Евдокия Марковна. Село Меновое

Бабушку свою, Евдокию Марковну я видел только  один раз в  своей жизни.  Я умирал, заболел корью, а перед эти переболел малярией…  И вот,  раскрываю глаза и в мутном, красном тумане  - женщина в глухом  платье в мелкий цветочек до пола,  её рука и на руке белое кольцо  ((оловянное),  очень скоро бабушка ушла, прочитала молитву, коснулась меня рукой и ушла. Мама её прогнала, не пустила и заночевать  в доме - бабушка сбежала ко мне, умирающему, как ей написали, с поселения,  добралась из Казахстана в Салаир  противозаконно, без разрешения и без регистрации,   если бы её у нас задержали - могли бы посадить всех нас. Соседка по лестничной  площадке (на моей странице она есть под стеной нашего родительского дома, рядом со мной) рассказала, что Марковна проплакала всю ночь  на  скамейке у дома, а утром ушла. Последний срок (поселение в селе Меновое в Казахстане)  бабушка получила - многократно повторяемый приговор - не первый - за антисоветскую религиозную пропаганду, выразившуюся в организации отпевания покойного,  без разрешения на то уполномоченного по делам религии при местном совете депутатов трудящихся,  по словам папы,  такие приговоры Евдокия Марковна   получала, едва освободившись,  и вновь возвращалась  в село Меновое, там ещё отбывала срок её сестра Мария. Там и умерла в 1986 г. после гангрены и ампутации бедра, умерла и похоронена под асфальтом площади села Менового. Памятников ссыльным не ставили,  да и некому было памятники ставить.   А позже,  на месте кладбища ссыльных, залили асфальтом площадь села. Меновое . Моего  папу,  своего новорожденного и единственного младенца,  Евдокия Марковна  вынесла  на руках , весной 1919 г. из объятого  гражданской войной Урала и  прошла весь путь отступления Белой Армии от Урала до Харбина,  сквозь лёд и мороз, с папой – младенцем - на руках.  Её супруг – Василий Петрович Лелькин, погиб в самом начале отступления, при переправе через реку.  В Харбине Евдокия Марковна прожила до 1923 (ли 1924?) г. а в  1924 г. сёстры Куртагины вернулись в СССР на Урал, в родное село и в том же году были арестованы .  С  1924 по 1933 г.  началась  для Евдокии Марковны череда бесконечных лагерей и поселений, на  великих  стройках  народного хозяйства.  Пока в 1933 г. не оказались  Евдокия Марковна и мой папа в г. Гурьевске, Кемеровской области.  В 1940 г. вновь  их сорвали с места и направили в Среднюю Азию, строить Фархатскую ГЭС,   на шесть лет  с 1940 по 1946 г. Там, на стройке  ГЭС,  папа потерял глаз, оглох на одно ухо, перенёс тиф,  малярию,  заработал неоперабельную грыжу.. Как говорил папа,  если бы не Мать – дважды  не было бы меня на свете,  Евдокия Марковна вытащила папу из тифозного барака,  она же своей пайкой поддерживала  папины  силы,  когда папа умирал от малярии.    А далее пути папы и Евдокии Марковны разошлись,  после возвращения с Фархатской ГЭС,  папа  до конца своих дней оставался в Салаире,  сначала на стройках, потом работая на Салаирском Руднике, а Евдокия Марковна Куртагина  за организацию религиозных собраний  оказалась в ссылке, в Казахстане.  Папе удалось съездить к бабушке в её  ссылку,  в село  Меновое    (фотографии  есть в фотоальбоме "Папина родня"  на моей странице в «Одноклассниках»  - ( Попасть на мою страничку в «Одноклассниках» просто, достаточно набрать в Поиске на «Одноклассниках»  Константин Лелькин 70  75,  доступ свободный для всех).   Покоятся  Евдокия Марковна и Мария Марковна  под асфальтом площади в с.  Меновое,  ссыльным памятники не ставили, а и кому было  их ставить?  Похоронили, а потом залили площадь  кладбища асфальтом .     В свидетельстве о смерти Евдокия Марковна  Лелькина, урождённая Куртагина, - названа  Нельзиной.   Я не ведаю, при каких обстоятельствах поменяла Евдокия Марковна фамилию. После утраты мужа Василия  Лелькина,   Евдокия Марковна жила инокиней  в  миру.  Возможно,  эта смена фамилии была вынужденной  –  время было такое,  папу моего вывезли в Китай под фамилией  Куртагин,  только в 1933 г. смог папа восстановить фамилию отца  Лелькин. Я так и не смог побывать в  Меновом .  Надо бы заказать отпевание раб Божиих Евдокии и Марии , наверное сегодня, кроме меня,  уже и некому это сделать.


Рецензии