В развитие идеи ЭЦ Виктора Становского
Как-то при обмене соображениями по теме ЭЦ с автором той идеи я предложил Виктору подумать о возможности применить в его чудо-редукторе эллипс вместо окружности.
Сейчас вдруг вспомнил об этом, и вот что у меня вроде бы получилось.
Рассмотрим работу такого механизма с того положения эллипса, что показан на этом наброске.
Вал вращается по часовой стрелке и его эксцентрик смещает эллипс, вот так сидящий на подшипнике этого эксцентрика. Подшипник обозначен белым штрих-пунктиром.
На эллипсе сидит игольчатый подшипник, стандартный, покупной, имеющий очень упругую, легко деформируемую в эллипс тонкостенную (один миллиметр) обойму игольчатых роликов. (Полагаю, однако, что этот подшипник - излишество. Потери на трение и без него здесь достаточно малы).
При том положении эллипса, которое показано на картинке, эллипс не может свободно без задержки полностью провернуться на эксцентрике, потому что левая белая стрелка длиннее той, что под ней, - при общей точке их начала.
Эллипс укладывается в предоставленное ему место и, упираясь в стенку этой выемки между зубьями колеса, проталкивает это колесо против часовой стрелки. В то же время и сам он чуть проворачивается тоже против часовой стрелки. Полностью провернуться на эксцентрике во время зацепления с колесом эллипс не может. Этому препятствует не проходной в это время его размер вдоль большой оси симметрии эллипса.
Правая крайняя точка эллипса приподнимается в связи с вынужденным поворотом эллипса влево при его зацеплении с заданным профилем выемки, что между зубьями колеса.
Эксцентрик вала отводит поворачивающийся на нем эллипс и влево, и вверх - причём так, что чуть медленнее надвигающаяся на эллипс правая стенка выемки между зубьми колеса не может успеть столкнуться с отступающим от неё эллипсом.
При выходе из зацепления эллипс уже свободно поворачивается на своём подшипнике и под действием центробежной силы занимает своё положение, крайнее от оси этого подшипника.
Этот эллипс успеет провернуть колесо на какой-то угол. Поскольку редуктор многофазный, последовательно вступают в действие другие участки вала, где другие его эксцентрики имеют каждый свой эллипс, сидящий на своём подшипнике.
Этот механизм обеспечивает работу такой передачи в любом из двух направлений вращения. Поэтому профиль впадины между зубьями колеса - симметричный. Каждый эллипс вступает в зацепление точно также, как и выходит из него.
Если я не ошибаюсь в изложении самого принципа работы этого устройства, то нагрузочная способность такого зацепления несравнимо выше той, что обеспечивает геометрия зацепления в замечательных механизмах ЭЦ Виктора Становского.
Профиль зубьев такого колеса нужно задать математически правильно, - по геометрическим условиям его работы.
Судя по этой картинке, в каждом таком сечении вала, в принципе, можно разместить хотя бы ещё один эллипс на своем таком же эксцентрике.
Для большей графической наглядности того, что это техническое решение работоспособно, диаметр зубчатого колеса, показанный точками, пожалуй, стоит чуть увеличить, - до большой хорды чёрного эллипса.
Свидетельство о публикации №212051301176