Вокруг войны слесаря Черникова

Управление человеком труда в Советском Союзе.

Стремление к новациям, что испытывает ностальгически российское общество, обусловлено не только рисками сырьевой направленности экономики страны. Богатство трудовыми ресурсами, которыми славилась Россия в начале 20 века, после всех исторических изменений оказалось под вопросом. Кажется, что сила Советского Союза подошла к концу тогда, когда он лишился мобилизующей возможности управлять трудовыми передвижениями людей. Русские люди покинули село, как теперь оставляют Дальний Восток и периферийные районы. Даже в центре на передовых космических предприятиях, там, где при Сергее Королеве, в сутки работало 3 смены, сейчас ищут рабочих для одной смены.
Привожу в контексте этих размышлений запись автобиографических воспоминаний советского рабочего сталинской эпохи Дмитрия Черникова. Его воспоминания непосредственно о войне “Исповедь рядового Черникова” опубликованы на http://proza.ru/2012/04/27/766

ВОКРУГ Войны слесаря Черникова

(О.Д.) - Вы в бога верите? - Нет, я не верю и сейчас не верю. Жена сильно верующая. Я говорю : "Люди все равны, почему же Бог наказывает честного человека, который ходит в церковь." Почему так? Вот я пришёл к выводу: "Это кому как повезет." -(О.Д.) - А мама, мама ваша наверняка была верующей. - Она верующая, но не фанатик.. Вот взять пост. Его соблюдали. Я жил в селе в Тамбовской области под Моршанском. - -(О.Д.) - Вы из Тамбовской области? - Да.. Пост основной пасхальный. Батя поедет в район и купит бочонок селёдки за сено-солому. Весь пост не кушаем творог, молоко не пьём, мясо и яйца не едим, а селедку зато ели круглый пост. -(О.Д.) - В Тамбовской области был мятеж Антонова (в 21ом). Знаете такого? - Знаю, это мятежник, который выступал против коммунистов. -(О.Д.) - А как ваш отец к нему относился? - Мой отец тогда был ещё молодой парень. В нашей деревне никаких восставших не было, обошло лихо стороной.

Мой отец простудился. Тогда лошади свои были. Днем он пахал, а ночью табун по очереди с соседями выгонял на луга. Спутают лошадям ноги, и они ходят, щиплют травку. Как-то он заснул в ночном на сырой земле и простудил себе легкие. Ему надо было бы лечиться. Курить не нужно было бы. А он по привычке курил. И туберкулез у него с этих дел получился. К соседу придет: "Борис, дай сигаретку, - нет, тогда их не было в деревне, цигарку, -Борис, дай цигарку". Тогда сами их крутили для курева. Мне уже мать рассказывала. Мне было всего 6 лет (в 31-ом), когда мой отец умер. Помню, он с усиками был. - (О.Д.) - Скажите. Вы 33-ий год, голодомор украинский помните? - Я уже учился, когда 33 год был. Голода такого жестокого у нас не ощущалось. Я то был не на Украине, я то был в Тамбовской области. Это ЦЧО. Центральная Черноземная область.

-(О.Д.) - Когда же вы из деревни уехали? В каком году. - Я из деревни уехал в 40 ом, как семилетку кончил. Мои сестры раньше в город уехали. Они старше меня. Одна 19-ого, вторая 23 года, я с 25 года. Сперва Анна уехала сюда в Калининград (ныне Королев), устроилась, была токарем. Маша к ней из колхоза подалась. В 40 году я окончил семилетку и тоже к ним приехал в Калининград. - (О.Д.) - Сразу на артиллерийский завод поступили ? - Я приехал, чтобы экзамен сдать в техникум. Подал документы в ивантеевский техникум. Жил сначала у тетки. И сестры приезжали к тете Ане, потом устраивались на работу и им давали общежитие.. Я сдал экзамены в Ивантеевский техникум и переехал в общежитие в 40 году. Два месяца там проучился. Стипендию уже получал.

Потом приказ государственный вышел о том, что стипендии ликвидируют. Рабочие люди были перед войной нужны, а для них создавали ремесленные училища. А откуда у меня деньги? А за учебу надо было платить. Большинство студентов, у которых были средства, те остались в техникуме. А у меня и в помине не было средств, и я пошел в ремесленное училище. -(О.Д.) - В ремесленном училище вы не платили? - А в ремесленном училище проще, какая там плата! Нас учили на рабочие специальности, форму выдавали. Я попал в ремесленное училище N1 в Ступино около Кашире. В Ивантеевке я подал заявление в ремесленное училище. В Правде комиссия по приёму заседала. Комиссия назначила нас, много таких как я оказалось, - вот эту группу направить в Ступино..

В Ступино кто попал в слесари, кто в токари, кто куда, смотря кто что кончил. Если ты семилетку кончил, то это уже по тем временам - ого-го. Да я еще после школы в техникуме учился 2 месяца. Меня определили по хорошей специальности слесарь лекальщик. Это слесарь по точному изготовлению инструментов. --(О.Д.) - Значит, за техникум надо было платить? - Сколько платить я не знаю. Был такой государственный приказ о том, что за учёбу в техникуме нужно было платить. -(О.Д.) - А за институт? А за институт платить, наверно, не надо было. - Не знаю я этих вещей. Я не учился в институте, был в ремесленном и то не полный срок. В ремесленном то нужно 2 года отучиться, а я отучился всего один год. Война началась в 41 году. Тогда нам скорей-скорей присвоили разряды, хотя мы ещё путем не научились работать-то.

С заводов стали забирать рабочих на войну. Молодежь их должна была заменять, мне дали 4-ый разряд. Из Ступино назначили отбыть в Егорьевск, на станкостроительный завод. Многих из Ступино послали в Егорьевск. В Ступино в ремесленном училось много парней из окрестных деревень, а мы были приезжие. Я рассказываю, почему задержался на заводе. Я мог сбежать в деревню, за это, как говорится, не ругали, что ли. А завод то эвакуировался. Смотрим, разбегаются, разбегаются ребята. Около Каширы у них дома, матери. А моя мать одна осталась в Тамбовской области, чего я к ней поеду?. И я не убегал. -(О.Д.) - В оккупации была мама ? - В какой ещё оккупации, когда Тамбовская область под оккупацией не была. В оккупации был Кузин, он с Орловской области. Николай Кузин - мой товарищ. Мы с ним вдвоем, которые из Ступино, в Егорьевске остались. На завод то станкостроительный большую партию из училища назначили, а все разбежались. А мы с Кузиным остались.

Завод уже эвакуировался. Те, кто поблизости живет, уходили с него. И никаких документов в управлении не получали. Не задерживали их, что ли? Мол, какие из них работники!

Начальником нашего цеха был Никита Тимофеевич Морозов. Люди станки грузят на вагоны для отправки. А мы по молодости отметимся на работе. Отметимся с утра о том, что прибыли. И уходили, в карты играли, сачковали. Пацаны ещё. Никита Тимофеевич вызывает нас и говорит: "Вот, ребята, вас прибыло много из Ступино, а я что-то смотрю, что все убежали по домам, а вы чего то не хочете, не убегаете." Кузин говорит: "А у меня дом уж занят немцами в Орловской области." А я говорю, что у меня дом в Тамбовской области, отца нет, мать одна живет. Вобщем, я уже слесарно-заводской человек. У меня ж 4ый разряд слесаря лекальщика, - не важно, умею я или не умею по нему работать. Документ то уже есть.

- "Ну вот что, ребята, я вас предупреждаю. Если вы будете так работать как сейчас. Я видел все как все убегали, я не задерживал, молодежь есть молодежь. Но в военное время так работать нельзя. Вы приходите, отмечаетесь и уходите. Я всё вижу. Если вы будете так работать, я вас посажу. Не обижайтесь только." - "Нет, Никита Тимофеевич. Даем слово, мы не будем." - "Ну, я вас отправляю первым составом как нагрузят вагоны, и мой помощник поедет пока, а я буду следить, как весь цех погрузят, "- там же станки грузили, всё оборудование. - "Я с последним составом приеду. И я узнаю, как вы себя вели. Если не так как-то вели себя, то я вас посажу." -(О.Д.) - Я понимаю, а что вам было делать, если грузят вагоны? А вы то что должны были делать? Вы должны были участвовать в этой погрузке? - А как же? Мы не должны были убегать, а участвовать, грузить, что заставят. -(О.Д.) - "А те, которые по домам разбежались, какая их судьба?" - А я знаю, какая у них судьба? Убежали и убежали в деревни рядом со Ступино. Местные мы их называли. А мы втянулись, как говорится, в работу и не опозорили себя.

- А я не рассказывал тебе, как помощник начальника цеха по-умному поступал? Собирал нас: "Вот котлован и вас 5 человек. 5 дней вам даю. Не закончите за 5 дней, значит, ночами будете работать. Я рассчитал всё. Вы должны вот эту работу сделать. " - А! Коли аккордно, давай, ребята, шуровать. За 2.5 дня выкопали. Он приходит, посмотрел: "Всё. Я словами своими не бросаюсь. Сделали - идити, гуляйте." И нам это дело понравилось. Он всё перевёл на аккорды. Щебенку возить надо было. Там была школа, там же классы, а нужно цех из школы сделать. Завод приехал в Зерносовхоз в Казахстане. Нужно было строить цеха. Немец наступал и нужно было быстро создавать заводы.

-(О.Д.) - С Кузиным вы все время вместе держались? - С Кузиным мы были уже как братья. Всё делили пополам. -(О.Д.) - А как у него сложилось? Он 24-его года, его призвали раньше моего возраста на 6 месяцев. И он попал в Златоуст в офицерское училище. И через 6 месяцев я туда же прибыл. Встретились хорошо. Он поехал на фронт. Присылал мне часто письма, пока ехал на войну.. 10 писем прислал. В одном письме тетрадные листы, в другом письме написано "Нахожусь от передовой в трех километрах." Это последнее было его письмо. Потом всё нет и нет в училище мне писем. Я пошел на фронт. Только когда война кончилась, узнал, какая судьба Кузина. Есть такая станция узловая Жилёво около Ступино, Кузин дружил с одной девушкой, которая жила на ней. Ее звали Харитонова Мария, она работала где-то на почте.. Ну что, я написал после войны: "Московская область, станция Жилево. Харитоновой Марии.".. "Если получишь мое письмо, я знаю, вы дружили с Николаем. Я потерял с ним связь. Мы очень хорошо дружили. Прошу, если получите моё письмо, сообщить мне о нём." Она мне сообщила, что она связь имела с ним, с его матерью. Мария мне написала, что Николай погиб, мать получила похоронку. Она что-то мне предлагала.

Письма тогда многие в армию и из армии писали. К примеру, у кого сестра есть, дай как её адресок. Давали адреса. Я по переписке женился. Щербаков, командир нашего отделения связи (он 9года), Василий Гаврилович. Он сразу после войны демобилизовался, уехал домой. И я получил от его дочери письмо. Потом Па(р)хомову Сашке от неё пришло письмо. - ААА!!!! Взяли и написали ей: "Вот мы получили твоё письмо, поскандалили, подрались из-за тебя.". В одно отделение отец ей характеристики дал. Вот хороший парень - Саша Па(р)хомов. Вот Черников. Может еще на кого-то дал. Мы же были все вместе. Еще служили.

-(О.Д.) - А политрук в связной роте был? - Везде они были. -(О.Д.) - А что политрук в связной роте делал? - Он рассказывал, как надо вести себя. Меня сагитировал, я в партию на войне вступал. Я был партийным. -(О.Д.) - Почему были? - Потому что, когда я был в Термезе, на границе с Афганистаном, после войны я же целый год там служил, у меня украли документы все. - (О.Д.) - А кто? - Жуликов тогда после войны сколько было. На каждом шагу. Неопытные были. Я ходил в гимнастерке, в гимнастерке карманы, а там были документы.

Я тогда уже не связистом был, а электромехаником. Числился на подзарядке аккумуляторов на радиостанциях. Гвардии майор (Чирва) вызывает меня и говорит: "Черников, я вам предлагаю перейти из связиста на аккумуляторы, на электромеханика." - "Так, товарищ гвардии майор, я там ничего не знаю." - "Если бы я знал, что вы знаете, я бы вам приказал. А знаю, что вы не знаете, поэтому я вас уже прошу." - Он же оголен этот участок стал. - "Я вас снабжаю всеми книжечками, всеми брошюрками, даю приказ, чтобы вас никуда не отвлекали".. А нас же после войны направили в Термез, но там же жара была. Нас нельзя было отправлять в такую жару, если бы нас сразу завезли, то, может быть, половина концы бы отдали.

Наша дивизия остановилась в 45-ом в Туккуме (Латвия), штаб в лесах расположился. В штабе я получил вот такое задание на электромеханика. Отказываться не стал, и мне дали полную свободу. Я забираю книжечки и в лес уходил заниматься. А другие занимаются или физзарядкой или чем ещё. У нас коровы были, три коровы были выделены для нашего батальона связи. При них находились два пожилых человека. Майор мне сказал: "Давай к ребятам, там молока вволю будет." Эти 2 человека сами этих коров доили и молоко отправляли в батальон.

-(О.Д.) - Получается, что в Термез (Сурхандарьинская обл. Узбекистан) вы поехали не летом. - Не летом, осенью 45 года, когда спала жара. Как спала, погрузились в теплушки и поехали. Как заехали за Саратов стало тепло, а то топили, печки разные были маленькие в теплушках.

Документы у меня стащили, уже когда демобилизовался осенью 46 года. В штабе собрание, как доложил об этом, собрали и мне по партийной линии закатали строгий выговор с предупреждением. - "За халатное хранение партийных билетов." Поскольку я уже демобилизовался, мне выдали справку о том, что меня совсем не выключили из партии. Я должен был ее на новом месте подать, и там должны были принять опять в партию. Я приехал в Калининград (Королев), поступил на завод к Грабину. Отдал парторгу цеха этот документ. Он мне потом бумагу отдает: "На, Черников, иди сам в партком, потому что мне ничего там не сказали по твоему случаю хорошего." Я молодой был, коли ему отказали, то мне и подавно. И я не пошел, не пошел, не пошел.... Так и вышел. Потом вдруг вызывает меня уже новый парторг цеха. Было собрание, меня вызывают. "Вот вы были, - я то написал, что был в партии, - партийным, а сейчас вы беспартийный, как это у вас получилось?" -" Получилось так, что в армии мне дали строгий выговор, сказали, что там где поступишь на работу, подашь записку в нашу организацию и тебя должны восстановить." Я и сказал всё, о том, что не получилось ничего у парторга, а сам я не пошел добиваться восстановления в коммунистах..

Впоследствии подпортило, конечно, что я беспартийный был. Я заканчивал техникум. Уже на заводе работал долго. Я был мастером в цехе, по инструментальной вальцовке. На должности начальника инструментального хозяйства должен был быть старший мастер. Цеха тогда разделялись, начальник инструментальной части в другой цех ушел. А в этом остался я, как специалист по инструменту. Меня вызывают и говорят, старшему мастеру осталось всего полгода до пенсии, мы тебе его должность отдадим. Во главе инструментальных хозяйств должен быть старший мастер. Я говорю: "Ну ладно. Побуду мастером пока." В то время я как раз сдавал экзамены в вечернем техникуме. Сдал экзамены и отпуск отгулял учебный. Пришел, а моя должность занята. Начальник цеха куда-то в Москву уехал, а новым начальником цеха стал Венедиктов Александр Гаврилович. Он был парторгом цеха и его поставили начальником цеха. Гуськов мастер механического участка, он друг приятель Венедиктова, он ему должность начальника инструментального участка и отдал. -(О.Д.) - А вам ее обещали. - А мне ее обещали.. Я когда узнал, иду к начальнику цеха. Говорю: "Как же так получилось? Мне старый начальник цеха сказал, что тебя доведем." .А вот сказали, что у тебя были по партийной линии какие то проблемы. Тебя партийный комитет не пропустил на старшего мастера инструментального участка. А назначили вот этого Гуськова, токаря. Он был младше меня. Это было в 67-году


Рецензии