Салаир Колокольцовка речка. Детство в Салаире

 Дорогие Земляки мои! С самого раннего детства и я, и мои родители называли речку, на которой построили Салаирское море - КОЛОКОЛЬЦОВКОЙ!   Но дома у нас - для моего воспитания - всегда висели на стенах две карты: огромная Карта двух полушарий, и , поменьше, карта Кемеровской области -  на карте Кемеровской области речки были обозначены: можно было проследить, как  Большая Толмовая  петляет вплоть до Гавриловки ... а дальше?  Дальше речка на карте Области обозначена не была, и не понятно, куда далее эта речка впадает?  В Бачат? - Если не ошибаюсь, Гурьевский Металлургический завод строился при реке Бачат?  Откуда же название Колокольцовка - ведь в Хасане все понимали, что это речка ниже плотины Моря именно Колокольцовка, ни кто её Толмовой не называл?  Возожно Колокольцовка -  по фамилии Колокольцовых  - жителей Гавриловки, кто-то из мужиков  Колокольцовых работал на лодочной станции Салаирского моря, все рыбаки  и Гурьевска, и Салаира его должны помнить, кто-то из Колокольцовых,возможно, работал на Гавриловской почте - домик почты стоял  на краю болота, у самой речки,  там где проходил старый, ещё  брёвнами  мощёный тракт - шёл прямо, как по линейке,  от Гавриловки к Салаирскому  Храму,  много левее и ниже сегодняшней асфальтовой дороги (если стоять лицом к Салаиру). Я ещё застал  три одновременно действующих  дороги : старый, мощёный древними брёвнами,  тракт, правее - грунтовка, что готовили под асфальт, и грунтовое, посыпанное гавриловским шлаком шоссе - (синие пятнышки от этого шлака, ушедшего под кожу, на моих локтях и коленах - свидетельства падений - моего обучения катанию на Настоящем Взрослом Велосипеде!)  А если посмотреть на схемы Гавриловского Сереброплавильного Завода . эти схемы есть во многих книгах по истории Сибири и Кузбасса, легко видеть, что Гавриловский завод стоял на  месте СЛИЯНИЯ     двух речек.  Одна из этих двух речек  - это явно Большая Толмовая, по всему её протяжению от нынешней Пещеры на Пикете , до  нынешнего Салаирского Дома Отдыха,  сплошным каскадом, один за другим,  шли пруды с  мельницами  на каждой плотине,( сегодняшние ровнейшие поляны, луга, вдоль Реки - это выровненные за десятилетия осевшим илом, днища бывших мельничных прудов), колёса  этих мельниц поднимали и опускали  песты в рудодробильных ступах, были и бытовые мельницы, с жерновами  для перемалывания зерна и сушёной  черёмухи.( Два таких громадных каменных жернова лежали в яме, рядом с руинами размытой мельницы - как раз там, где кончалось Салаирское море, и по мостику над этим размывом в мельничной плотине, можно было перейти с берега  Пионерского  лагеря  в сосновом бору, и идти в гору, по глинистой дороге, к посёлку  ГРП ( Геолого Разведывательной Партии),  на месте которой много лет позже построен был завод(жутко секретный!) "Кедр" .  Но вот что за вторая речка, впадающая в Большую Толмовую,  изображена на схеме Гавриловского завода? Это вторая речка , если стоять лицом по течению Толмовой, впадала в Толмовую   СПРАВА.  Кстати, мне так и не понятно, где же точно стоял Гавриловский завод -  из схемы завода, наиболее правдоподобно, что завод находился ... под водой сегодняшнего Салаирского моря.   Ниже завода - были отвалы заводского шлака, сегодня  на месте этих отвалов - котлован со следами шлака на земле,а в годы моего детства шлак был вровень с дорогой, что петляет вдоль склона горы, и на шлаке работал экскаватор, вычерпывал шлак, который затем грузовиками развозили по Кузбассу для засыпки дорог. Может Колокольцовка - та самая речка, что изображена на схеме Завода, речка, которая впадала в Большую Толмовую, а вытекала откуда-то из Гавриловского бора? Не исключаю, что могла быть ещё одна речка - помните шахту Бело-Глинку?   На Апплетихе?  Там, по низу Апплетихи,  протекал не пересыхающий ручей, над этим ручьём ещё магазин  Голубой Дунай стоял (сегодня  магазин  перенесли на другую сторону дороги),  ручей тёк по логу вниз, в сторону Мичуринских садов, но до садов не дотекал.. Наверное так было не всегда. В мои  лет в 9-10,   на задворках родительского садового участка, в глинистом обрыве склона лога, рыл я пещеру, успел вырыть углубление метра на два вглубь склона, пока мой  папа не пресёк мои старания (а как завалит?), но я успел откопать удивительную вещь: кольцо из коричневой, обожженной, глазурованной горшечной  глины,  внутренним  диаметром  отверстия 5-7 см.. и диаметром самого глиняного кольца  1,5 - 2 см.  Мой Дедушка признал в кольце - рыболовную снасть, такими кольцами, вместо нынешнего свинца, утяжеляли низ сетей. Так значит, по логу, что проходит через Мичуринские сады, когда то протекал не просто ручей с Бело-Глинки, а настоящая река, в которой рыбаки сети ставили?  Речка из этого лога не могла ни куда течь, кроме как до впадения в Б. Толмовую, как раз в том заливчике Салаирского Моря, где стояла Лодочная Станция с бессменным лодочником Колокольцовым.


Рецензии