3. Как дружить со спонсорами?

       Шли годы…. Тираж газеты заметно возрос, и немалую роль в этом, если доверять читательским опросам, сыграли те истории любви, которые мы печатали с продолжением. За пять лет, до 2005 года у меня набрался немалый архив не изданных отдельными книгами, но публиковавшихся у нас частями повестей. Читатели в письмах настоятельно просили, а некоторые даже требовали собрать их в одну книгу. Но я понимала, одно дело – вставить любовную историю в очередной номер газеты, и совсем другое – издать ее отдельной книгой. Второе требовало более тщательной работы над текстом, языком, стилем, а в чем-то и над сюжетом. Денег на корректоров, литературных и технических редакторов и в особенности на типографские услуги у меня не было. У нас, в глубинке, такую роскошь может позволить себе не каждый: типография была одна, цены у монополиста космически высокие! Спросила у знакомого литератора, как печатают книги другие. Он объяснил, что все, кроме известных и народных, издаются с помощью спонсоров, чаще – родственников, знакомых и друзей. Среди моих родных и знакомых таковых не было, а если и были, то не те, к кому я могла бы обратиться с уверенностью, что не откажут в помощи.

- Не будь такой заносчивой! Знаешь, сколько порогов обивают поэты, писатели и певцы в поисках спонсоров. Одни откажут, вторые. А потом кто-то и поможет. А ты слишком гордая …

Не знаю, что это было, – гордость или чрезмерная скромность, но вот так запросто пойти и просить деньги у кого-то я не могла. Если бы спонсорские деньги нужны были для реализации каких-то глобальных проектов, значимых для человечества - например, для разработки нового метода лечения рака, СПИДА, или для других похожих - я открыла бы любые двери. Но у меня в руках были всего лишь повести о любви.

Между тем читатели поддерживали меня любовью, приглашали на встречи. Однажды землячество азербайджанцев Дагестана пригласило меня на встречу с читателями в Дербент. После этого состоялась встреча с районным руководством. Узнав, что я азербайджанка и дочь его старого друга, замечательный и ныне покойный глава района спросил, какая мне нужна помощь. Я не стала тут же хвататься за его предложение, как за спасательную соломинку, решив, что оно сделано из вежливости и вызвано моментом. Так же вежливо ответила, что проблем и просьб у меня нет. После моего отъезда одна из руководителей среднего звена и наша землячка, заручившись поддержкой главы района, обратилась к успешному местному бизнесмену с просьбой стать спонсором и помочь с изданием книги. Одновременно завела с ним речь и о переводе повестей на родной язык, на что тоже требовались деньги. Она была одним из организаторов той встречи и знала о желании читателей.

Спонсор позвонил мне, когда я этого никак не ожидала. Сказал, что присутствовал на прошлой встрече с читателями и по совету той женщины прочитал мои повести, которые хотел бы помочь издать. Я, совершенно обалдевшая от свалившейся удачи, поблагодарила незнакомца по телефону, а уже на следующий день послала через нарочного ему в Дербент свои рукописи. Рассуждала так: спонсор имеет право видеть то, за что будет платить. Наверняка, до этого он читал повести, как все – отдельными главами в газете, и ему интересно будет взглянуть на них в законченном виде. Через неделю раздался звонок. На проводе был тот самый спонсор.

- Давайте обсудим наши дела в ресторане или у меня на даче, - предложил он. Там нам никто не помешает. Я не знала – какого возраста и раскраски тот спонсор, но подумала: даже если ему сто лет или, наоборот, двадцать – ресторан или дача не приемлемы как место деловой встречи. И если есть повод для обсуждения, то его можно обсудить и в моем кабинете - там тоже не шумно.

- Да нет, только не в кабинете… Ваши повести о любви. Такая тема располагает к более душевной обстановке…

- Тогда давайте я приглашу Вас к нам в гости, - сказала я, про себя решив: почему бы и нет? Во-первых, мы земляки, во-вторых, человек решил помочь мне от всей души. И, в-третьих, дома - мама, может, вечером пригласим моих взрослых детей. Будет семейный ужин и никакой неловкости для нас и гостя.

- А это удобно? – почету-то удивился он, - как будто у нас отменили законы гостеприимства. Вы уверены, что нам надо встретиться у Вас дома? Нам никто не помешает?

- Если Вас не устраивает встреча в кабинете, тогда - дома. Никаких неудобств, в нашем доме гости не переводятся. Тем более, вы наш земляк. Помех тоже не будет, маленьких детей у меня нет.

Договорились встретиться у моего дома, и поехать ко мне в гости вместе, чтобы спонсору, человеку иногороднему, не пришлось его долго искать.

День на работе, как назло, выпал не из легких, и потому я позвонила маме, рассказала о визите гостя и попросила приготовить званый ужин: долму из виноградных листьев и еще что-нибудь особенное. Фрукты и соки, овощи и зелень купила в перерыве и отправила на такси домой. Семьи детей к тому времени уже жили отдельно, и вся надежда была на маму. Та ждала гостя с особым нетерпением: мысль, что сможет поговорить с ним на родном языке, окрыляла и вдохновляла ее не только на приготовление долма, но и на множество других вкусных изысков.

Я поджидала спонсора, раздумывая, что он за хочет обсудить со мной: содержание повестей или долю финансового участия? И зачем ему для этого особая обстановка? Подъехала иномарка, ее хозяин-спонсор был таким нарядным, как будто собрался на свадьбу. Причем, на сельскую. От перебора с парфюмом, хотя и французским, в машине было трудно дышать. Я хотела сесть на заднее сидение, но не смогла, там лежали коробки конфет, коньяк и огромный букет цветов.

- Видимо спонсор куда-то намылился, значит, надолго не задержится у нас, - подумала я про себя. – Интересно, понравились ли ему повести?

Мы почти подъехали, когда я спохватилась: есть ли в доме хлеб? Позвонила маме, и спонсор стал невольным свидетелем моего разговора с ней .

-У Вас дома кто-то есть? – спросил он удивленно.

-Да, мама. А что?

    Это же неудобно, - почему-то засмущался он.

Я про себя восхитилась - откуда такие скромные люди - в наше время?

- Почему неудобно? – вопросом на вопрос ответила я. - Моя мама очень гостеприимный человек, она будет вам рада уже потому, что вы азербайджанец.

- Мама у вас в гостях? – спросил он. – А потом она уйдет?

- Почему она должна уйти, если живет со мной, - я занервничала, хотя не до конца понимала ход его мыслей.

- Не могу понять, зачем Вам эти проблемы – дома мама, вокруг соседи, которые станут потом обсуждать, что вы приезжали на иномарке и не одна.

Понимать его слова правильно мне мешал мой и тем более его - не юноши- возраст. Приключений такого рода у меня не было и в более раннем возрасте, и потому не могла поверить в то, о чем смутно догадывалась. Спонсор был лет на пятнадцать старше меня, человек солидный, с заметно округлившейся талией..

- Тебе показалось, - успокоила я себя мысленно и даже отругала - Не надо думать о людях плохо. Человек он пожилой, живет по старым понятиям. И сейчас просто беспокоится о моей репутации, опасаясь пересудов, ибо знает, какие злые у людей языки. Хотя, зачем обо мне, почти пятидесятилетней женщине, так беспокоиться? Если уж до сих пор моя репутация не была никогда, никем и ничем не подмочена, то вряд ли ее можно испортить, подкатив к подъезду со знакомым на лимузине.

- Вы прочитали повести? – спросила я, чтобы отвлечь себя от странных подозрений, в которые до конца не поверила.

- Честно говоря, последнюю книгу я прочитал в пятом классе, - вдруг противно захихикал спонсор в ответ и в свою очередь предложил:

- А может, вы мне их сами расскажите? От автора, из первых уст - это было бы интересно. И он захохотал, довольный собой.

Я едва сдержала себя, чтобы не ответить ему словами Гоголя, перефразировав их к нашему случаю, но, выразив круче:

- Над кем смеешься, идиот? Над собой смеешься! Нашел, чем гордиться – книг он не читал. Я тебе не Шахерезада, чтобы на ночь глядя истории рассказывать. Тем более, ты не Шахрияр.

Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения и развеявшей последние сомнения относительно его намерений, стала фраза:

- Вы поймите правильно, я ради вашего же удобства предлагаю – лучше не я буду Вашим гостем, а сам куда-нибудь приглашу вас. Не хотите ехать в ресторан, можно ко мне на дачу. Если загородная поездка вас утомит, можно расположиться в моей квартире на проспекте Калинина. Я ради таких случаев и купил ее, чтобы в столице было, где уединиться и дорогих гостей встречать.

Теперь ситуация стала понятной даже мне, наивной. От возмущения и обиды я потеряла дар речи. Моё растерянное молчание спонсор понял по-своему. Взгляд его замаслился и стал сладко– ванильным. Как из рога изобилия посыпались комплименты и обещания издать все, что я напишу. Он клялся также решать любые мои проблемы по мере их возникновения.

- Вам повезло, что у вас теперь есть такой друг, как я, - сказал он. – Проблем с изданием книг никогда не будет, как и никаких других - я дружить умею. А это вам, - небрежно кивнул он на заднее сидение. - Букет, надеюсь, вам понравится, а хорошие французские духи - ещё за мной!

Я спокойно попросила остановить машину. Незадачливый спонсор, не ожидая подвоха, выполнил мою просьбу.

Перед тем, как открыть дверь, собрав волю в кулак, чтобы не использовать народную ненормативную лексику, которая просилась на язык, хотя прежде у меня не возникало желания ею выражаться, я спокойно и раздельно сказала спонсору:

- К моему возрасту я столько друзей завела, что в новых, а тем более сомнительных - нет нужды. Запаса французских духов у меня хватит еще лет на шесть. Судя по вашему ядовитому одеколону – в парфюмах вы совсем не разбираетесь.

И букет ваш мне не понравился – это веник дворника, а не букет. К тому же, я не Шахерезада, чтобы рассказывать Вам истории на ночь. А вы далеко не царь Шахрияр… До свидания.

Мой несостоявшийся спонсор все понял:

- Странная Вы, однако, женщина. Со спонсорами дружить надо, - внушал он мне. И тут же решил исправить ситуацию: - Ладно, не обижайтесь. Я совсем не то имел в виду, что вы подумали. Просто хотел посидеть с Вами, приятно пообщаться. Не хотите - останемся друзьями. Мы же земляки. Но я свое обещание выполню без всяких условий, я человек слова. Вам перечислить деньги или дать наличными?

Я ушла, не оборачиваясь…

Позже, уяснив для себя, что значит «дружить» для дела, решила: если не смогу издать свои книги сейчас, пусть потом, когда-нибудь, это сделают дети.

Слава Богу, успела. Издала, правда, пока только две - лет через пять лет после того памятного случая ... Зато «тесно дружить» ни с кем не пришлось. Чему несказанно рада.

http://www.proza.ru/2012/05/13/1785


Рецензии
Эльмира, Вы абсолютно правильно поступили. Такое покровительство порядочный человек не предложит, тем более, что до этого вы даже не были с ним знакомы. Элементарная животная похоть и самоуверенность в том, что против его денег никто не устоит. Вы поставили его на место:))
Мне бы тоже очень хотелось издать мои рассказы о детях, но пока нет финансовой возможности, а друзей просить стесняюсь т.к мой принцип-это никогда не иметь никаких финансовых дел с друзьями. Так дружба надежнее:)))
С уважением,

Елена Роговая   05.09.2013 23:45     Заявить о нарушении
Точно, Леночка, потому я и издаю с опозданием на десять лет , понемногу , как могу сама . Спасибо за отзыв, конечно у меня и мысли по другому поступить не было. Просто вначале был шок, не ожидала почему-то . А потом в долгу не осталась.С уважением Эльмира

Эльмира Ибрагимова 3   05.09.2013 23:49   Заявить о нарушении
Эльмира, сколько живу, столько убеждаюсь, что дружбы между мужчиной и женщиной в природе, почти,не существует:)))

Елена Роговая   06.09.2013 00:02   Заявить о нарушении
Я так не думаю, Леночка. У меня есть друзья мужчины , и стаж дружбы более 20 лет. И они меня никогда не подвели. НО, наверное, так нечастно бывает. С уважением Эльмира

Эльмира Ибрагимова 3   06.09.2013 20:54   Заявить о нарушении
Конечно бывает, НО не часто:)))
С уважением,

Елена Роговая   06.09.2013 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.