Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 3. Часть 25

    На фото: двоюродный брат отца Роберта дядя Витя Филиппов.               
    11 июля 1983г.  Писала Людмила. ... Не писала почти полтора года... Как быстро летит время! Аурика совсем уже помощница. Всё больше тянется ко мне. Частенько и на улицу не выгнать! Сегодня целый день читала "Сказки о цветах" Анны Саксе. Натулька чуть-чуть крепче стала. А то зима её совсем замучила.
   Каждый месяц приступы были. Закончила 1 класс отличницей, а училась по пол-четверти в каждой.
   Замучился дитёнок, и меня замучил... Нервы сдают... Когда же она выздоровеет?
   
   Сошлась я с коллективом, работаю на пару с хорошей, в общем-то, женщиной, сама её выбрала из всех. Отношения лучше, чем просто у напарниц, поддерживаем дружбу семьями, с нею, и её мужем Эдиком, и с ещё одной семьёй, она - музыкальный руководитель в нашем садике, зовут Людмилой, а её муж Володя, работает крановщиком в МСО.
   
   Вот так, в три пары, часто и бываем вместе, в основном - на дни рождения.  17 июля - очередь Роберта. Ездили на природу, были у Фриды с Антоном  в гостях. Ночью ходили на раков, устроили деревенскую баню; были, конечно, в купальниках и плавках, напарились, хлестали друг друга вениками, а потолок у бани низкий, баня топится по-чёрному, цепляли в азарте за потолок вениками, перемазались, как черти, отмывались потом в озере... Удовольствия было!!!
   
   В этот год у меня другие дети, тех, мучителей, выпустили, пойдут в школу. Эти дети, что до меня вела Зина, а теперь мы с нею ведём вдвоём, хорошие, полюбила их.  И вообще, работать было намного легче, чем первый год, благодаря новым подругам. Помолодела, и душой, и телом. Научилась танцевать современные танцы. Все очень любим потанцевать!
    Очень хочется, чтобы всё у нас оставалось таким, как было эти пол-года! Чтобы не пришло горькое разочарование.
   
   Роберт с октября 82 года работает в бригаде Юрана, у того тоже есть садовый участок, как и у нас.
   Так что часто видимся, и с ним, и с его женой, она работает продавцом в магазине.  Мы, всё же, смогли добиться того, чтобы нам утвердили садоводство, как Роберт и заявил Рагозину... Да, нас - много! Мы - сила!
   Работой Роберт доволен, стал спокойнее, и аллергия его меньше мучает.

   Поступил на третий курс Рижского строительного техникума. Закончил его хорошо: летняя сессия: 4,4,5,5,5, теперь, за следующий год, ему предстоит пройти два курса, четвёртый и пятый, и дипломная работа.
   И ещё: он строит дачу, один, иногда приезжает помочь Лёня, несколько раз приезжал мой брат Саша.  Летом к нам приезжали в гости Выборные, живут в Харькове. Встретились мы с ними в Мисхоре, в 81 году.  Знакомы-то были всего три дня, а стали переписываться, и вот, уже два года дружим. Водили их на наше озеро Зиргу (лошадиное, в переводе с латышского, очертания озера напоминают лошадиную голову). Погода была хорошая, вода - очень тёплая, им понравилось. Вот вылечить бы Тату, Роберту - аллергию, самой бы окрепнуть, как было бы хорошо!!!
   
   20 октября 83 г.  Опять долго не писала. В конце июля, неожиданно, решили поехать с Натулей  на Юг, заставил её нос, гайморит, там есть душевое промывание носа, а здесь, дома, только прокалывание гайморовых пазух; а ей всего-то, восемь лет, жалко же!
   Нос там ей хорошо промыли, но в конце Наташа опять простыла, домой ребёнка везла с температурой, в ужасных условиях... Больше рисковать не стоит, или везти на два-три месяца, но ехать на такой срок - не к кому, а платить за двоих по 6 рублей в сутки нам не по карману...
   
   Были сначала у Кати в Севастополе, еле дождалась, пока уедем... Катя стала совсем другой... От былой, милой Катюшки, ничего не осталось... Она бывает очень грубой с детьми, да и ко мне стала плохо относиться, помыкает, как служанкой, видимо, не хочет больше, чтобы мы к ним приезжали...
   Может, ревнует меня к её мужу Коле, он - весёлый человек, любит пошутить, посмеяться, да и я это люблю...  Но, я люблю своего Робку, и с Колей у меня ничего не может быть, в принципе... В общем, нельзя ездить в гости к людям, которые тебе не рады...
   
   17 лет дружбы... Жаль терять друзей... Но, что поделаешь... Хочу написать о наших новых друзьях. Я, в общем-то, рада, что у меня есть Людмила и Зина.
   Они - очень разные. Люда - более резкая, может сказать в глаза грубость под плохое настроение, но она же и поможет тебе, если надо... Не будет лицемерить,  простит обиду.
   Зинаида - вежлива, культурна, воспитана, красивая и привлекательная в компании, кажется спокойной, даже замедленной, но очень мнительная, обидчивая, часто неискренняя, не умеет удержать доверенную ей тайну; но она всё это делает так хитро, что всё ей прощаешь, у кого из нас нет своих слабостей!
   Умеет держать вокруг себя всех. Всем, и про всех, всё расскажет... И, тем не менее, к ней тянутся люди.  Только что обижалась на кого-то, он приходит, и она ему елейно улыбается, в общем: Лиса Патрикеевна!
   
   Силком всунули меня председателем профкома. Лишь бы не я, кто угодно, даже - подруга! А в целом - хорошо, что они у меня есть! Встретимся втроём, поболтаем, позубоскалим... Они - трудолюбивые, честные люди, умеющие повеселиться, забыть, хоть на время, о трудностях жизни...
   Наташенька опять больна... Четыре дня нарастал приступ. Спасибо доктору Ковалёву, за ночь сняли приступ удушья.
 
   25 января 84г.  Роберт на зимней сессии. Три экзамена подряд - "отлично"!
   А Наташенька лежит второй день с температурой 39гр. Не хочу на выходные отдавать в больницу.
   Хочу ещё об одном написать. Встретились мы с подружками, и другие подтянулись, попили кофе, поболтали, Зину что-то на щекотливую тему потянуло... Что, мол, ни одна женщина не устоит перед настоящим мужчиной... И тут у меня с нею такой диалог произошёл:
 - А если мужа любишь?(Я);   
 - Так подкатится, что и любовь забудешь! (З); 
 - Ну, а если веришь мужу, нет такого больше человека? Как ему изменить? (Я);
 - Ну, если только из-за долга... (З);
 - А если муж, не только муж, но и великолепный любовник? И любой другой, рядом с ним, никто? (Я);
   Она задумалась: - Ну, а уж мужчина, если женщина захочет, ни один не устоит!  -  И смотрит такими хитрющими, высокомерными глазами: - Давайте, в первой же финской бане проверим! Твой Володя, первый не устоит! - Смотрит на Люду.
   
   Людмила принялась яростно защищать мужа; остальные - не знают, как им вести себя, кто хихикает тихонько, кто молчит.  Потом Зинаида и на меня сверкнула глазами и говорит:
 - И твой, Ильинична, не устоит!  - И смотрит на меня с чертовской самоуверенностью... Не буду врать, больно мне стало, но я улыбнулась  и говорю:   
- Что ж, попробуй! Но, когда я ему не верю, он очень обижается. - И тоже замолчала, вспомнила нашу последнюю встречу с Робертом, когда он приехал из Риги на выходные...
   Знала ли ты, Зина, такое счастье со своим Эдиком? Не меряй всех по себе! И мужу! Эдик твой  тебе изменял, вот и думаешь так про всех мужчин!
   
   А женщины, многие, не способны на измену, есть что-то такое в нас, что делает верность к мужу - святыней! Да, мужчин легче окрутить, особенно таким, как ты, Зина, но, ведь, рядом с мужчиной - есть его женщина, может, ему с нею - так хорошо, что он о тебе и думать не будет, а?
   И потом, даже если ты так думаешь, совсем не обязательно говорить об этом вслух! Обижать подруг, они, ведь, любят, значит, ревнуют...
   
   А вечером позвонила Людмила, она, оказывается, измучилась, до сих пор успокоиться не может... Как она, подруга, при всех, такое сказала про её мужа...
   Я её успокоила, как могла, она, вроде, повеселела... А я, потом, ночью, вспоминала, как приглядывалась к Зинаиде, в течение года... Казалось, культурная, красивая, тактичная, а главное, не сплетница...
   А оказалось, это - только внешне, а внутри... Следующий год уже был годом разочарования, хотя я и пыталась её оправдать: нет, мол, людей без недостатков... Теперь она уже не кажется мне такой нужной в жизни, не верю я ей больше!   
   Только что опять позвонила Людмила, она рассказала про этот разговор Володе, до четырёх ночи не спали, а утром её радикулит разбил... Еле ходит... Вот как можно словом убить человека!
 
   12 февраля 84г.  Умер Юрий Владимирович Андропов... Только год и пробыл у власти после Брежнева...
   Наташенька опять болеет: 39,3 гр.  Роберт вечером будет звонить, что сказать ему?  Всё хуже с продуктами. Ходила в МСО за привозом, купила куриный импортный суп, она только его и ест.  Никогда дочурка наша так не болела...
   А у меня - уже седые волосы, и много, просто я - блондинка, не так заметно... 37 лет... Вечер. Наташенька - в больнице, под капельницей, сердце прямо разрывается...
   
   14 февраля.  Была в больнице. Уговорила врача на пять минут вывести её... Боже мой! Лучше бы я не просила! Вывели её под руку, с синяками под глазами, она только и сказала: - Сесть... мне - плохо! А посадить - некуда... Она стоит, стонет, ножки подгибаются... Я попросила медсестру: - Пожалуйста, уводите её! - Она покорно пошла... Я сойду с ума! Боже мой! Рентген показал только бронхит... Но какой-то вирус съедает её...
   Робка! Хоть бы ты был дома! Как мне больно быть со своим горем!
   
   16 февраля.  Медсестричка пустила к Наташеньке, пробыла там около часа... Она безразлична ко всему, даже - ко мне... Я спросила: - Может, мне уйти? - Она отвечает: - Да, я хочу спать... - Не ходит, не сидит, только лежит... Ещё говорит, что позвоночник болит... Господи, неужели осложнение? Или просто она измучилась за неделю высокой температуры и пять дней рвоты?
   Спросила: - Кого избрали вместо Андропова? - Я сказала, что Черненко, 72 года. Она сморщилась и буркнула: - Опять, старика! - Ничего не ест, только немного клюквенного морса выпила, температура: 38,3...  У Роберта сегодня предпоследний экзамен. Нельзя его расстраивать, опять придётся выкручиваться. Через два дня приедет. Хоть бы ей полегчало, моей девочке!
   
   26 марта .  Прошёл тот страшный месяц... Наташенька пролежала в больнице две недели, и ещё две недели - дома. Итого - месяц не была в школе... Кончила четверть с двумя четвёрками, остальные - "5".  Роберт зимнюю сессию сдал с одними пятёрками! Сегодня поехал в Ригу за темой для дипломной работы. Начался последний этап учёбы, два месяца проектирования и защита дипломной работы. Сел на 80 рублей. Да, это - не 100% в ВШПД! Очень трудный у нас этот год: дача, учёба, еле сводим концы с концами. Очень его поддерживали Аллочка с Володей! Они так хорошо к нему относятся!
   
   Дедуля поехал в санаторий, в Юрмалу. Больше недели стоял мороз, ночами - до -22гр. А днём - солнце! А теперь, как начались каникулы, погода испортилась, у Наты - опять сильный насморк...
   Аурика собирается поехать в гости к бабушке Марии и подружке Инне Мицкевич... Окончила четверть с тройкой по физкультуре... Два раза за четверть тоже болела, мало уроков была на лыжах.
   Больше стала следить за собой, взрослеет... Ласковая, доверчивая...
   
   7апреля .. Наташа опять вторую неделю в больнице, сначала - сильный насморк, потом приступ астмы, воспаление лёгких... Увеличена печень от лекарств, усиленное сердцебиение, бронхит начался... Ох, Господи! Страшно за неё!
   Вероятно, надо летом везти на Кавказ, к Тасе и дяде Ване, они Аурику подняли, может, и Наташеньку поднимут, даст Бог!
   Хожу, как побитая, ничего не помню, всё забываю, сердце сильно ноет... Апрель, пока, тёплый, выводим Нату на прогулки. Хорошо, что Роберт рядом! Снега уже нет, тепло, до 16гр.
   Завтра идём на дачу, розы ещё укутаны, хоть бы не погибли! Уже цветут синие подснежники. Настроение паршивое, ничего не хочу, кроме мужа и детей! Люди для проведения праздников - это не друзья! ... Иногда встречаемся с Дороховыми. Были на дне рождения у Алексея. Отмечали в ресторане, в Даугавпилсе. Развеялись.
   
   9 мая.  День Победы! А наши спортсмены вынуждены отказаться от Олимпиады, и только потому, что она проводится в США, угрозы, издевательства, невозможно сложные условия, вот что их там ждёт! Хватит слёз Родниной, которые видел весь мир, когда прошлый раз в Америке поднимался Советский флаг!
   Почему такая великая страна должна терпеть унижения, и, почти в муках, добиваться победы?
   Наташа отлежала в больнице две недели, только 4 дня была в школе, и опять плохо, опять на лекарствах, как только похолодало.
   
   16 мая, на день рождения мамы Роберта, у него защита дипломной работы. Если защитится на "5", то у него будет красный диплом. Трудно ему, бедняге, но, возможно,  это ещё и пригодится, знания не бывают лишними, особенно, если здоровье не слишком крепкое. 
   Эта весна была удивительно тёплая и солнечная, март и апрель, а в мае резко похолодало. В прошлом году, 18 мая, мы уже купались!
   
   18 июля .  Вчера исполнилось Роберту 39 лет. Вот, какие мы "уже пожившие" люди! Защитился он на "5"! И получил красный диплом! Ездили мы на Кавказ, но вместо двух месяцев, пробыли всего 19 дней. И пришлось уехать. И там Наташе плохо, только в климате, где родилась, ей более-менее хорошо, но и то, Боже мой!, сколько ей приходится терпеть!
   Только дома почувствовала облегчение, хотя погода - дрянь! То дождь, то пасмурно, то солнышко выглянет, и опять дождь... Делает каждый день зарядку, ходит со мной в лес, на дачу. Ей это, думаю, полезнее всего, лес-то, хвойный!
   
   Очень трудно нам с деньгами, и как выбьемся из этого, не знаю, всё уходит на мелкие расходы и питание, тянет дача, и, конечно, выматывают поездки; хоть от них был бы толк! А то - одни пустые надежды!
   Опять Роберта мучает аллергия, ещё эта дача выбивает, когда будет конец, не знаю, работает-то, он один... Изредка Лёня приезжает на выходные, Саша тоже иногда приезжает; и я себя плохо чувствую, издёрганная вся, срываюсь на детях, особенно - с Аурикой, потом переживаю, плачу...
   
   У неё сейчас такой возраст, надо быть чуткой к ней, а я... Прости меня, доченька! Прости! Это всё - моя работа, она выжала меня, как лимон. Нервы уже просто в безобразном состоянии. Надо уходить. В этом году- малыши. Группа очень тяжёлая досталась, а я уже вся иссякла... Это страшно, когда о тебе печатают в газете, как о лучшем воспитателе, второй год подряд, а ты даже самого себя не уважаешь...
   Хочется уехать на год -два в Сибирь, исполнить мечту юности, хоть сейчас найти себе место, где ещё нужна, смогу что-то... Только не детский сад! Да и, может, это материально нас поддержит. Наташа, Роберт, может, им там лучше будет... Отец в Сочи, в санатории...
   
   10 августа 84г. Писал Роберт.  5 августа умер наш кум Василий Балясников... Отмучился, бедняга! Боже мой, какие муки ему пришлось перенести! Я впервые в жизни столкнулся с такой страшной болезнью...
   Последний год они уже не жили с Таней вместе, Василий ушёл к родителям. Тане и их дочери Оле оставил квартиру. Постоянные боли сделали его очень вспыльчивым и несдержанным, он стал часто выпивать и устраивать скандалы... Очень мне их всех жаль! Таня, такая молодая, осталась вдовой, он, такой молодой, ушёл из жизни...
   
   Мы с ним знали друг друга с детства, с его сестрой Леной мы учились в одном классе, сидели за одной партой, с его мамой мы вместе работали, когда я строил СПТУ в Дагде.  Вася учился в одном классе с моей сестрой Аллой... И вот... Его больше нет! Мы с Людмилкой приехали из Краславы на похороны. День был солнечный, тёплый, красивый...
   И в такой, вот, красоте опустили гроб с его телом  в сыру землю... Никогда больше, Василёк, не увидишь ты эту красоту Родной Земли, никогда больше мы с тобой не сходим в опёнки... Прощай, Вася, друг!
   Да будет тебе земля пухом! Облитериирующий эндертериит, что он с людьми творит!
   Людмилка - в Риге, в стоматологическом институте...
   
   13 октября.  Писала Людмила.  8 августа попала в  стоматологический институт в Риге, пролежала там почти 1,5 месяца, и сейчас, уже месяц, как на больничном листе.  На следующей неделе ехать на консультацию, боюсь, не положили бы опять...
   У меня - воспаление височно-челюстных суставов, рот открывается на 2 см, малоподвижна нижняя челюсть, боли. А 1 ноября будет три месяца, как не работаю. Был сердечный приступ, нашли начало порока сердца, в суставах рук - артроз, челюсти - артрит... Господи, как тяжело жить!
   
   Хотим ещё раз испытать счастье, узнала, что на юге один старичок лечит астму, написала письмо; пишет - приезжайте, только собрались, у Натульки начался ларингит, потом - бронхит, чуть ли не воспаление лёгких...
   Как поправится, поедет с Робертом.  Что будет со мной, не знаю... Запретили нагрузки на речевой аппарат, да и говорить громко почти не могу, больно... Надо искать другую работу. Я чувствовала, как на меня наваливалось недомогание, была на пределе, вот и случилась эта беда...
   Сильно ослаб папа, Сочи ему не пошло, пробыл там только два дня, стал задыхаться, пришлось уехать.
   
   11 декабря 84г.  Проходит страшный год, и, даже в конце, несёт с собой беду: у Лёни - рак поджелудочной железы... Рак унёс бабушку Мальвину, потом отца, теперь - Лёня... Будут делать операцию. Я вчера поехала в Даугавпилс, встретилась с его лечащим врачом, первая узнала Лёнин приговор... Мой ровесник, в одном классе учились, помогал нам строить дачу, хотели его взять с собой на Юг, не успели, водка сделала своё дело, очень пил...
   Страшно за маму, как она перенесёт вторые похороны, одна, там, в Дагде?  Мы решили скрывать, по-возможности, дольше правду. Но, не умеем врать, да и сердце матери, разве обманешь?
   Я по-прежнему, мучаюсь с суставами челюсти, очень больно кушать, ложка с трудом в рот пролезает... Езжу к доктору Семёнову в Даугавпилс, лечит он очень основательно, есть сдвиги в лучшую сторону.
   
   Роберт возил Наташу  на Украину, в г. Пятихатки, пьёт лекарства, которые дал старичок, пока, Слава Богу!, держится наша девочка... Обещал старичок, что через год будет здорова Натулька... Дай-то Бог!
   Ждём Надю Выборную в гости с семьёй, единственная у меня осталась. Клара с лета не звонила, зная, что я болею...
   
   16 февраля 85 года.  Мама была в санатории. 16 января к нам приехали на недельку Надя и Петя, подняли нам настроение...
   А два дня назад внезапные сильные боли в сердце у мамы... Сразу положили в больницу, подозревают стенокардию. А вчера телеграмма от Веры: "Тяжело болен Вова." Вызывали её на переговорный пункт, оказывается, Вова упал и разбил голову о дорожный бордюр...  Будут делать операцию. Пришёл в себя, узнал жену. 
   Майор, с отличием окончил Ленинградскую военную академию, год был в Афганистане... Скорее всего, комиссуют... Что будет делать?
   В саду работаю до лета, уйду... Если удастся, пойду в сельскую школу, так по настоящей школе соскучилась, сил нет! Зайти в класс и сказать: - Здравствуйте, дети!
   
   14 апреля 85г.  На второй день после моей предыдущей записи, у мамы в больнице - обширный инфаркт... Лежит в больнице, до сих пор.  Много нам всем пришлось пережить, и ей там, в больнице, и нам, остальным... Как могла, помогала ей, кормила, мыла, поила, меняла бельё и постель... Сейчас она уже начала ходить...
   Но, видимо, так измучилась, что стала капризной, каждый день - упрёки, требования, часто - абсурдные, наверно, это благодарность за те утки, что я выносила...  Господи, и когда кончатся все эти муки?  У меня у самой часто хватает сердце, каждый день боюсь, что не доращу детей...
   О Вове мы ей ничего не говорили. У него были две операции, уже поправляется, говорят, что с того света его вытащили... Спасло очень крепкое здоровье...
   И Лёня после операции тоже уже окреп...
   
   Сегодня Танечка, моя двоюродная сестра, приезжала из Даугавпилса, постригла маму и меня.
   Счастье, что мама за две недели до больницы отрезала свою длиннющую косу... Что бы мы делали с нею в больнице?
   Теперь я опять похожа на мальчишку с короткими волосами, правда, Роберт очень недоволен, он всегда очень любил мои длинные волосы.
   Назначили его на должность мастера-бригадира; бригада у него, вроде бы, неплохая, денег теперь должно быть больше, да и работать каменщиком, имея диплом с отличием, как-то обидно...
 
   8 февраля 86г.  Почти год не писала... Вова поправился, в Армии его оставили, но он, как следует, не осознал, что ему надо забыть про выпивки...
   Лёня - то же самое, сколько мы с Робертом ему ни говорили, что ему теперь нельзя пить совсем, ни грамма! Если он хочет жить! Он соглашается, кивает головой, проходит время, он не выдерживает, срывается...
   Мама тоже поправилась, но уже нет того, что было, уже не богатырь, чуть что, за сердце хватается...
   С работы в Дагде ушла. Помогает мне на кухне, хоть в этом мне легче...
   Я, автор, нашёл в записях Людмилы её стихи. Хочу их напечатать:

                Мечта.
            Липа цветёт, липа цветёт,
            Воздух дурманя вокруг,
            Гордо, как лебедь, под липой идёт
            Девушка, в стайке подруг.

            Море блестит, волны шуршат,
            Берег умыли родной,
            Дарят кусочки ей янтаря-
            Слёзы сосны вековой.

            Здесь бы тебе, лебедь, вспорхнуть,
            Крылья расправив, взлететь,
            Только холодный ветер пахнул,
            Песне не дав зазвенеть... -85г.

                Бабье лето.

             Золотой наряд одели липы
             Отцвели, давно уж, отцвели...
             И последней жаждой бабье лето
             Вдруг согрело осени цветы.

             Ярких красок разбросало столько -
             Восхищенья - не сдержать в душе!
             Только, бабье лето, как ни больно,
             Но ничем, ты не поможешь мне!

             Не вернёшь тепло и прелесть лета,
             Не вернёшь рассветы и любовь!
             И последних дней сиянье света
             Не зажжёт уже надежду вновь... -85г.

                Запретная любовь.
               Повстречались двое на беду,
               Полюбили, а -  нельзя любить!
               И расстались двое, как в бреду,
               С нелюбимыми судьбу делить...

               Ни разлуке, ни судьбе, ни нам,
               Этим двум любить не запретить,
               Не прикажешь любящим сердцам
               Всё забыть, не ждать, и замолчать...

               Повстречались двое на беду,
               Полюбили, а - нельзя любить!
               И расстались двое, как в бреду,
               С нелюбимыми судьбу делить.... -85г.

                Твои глаза.
              Как много могут сказать глаза:
              Люблю, мне больно, вернись, устала...
              Порой, на миг лишь, блеснёт слеза,
              А, разве, этого мига мало?

              Порою миг этот - жизнь продлит,
              Любима, вот что в них прочитала.
              Разлуки боль, и потери крик
              Ответно, в сердце, тоской звучало.

              Не надо слов, а один, лишь, взгляд,
              Он, вдруг, зажжёт, окрылит удачей,
              И, вновь, вокруг будет мир и лад,
              Иль разорвёт всё, бедой заплачет.

              Как много могут  сказать глаза:
              Прости, прощай, не забудь, ну, полно!
              Найду, ты жди! Нет: всё было зря!
              И никогда... Как, прощаться, больно...

              Глаза не могут нас обмануть,
              Они, ведь, мыслей отраженье.
              Слова - забуду, их - не вернуть,
              А взгляд - со мною, как наважденье... -85г.

                Рига.
              Вот город, ты видишь его с высоты,
              Под красными крышами из черепицы.
              Стесняясь неяркой своей красоты,
              Зовётся он гордо - столицей.

              На улицах узеньких древность живёт,
              На площади Домской звучит оргАном,
              Народ здесь певучие песни поёт,
              Трудом умножая славу.

              Тут Даугава бьётся о твёрдый гранит,
              Красуясь своими мостами,
              И площадь Стрелков, ведь, никто не забыт,
              Свобода и Ленин - с нами!

              Теперь долго в памяти будет твоей
              Наш город, под черепицей,
              Он в сердце, с рожденья, у всех латышей,
              И я им - могу гордиться!   -85г.

                Малиновской З.М.
                Не считайте года, не считайте морщин,
                Ведь у каждого возраста прелесть своя,
                Как, порою, на Вас, поглядают мужчины
                И мечтают: "Была бы такою моя!"

                Вас ласкает сентябрь золотою листвою,
                В белый пух и хрусталь Вас оденет февраль,
                Одарит Вас весна молодою красою,
                Лету - дать Вам тепла, сколько надо, не
                жаль...
               
                Пусть уходят года, не печальтесь, не надо,
                Верю: счастье Вас ждёт на дальнейшем пути,
                Будет нежность, любовь, будет  радость
                в награду,
                Надо только желать, и к надежде идти! -85г.

                По одной земле мы ходим,
                Солнце светит нам одно,
                Но, не знаю, как ты, где ты?
                Плохо ли тебе? Светло?

                Я живу, дышу тобою,
                Всюду в жизни ты моей,
                Рядом быть с тобой... чужою,
                Без тебя - совсем твоей! - 85г.

              - Что мне с тобою делать?
              - Что мне с тобою делать?
              - Что ж ты со мною сделаешь,
                Если люблю - не тебя... - 85г.

          Скажи мне что-нибудь, скажи...
          А ты - молчишь, не зная, что сказать.
          Не хочешь нежных слов и... лжи,
          Которую пришлось бы повторять . - 85г.

          Говоришь - любовь? Нет, всё пройдёт,
          Как туман над прудом проплывёт.
          Говоришь - умрёшь, нет, всё уйдёт,
          Как сирень, в мгновенье, отцветёт...-85г.

             Подарок лета - Лиепая.
          Море Чёрное, пальмы и горы,
          Много лет вы были со мной.
          Лето, отпуск, и мчались просторы,
          За окном пробегая стеной.

          Я привыкла к толпе, к подъёмам,
          К душным паркам, к шумной волне.
          И мечтала опять, с истомой,
          О далёкой, летней, поре.
          
          Чуть пугала трудность дороги,
          Нет билетов и дальний путь,
          О семье волновали тревоги,
          А волненье и отдых, где же суть?

         И, вдруг, лето смешало планы,
         Море, солнце, песчаный пляж,
         Воздух свежий и дюны-барханы,
         Сосны с неба глядят на нас...

         Море дарит прохладу и свежесть,
         Парки липой дурманят в цвету,
         Дышишь так, как тебе дышалось
         В восемнадцатую весну!

        И дорога - часы всего лишь,
        Нет проблемы - билеты взять,
        Новости дома, если захочешь,
        С таксофона можешь узнать.

        Полюбила я синее море,
        И подарок его - янтарь,
        Тёплым солнцем лежит на ладони,
        И согреет меня, и в январь... -85г.

        Как вихрь, летит девчонка,
        Её подхватила любовь.
        А стан её - лёгкий и тонкий,
        И в жилах играет кровь.

        Надеждой трепещет сердце,
        И счастьем сверкают глаза,
        Ведь, надо же, так влюбиться!
        Чтоб сразу, навек, навсегда!

        Как хочется верить в удачу,
        И в твёрдость её сильных чувств!
        От зависти - чуть не плачу,
        А, всё-таки, ею - горжусь!  - 86г.

     Ты считаешь, полюбила поздно?
     Ну и что? Награда, ведь, любовь!
     Чувств своих не бойся, осторожно,
     Но вступай в страну мечты и грёз!

     Посмотри - разгладились морщины,
     Нежность, затаённая, в глазах,
     Стали замечать тебя мужчины,
     Реже ходишь  ты, теперь, в слезах.

     Спрячь от глаз ты страсть свою подальше,
     Легче будет всё переносить.
     И с мечтой живи, а не пустой, как раньше,
     И полнее, краше, станет жизнь. - 86г.

     Душа то плачет, то смеётся,
     То умирает, то живёт,
     То, вдруг, как море, разольётся,
     То мелким озерцем замрёт...

     То, вдруг, кричит, как чайка в бурю,
     То тихой песней запоёт,
     То восстаёт, грозя, сумбуря,
     То, вдруг, заплачет и - замрёт...

    Замрёт в ней песня, стихнет буря,
    Уйдут навеки, навсегда,
    Когда любовь уйдёт, тоскуя,
    Чтоб не придти, уж никогда...

    Хочу жить в муках и надежде,
    Хочу страдать и ликовать,
    Не уходи, любовь! Как прежде,
    Дай всё, что можешь дать, и взять... -86г.

    Не уходи, любовь, не уходи!
    Свои мечты мне вновь ты подари,
    Ты подари опять надежды миг,
    Оставь в моей душе ты счастья крик...

    Не уходи, любовь, не уходи!
    И пытки сладкий миг мне подари!
    Мне подари опять тот нежный взгляд,
    Что не вернуть назад, что мною взят...
    Не уходи любовь, не уходи! - 86г.

   Почему ты мне не снишься, почему?
   Почему проходишь мимо, не пойму!
   Почему тебя увидеть хочу я?
   Почему, так долго, мучаешь меня?

   Приходи, хоть иногда, в мои ты сны!
   Не губи мои надежды и мечты!
   Буду ждать тебя, и год, и два, и три!
   Только в сны мои, любимый, приходи!  -86г.

   Недотрога, дикая, чужая.
   В памяти твоей осталась я...
   Если б знал  - насколько я - живая,
   Но - нельзя, судьба ты - не моя!  -86г.

   Море, солнце, дюны, ветер,
   Ах, какая красота!
   Растрепал тебе он волосы,
   Голубые скрыл глаза.

   Годы сбросил с плеч усталых,
   Все напасти, беды все,
   Ни больших морщин, ни малых,
   Всё разгладил, как во сне!

   Вновь мальчишка, как в шестнадцать,
   Вновь влюблён, желаний - мир!
   Будь красивым, юным, статным.
   Чтоб любили, и любил... -86г.

   Твои глаза полны тепла.
   Горят от нежности они.
   И молоды у нас сердца.
   И в целом мире - мы одни... -86г.

   Дай тёплые руки свои,
   Возьму я у них тепла,
   А нежность из глаз твоих
   Уже я, мой друг, взяла!

   Дай губы мне, милый, свои,
   Улыбку и страсть подари!
   А я тебе - всё отдам!
   Моё - всё твоё! Бери!  -86г.

   Ты - одна в моей судьбе
   крупная удача!
   Знаю я, что без тебя
   ничего не значу!
   Потому я о тебе
   думаю и плачу,
   Потому я без тебя -
   без дождя - пылинка,
   Но и ты, друг, без меня -
   слабая травинка!  -86г.

   Когда тебя рядом нет,
   Мой друг голубоглазый,
   Тупеет мир, тускнеет свет,
   Меняясь, будто разом.

   И наступает, мрачно, ночь,
   Темнеет за окном.
   И плачет дождь, и хнычет дочь,
   В отсутствии твоём.

   И, в напряжении, опять
   Жду солнца, света, дня...
   Ложусь, чтобы совсем не спать,
   А ждать, всё ждать тебя... -86г.

   Есть нежность на свете такая,
   Которую - не погасить.
   Любовь есть на свете такая,
   Что хочется вечно носить.

   Глаза есть на свете такие,
   Которые - не позабыть...
   Им хочется, вечность ломая,
   Минуты любви дарить.  -86г.

   Люблю... Шепчу губами я,
   Люблю... Кричу тебе, судьба моя,
   Люблю, люблю, люблю тебя!
   Навек - твоя, совсем - твоя!  -86г.

   Ты погляди, родной, вокруг,
   Стареет мир уже, мой друг,
   Те - подрасли, те - отцвели...
   Лишь юны мы с тобой одни.

   Моя любовь - ещё цветёт,
   Как розы дивные цветы.
   Я жажду рук, и губ, и слов,
   Как в давние, так в эти дни... -86г.

   12 февраля.  24 декабря умер мамин брат Александр.   А 16 января похоронные известия пришли о большом друге нашей семьи, дяде Роберта, дяде Вите... Очень оглушила нас его смерть.
   Он каждый год приезжал к нам в гости, и все мы за эти годы очень привязались к нему. К каждому из нас нашёл свой ключик. На Новый Год звонил, поздравлял, Аурику приглашал к себе в Ленинград.
   Мы втроём ездили к ним в гости: я, Робчик и Аурика, зимой, на Новый Год.  Его жена, Марина, нам очень понравилась, и их дочь Катя - тоже.  Они с Мариной водили нас по Ленинграду, ходили в Эрмитаж, в картинную галерею, любовались утками, огромными стаями плавающими в Ленинградских каналах...
   
   У него отказало сердце, инфаркт... Роберт с Лёней ездили на похороны. На похоронах и поминках было много родственников и друзей. Многие рассказывали о нём свои воспоминания, тепло, душевно... Господи, как жаль, что такой светлый, хороший человек ушёл, и так рано! Ему бы ещё жить и жить!
   
   При той нашей встрече, гуляя по вечернему Питеру, он рассказывал о своих родителях, о своей тёте Алевтине, бабушке Роберта, говорил,что в молодые годы она была очень красива и была фрейлиной последней Императрицы России... И про дедушку Роберта - Антона рассказывал, как он вернулся из эмиграции в 1937 году из Парижа, как, спустя всего пол-года, его арестовали нквдэшники, обвинили в шпионаже в пользу Франции... и он бесследно исчез... Расстреляли, конечно, самый свирепый год был сталинских репрессий!
   И самого дяди Вити больше нет, умер нестарым, как и папа Роберта...
   Натулька наша не вылечилась за год, как обещал тот старичок из Пятихаток, ей стало получше, но ещё очень слабенькая...
   Аурика уже учится в 9 классе. Первая влюблённость... Наверно, мы с Робертом заразили, теперь будем расхлёбывать!
   
   Летом, когда кончились все страдания с мамой и Вовой, меня отпустили в санаторий, в Лиепаю, впервые отдыхала одна. Отдохнула великолепно, свежий морской воздух, цветущие липы, аромат от них - обалденный! Прекрасный медперсонал,  хорошее лечение, спокойствие о доме, часто разговаривала с родными по телефону.
   И, на моё счастье, Натка не заболела, я всегда слышала её здоровый голосок! И муж очень ждал...
   Единственный негатив - сильное обострение с желудком. Неделю мучилась. Правда, пока я там наслаждалась жизнью, мой Робка худел от ревности... И сказал, что больше одну не пустит!
   Эта ревность так всколыхнула его чувства, что я не могу ими насытиться! У него такие глаза стали! Такие слова! Что плакать от счастья хочется!  Роберт, славный мой, любимый, родной мой, счастье ты моё в этой жизни, моя опора, мой друг, как мне плохо без тебя, а тебе - без меня!
   
   Он сейчас лежит на больничной койке, а я - одна... У Роберта - сильнейший гайморит, каждый день делают проколы гайморовых пазух и откачивают гной... Врачи испугались. У нас в Краславе недавно умер от гайморита 42 -летний мужчина...
   Пол-дня отплакала, совсем не могу без него, моего славного, озорного, доброго, влюблённого...
   Роберт, славный мой, двадцатый год  нашей совместной жизни пошёл, а я, как в 17 лет, говорю: - Люблю, люблю тебя, слышишь?  Господи! Только всегда будь со мной, мой муж, моя жизнь!
   Друзей я всех растеряла, не нашла той взаимности, которой хотелось бы, уж если дружить, то на всю катушку!  А если кое-как, то это уже не дружба, а просто знакомство...
   
   Из садика, всё же, не ушла, что я без них? Кто я?  Сейчас у меня старшая группа, очень трудная... один Саша Кривенко чего стоит! Такой редкостный экземпляр у меня впервые... Не было ещё такого, чтобы четырёхлетний карапуз посылал взрослого человека на три буквы, или говорил, что разрежет на кусочки, или бабы Гели бык забодает...
   Здоровье продержалось месяца четыре... Сейчас, уже третью неделю, на больничном, процедуры, уколы... И мужа забрали... на сборы, на месяц, под Ригу, в г. Адажи...
   Не знаю, перед кем на колени упасть за то, что в моей жизни есть такой человек, мой родной, мой любимый, самый лучший мужчина на свете!  Только, умоляю: не забирайте его от меня!  А уж, если придёт срок, заберите и меня вместе с ним!
   Папа слабеет, часто болеет, тихий стал, спокойный...
   
   Робчик мой вывел свою бригаду на первое место в МСО за 4-ый квартал, и впервые, бригада выполнила годовой план! Его зарплата была бельмом в глазу у многих завистников, и он сам отказался от должности мастера-бригадира... Остался просто бригадиром.
   Трудно ему... Бригада тяжёлая, много пьющих, а их трудно держать в узде... Было хорошо, что строил он 70-кв. жилой дом, совсем рядышком с нашим домом, и обедал он всегда дома.
   А теперь дом сдан, и его новый объект - в 20 км от Краславы, десять ливанских домов с хозпостройками, благоустройством и дорогами.
   И ещё: исполнила я свою давнюю мечту - научилась вязать! Связала за осень 6 пар носков, рукавички, перчатки, шапочку, шарфик, вот!  И... два свитера!!
 
   6 апреля 86г.  Какая-то чёрная полоса на работе, рассорилась с Зинаидой... вторая большая ссора за 4 года, протекает очень болезненно... Я так была ею потрясена, что не могла оставаться в Краславе, уехала в Дагду, к Фриде, ночевала у неё, она меня немного успокоила...
   А на следующий день опять слышу, как нашу ссору пересказывает заведующая завхозу; а, ведь, сама её спровоцировала, передаёт с выгодной для себя стороны... Я была в соседнем кабинете... Не могла выйти, боялась, что сердце выскочит из груди...
   Пришли воспитатели... отсидела политзанятия, зашла к заведующей и сказала ей: - Вы, А.В., знали что я, невольно, слышала всё, я не думала, что вы станете распространяться в коллективе, вы обязаны гасить сплетни, а не распространять их!
   Роберту тоже очень тяжело... Здесь, в Краславе, люди какие-то... часто чувствую себя здесь одинокой, никому не нужной... Кроме семьи, конечно!
   Уже три года председатель профкома, пыталась как-то растормошить людей, внести что-то новое, сдружить... Куда там!  Никому это не нужно!
   Так хочется иметь друзей, которым веришь, как себе! Друзья, где вы? АУУ!
   Я не выдержала и позвонила Кларе, после 2,5 лет молчания... Она обрадовалась, даже - очень... И опять молчит! Я ничего от неё не жду, и не хочу, просто, пусть знает, что я - не сержусь, что мне плохо... даже, без неё...
   
   Всю жизнь с Робертом мечтали о Сибири... Нам уже по сорок... А мы - всё мечтаем... Может, зря не решились, может, жизнь прошла бы намного интереснее?   ...Написал Роберт в Ленинград о моём артрите и артрозе врачу, брату Марины, жены дяди Вити, до сих пор не могу есть нормально, ложку с трудом в рот просовываю...   
...Лидочка ждёт второго ребёнка, надеется, что, может, хоть он заставит Павлика одуматься, перестать пить... По крайней мере, он так обещал ей... Господи! Как трудно людям жить!
 
   16 августа 86г.  Лежала в Ленинграде 3 недели в мае. Лечили от ревматизма, порока сердца; в институте, куда возили на консультацию, специалист сказал: ревматоидный полиартрит... Сейчас чувствую себя лучше, только мучает поджедудочная...
   
   С 4 июля были с Робертом вдвоём, по семейной путёвке в Юрмале, в пансионате Дзинтари. Отдохнули хорошо, рядом - Рига, правда, солнечных дней было мало, зато посмотрели оперы : "Травиата", "Тоска", балет "Лебединое озеро", "Тысяча и одна ночь", слушали оргАн в Домском Соборе (приезжала Аурика в тот день, ходили с нею), в концертном  (летнем) зале Дзинтари слушали малый симфонический оркестр из Москвы... Сколько впечатлений!
   
   Я отвела душу, исполнив своё многолетнее желание - послушать настоящую музыку и приобщить к ней Роберта.  Он оказался на высоте!  Теперь уже не услышу от него: - Не люблю оперу и балет! - Даже симфония Франка ему понравилась!
   От этого, мне кажется, он ещё ближе и дороже мне стал! Теперь он поймёт, почему меня так тянет к классике!
   Но кончился наш отпуск печально: Роберт лёг на операцию в Рижской Республиканской больнице, удаляли сломанную перегородку в носу, это из-за неё у него были такие проблемы с аллергией...
   Доктор, делавшая операцию, потом удивлялась: - Обычно два-три удара хватает, а тут - семь ударов молотком по зубилу! - Он потом три дня страшно мучился от головных болей... Две недели отлежал в больнице и ещё неделю дома. Дышит лучше, но ещё не очень. Ему в Даугавпилсе несколько раз говорили: - Вам необходима операция, без неё - не обойтись! - Вот, наконец, решился! Может, хоть теперь, аллергия меньше будет мучить?
   
   Были у нас в июне гости из Ленинграда, брат Марины Миша, его жена Виолетта, и их дети. Старались, чтобы им хорошо было у нас и интересно.
   Аурика работала в пионерском лагере "Лотос" месяц и две недели в моём саду.
   У меня отношения с Зинаидой и заведующей, вроде бы, наладились, но только внешне, того, что было, больше не будет. Вероятно, с сентября будем работать в разных группах. Очень не хочется через день ходить на работу.
   
   Ездили в Ленинград с Дороховыми, поздравлять их дочь Диану с днём рождения, ей исполилось 18 лет, она учится в Ленинграде. Были у Клары на её дне рождения, 6 августа...
   Очень боюсь за Лидочку, как она перенесёт роды в 35 лет? Ездили к ней 14 августа, поздравляли с днём рождения.
   Гостили у Аллочки, когда ездили навещать папульку в больнице... В этом году в Юрмале, в санаториях, побывали: мама, мы с Робертом, поедет папа. И все, почти, в одном месте!  Как красива Юрмала! Море один день было такое тёплое, почти, как на Чёрном море!
   
   24 августа.  Роберт пошёл провожать папу в санаторий, понёс его чемодан. Дедуля наш стал такой слабый, боюсь за него...
   Роберт чувствует себя хорошо, дышит так легко и свободно, как никогда не дышал, надо было гораздо раньше ему делать операцию!
   Предлагают ему тут в "Курортстрой" идти работать прорабом, уже два месяца уговаривают, решил попробовать; и правда, диплом с отличием, пора уже и заканчивать кельмой махать!
   А я готовлю группу для самых маленьких, двухлеток. Волнуюсь. Ещё никогда с такими малышами не работала... Как получится? С Кларой и Алёшей встречаемся. Были они вчера у нас. Мешок яблок привезли.  Тоскую по Фриде.
   
   И вообще, до сих пор тоскуем по Дагде! Столько лет в ней прожили, любовь наша с Робертом в ней сформировалась, окрепла, самые лучшие годы прожили в ней...
   Спасает дача, красивая получилась: две комнаты, в одной из них - большой камин, в нём готовим еду, ставим на стальную решётку 4 кастрюли, разводим под ней костёр, через пол-часа еда готова, пахнет дымком, вкусно! И горячая вода готова, можно сразу посуду мыть!
   Роберт сделал огромные окна, детали для них они с Лёней по вечерам делали на станках в столярке Дагдского участка МСО, а собирал оконные блоки Роберт уже в подвале нашего дома в Краславе.
  Большая веранда, восточная и южная стороны - сплошное стекло!  В подвале сделал баню, в МСО сварили ему котёл из стальных листьев толщиной 4 мм, кАменка и бак для горячей воды, так парились с Лёшей, что еле вылезли наверх, сил совсем не осталось...
   
   Сад наш разрастается, яблони, сливы, груши, красная смородина, малина, клубника, два куста вьющихся роз с южной стороны, как зацветут, красота - обалденная! Парник сделал красивый, бруски и стекло.
   В этом году было настоящее лето, солнечное, жаркое, только в Юрмале не повезло с погодой, стояли пасмурные дни...
   Простыла Аурика, кашляет, сильный насморк. Ужасную нежность испытываю к своей 16 -летней дочери! Так она мне дорога со своими заботами, своей любовью, нежностью, чистотой... Такая красивая! Загляденье! Она стала спокойнее, послушнее, отзывчивая, трудолюбивая. Не представляю, как отпускать её в институт, как разлучаться надолго с нею?
   А Ната, наоборот, становится резкая, заносчивая, часто, даже со мной, разговаривает с гонором, не говоря уже о бабуле и дедуле... Начинается переходный возраст... Львица! Что же вы хотите? Это, не рак, как Роберт!
   Сын Миши и Виолетты, 13-летний мальчик, влюбился в Аурику по-настоящему, такие письма ей пишет, что мы - чуть не плачем!  Жаль мальчика! Они с Аурикой так сдружились, мы подшучивали над ними... дошутились!  Печалимся за повышение цен на продукты...
 
   20 ноября 86г.  Лидочка родила 13 ноября второго сына. Назвали Юрием. Ездили к ним в Эзерниеки, поздравляли. Дима уже стал такой большой, красивый парень будет!
   17 ноября поздравляли Лёню с 40-летием, а 25 декабря и мне 40 стукнет!
   У мамы Роберта по-прежнему дрожат руки, вот уже 4 года прошло, как умер отец, видимо, это теперь у неё пожизненно будет...
   31 декабря.  Пожелания Новогодние на 1987 год:

   Я дочке маленькой своей
   Хочу большого счастья!
   Быть очень нужной для друзей,
   Забыть про все ненастья!
   Здоровье чтобы укреплять,
   Побольше есть, покрепче спать!

   Аурика, милая моя,
   Тебе удач желаю я!
   Чтоб этот год тебе принёс
   Улыбок - тыщу, каплю - слёз!
   В науки лезь, давай, дерзай,
   Смелее в жизнь иди, вступай!

   Любимый мой, живу тобой,
   Хочу, чтоб рядом был всегда!
   И вечно слышать голос твой,
   И нежный взгляд, моя мечта!
   Пусть добрым будет этот год,
   И справедливость нас найдёт!

   Желаем маме - не стареть,
   Бодрее быть и чаще петь,
   И молодою сердцем быть,
   И верить в счастье, и любить!

             Папе:
   Не замечай морщин и седины,
   Душою юн и молод ты,
   Здоровье пусть нам принесёт
   Грядущий год, счастливый год!

   8 января 87г.  Роберта Райком партии не отпустил из МСО, унизили, оборвали крылья, заставили работать на месте, будто он - крепостной!
   Живу детьми, мужем, домом... Дети нашей группы - очень хорошие ребятки, двадцать человек, няня и воспитатель, второй, Наташа, замужем, 21 год, сыну - 1,5 годика, ещё один мой дитёнок, прелесть девушка!   С остальными почти не вижусь.
   Роберт сейчас, даже не бригадир, поторопились избрать другого, когда он собрался увольняться.  Мне - уже 40, двадцать лет совместной жизни, как летит время, Боже мой!
   Аурика в десятом классе. Поступила на подготовительные курсы в Даугавпилсский пединститут. Пошла на день рождения к своей подружке Жанне.
   
   4 июня.  Кончается детство Аурики... Экзамены сдала хорошо, только по математике - "3", остальные -5,4,4,5,5,4,4, с 6 июля едет на курсы в институт, будет жить в общежитии; к Людмиле - не хочу, пусть привыкает к самостоятельности.
   Останется дома одна Наташенька, наш трудолюбивый, дорогой, слабенький человечек!  А меня уже неделю мучает сердце, ощущение - будто после тяжёлой болезни...
   
   9 июля 87г.  Чем дольше живу, тем меньше понимаю людей. Когда жили в Дагде, хотелось чего-то нового, жаль только было уезжать от родных, от друзей, соседей, знакомых, от любимого городка...
   Краслава - и город больше, и красивая природа, хвойные леса, два озера, река, дача, теперь ещё и гараж Роберт построил, и мотоцикл с коляской купили, с деньгами трудно, но на дачу же надо ездить!
   
   А вот люди, живут  только собой, своими болячками, бесчувственные, радующиеся чужим неудачам, готовые съесть тебя, если ты - в чём-то лучше, чище, честнее, как больно могут ранить, а то - и убить!, эти чужие языки! Шесть лет мы здесь, кроме  горя, мы здесь от людей ничего не видели, и теперь боимся новых друзей, боимся разочарования; а так, другой раз, хочется пойти в гости, открыть душу...
   
   И, кого не спрошу из приезжих, где бы ты ни работал, ты - чужой, как вакуум кругом, так и у меня на работе... Даже болезнь люди в преступление записывают... Если часто болеешь, значит, блат у врачей есть! Значит, ты - лентяй, больным прикидываешься! Роберт тоже с этим сталкивался, и его обвиняли подобным образом... Как больно это слышать, как-будто он виноват, что его аллергия так жестоко мучила! Или когда он на сквозняках простывал, а потом месяцами кашлял...
   
   И меня спасают только мои малыши, только им я, по-настоящему, нужна, и тёте Кате, и Наташе, напарнице моей, ни одного недоброго взгляда, за всё время совместной работы! И чем больше стараешься, тем больше зависти и злобы...
   Они собираются и часами болтают... Мы дорожим каждой минутой, и кто это оценил? Сейчас не в цене, ни искренность, ни сдержанность, ни скромность и терпение... Живут хорошо те, кто умеет урвать, увильнуть, облаять, облить грязью...
   Я беспомощна перед такими людьми, я не умею лгать, кривить душой, пресмыкаться, как и Роберт, и нас бьют, и очень больно порой...
   
   Нашла листок бумаги с записью слов Наташи, когда ей было 4,5 года:  - Папа, какие у девочки в кино были плохие подружки! Подходят к ней и говорят: - Ты у нас - обписанная красавица! - Я пришла из магазина, она встречает меня: - Мамочка! Ты досцала, досцала, досца... достала масло?.. Слушает песню "Я спросил у тополя"... - Мамочка, а мне жалко дядю, зачем она его перелюбила? Так любить - нельзя! Ты, ведь, не перелюбила папу, правда?
   
   28 марта 88г.  Человек не может жить без веры... Верили в Бога, шли на смерть, на подвиг во имя России... Потом поверили в Ленина и Революцию, и тоже шли на подвиги... Сталин сумел загубить Ленина, но, одновременно, вознёс его до небес... Поэтому люди верили ему, и тоже побеждали...
   Потом, при Брежневе, верили в светлое будущее, но... уже никуда не шли... С чего началось? Когда пропало в душе то, без чего трудно, невозможно жить, пропала вера?
   
   Свято место - пусто не бывает! Пришло безверие, опустошённость, застой... Застой? Нет, падение! Падение нравов, желаний, пришло безразличие...
   Спрашиваем: где настоящие девушки? Парни? И, даже, если находим таких, то видим - эти - не безнравственны... Но... слишком спокойны, без искры, без энтузиазма, без сострадательности к людям...
   Часто читаю и перечитываю фантастику... Идёт хорошее, светлое течение, а мы боимся: что принесёт это новое? Надолго ли? А что потом? Сказать правду обо всём? А не станет это роком в будущем, для детей, для внуков?  И поэтому - вверху - шум, а внизу - тишина, все замерли, слушают, насторожены...
   
   Сколько всего наобещали народу во время Революции! Землю, свободу, равенство, братство, и т.д., и т.п. Что получили? Самых лучших и зажиточных - в Сибирь! На Дальний Восток! Остальных - в колхоз! Силком! Не спрашивая, хочешь, или нет? Чуть в чём не согласен - на каторгу, а то, и к стенке! Зарплата - лишь бы как-нибудь до следующей дотянул, и так - будь счастлив!
   
   Свары и нервотрёпка в коллективах, тем, кому по-настоящему хочется работать, всегда было трудно; сейчас, вроде, полегче, а всё-равно, бесит остальных, нервирует, вызывает конфликты, даже с начальством... А, ведь, хочется, чтобы большинство работало по-настоящему! Чтобы начальство ценило по труду, а не по тому, удобен ты, или нет...
   
   И если за  свою хорошую работу ты видишь, что ничего не изменилось, только косых взглядов добавилось, да холода... Ты - замыкаешься, у тебя - опустились руки, и тебе больше ничего не хочется... Лишь бы день побыстрее к вечеру, кое-как...
   Жалко и боязно за детей... Человек - должен верить! В Бога, в отца и мать, в справедливость, в лучшее будущее! И всегда верить, что твоя страна - самая лучшая, прекраснейшая, что ты, больше всего, нужен ей! Твоей стране!
   Верь, молодой человек, верь девушка, верьте в то, что честь будет цениться, верьте, что девичья гордость - не архаизм! Верьте в то, что старость ещё будет цениться, материнство - уважаться, что ещё появится мужчина-рыцарь! Без этой веры - нельзя!
   Читаем с Робертом "Дети Арбата", всё та же тема... Как больно! Но говорить об этом - надо! Чтобы вернуть веру в справедливость, чтобы знали все: народ - судья твоих поступков, какой бы пост ты ни занимал!
   
   3 апреля 88г.  Наркомания... Ещё лет пять назад, это, вроде бы, и не касалось нас, нашей страны... Об этом иногда слышали, но не видели, не говорили... А теперь?  Токсикоманы, наркоманы... Это, ведь, чьи-то дети, родные, мужья, жёны... Когда это тебя не касается, всё легче и проще, но, вот, у твоей дочери появился знакомый, а он, оказывается, наркоман!
   К чему это приведёт? И всё в тебе замирает от страха... Неужели, она, такая любимая, родная, чистая, красивая, рождена тобой... для него? Неужели она... для такой доли выросла?
   Кто у них родится?  Каким? Можно ли верить такой "опоре"? Или ты, девочка веришь, что своими слабенькими плечиками удержишь такой груз?
   Господи! Не дай моим дочерям встретиться с такой проблемой!
   Смотрела передачу о них, со шрамами на руках, показывали их тупость, низость, их способность пойти на любую мерзость, любое преступление, даже - на убийство; лишь бы, любым способом достать деньги на дозу...
   Ещё показывали детей наркоманов - калек с заячьей губой и различными уродствами, с волчьей пастью, рахитиков, дебилов, и т.д., и т.п. Где же выход из этого? Сколько их погибнет? Сколько жизней будет покалечено? Ведь, в среднем, наркоман, севший на иглу, живёт около пяти лет...
   
   7 апреля.  Просмотрела старые записи. Оказывается я забыла записать, что Роберт в середине апреля 87 года назначен мастером отделочных работ на участок Алика Карпенко...
   Всё-таки, пригодился красный диплом! За этот прошедший год он уже хорошо освоился на новой работе, приобрёл опыт составления нарядов подотчётных ему бригад.
   Слава Богу! Больше не надо ему физически вкалывать! Хотя, боюсь, что это - не на долго! Он слишком любит строить своими руками, видеть, что это именно его труд, вместе с другими рабочими, воздвиг это здание!
   10  апреля.

             Дай ответ.
   Ты Гением, ты символом народа
   Был долгие и трудные года.
   Зажата, сдавлена была свобода,
   Но в душах честь и гордость, ведь, жила.

   И с именем твоим шли, умирали,
   И с верою терпели и росли,
   И коммунизма все мы очень ждали.
   С трудом, но продвигались, к цели шли!

   И что же?
      Ты - раздавлен!
         Ты - растоптан!
   Ты - деспот, и убийца, и тиран!
   И - пустота... Как-будто кто-то отнял
   То, что большой народ с трудом создал...

   А где же были раньше?
   Почему молчали?
   Когда ТАКИХ людей ты убирал?
   А мы, мы - верили,
   на весь, ведь, мир кричали,
   Что Родины ты нашей идеал!

   Как в детские глаза теперь смотреть мне?
   Какие говорить, теперь, слова?
   Как позабыть о роли твоей в смерти,
   Тобою приближённой, Ильича?

   Как трудно разобраться, теперь, в правде...
   Что было? Домысел, быть может, и навет?
   Встань! Оправдайся!       
      Стало,чтоб, понятно...
   Народу нашему дай честный свой ответ!  -87г.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/05/15/81


Рецензии
Читаю, Роберт, и перед глазами 80-е.
Только и хоронили престарелых генсеков,
даже мыло в магазинах было по талонам…
И, как при Хрущеве, трудно было купить
буханку хлеба в магазине.
Профорг заказывал несколько лотков прямо
на работу, и у него разбирали этот хлеб.
При Андропове ещё хлеще было: нельзя было выскочить в магазин рядом,
когда туда что-то привозили. А потом там было пусто.
Все пережили, но пропала ВЕРА. Правильно пишет в дневнике
Людмила. Продали Советский Союз. В этом правы Вы.
Доброго Вам всего!

Татьяна Завадская   23.12.2023 19:18     Заявить о нарушении
Всё именно так! Продала и предала собственный народ власть! Роберт.

Роман Рассветов   24.12.2023 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 63 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.