Богословие в красках. Выставка в крепости - 2012

На фото:
Сакас XIX века, восстановленный в золотошвейной мастерской женской обители.
Митра – ручная вышивка. Работа мастериц Брестского Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря.
Афанасий Брестский - работа брестского иконописца Сергея Коркотадзе.
Плащаница Пресвятой Богородицы. Работа мастериц Брестского Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря.




ВЫСТАВКА ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

C 3 по 27 мая  в художественном музее Брестской крепости-герое открыта пасхальная выставка церковного искусства «Свет миру».

       Это уже третья подобная выставка, которую организовывают для жителей и гостей города над Бугом художественный музей и Брестская  епархия. Символично, что выставка  начала свою работу в светлые дни Пасхи Христовой и в канун праздника Великой Победы. Открыл экспозицию Преосвященнейший Иоанн, епископ Брестский и Кобринский.
       Выставка заняла два зала музея. В первом представлены  предметы церковного обихода ручной  работы, созданные в золотошвейной мастерской Брестского Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря  (настоятельница – игумения Александра (Жарин). Величие святой красоты  здесь можно рассмотреть детально.  Например, Плащаницы Богоматери и Иисуса Христа,  вышитые золотой нитью и жемчугом, которые в церкви выносят для поклонения верующим в день Успения Пресвятой Богородицы и в Великую Пятницу.  Над каждой из этих святынь мастерицы трудились больше года. Но, пожалуй, неоспоримой ценностью  является  то, что эти работы, имеющие в своей основе суть христианства - Воскресение Христово, создавались на  священной земле Брестской крепости, где святое слово «Победа» оценено жизнями наших солдат...
       Кроме Плащаниц, на выставке можно увидеть другие предметы церковного обихода. Быть свидетелем того, как искусно восстановлен, буквально по ниточкам, из истлевшего бархата сакас (архиерейское одеяние) середины ХІХ века. Сравнить ручную и машинную вышивки шелковых золотых стежков на архиерейских митрах, украшенных самоцветами и жемчугом. Побывать на Богослужениях в XIX веке, ознакомившись с раритетными изданиями церковных книг: «Минея» за октябрь 1863 года, «Литургия Иоанна Златоустого» 1926 года, сборник нот праздничного песнопения 1888 года…
       Как-то услышала, что  потребность в почитании веры предков у подрастающего поколения не воспитывается. Она является следствием правильного устроения души и разумных отношений в обществе, в семье, в Церкви, в государстве. Сегодня государство и Церковь  очень активно сотрудничают в духовно-нравственном процессе воспитания молодежи.  Но во все времена дело выбора остается  за самим человеком…  И во все времена даже самые  состоятельные люди  искали еще нечто. И это «нечто» таится где-то в глубине человеческой души,  определяя соль жизни.  В поисках этой  «животворящей соли», люди поднимают глаза к Небу.  Потому что человек, живущий без святыни, похож на мир без солнца.
       Второй зал экспозиции брестской пасхальной выставки стал хранилищем этой святости. Здесь размещены иконы, написанные в византийском стиле брестским художником Сергеем Коркотадзе. Еще  занимаясь в детской художественной школе, он увидел в какой-то книге иллюстрацию иконы.  С тех самых пор он убежден, что икона  есть  высшее Искусство, которому, кстати,  он посвятил большую половину своей жизни:  Сергею 34 года, и 18 лет он занимается этим святым делом.  Около 300 икон, созданных его талантливой рукой, украшают храмы Брестчины: роспись входной  арки Свято-Афанасьевского мужского  монастыря в Аркадии,  иконостас в храме в честь Ченстоховской иконы Божией Матери в Хмелево, иконостас и Распятие в Свято-Рождество-Богородицкой женской обители, иконы в Брестском кафедральном соборе, Никольской гарнизонной церкви и других. Обратите внимание – какие живые лики смотрят с икон Сергея!..
       Само слово «икона» греческое и означает «изображение, образ». Икона свидетельствует собой о мире, где живут святые и царствует Бог. Поэтому никогда на иконе мы не увидим тени - икона пишется светом, который струится словно изнутри изображения, и это есть свет Божественной любви. Натуральные краски (яичная темпера), которыми пишет Сергей, делают образ живым. Икону часто сравнивают с окном в мир духовный: чем чище стекло, тем меньше искажений.  А труд иконописца всегда был сродни монашескому подвигу.  Недаром икону называют «богословием в красках».
       В выставке принял участие и Брестский областной краеведческий музей, представив свои фонды - иконы XIX века.



© Ольга РОЛИЧ, г.Брест
© Фото автора.


Публикации: "Заря", "Церковное слово" - май,2012


Рецензии
Добрый вечер,Оля.
Вас хочется читать.Вы не только передаёте то,что видите,но и говорите от себя,делитесь своими размышлениями не стараясь кого-либо обидеть или обвинить. Мне очень понравились слова про "нечто".Действительно люди находятся в поиске опоры и вера в Бога-это одна из них.
Красивые вещи,даже на фото впечатляют.Сколько труда вложено и души!

Прокопьевна   20.12.2013 00:21     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая моя Читательница, за то, что не устаете узнавать что-то новое.... это - признак живой души!
...наш женский монастырь в честь Рождества Богородицы в крепости уникален в первую очередь сердцами насельниц...
я даже боюсь, что когда-нибудь это умалится(( - уж очень странный век нынче на дворе...
но настоящее (и только оно) останется! по слову Бога нашего.

Ольга Ролич   20.01.2014 15:20   Заявить о нарушении