Хромой Тимур и его команда

В новом, 2012, учебном году в школах Карелии начнётся преподавание нового курса: "Основы религиозных культур и светской этики". Что ж: на всё Божья воля...

Сравним два описания одного исторического события. Как известно, эмир Тимур (он же Тамерлан, он же Хромой Тимур) чуть было не простёр свою мирозавоевательную длань и над Русской землей. В 1395 году он дохромал аж до самого Ельца. А потом, неизвестно почему, развернул коней в обратный путь.

Вот, что рассказывает об этом эпизоде Сергей Бородин в своём историческом романе "Звёзды над Самаркандом", цитирую: "И остановился Тимур в Ельце. Тут проведал, что уже вышли на него рати московские, идут с пением воинских песен, несут впереди ратей святыню, с коей за десять лет до того на Куликово поле выходили, когда Золотую Орду растерзали булатом мечей тяжёлых, затоптали копытами северных коней. И повернул Тимур назад". Точка, конец цитаты.

Простим писателю оговорку: не десять, а пятнадцать лет (битва на Куликовом поле случилась в 1380 году). В приведённом отрывке интересней другое. Вполне в духе времени (роман написан в 1950-70 годы), Бородин использует эвфемизмы и парафразы там, где речь идёт о реалиях православного культа. "Святыня" – икона Богородицы, а "воинские песни" – не иначе как молитвы… "Булат мечей" автору важнее.

Теперь послушаем, как объясняет бегство "Тимура и его команды" сама церковь. По версии православной, захватчику явилась во сне Богородица и повелела джагатаю убираться восвояси. Ночной кошмар хромца совпал со временем встречи Владимирской иконы Божией Матери, которую как раз переносили в столицу для защиты от супостата. На себя да на "булат", как видно, не сильно надеялись москвичи…

Две истории, две версии одного события. Теперь обе встретятся в школьной аудитории. По мысли создателей курса "Основ...", дети в десять-одиннадцать лет должны каким-то (для меня непостижимым) образом уместить в голове и ту, и другую. Как они справятся с такой задачей?

Бог весть...


2011.


Рецензии