. (Снимает с себя блестящий плащ, отдает его Виталию.) Так! И быстро накрывать стол! Держи. Вот. И вот это. (Достает коробки с конфетами, шоколад.)
ВИТАЛИЙ. Сколько всего!
ДАША. И главное –  все вкусное и очень полезное! Свадьба – это красиво и весело. Включаем музыку! Танец молодых! (Начинает танцевать с Виталием.) Ты действительно не умеешь танцевать! Повторяй за мной! Вот так! Вот так! (Останавливается.) Танец закончен. Неси фотографии.
ВИТАЛИЙ. Что?
ДАША. Фотки. Где ты и родители, только настоящие, не в компьютере.
ВИТАЛИЙ. Зачем?
ДАША. Надо. Хочу увидеть тебя маленького.
ВИТАЛИЙ. Голого младенца с ползунками в зубах?
ДАША. Было бы идеально. Давай-давай, неси.
ВИТАЛИЙ. (Достает маленький альбом.) Здесь старые.
ДАША. Вот, то, что нужно. Вы втроем. Сколько тебе здесь?
ВИТАЛИЙ.  Не помню.
ДАША. Лет шесть?
ВИТАЛИЙ. Семь.
ДАША. У тебя красивые родители.
ВИТАЛИЙ. Не знаю, я привык.
ДАША. Ты похож на обоих.
ВИТАЛИЙ. Тебе видней.
ДАША. Вы такие веселые. И у тебя лицо открытое, и в нем все видно, как сейчас. Думаю, твоему папе я понравлюсь.
ВИТАЛИЙ. Что? (Даша улыбается.) О чем ты говоришь?
ДАША. О родительском благословении. С этим проблем не будет.
ВИТАЛИЙ. Давай как-нибудь без этого.
ДАША. Ни за что! Я хочу все как положено. Понимаешь? Все! Маме я бы тоже понравилась, она бы сразу увидела, как я тебя люблю…
ВИТАЛИЙ. Не надо…
(Пауза.)
ДАША. (Серьезно.) Как ты думаешь, чего больше всего хотела твоя мама?
ВИТАЛИЙ. Не  знаю, наверное, чтобы мы с отцом были счастливы.
ДАША. А чего она хочет теперь?
ВИТАЛИЙ. Ты снова говоришь об этом.
ДАША. Иди сюда. (Подводит его к окну.) Теперь ты уже готов. Нам нужно небо. (Открывают окно.) Прислушайся к себе. (Пауза.) Там, где любовь нормально все, что здесь называют чудом. Там все возможно. Там люди могут ходить по воде, там они могут летать.
(Они долго стоят молча.)
ДАША. Скажи ей. (Виталий молчит.) Скажи, она ответит.
ВИТАЛИЙ. (Очень тихо.) Мама.
(Они стоят, взявшись за руки. )
ДАША. Благословите нас! (Обнимает Виталия.) Попроси и ты.
ВИТАЛИЙ. (Еле слышно.) Благослови.
(Даша целует его.)
ДАША. Знаешь, чего я хочу?
(Шепчет  ему  на ухо.)
ВИТАЛИЙ. Что?!
ДАША. Ну да. Ребеночка.
ВИТАЛИЙ. Ты хоть знаешь…
ДАША. Ой, все я знаю! (Берет его за руку.) Виталий, согласен ли ты взять в жены Дарью, чтобы жить с ней в горе и радости, любить и защищать ее, пока… (Подает ему написанный текст.)
ВИТАЛИЙ. Согласен. Дарья, согласна ли ты взять в мужья Виталия, чтобы жить с ним, любить и помогать ему…
ДАША. …вечно. Согласна.
ВИТАЛИЙ. А кольца?
ДАША. Сейчас. (Убегает. Приносит две сушки.) Пусть нас благословляет Небо!
ВИТАЛИЙ. Аминь!
ДАША. Брачная ночь.
Виталий берет Дашу  на руки. Затемнение.

   
               











                Вторая часть.

(Виталий сидит с футляром, решается  читать или нет справку из футляра. Даша просыпается, садится  рядом.)
ДАША. Почему ты…
ВИТАЛИЙ. Почему ты отказалась от операции?
ДАША. (Выхватывает бумажку.) Во-первых, читать без спросу – нехорошо, а во-вторых, почему ты не спишь? Мужчины должны дольше спать после брачной ночи, они больше устают.
ВИТАЛИЙ. Тебе-то откуда знать?
ДАША. Подумаешь. Не делать, еще  не значит, не знать. Книги есть…
ВИТАЛИЙ. Сколько тебе…
ДАША. Осталось? Не знаю. Тогда врачи сказали, если очень повезет – проживу год.
ВИТАЛИЙ. Когда это было?
ДАША. (Нехотя.) В прошлом году.
ВИТАЛИЙ. Значит…
ДАША. Ничего не значит, я очень везучая. К тому же они не знали, что я встречу тебя.
ВИТАЛИЙ. Не уверен, что это на пользу.
ДАША. Как ты можешь так говорить?
ВИТАЛИЙ. Надо сделать операцию. Давай сделаем сейчас.
ДАША. Прямо сейчас? (Задирает юбку.) Ты будешь доктор?
ВИТАЛИЙ. Не дури. Я серьезно. Ты должна согласиться на операцию.
ДАША. Я же сказала, что решила.
ВИТАЛИЙ. Пожалуйста. У меня есть деньги. Я буду ухаживать за тобой.
ДАША. Ага, кормить меня из ложечки, выносить утку… Думаешь, я тебя нашла, чтобы приковать к моей больничной кровати?
ВИТАЛИЙ. Но ведь еще можно что-то сделать.

ДАША. Как ты не понимаешь, я встретила тебя, когда решила не хвататься за жизнь, а искать настоящую любовь. Ты хочешь, чтобы теперь я совершила предательство?
ВИТАЛИЙ. А меня оставить, это, по-твоему, что?
ДАША. Я тебя никогда не оставлю. Я буду любить тебя вечно.
ВИТАЛИЙ. Но не могу же я сидеть и ждать, пока ты… пока… Обещай, что мы займемся твоим здоровьем.
ДАША. Хорошо, займемся.
ВИТАЛИЙ. Я серьезно, должен же быть кто-то, кто может помочь.
ДАША. Кто-то может.
ВИТАЛИЙ. Где? У нас? За границей? Где? Ты знаешь?
ДАША. Точно не знаю.
ВИТАЛИЙ. Найдем.  В конце концов, сейчас все можно найти, есть Интернет…
ДАША. Хорошо, только… Завтра.
ВИТАЛИЙ. Почему завтра?
ДАША.  Потому что наше сегодня еще не закончилось. (Показывает ему звезды.) Смотри, еще ночь, глубокая тихая ночь. Наша ночь.
ВИТАЛИЙ. Все слишком быстро сегодня. Один день, а кажется, прошла целая жизнь.
ДАША. Бывает день длинней, чем вся жизнь до него. (Опускается на колени.) Сначала я жила без тебя. Иди ко мне. ( Даша притягивает Виталия к себе). Все изменилось. О чем бы  ни думала – о тебе думаю. Что бы ни делала – тебя вижу. Иду по улице – тебя вижу. И ты все говоришь со мной, говоришь. А я с тобой. Все тебе рассказываю. А ты не слышишь. Я рассказываю, а ты  не слышишь.
ВИТАЛИЙ. А что ты мне рассказывала?
ДАША. Да все. Всю свою жизнь. Как жила, как росла, о чем думала.
ВИТАЛИЙ. Ты плачешь?


ДАША. Да? Это просто капель. Что-то тает внутри… Как ты стал одиноким? Я же ничего про тебя не знаю… ( Ищет куда упасть.)
ВИТАЛИЙ. Тебе плохо?
ДАША. Я прилягу. (Прилегла к нему на колени.)
ВИТАЛИЙ. Вызвать скорую?
ДАША. (Твердо.) Нет. Ты должен понять, что у каждого свой срок и своя судьба. Иногда надо смириться с тем, чего не можешь исправить, чтобы понять что-то большее. Надо жить. Жить по-настоящему. Сколько бы времени на это не было отведено. Жить и быть благодарным за все. (Подымается.) Ты – мой спаситель. Если бы не ты, я прожила бы эту жизнь впустую, для себя, нет, для своей болезни. Ты подарил мне счастье любить! (Встает.) Ты мой спаситель. Я нарекаю тебя – Сальвадор!
ВИТАЛИЙ. Ты смешная.
ДАША. Я очень серьезная. Подай мне меч. Я посвящу тебя в рыцари.
ВИТАЛИЙ. (Подает ей смычок.) И это тоже по сценарию?
ДАША. Встань на колено. (Торжественно.) Любимый мой, я посвящаю тебя в рыцари Любви. (Ударяет смычком по одному плечу, потом по другому.) Клянись защищать всех, кому нужна твоя защита, и помогать тем, кому нужна твоя помощь!
ВИТАЛИЙ. Ну, ты загнула!
ДАША. Да, это сложно. Но это можно. Можно помогать слабым, можно защищать одиноких, можно дарить и ничего не ждать взамен, ничего, даже доброго слова!
Даша подходит, Виталий ее обнимает.
ВИТАЛИЙ. Это какие-то новые правила?
ДАША. Самые старые: делать добро, и никому об  этом не говорить, и  ничего не ждать.
ВИТАЛИЙ. Я не знаю.


ДАША. Клянись! (Виталий медлит.) Я серьезно. Отныне, Мой Рыцарь, я нарекаю тебя именем Сальвадор. Целуй меч. (Виталий послушно целует.) И еще … позволяй людям помогать тебе, это тоже важно… А сейчас дама сердца должна немного отдохнуть. (Видно, что она слабеет.)
ВИТАЛИЙ. (Вскочил.) Скорую?
ДАША. Нет.
ВИТАЛИЙ. Отныне я призван любовью на царство, и мне решать, что будет дальше.
ДАША. Есть силы, которые не победить даже тебе.
ВИТАЛИЙ. Нет! Я запрещаю! Нет такой силы, которую не победила бы моя любовь. Я Великий Рыцарь Сальвадор. Моя королева призвала меня на защиту, и я буду ее защищать! Что может остановить меня? Ты научила меня верить: ничто не властно над любовью – ни время, ни пространство, ни болезни. Слышите вы, великие силы! Я – Великий Рыцарь Сальвадор! Я вызываю вас на бой! Моя королева, подари мне свой поцелуй, он поможет мне быть всемогущим.
Даша целует его щеку.
ВИТАЛИЙ. Не бойся. Если с тобой что-то случится, ты пошлешь мне сигнал.
Ты будешь играть на скрипке. (Подает ей скрипку.) Это не просто скрипка. Звуки ее смогут прорезать пространство, они позовут меня, и я примчусь к тебе вместе с музыкой так быстро, как возвращается эхо в горах. Играй.
ДАША. Не могу, у меня нет сил.
ВИТАЛИЙ. Ты можешь, это волшебная скрипка, только приложи смычек к струнам. (Виталий ей помогает, Даша осторожно касается скрипки смычком.)
И я буду готов сразиться за тебя со всем этим миром. Если твой враг время, я остановлю его, и во всем мире затихнут часы. Солнце замрет на небе,  потому что больше не будет знать, куда ему идти. Пусть в этом мире никогда не наступит день, если этот день готов отнять тебя у меня. 

ДАША. А если это моя Судьба?
ВИТАЛИЙ. Если Судьба скажет, что нам не быть вдвоем, я уничтожу Судьбу, и миром будет править Случай.
ДАША.  Пусть случай решает, кого казнить, кого миловать, пусть исчезнет из мира справедливость, если несправедливость может отнять меня у тебя. ВИТАЛИЙ. Пусть рушатся законы, если они не дают нам быть вместе.
ДАША. Пусть летит этот мир в тар-тарары, если в нем нет места для нас двоих.
ВИТАЛИЙ. Вставай, ты должна бороться за себя. Ведь это только кажется, что за себя бороться легко! Нет! Самое сложное – собрать все силы, чтобы не сдаться! Ничему! Никогда не сдаваться.
ДАША. Я не могу. Силы покинули меня.
 ВИТАЛИЙ. Я помогу тебе. (Подает ей смычок.) Это твой волшебный меч! Теперь я посвящаю тебя в Воины. Отныне ты Королева-Воин.
ДАША. Так не бывает!
ВИТАЛИЙ. Я тоже так думал, до встречи с тобой. Все бывает, если верить! Помнишь? Кто  научил меня верить? Верь! Смотри на небо. Видишь звезды?
ДАША. Вижу.
ВИТАЛИЙ. Это твой рыцарский плащ. А знаешь, какой девиз написан на твоем щите?
ДАША. Какой?
ВИТАЛИЙ. «С Верою – победишь!» Ты веришь мне?
ДАША. Верю.
ВИТАЛИЙ. Тогда держи меч.  Не разжимай кулак, от этого зависит наша  судьба. Дерись!
 (Они размахивают смычком, постепенно превращая квартиру в поле брани. Бросают одеяла, подушки, срывают шторы.)
ДАША. Мы отомстим за все, что отнято у нас! За детство, проведенное в больницах, за танцы, которых я не станцевала, за море, которое меня не

дождалось, за горы, на которые забраться не пришлось. Мы отомстим! За мной, мой Рыцарь! Будь рядом!
ВИТАЛИЙ. Я здесь, моя Королева! Мы все еще сможем наверстать!
ДАША. Мы поспорим с самой Судьбой! Со Временем  поспорим!
ВИТАЛИЙ. Ты молодец! Коли его! Смелее! Я рядом! Я с тобой!
ДАША. А я с тобой!
ВИТАЛИЙ. Прижмись ко мне спиной, чтоб не напали сзади!
ДАША. Держи меня за руку, чтобы я не пошатнулась!
(Виталий подхватывает ее на руки и слегка подбрасывает вверх.)
ВИТАЛИЙ. Ура! Мы победили! Они отступают! Они бегут!
ДАША. Ура! Победа!
ВИТАЛИЙ. (Осторожно опуская Дашу на кровать.) Теперь немного отдохнуть! Три капли Кальвадоса за победу Моей Королевы!
ДАША. И мне!
ВИТАЛИЙ. Как ты себя чувствуешь?
ДАША. Прекрасно! Как Королева, которая выиграла битву.
ВИТАЛИЙ. Ты Королева-Победительница!
ДАША. Пожалуйста, пусть эта ночь не кончается! Пожалуйста, сегодня есть все, чего мне не хватало в этой жизни. Не предавай меня, мой Рыцарь!
ВИТАЛИЙ. Я никогда тебя не предам.
ДАША. А теперь - Бал.
ВИТАЛИЙ. (Встает, торжественно объявляет.) Бал для моей королевы! Бал в честь Королевы-Победительницы!
ДАША. И кто же будет танцевать? Ты?
ВИТАЛИЙ. Нет! Мы будем танцевать! Вашу руку, моя Госпожа!
ДАША. Но ведь ты не умеешь!
ВИТАЛИЙ. Королевским танцам меня учили с детства. Итак, дама кладет руку на согнутый локоть кавалера, он не касается ее кисти, а лишь с благоговением поддерживает руку. Они начинают мерное движение по

кругу, размерено шагая, и приветствуя своих подданных. Теперь поворачиваются лицом друг к другу. Кавалер делает поклон. Дама лишь слегка склоняет голову. Теперь кавалер обводит даму вокруг себя. Опускается на колено и целует ей руку.
(Даша наклоняется, чтобы поцеловать его в голову, но не удерживает равновесия, садится на пол.)
( Виталий  хлопает в ладоши, везде в квартире гаснет свет.)
ДАША. Ты волшебник?
ВИТАЛИЙ. Это наша планета.
ДАША. Мой Рыцарь, ты прошел все испытания, осталось последнее  – сочини мне балладу.
ВИТАЛИЙ. Я?! Сочинить? (Пауза.)
(Начинает медленно подбирая слова, все больше увлекаясь.)
Я в волшебный кубок наливаю
 Колдовское зелье для нее,
 Чтоб, испив его в расцвете мая,
 Уж не замечала ничего.
Чтобы звезды нас не торопили,
Чтобы солнца раннего лучи
Не мешали нам. Чтоб мы забыли
Все, что до сих пор мы говорили,
Все, что знали,
Все, чего так ждали
Все, о чем мечтали мы в ночи.
 (Даша счастливо смеется.)
ВИТАЛИЙ. Что это было? Я не знаю французского языка.
ДАША. Это было Чудо, которое ты сотворил для меня. Ты подарил мне Волшебный мир.
ВИТАЛИЙ. Тебе лучше?

ДАША. Да.
ВИТАЛИЙ.  Я люблю тебя.
ДАША. Я знаю: это правда…
ВИТАЛИЙ. Мне кажется, я даже чувствую, как встает солнце.
ДАША. Да. Уже рассвет. Ты устал. Иди ко мне. Тебе  надо отдохнуть.
( Укладывает его голову себе на колени.) Поспи, любимый.  (Начинает напевать колыбельную.)
(Виталий засыпает.
 Скрипка играет колыбельную, которая переходит в мелодию их любви.
 Затемнение.)
(Виталий вдруг просыпается, как от кошмара.)
ВИТАЛИЙ. Даша!
Даши нет.
КРИК ВИТАЛИЯ. Да-ша!!!
Звучит скрипка.
Вдруг в комнате начинают вращаться принесенные Дашей «вертушки».
               

                Затемнение.


Рецензии
Хорошая в целом пьеса. Точнее, общая идея. Трогает душу. И иносказательность красивая и уместная. Вот только второй акт, кажется, немного отстает от первого. Есть в нем противоречия. Например, призыв Даши родить ребенка притом, что она знает о своем близком конце. Вообще обнаружившаяся известность ей близкого конца противоречит назначению Даши в пьесе. Хотя, может быть, я что-то не понял. И еще диалоги во втором акте чрезмерно нежизненные и тяжелые. Кажется, что второй акт писался после большого перерыва по окончании первого.

Барог   03.06.2012 22:09     Заявить о нарушении